Главная » Воспитание дошкольника

Воспитание развитие дошкольников с нарушениями слуха

Раздел IV. Организация воспитания и обучения в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями слуха

Глава 1. Задачи, принципы и методы воспитания и обучения

§ 1. Задачи дошкольного образования

В дошкольных учреждениях для детей с нарушениями слуха решаются задачи развития, воспитания и обучения глухих и слабослышащих дошкольников. На современном этапе развития педагогики совокупность и единство этих процессов рассматриваются как целостный процесс дошкольного образования, основным условием которого является общий подход к организационным формам воспитания и обучения, а также отбору содержания (А. Г. Асмолов, Р. Б. Стеркинаи др.).

Основной задачей дошкольного образования детей с нарушениями слуха является обеспечение всестороннего развития на основе коррекции имеющихся проблем.

Общеразвивающая и коррекционная работа с дошкольниками, имеющими нарушения слуха, должна быть направлена на преодоление социальной недостаточности, социализацию ребенка, которую Л. С. Выготский рассматривал как процесс его «врастания в цивилизацию». Учитывая общность основных закономерностей развития слышащих и детей с нарушенным слухом, прежде всего должна обеспечиваться целостность психического развития, становление базиса личностной культуры, означающего возможности ориентирования ребенка в предметах, природе, явлениях общественной жизни, общечеловеческих ценностях, в явлениях собственной жизни и деятельности.

Реализация такой задачи предполагает социальное развитие детей, обеспечение высокого уровня познавательной деятельности, формирование речи как средства общения и познания, личностное развитие дошкольников. Реализация этих направлений работы возможна только в процессе длительной систематической работы, ориентированной на обогащение общего развития, приобщение ко всему, что доступно слышащим детям, коррекцию отклонений в развитии дошкольников с нарушенным слухом. Эта работа составляет основу воспитания и обучения в дошкольных учреждениях и представлена в различных разделах программы: физическое воспитание, игра, труд, изобразительная деятельность и конструирование, ознакомление с окружающим миром, развитие речи, развитие слухового восприятия и обучение произношению, формирование элементарных математических представлений, музыкальное воспитание. Каждый из этих разделов играет большую развивающую роль, а в совокупности обеспечивают решение общеразвивающих задач.

§ 2. Принципы воспитания и обучения

Принципы воспитания и обучения — это исходные положения, определяющие характер деятельности педагога и детей. В воспитании и обучении дошкольников с нарушенным слухом используется система дидактических принципов, характерных для воспитания детей дошкольного возраста: научность, систематичность воспитания и обучения, доступность, наглядность, активность и самостоятельность в усвоении знаний, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, связь обучения с жизнью. Ведущие дидактические принципы лежат в основе организации процесса воспитания и обучения плохослышащих детей и реализуются в практике с учетом коррекционной направленности этого процесса.

Помимо общедидактических принципов выделяются специфические принципы, определенные с учетом особенностей развития дошкольников с недостатками слуха, характером содержания работы с ними (Н. И. Белова, Б. Д. Корсунская, Л. П. Носковаи др.). Эти принципы учитывают основные подходы и требования к обучению, используемые в дефектологии (В. А. Лапшин, Б. П. Пузанов). Определение специфических принципов дошкольного воспитания также связано с разработкой теории и практики воспитания и обучения глухих и слабослышащих детей школьного возраста (С. А. Зыков, Р. М. Боскис, Ф. Ф. Pay и др.). Можно выделить следующие основные принципы, положенные в основу воспитания и обучения дошкольников с нарушениями слуха.

1. Генетический принцип. основанный на учете последовательности возникновения и развития психических функций и новообразований в онтогенезе. Реализация этого принципа позволяет учесть общие закономерности развития применительно к дошкольникам с нарушенным слухом, построить модель коррекционно-развиваю-щего обучения, ориентированного на учет сензитивных периодов в развитии психических функций.

