Главная » Воспитание дошкольника

Задачи содержание средства эстетического воспитания дошкольников

Эстетическое воспитание дошкольника в условиях детского сада

Всестороннее развитие психических и физических качеств от рождения до 7 лет в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями.

-забота о здоровье и эмоциональном благополучии ребенка;

-создание в группах доброжелательной и гуманной атмосферы;

-использование разнообразных видов детской деятельности, постепенная интеграция;

-вариативность использования образовательного материала;

-уважительное отношение к результатам детского творчества;

-обеспечение развития ребенка в процессе воспитания и обучения;

-соблюдение преемственности в работе детского сада и начальной школы;

-координация подходов к воспитанию в условиях ДОУ и семьи.

Обеспечить воспитание ребенка с первых лет жизни гуманного отношения к окружающему миру, любви к родной семье, дому, краю, городу, поселку, Родине, уважение к людям разных национальностей, государственной символике (гимну, гербу, флагу РФ).

По возрастным группам:

-ранний возраст (от рождения до 2х лет): первая и вторая группы раннего развития;

-младший дошкольный возраст (2 - 4 года): первая и вторая младшие группы;

-средний возраст (4 - 5 лет): средняя группа;

-старший возраст (5 - 7 лет): старшая и подготовительная группы.

Художественно - эстетическое воспитание детей дошкольного возраста.

Цели каждого раздела:

1.формирование эстетического отношения к миру, способностей воспринимать чувственный облик вещей и явлений;

2.пробуждение и развитие эстетического отношения к миру, побуждающего детей к созданию музыкальных образов;

3.формирование устойчивого интереса к театру как синтетическому виду искусства и развитие способности детей к самовыражению;

4.развить у детей способности к восприятию произведений искусства, народного творчества;

5.пробуждение и развитие эстетического отношения к миру, побуждающего к созданию танцевальности жестов и движений.

1.научить детей замечать разнообразие чувственных свойств предметов;

2.способствовать накоплению музыкально - слуховых представлений и интонационного опыта детей;

3.исправлять дефекты развития внимания, восприятия, речи, слуха;

4.выявить у детей наличие общих творческих способностей и их отдельных элементов и создать условия для их коррекции и гармонического развития;

5. воспитывать уверенность в своих силах;

6.развивать потребность и способность выражать себя;

7.создать основу для восприятия различных жанров искусств;

8.научить детей эмоционально оценивать окружающий мир.

Творческое эмоциональное и нравственное развитие ребенка, развитие его мотивационно - потребностной сферы.

Страница 1 из 19

Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста: понятие, задачи, условия, средства, методы и формы организации.

А) ЗАДАЧИ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ.

Эстетическое воспитание - важнейшая сторона воспи­тания ребенка.

Эстетическое воспитание – это организация жизни и деятельности детей, способствующая разви­тию эстетических чувств ребенка, формированию представлений и знаний о прекрасном в жизни и искусстве, эстетических оценок и эстетического от­ношения ко всему, что нас окружает.

Эстетическое воспитание – это очень широкое понятие, в него входит воспитание эстетического отношения к природе, труду, общественной жизни, быту и искусству.

Резуль­татом эстетического воспитания является эстетическое развитие.

Эстетическое развитие – это длительный процесс становления и совершенствования эстетического сознания, отношений и эстетической деятельности личности.

Этот процесс обусловлен освоением личностью эстетической культуры.

Компоненты эстетической культуры личности:

- Эстетическое сознание - понятия, суждения, оценки, идеал.

- Эстетические потребности и отношения – интерес, вкус, чувство.

- Эстетическая деятельность - навыки, умения, творческие способности.

Таким образом, в результате овладения всеми компонентами культуры личности осуществляется ее эстетическое развитие.

Для эстетического развития личности ребенка ог­ромное значение имеют разнообразные художествен­ные деятельности – изобразительная, музыкальная, художественно-речевая, игровая и др.

Задачи эстетического воспитания:

1 группа. задачи направленные на формирование эстетического отношения к окружающему (А.М.Виноградова, Л.П.Стрелкова, В.А.Езикеева).

