Главная » Воспитание дошкольника

Задачи средства умственного воспитания дошкольников

Рабочая программа курса «Дошкольная педагогика» (Содержание учебного курса). страница 6

Тема №7.Умственное воспитание и обучение дошкольников.

Основные понятия: умственное воспитание и умственное развитие; сенсорное развитие, сенсорное воспитание, сенсорные эталоны, обследовательские действия; обучение, типы обучения, модели, дидактические принципы, методы.

Умственное развитие как совокупность качественных и количественных изменений, происходящих в мыслительных процессах в связи с возрастом, под влиянием среды, специально организованного воспитания и обучения, собственного опыта. Учет особенностей умственного развития дошкольников: высокий темп, преобладание образных форм познания, взаимовлияние умственного развития на другие стороны развития.

Показатели умственного развития.

Умственное воспитание - планомерное, целенаправленное воздействие взрослых на умственное развитие детей с целью формирования системы знаний, развития познавательных интересов, познавательных процессов и умения применять знания в разных видах деятельности.

Исследования А.П.Усовой, А.В.Запорожца, Л.А.Венгера, Н.Н.Поддьякова об особенностях, закономерностях и системе умственного воспитания дошкольников.

Задачи и средства умственного воспитания.

Сенсорное воспитание как основа умственного воспитания: основные понятия, история вопроса, задачи, содержание, средства и методика работы.

Дошкольная дидактика. Своеобразие процесса обучения и становление предпосылок учебной деятельности у дошкольников. Дидактические принципы. Модели, типы обучения. Организационные формы обучения: индивидуальная, групповая, фронтальная. Современные требования к организации занятий. Методы и приемы обучения, их классификация, своеобразие использования в разных возрастных группах.

- задачи, содержание, формы, методы и средства умственного воспитания и обучения дошкольников

- этапы освоения детьми сенсорных эталонов и методику работы по сенсорному воспитанию

- современные требования к организации и проведению занятий

- использовать разнообразные средства сенсорного и умственного воспитания дошкольников

- применять современные инновационные технологии в обучении детей дошкольного возраста

1. Проанализировать содержание образовательной программы, которая реализуется в базовом дошкольном учреждении, по вопросам сенсорного воспитания.

2. Выписать характеристику основных типов обучения: прямого, проблемного, опосредованного (уч. пос. «Дошкольная педагогика» п/р Козловой, Куликовой).

3. Дать сравнительный анализ форм организации обучения в ДОУ (уч. пос. «Дошкольная педагогика» п/р Козловой, Куликовой).

4. Составить сводную таблицу «Методы и приемы обучения дошкольников», используя знания из частных методик.

5. Составить конспект комплексного занятия для своей возрастной группы.

6. Составить рекомендации для родителей «Как отвечать на детские вопросы».

Тема № 8. Социально-нравственное воспитание дошкольников.

Основные понятия: нравственное развитие, нравственное воспитание, социализация, механизм нравственного воспитания, методы нравственного воспитания.

Дошкольный возраст как период повышенной восприимчивости к социальным воздействиям. Роль взрослого как социального проводника . Механизм социально-нравственного воспитания дошкольников, задачи. Основные средства: общение, собственная деятельность, окружающая атмосфера и обстановка в ДОУ и семье, природа, художественно-эстетические средства.

Содержание нравственного воспитания, его специфика в разных возрастных группах: воспитание гуманности, коллективизма, культуры поведения, воспитание начал патриотизма и гражданственности. Воспитание юного петербуржца.

Методы нравственного воспитания дошкольников.

- механизм социально-нравственного воспитания

- задачи и содержание нравственного воспитания дошкольников

- методы нравственного воспитания детей дошкольного возраста

Эспериментирование с обьектами неживой природы как средство умственного воспитания детей раннего возраста.

Природа мозга ребенка требует,

Чтобы его ум воспитывался

У источника мысли – среди наглядных образов,

И прежде всего среди природы.

Современное общество ориентировано на развитие компетентного, творческого человека, способного результативно решать задачи жизнедеятельности в условиях окружающего социума.

В связи с этим воспитание и развитие подрастающего человека прежде всего ориентировано на становление выделенных личностных характеристик. Для развития данных особенностей личности ребенка первостепенное внимание необходимо уделять умственному воспитанию,которое способствует становлению креативности, познавательной деятельности ребенка. Особую значимость приобретает выделенный аспект воспитания в раннем возрасте, когда в детях закладывается фундамент познавательной активности, интереса к окружающему его миру.

Однако, анализ практического опыта воспитателей дошкольных учреждений показывает. что задачи умственного воспитания понимаются педагогами достаточно упрощенно, подразумевая под собой в первую очередь колсчественную характеристику знаний об окружающем. Вместе с тем, гораздо важнее выработать у ребенка общие способы познавательной деятельности – умение анализировать, сравнивать, обобщать, а также воспитание у него потребности получать новые знания самостоятельно,развивать умение мыслить.