2. Принцип развивающего обучения. В основу содержания воспитания и обучения положены ориентация на здоровые силы ребенка и обеспечение соответствующего возрасту уровня психического развития. Своеобразие спонтанного развития ребенка, невозможность самостоятельно овладеть познанием некоторых сторон жизни, недостаточное участие в этом процессе родителей могут привести к тому, что уровень психического развития ребенка по мере его взросления будет отставать от возрастной нормы. Многие дети, поступающие в детские сады в четыре-пять лет, оказываются педагогически запущенными. Поэтому принцип развивающего воспитания и обучения связан с необходимостью не только преодоления отставания и нормализации развития, но и его обогащения, т. е. амплификации развития.

Педагогические условия воспитания чуткости у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха EDUCATIONAL CONDITIONS RESPONSIVENESS TRAINING FOR LATE PRE-SCHOOL AGE CHILDREN WITH HEARING IMPAIRMENTS Текст научной статьи по специальности Народное образование. Педагогика

  • НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ,
  • ДЕТИ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА ,
  • НРАВСТВЕННЫЕ КАЧЕСТВА ,
  • ЧУТКОСТЬ ,
  • СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ,
  • MORAL TRAINING ,
  • HEARING IMPAIRMENTS ,
  • MORAL QUALITIES ,
  • RESPONSIVENESS ,
  • TASKS ,
  • APPROACHES ,
  • METHODS AND TECHNOLOGIES ,
  • TOOLS ,
  • CONCEPTS OF EDUCATIONAL WORK

Аннотация
научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Гаврилова Е. В.

В статье обозначена актуальность проблемы нравственного воспитания детей с нарушениями слуха, представлено теоретическое обоснование проблемы воспитания чуткости как одного из главных нравственных качеств у детей с нарушениями слуха, охарактеризованы задачи, принципы, методы и приемы, составляющие содержание работы по воспитанию чуткости у детей с нарушениями слуха старшего дошкольного возраста.

Abstract 2011 year, VAK speciality — 13.00.00, author — Gavrilova E. V.

This article presents the actuality of studys, which consider the moral training of the children with hearing impairments, demonstrates the theoretical basis for the issue of responsiveness training for the children with hearing impairments. In this study are defined tasks, approaches, forms, methods, technologies, tools and concepts of educational work, which is concentrated on the responsiveness training for the children of group referred above.

Научная статья по специальности Народное образование. Педагогика из научного журнала Мир науки, культуры, образования , Гаврилова Е. В.

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

Гаврилова Е. В. Педагогические условия воспитания чуткости у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха // МНКО. 2011. №2. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-usloviya-vospitaniya-chutkosti-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-s-narusheniyami-sluha (дата обращения: 15.09).

Гаврилова Е. В. Педагогические условия воспитания чуткости у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха Мир науки, культуры, образования (2011). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-usloviya-vospitaniya-chutkosti-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-s-narusheniyami-sluha (дата обращения: 15.09).

Гаврилова Е. В. (2011). Педагогические условия воспитания чуткости у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха. Мир науки, культуры, образования URL: http://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-usloviya-vospitaniya-chutkosti-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-s-narusheniyami-sluha (дата обращения: 15.09).

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

Гаврилова Е. В. Педагогические условия воспитания чуткости у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха // МНКО. 2011. №2 С.156-159.

Гаврилова Е. В. Педагогические условия воспитания чуткости у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха Мир науки, культуры, образования (2011).

Гаврилова Е. В. (2011). Педагогические условия воспитания чуткости у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха. Мир науки, культуры, образования

Источники: http://pedlib.ru/Books/3/0273/3_0273-116.shtml, http://pedlib.ru/Books/3/0273/3_0273-118.shtml, http://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-usloviya-vospitaniya-chutkosti-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-s-narusheniyami-sluha

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

Избранные статьи

Лаферобион свечи для детей отзывы

Отзыв: Препарат Лаферобион далее...

Можно купать ребенка после кормления

Купание ребенка – это далее...

Вязание горловины детей схемы

Расчет петель для далее...

Красные шершавые пятна у ребенка

Кожный дерматит является реакцией организма на далее...

Популярные статьи

Интересно