Главная » Воспитание дошкольника

Значение природы воспитании дошкольников

Статья по окружающему миру по теме:
Роль природы в развитии личностных качеств детей дошкольного возраста.

Влияние природы на развитие ребёнка огромно. Она является источником первых конкретных знаний и радостных переживаний, часто запоминающихся на всю жизнь.

Явления и объекты природы привлекают детей красотой и яркостью красок, разнообразий. Наблюдая за ними, ребёнок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основываются его дальнейшие знания.

Знакомство с природой оказывает большое влияние на всестороннее развитие детей. Накапливая под руководством старших новые представления и, дети постепенно расширяют свой кругозор, упражняют свои умственные способности, развивают своё мышление. Давая детям правильные представления о явлениях природы мы вырабатываем у них умение устанавливать связи между знакомыми явлениями, закладываем почву для воспитания материалистического миропонимания. Общение с природой у детей воспитывает нравственные качества необходимые будущему гражданину нашей страны - трудолюбие, любовное и бережное отношение к богатствам нашей Родины, развивает эстетические чувства, укрепляет его здоровье. Для духовного формирования человека важно, чтобы он с самого раннего детства наблюдал природу, общался с ней.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Роль природы в развитии личностных качеств детей дошкольного возраста.

Влияние природы на развитие ребёнка огромно. Она является источником первых конкретных знаний и радостных переживаний, часто запоминающихся на всю жизнь.

Явления и объекты природы привлекают детей красотой и яркостью

красок, разнообразий. Наблюдая за ними, ребёнок обогащает свой чувственный

опыт, на котором и основываются его дальнейшие знания.

Знакомство с природой оказывает большое влияние на всестороннее развитие детей. Накапливая под руководством старших новые представления и, дети постепенно расширяют свой кругозор, упражняют свои умственные способности, развивают своё мышление. Давая детям правильные представления о явлениях природы мы вырабатываем у них умение устанавливать связи между знакомыми явлениями, закладываем почву для воспитания материалистического миропонимания. Общение с природой у детей воспитывает нравственные качества необходимые будущему гражданину нашей страны - трудолюбие, любовное и бережное отношение к богатствам нашей Родины, развивает эстетические чувства, укрепляет его здоровье. Для духовного формирования человека важно, чтобы он с самого раннего детства наблюдал природу, общался с ней.

Человек, умеющий наблюдать природу, испытывает эстетические переживания. Мир природы своей необычностью, новизной, яркостью эмоционально воздействует на человека, вызывает у него удивление, радость, восторг, побуждает к передаче чувств в слове и деятельности. Но не все способны глубоко проникнуть в мир красоты природы, воспринимать её и наслаждаться ею. Необходимо научить ребенка не только смотреть, но и видеть, не только слушать, но и вслушиваться, беречь красоту природы. Эстетическое невежество отрицательно влияет на интеллектуальное и этическое развитие ребенка. Обогащение представлений о природе, познание её законов и связей невозможно без эмоционально положительного отношения к ней, поэтому все общение с природой маленького ребёнка должно быть направлено на воспитание его эмоциональной отзывчивости, умения замечать и оценивать красоту природы.

Дошкольный возраст - важнейший этап в развитии личности. Ценность личности определяется её значимостью для общества и зависит от его воспитания. Развитие любви к природе содействует формированию моральной личности гражданина.

Роль природы в развитии личностных качеств выражается в воспитании доброты, предостерегающей от бессмысленного зла и хищнического отношения к природе.

Становление, развитие личности происходит в деятельности ребенка.

Забота о животных и растениях воспитывает в ребенке доброе и ответственное отношение к ним. Важно, чтобы ребенок испытывал потребность помочь другому живому существу.

Средствами развития личности ребенка являются педагогические технологии, которые включают в себя такие показатели как:

- развитие любознательности – основы познавательной активности дошкольника;

- развитие способности самостоятельно решать творческие и другие задачи;

- развитие творческого воображения;

- развитие коммуникабельности – способности общаться с взрослыми и сверстниками;

Мы использовали новый подход к ребенку в организации педагогического процесса – личностно – ориентированное взаимодействие

взрослого с ребенком (вместе, на равных, как партнеров), создавая особую атмосферу, которая позволяет каждому ребенку реализовать свою познавательную активность.