Предусматривается следующее: развивать умения видеть и чувствовать красоту в природе, поступках, искусстве, по­нимать прекрасное; воспитывать художественный вкус, по­требность в познании прекрасного

2 группа. задачи направленные на формирование художественных умений в области разных видов искусств (Е.А.Флерина, Н.П.Сакулина, Н.А.Ветлугина, Т.С.Комарова и др.).

Обучение детей рисованию, лепке, конструированию; пению, движе­ниям под музыку; развитие словесного творчества.

Названные группы задач дадут положительный резуль­тат лишь при условии их тесной взаимосвязи в процессе реализации.

Б) УСЛОВИЯ И СРЕДСТВА ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ. ТРЕБОВАНИЯ К ОТБОРУ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИСКУССТВА ДЛЯ ДЕТЕЙ.

Для реализации задач эстетического воспитания детей дошкольного возраста необходимы определенные условия.

Условия и средства эстетического воспитания:

- Эстетика быта - среда, в которой живет и развивается ребенок (эстетичная обстановка, красивые взаимоотношения, выразительная речь, внешний вид человека и т.д.).

- Природа – гармония красок, форм, звуков в их сочетании.

- Искусство. изобразительное, музыкальное, литература, архитектура, театр и т.д.

- Художественная деятельность – это деятельность связанная с разными видами искусства (словесное художественное творчество, музицирование, изобразительная практика и т.д.)

Все названные средства эстетического воспита­ния - быт, природа, искусство, деятельность - эффективны как сами по себе, так и во взаимосвязи.

При отборе средств воспитатель опирается на

- специфику самого средства, на его потенциальные педагогические возможности,

- учитывает характер задачи, для решения которой избирается средство,

- принимает во внимание возрастные и индиви­дуальные особенности развития детей.

При этом важно помнить, что при использовании средств воздействия нельзя забывать о чувстве меры. Надо искать и находить золотую середину. Перенасыщение так же вредно для развития, как и недостаток эмоционального воздействия.

Практика показывает: от отбора произведений зависит успех художественного воспитания детей. Выбирая произведения живописи, графики, скульптуры, необходимо заботиться о том, чтобы они оказывали на детей положительное влияние. В них должны быть отражены те события и явления жизни, с которыми важно познакомить детей. в отношении которых нужно воспитать определенные чувства. Это прежде всего жизнь нашей Родины, природа родного края, картины творческого труда людей.

Содержание произведений. которые показывают детям, должно быть богатым и разнообразным. Однако не каждая картина или скульптура доступны детям: в них могут быть выражены непонятные детям чувства и отношения — об этом надо помнить.

Восприятие искусства развивается постепенно, поэтому к произведениям. предназначенным для дошкольников, предъявляется ряд требований.

- рисунок должен быть отчетливым, передавать ярко и выразительно наиболее характерные признаки предмета — форму, цвет, относительную величину частей, положение в пространстве.

- в сюжетной картине или скульптуре должен быть ясно очерчен, охарактеризован каждый образ, чтобы детям по тем или иным признакам было понятно, кто изображен, что он делает, где и когда происходит действие.

- существенное значение для понимания произведения имеет композиция. Четкое выделение основного, главного (либо расположением персонажей, либо цветом) облегчает восприятие целого и понимание изображенного.

- Включение цвета придает большую полноту изображению, создает впечатление живой жизни, что очень важно для эстетического воспитания. Однако даже младшие дошкольники способны воспринимать рисунки, скульптуру, выполненные в одном цвете, линейно, из одноцветного материала.

Требованиями к отбору произведений искусства являются:

- актуальность выраженного в жанровой живописи социального явления

- произведения, посвящённые знаменитым событием и сезонным изменениям в природе

- единство в восприятии содержания (что изображено) и средств выразительности (как выражено содержание)

- колористическое решение (цветовой контраст)

- концентричности (возврат к ранее воспринятым картинам) – позволяет постепенно углублять понимание дошкольниками художественных произведений

- индивидуальное творческое видение реальной действительности в сходных темах произведений

- эмоциональность произведения – чем эмоциональнее, ярче произведение, тем сильнее оно действует на чувства и сознание.