Следует обратить внимание, что в содержании работы с детьми раннего возраста не предусмотрен специальный раздел – «умственное воспитание». Однако, каждый режимный момент малыша включает в себя в том числе и задачи познавательной деятельности: в процессе игры, занятий посильной трудовой деятельностью, ознакомления с предметами, явлениями действительности, в подвижных играх и на прогулках. Таким образом, ведущее значение в развитии ребенка раннего возраста имеет его практическая деятельность. Этот факт не случаен. Одна из особенностей наглядно-действенного мышления, возникающего в раннем детстве – неразрывная связь с практическим действием. Процесс мышления «вплетен» в практическую деятельность ребенка, протекает во взаимосвязи с ней.

Представление о предметах и их свойствах накапливаются только в результате действия с данными предметами. Общение с миром природы (живой и неживой) порождает у ребенка массу вопросов: Как? Почему? Зачем? ( Почему из сухого песка не получается куличик, а из влажного его можно легко слепить? Что это за разноцветная полоса на небе? Откуда она взялась?). Теа не менее, вопросы дети задают только тогда, когда взрослые серьезно относятся к их стремлению все узнать и понять: доброжелательно отвечают им, помогают самим найти ответ, вместе с ребенком радуются их новым маленьким открытиям. Не случайно известный русский педагог К.Д.Ушинский отмечал, что «не объясняя ребенку то или иное явления, с которымон сталкивается, о котором узнает,взрослые упускают отличную возможность развивать умственные способности ребенка».

Следует обратить внимание, что включить ребенка в самостоятельную позновательную деятельность возможно при использовании специциальных педагогических средств, одним из которых может стать экспериментирование с объектами неживой природы.

В педагогической практике метод экспериментирование применяется для самостоятельного получения ребенком знакий, ранее ему неизвестных. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершенствовать операции анализа, сравнения, обобщения. Не случайно Н.Н. Подьяков полагал, что «деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, что является фундаментальным фактом». Следствием такой мыслительной деятельности является ознакомление ребенка с новыми фактами, накопление спектра умственных приемов, которые способствуют начальному становлению ключевых компетентностей ребенка.

Следует обратить внимание и на положительное влияние экспериментов на эмоциональную сферу ребенка, на развитие его творческих способностей. Стремление ребенка к исследования также способствует становлению и развитию такого качества личности как любознательность. Окружающий ребента мир, в первую очередь мир природы провоцирует у малыша желание познать неизвестное, побуждает желание узнать все самому, удивиться открытию, познать новое. Любое экспериментирование с предметами является превосходным упражнением для развития детской логики, позволяя ребенку наглядно и практически усваивать логические понятия: причины, следствия, цели, назначения, выводы, умозаключения, расширяет словарный запас ребенка.

Таким образом, в рамках данной работы важно было определить педагогические условия, позволяющие рассматривать экспериментирование с обьектами неживой природы в качестве средства умственного воспитания детей раннего возраста.


Автор: Цветкова Марина Григорьевна

Ознакомление с природой как средство умственного воспитания

Детальная информация о работе

Выдержка из работы

Дошкольное детство — очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые семь лет. Но они имеют огромное значение.

Маленький ребенок не умеет руководить эмоциями. Его чувства быстро возникают и так же быстро исчезают. С развитием эмоциональной сферы у дошкольника чувства становятся более рациональными, подчиняются мышлению. Но это происходит, когда ребенок усваивает нормы морали и соотносит с ними свои поступки.

Умственное воспитание детей предусматривает развитие их мышления и речи. Мышление и речь взаимосвязаны. Углубление и совершенствование мысли непосредственно влияет на ее словесное оформление. И наоборот, четкость речи делает более понятной высказанную мысль.

Для развития мышления и речи ребенка необходим богатый чувственный опыт, получаемый им от восприятия различных предметов, мира природы, общественной жизни.

На нашей планете в последнее время отмечаются серьёзные нарушения механизмов саморегуляции систем разных уровней, вплоть до биосферы. Причины этого видятся, в том числе в экологической неграмотности человека, относящегося к окружающему миру потребительски, занимающего по отношению к природе антропоцентрическую позицию. Именно поэтому, задачи изменения мировоззрения человека и экологического развития ребёнка представляются первоочередными. Этим обуславливается актуальность данного исследования.

Цель исследования: изучить ознакомление с природой как средство умственного воспитания.