Перед нами стоит задача:

Вовлечение каждого ребенка в активную, познавательную, игровую эмоционально окрашенную деятельность, в ходе которой он самостоятельно (при опосредованной помощи взрослого) добывает знания, использует их в игре, продуктивной деятельности, чтобы кому-то помочь или за кого-то порадоваться, проявляет определенные коммуникативные умения, анализирует продукт деятельности; старший дошкольник рефлектирует.

Организация работы проходит по трем взаимосвязанным этапам:

  1. Пробуждение ребенка к активности;
  2. Поиск смысла происходящих изменений или открытие в знакомом незнакомого, в обычном необычного;

З. Проживание отношения к познаваемому объекту в продуктивной

Приоритет в обучении отдается не простому запоминанию и не механическому воспроизведению, а приобщению детей к систематической и творческой деятельности. Для этого мы использовали в работе с детьми интегрированный подход, что позволяет соединить всю воспитательно – образовательную работу в единое целое (связь с другими видами деятельности).

Учитывая специфические возрастные особенности детей дошкольного возраста: кратковременность интересов, неустойчивое внимание, преобладание наглядно – действенного мышления, повышенную двигательную активность, стремление к игровой деятельности, разнообразие познавательных интересов, утомляемость, поэтому используем нетрадиционные занятия, способствующие развитию логического мышления и активности детей.

Занятия проводятся с игровыми персонажами – куклами. Их использование позволяет педагогу поставить перед детьми познавательную задачу в интересной для них форме, а детям – легко принять задачу и занять активную позицию в её решении.

Для снятия умственного напряжения применяли физкультурные паузы и игры с природоведческим содержанием.

Интегрированные занятия способствуют развитию оценочных суждений, обращение к одной и той же теме несколько раз способствует развитию внимания детей и длительному сохранению интереса к одной теме.

Такой метод познания позволяет воспринимать мир в его целостности, активизируется развитие познавательных способностей, происходит формирование содержательных обобщений и понятий, т.к. детей интересует больше поиск смысла, чем формальные знания, раскрытие общих закономерностей окружающего мира, чем набор фактов.

Обучение строится «от ребенка» в направлении расширения его познания. На каждом этапе первоначальные представления углубляются, насыщаются содержанием, постепенно переходя в понятия, которые превращаются в знания.

Итогом работы над той или иной темой, объединяющей знания детей, являются тематические вечера, праздники-досуги, выставки рисунков, поделок.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

Подобные работы из Базы знаний:
  • Роль природы в экологическом воспитании дошкольников. Развивающая природная среда - один из факторов воспитания дошкольников. Организация экспериментально-практической работы по экологическому воспитанию дошкольников в процессе изучения поэзии Граубина.
    курсовая работа [109.3 K], добавлена 05.05

    Психологические особенности дошкольников. Цели, задачи и система экологического образования дошкольников. Комплексное использование разных видов деятельности детей для становления их осознанного отношения к природе. Роль экологических знаний для детей.
    реферат [48.9 K], добавлена 24.03

    Определение сущности экологического воспитания детей, их ответственного отношения к природе. Круг экологических знаний дошкольников и представлений, полученных в процессе познания окружающего мира. Значимые методы в воспитании детей, их содержание.
    реферат [21.5 K], добавлена 05.03

    Система экологического воспитания дошкольников: системообразующий блок понятий и ведущих идей, дидактический блок знаний о природе, наблюдение и моделирование результатов. Биоэкологический подход к экологическому воспитанию, культуре отношения к природе.
    реферат [19.9 K], добавлена 19.09

    Основные цели и задачи экологического образования дошкольников. Экспериментальное исследование сформированности экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста. Определение наиболее эффективных методов экологического воспитания дошкольников.
    курсовая работа [59.3 K], добавлена 23.08