Презентация к уроку по теме:
Презентация Эстетическое воспитание дошкольников

Подписи к слайдам:

Слайд 1
Эстетическое воспитание

Слайд 2
Эстетическое воспитание – целенаправленное, систематическое воздействие на личность с целью ее эстетического развития, т.е. становления и совершенствования эстетического сознания, отношений и эстетической деятельности личности. Специалисты выделяют 3 группы средств эстетического воспитания 1- Искусство (изобразительное искусство, музыка, детская художественная литература, архитектура, театр). 2- Окружающая жизнь, природа, эстетическая развивающая среда (оформление помещений учреждения). 3- Художественная деятельность – деятельность, связанная с видами искусства (театрализованные игры; художественно-речевая, музыкальная, изобразительная деятельность).

Слайд 3
Формы организации художественной деятельности - занятия, в том числе интегрированные, где воспитательные задачи реализуются средствами разных видов искусства (задания объединены по определенным темам, или на основе ведущего средства художественно-образной выразительности, например, «ритм» можно передать и в танце, и в декоративном узоре, и в выразительном исполнении стихотворения); - самостоятельная художественная деятельность; - художественный труд; - театрализованные игры; - праздники, развлечения; - экскурсии.

Слайд 4
Педагогические условия реализации задач художественно-эстетического воспитания. 1- Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. 2- Взаимосвязь художественно-творческой деятельности детей со всеми направлениями воспитательно -образовательной работы (ознакомление с окружающим, работа по развитию речи, игра). 3- Интеграция различных видов искусства и видов художественно-творческой деятельности, способствующая более глубокому эстетическому осмыслению действительности, формированию образных представлений, воображения. Возможность интеграции обусловливает общность художественных средств музыки, живописи и литературы. 4- Уважительное отношение к результатам творчества детей, широкое включение их произведений в жизнь ДОУ. 5- Организация выставок, концертов, создание эстетической развивающей среды.

Слайд 5
6- Вариативность содержания, форм и методов работы с детьми по разным направлениям эстетического воспитания. 7- Обеспечение преемственности в художественно-эстетическом воспитании между всеми возрастными группами детского сада. 8- Взаимодействие детского сада с семьей. Художественный опыт, который ребенок получает в детском саду, побуждает его и дома заниматься любимым делом. Поэтому родители должны создать ребенку все условия для самостоятельной творческой деятельности, поощрять его желание заняться, например, рисованием, помочь организовать кукольное представление.

Слайд 6
Классификация методов эстетического воспитания дошкольников ( Н. А. Ветлугина) Метод убеждения Особенность метода применительно к эстетическому воспитанию состоит в том, что использовать его можно только тогда, когда воспринимаемое явление – прекрасно. Важно осуществить отбор наиболее ярких и впечатляющих художественных произведений, создать соответствующую ситуацию и эмоциональный настрой.

Слайд 7
Метод приучения, упражнения в практических действиях Это систематические упражнения в художественной деятельности, посильное участие в практике преобразования ближайшего окружения. Метод проблемных ситуаций ( метод творческих заданий) Воспитатель предлагает детям самим найти способы решения намеченного замысла. Варианты творческих заданий: изображение какого-либо персонажа из сказки после ее прослушивания (вылепить из глины или нарисовать); выбор материалов, цветовых сочетаний, форм; придумывание своих загадок, рифм; импровизация попевок ; создание новых композиций в танце. Приемы: побуждение детей к самостоятельным высказываниям по поводу содержания, выразительных средств, к оценке выполнения задания своего и сверстников, к сравнениям; усложнение условий выполнения задан

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Источники: http://knowledge.allbest.ru/pedagogics/3c0b65635a2bd68a5d43a89421306d26_0.html, http://otveti-examen.ru/pedagogika/17-otvety-k-gosudarstvennomu-ekzamenu-po-pedagogike-chast-3.html, http://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2013/03/29/prezentatsiya-esteticheskoe-vospitanie-doshkolnikov

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

Избранные статьи

Диагностика развития детей раннего возраста

Диагностика развития детей раннего возраста Любой родитель заинтересован в том, далее...

Речевое развитие детей средней группе

Перспективное планирование по развитию речи в далее...

Морковные котлеты рецепт для детей

Морковные котлеты Эти далее...

Левомицитиновые капли 0 25 для детей

Левомицетин Левомицетин, лат. Laevomycetinum Альфицетин, Берлицетин, Биофеникол, Галомицетин, Детреомицин, Клобинекол, Лейкомииин, далее...

Популярные статьи

Интересно