Предмет исследования: ознакомление дошкольников с природой

Объект исследования: умственной воспитание дошкольников ((ГОУ детский сал #8470; 8& 86 Москва)

— изучить умственное воспитание дошкольника и его особенности

— рассмотреть практику применения ознакомления с природой как средства умственного воспитания

— исследовать специфику ознакомления с природой дошкольников

— описать дидактические приемы и методы ознакомления с природой дошкольников

Содержание

1. Умственное воспитание дошкольника и его особенности 5

1.1. Общая характеристика дошкольного возраста 5

1.2. Характеристика мыслительной деятельности 9

2. Практика применения ознакомления с природой как средства умственного воспитания 16

2.1. Специфика ознакомления с природой дошкольников 16

2.2. Дидактические приемы и методы ознакомления с природой дошкольников 25

Список литературы

1. Андреева Г. М. Социальная психология: Учебник — М. Из-во — МГУ, 1988.

2. Аветисян Л. Природа и умственное воспитание дошкольников// Дошкольное воспитание, — 1988, — #8470; 6, — С. 27& 31.

3. БаллонФилиппова Е. В. О психологических особенностях детей, обучающихся в школе с шести лет.- В кн. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей. М. 1981, с. 64& 69.

4. Билева Г. Зимина Л. Развитие познавательных интересов в процессе ознакомления с явлениями природы. // Дошкольное воспитание, — 1988, — #8470; 10, — С. 22& 25.

5. Брушлинский А. В. Психология мышления и кибернетика. М. 1970.- 191 с.

6. Бюлер К. Духовное развитие ребенка. М. 1974.

7. Васильев И. А. Поплужный В. Л. Тихомиров О. К. Эмоции и мышление. М. 1980.

8. Веккер Л. М. Психологические процессы. Т. 1. Изд-во Ленинград. ун-та, 1974. — 334 с.

9. Венгер Л. А. Восприятие и обучение. М. 1969. -340 с.

10. Венгер Л. А. Мухина В. С. Основные закономерности психического развития ребенка.- Дошкольное воспитание, 1973 5 с 29& 38- 6, с. 32& 39.

11. Виноградова Н. Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой, — М. 1982

12. Выгодский Л. С. Собр. соч. В 6-ти т. М. 1982, т. 2. -361 с 1983, т. 3. -328 с.; 1984, т. 4. -415 с.

13. Гальперин П. Я- Умственное действие как основа формирования мысли и образа.- Вопр. психологии, 1957, б, с. 58& 69.

14. Джемс У. Психология / Под ред. Л. А. Петровской. — М. Педагогика, 1991. — 369 с.

15. Донченко Е. А. Титаренко Т. М. Личность. конфликт, гармония. — 2-е изд. доп. — К. Политиздат Украины, 1989. — 175 с.

16. Леонтьев А. Н. Судаков К. В. Эмоции. — БСЭ, т. 30. М. 1978

17. Линдслей Д. Б. Эмоции. // Экспериментальная психология, т. 1. М. 1960.

18. Люблинская А. А. Воспитание мышления у детей.- Дошкольное воспитание, 1951, 12, с. 26& 34.

19. Немов Р. С. Психология .- М. ВЛАДОС, 2000.- Кн.2.- 608с.

20. Методика ознакомления детей с природой в детском саду [Текст] / Под ред. П. Г. Саморуковой. — М. Просвещение, 19 992. — 240 с.

21. Общая психология (Учебное пособие для студентов пед. институтов). Под ред. В. В. Богословского и др. — 2-е изд. перераб. и доп. — М. Просвещение , 1973. — 351 с.

22. Поддьяков Н. Н. К постановке проблемы умственного воспитания в детском саду.- В кн. Умственное воспитание дошкольников. М. 1972, с. 5& 52.

23. Поддьяков Н. Н. Мышление дошкольника. М. 1977 262 с

24. Пономарев Я. А Знания, мышление и умственное развитие М. 1967& 264 с

25. Программа воспитание и обучения в детском саду [Текст] / М. А. Васильевой. — М. Просвещение, 1985. -240 с.

26. Рыбаков Б. В. Народный календарь [Текст] / Б. В. Рыбаков. — Средний урал, 1980. -80 с.

27. Урунтаева Т. А. Знакомим малышей с окружающим миром [Текст] / Т. А. Урунтаева. А. М. Афонькина. — М. 1997. — 104 с. — ISBN 5& 7042& 1124& 0

Заказать оригинальную работу

Источники: http://vunivere.ru/work54534/page6, http://pedportal.net/doshkolnoe-obrazovanie/okruzhayuschiy-mir/esperimentirovanie-s-obektami-nezhivoy-prirody-kak-sredstvo-umstvennogo-vospitaniya-detey-rannego-vozrasta-667817, http://westud.ru/work/69912/Oznakomlenie-s-prirodoj-kak

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

Избранные статьи

Упражнения на знакомство для младших школьников

Игры на знакомство (для младших школьников) Дети становятся далее...

У ребенка на пальчиках рук облазит кожа

3 причины, по далее...

Диета 4 детей рецепты

Диета стол 4 далее...

Физическое воспитание детей детском саду

Физическое воспитание дошкольников В далее...

Популярные статьи

Интересно