    Труд и его организация в природе как средство формирования ценностного отношения к ней. Проблема воспитания бережного отношения к природному окружению у дошкольников и ее анализ в практике работы дошкольных учреждений. Методика руководства трудом детей.
    курсовая работа [1.2 M], добавлена 12.03

    Понятие экологического воспитания дошкольников. Формы работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с природой. Применение наблюдений и экспериментов как средства экологического воспитания дошкольников. Использование календарей наблюдений в ДОУ.
    курсовая работа [43.4 K], добавлена 05.05

    Содержание и средства эстетического воспитания дошкольников, методы и формы его организации. Формирование у детей норм и правил экологического поведения, воспитание любви к природе в различные времена года и роль в этом художественой литературы.
    курсовая работа [76.3 K], добавлена 15.12

    Содержание экологического воспитания детей дошкольного возраста. Сущность понятия игровая деятельность дошкольников . Особенности разработки и примеры использования некоторых дидактических игр по разделу программы Ознакомление дошкольников с природой .
    дипломная работа [3.0 M], добавлена 31.10

    Сущность, основные цели и задачи развития экологической культуры ребенка. Формы и методы ознакомления детей с природой. Личностно-ориентированный подход в экологическом воспитании дошкольников. Создание уголка и зоны природы в дошкольном учреждении.
    курсовая работа [56.6 K], добавлена 05.05

    Принципы и задачи работы по воспитанию патриотической культуры дошкольников. Роль семьи в патриотическом воспитании. Изучение уровня патриотической культуры дошкольников. Потенциальные возможности нравственно-патриотического воздействия народной музыки.
    курсовая работа [59.0 K], добавлена 29.11

    Раскрытие сущности и содержания экологического воспитания старших дошкольников. Определение уровня сформированности знаний детей о взаимодействии человека и окружающей природы. Осуществление работы по экологическому воспитанию в дошкольном учреждении.
    курсовая работа [40.1 K], добавлена 10.02

    Значение праздника как средства эстетического воспитании дошкольников. Характеристика основных видов зрелищ для детей раннего возраста. Подготовка к праздничным утренникам, этапы работы. Требования к организации и проведению праздников для дошкольников.
    курсовая работа [52.8 K], добавлена 06.02

    Понятие аппликации, ее основные признаки, история возникновения. Обоснование роли аппликации в эстетическом воспитании дошкольников. Специфика занятий в дошкольном учреждении. Методика творческой вариативности содержания сюжетно–тематических аппликаций.
    курсовая работа [61.0 K], добавлена 21.03

    Теоретические аспекты применения фольклора в патриотическом воспитании старших дошкольников. Психолого-педагогическая характеристика старших дошкольников. Анализ процесса по формированию патриотических чувств у дошкольников в детском саду Солнышко .
    дипломная работа [469.1 K], добавлена 22.06

    Способы определения психолого-педагогических основ экологического образования детей дошкольного возраста. Характеристика методики использования игр как средства экологического образования дошкольников. Анализ задач экологического воспитания дошкольников.
    курсовая работа [67.0 K], добавлена 23.01

    Изучение способов использования сенсорных эталонов в процессе экологического воспитания дошкольников по методике Диагностика экологических знаний дошкольников . Определение уровня знания о характерных особенностях представителей мира животных и растений.
    курсовая работа [121.9 K], добавлена 02.05

    Цели и задачи экологического воспитания дошкольников. Игры с правилами и их роль в экологическом воспитании детей. Использование сюжетно-ролевой игры. Игровые обучающие ситуации с игрушками-аналогами, с литературными персонажами и в виде путешествий.
    реферат [29.1 K], добавлена 24.06

    Экологическое воспитание как приоритетное направление в работе с дошкольниками. Экспериментальное исследование процесса воспитания у детей среднего возраста и осознанного отношения к природе. Формирование экологической культуры у средних дошкольников.
    дипломная работа [183.4 K], добавлена 16.11

    Сущность и особенности нравственного воспитания в дошкольном возрасте. Значение сказки в нравственном воспитании старших дошкольников. Организация работы по формированию нравственных качеств у старших дошкольников с применением и использованием сказок.
    дипломная работа [1.5 M], добавлена 29.10

    Другие работы из коллекции:

    Грызуны, которых люди истребляют в своих домах, часто становятся подопытными в экспериментах, посвященных изучению ролей природы и воспитания: геном мыши удивительно похож на геном человека. Наблюдение за поведением мышей и других грызунов помогает получить ответы на вопросы о человеческом поведении, которое не может изучаться в экспериментах на людях.

    Как ведут себя грызуны

    В 2003 г. команда исследователей из Университета Эмори, возглавляемая Томасом Инселом и Дарлен Фрэнсис, использовала два штамма мышей (BALB и B6), которые сильно различаются по склонности к поиску нового и бесстрашию.

    Мыши BALB — генетически робкие, боязливые и постоянно прячутся в углу клетки. Они очень отличаются от мышей В6, которые генетически склонны к поиску нового и способны вести себя относительно бесстрашно.

    Исследователи проверяли, как генетически смелые, любящие новизну мышата будут вести себя, если их поместить вместе с робкой, пугливой матерью.

    Генетически смелые мыши рядом с робкими матерями становились похожими на мышат, которые росли вместе с родными робкими матерями.

    Отсюда следовало два очевидных вывода.

    • Во-первых, генетически унаследованные качества — важные детерминанты поведения.
    • Во-вторых, не менее важна и материнская среда в начале жизни. Она оказывает мощное воздействие на функционирование генов.
    • В исследовании, отчет о котором был опубликован в 1958 г. в Canadian Journal of Psychology, ученые использовали крыс, которые методом селекции были выведены либо как «тупые», либо как «смышленые» применительно к ориентации в лабиринте.

      Через несколько поколений это привело к появлению крыс, которые были запрограммированы проявлять тупость или смышленость. Ученые помещали молодых животных либо в среду, где имелось много сенсорных раздражителей, либо туда, где таковых по сути не было вовсе.

      «Тупые» крысы, помещенные в обогащенную среду, становились заметно сообразительнее, а «смышленые» в обедненной среде глупели, демонстрируя значительное снижение эффективности своих действий.

      Среда удивительным образом изменяла проявление когнитивной способности. которая была развита путем селективного разведения для получения настолько «смышленых» или «тупых» крыс, насколько их могли сделать таковыми их гены. Это исследование одним из первых продемонстрировало, что возможности генов зависят от среды.

      Матери очень различаются по стилям воспитания своих детей, но невозможно намеренно изменять или контролировать эти эффекты в экспериментах с людьми. Поэтому грызуны были использованы снова в другом исследовании для изучения того, действительно ли стимулирование, которое дают крысы-матери крысятам в начале их жизни, изменяло то, какими становились их отпрыски.

      Когда у крыс-матерей появляются детеныши, они облизывают их и ухаживают за ними, но есть большое и устойчивое различие в том, как много времени они уделяют уходу за потомством. Одни облизывают детенышей чаще, чем другие, как и одни женщины проявляют больше внимания и любви к детям.

      Исследование показало, что крысята, которым посчастливилось иметь заботливых матерей, получали в жизни большие преимущества. Они лучше выполняли когнитивные задачи и проявляли более слабые физиологические реакции на острый стресс, чем детеныши менее заботливых матерей.

      Как ведут себя люди

      Новозеландский психолог Джеймс Флинн обнаружил общую тенденцию повышения оценок коэффициента умственного развития (Intellectual Quotient, IQ) не у грызунов, а у людей из таких промышленно развитых стран, как США и Великобритания. Он отмечал заметный рост этих оценок от одного поколения к другому.

      При оценке развития интеллекта, требовавшей решения задач и не полагавшейся только на вербальные знания и символы, среднее увеличение оценки от одного поколения к другому составляло 15 пунктов. Одно несомненно: за 60-летний период, который охватывают эти исследования, изменения происходят не в результате эволюции и не могут быть приписаны генетическим изменениям у населения. Это убедительное свидетельство способности внешней среды влиять на такие характеристики, как умственное развитие. Даже если умственные способности во многом определяются генами, они все равно подвержены внешним воздействиям. Джеймс Уотсон кратко выразил это так: «Предрасположенность не предопределяет судьбу».

      Убедительные примеры взаимодействия человеческих генов и внешней среды дает обследование более тысячи новозеландских детей с момента их рождения в 1972 г. и на протяжении более 30 лет. Исследователи хотели выяснить, действительно ли число вызывающих стресс событий за 30-летний период влияло на долгосрочный риск возникновения депрессии. Одновременно они оценивали участников по вариации в гене, изменяющем уровень серотонина, который называют гормоном удовольствия, в мозге. И вновь именно взаимодействие генетики и внешней среды определяло, будет ли активирован генетический потенциал подверженности или сопротивляемости депрессии. Она чаще возникала у людей, генетически уязвимых к ней, если в их жизни также было много стрессов.

      Разрешение дилеммы «природа или воспитание»

      Наши гены влияют на взаимодействие с внешней средой. Она определяет, какие элементы нашей ДНК проявляются, а какие нет. Наши действия и уровень контроля внимания при стремлении к целям становятся частью среды, которую мы помогаем создавать и которая, в свою очередь, влияет на нас. Это взаимовлияние во многом определяет, кем мы становимся: от физического и психического здоровья до качества и продолжительности жизни.

      Повторюсь: склонности человека и паттерны его поведения, включая характер и личность, установки и даже политические убеждения, отражают сложные эффекты наших генов, проявления которых в течение жизни определяются несколькими внешними детерминантами. Склонности порождаются сложным взаимодействием влияний генов и внешней среды, а значит, от постановки вопроса «природа или воспитание?» нам пора отказаться. Как заявляли в 2011 г. Даниэла Кауфер и Дарлена Френсис из Калифорнийского университета в Беркли, открытия, сделанные в ходе новейших исследований взаимосвязи между природой и воспитанием, переворачивают традиционные представления о взаимосвязи между генами и внешней средой. Среда может быть настолько же детерминированной, насколько раньше казался детерминированным геном, а геном может быть настолько же податливым, насколько раньше казалась податливой только внешняя среда.

      На вопрос мистера Брауна о Джо, заданный полвека назад, можно ответить, что большинство предрасположенностей отчасти запрограммированы, но также достаточно эластичны и могут меняться. Выявление условий и механизмов, обеспечивающих такое изменение, — очень трудная задача. Я думаю, мистеру Брауну не понравился бы такой ответ. Его «горячая» система желала быстрого и краткого ответа: глупый или ленивый. Но чем больше мы узнаем о природе и воспитании, тем яснее нам становится, что они неотделимы друг от друга.

      Обновлено 17.04 13:15

      Источники: http://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2013/03/03/rol-prirody-v-razvitii-lichnostnykh-kachestv-detey, http://referats.allbest.ru/pedagogics/9000048435.html, http://doshkolniki.org/psixologiya/socialnaya/785-rol-prirody-i-vospitaniya-novye-issledovaniya.html

      Комментариев пока нет!

      Ваше имя *
      Ваш Email *

      Сумма цифр внизу: код подтверждения

      Избранные статьи

      Белое пятно на бедре у ребенка

      У сына на щечке белое пятнышко. Были далее...

      Флемоклав солютаб инструкция детям дозировка в таблетках

      ФЛЕМОКЛАВ СОЛЮТАБ ® Торговое название. Флемоклав Солютаб ® МНН или далее...

      Развивающие игры для детей 5 лет теремок

      Группа ЧИСТОГОВОРКИ ПРО ОСЕНЬ Л, ЛЬ Ла-ла-ла – Лана желуди нашла. далее...

      Вязание детей взрослых спицами

      вязание для взрослых - Самое интересное в блогах Внимание! далее...

      Популярные статьи

      Интересно