Главная » Воспитание дошкольника

Приемы нравственного воспитания дошкольников

Развитие и воспитание дошкольников

Приемы воспитания навыков и привычек нравственного поведения

В дошкольном возрасте формируются навыки и привычки нравственного поведения. Ребенок учится помогать родителям, воспитателю, младшим детям, выполняет посильные трудовые поручения, привыкает считаться с окружающими, делится гостинцами, игрушками и т. п. Именно в привычных поступках, отвечающих принятым в нашем обществе нормам, формируется характер будущего гражданина. Особое внимание уделяется трудовому воспитанию как важнейшему компоненту и вместе с тем средству нравственного развития ребенка. Овладевая трудовыми навыками, ребенок учится ставить цель, доводить начатое дело до конца, преодолевать трудности, приобретает привычку к трудовому усилию. Все это способствует формированию трудолюбия, готовит ребенка к жизни в нашем обществе, где труд — первейшая и почетная обязанность каждого советского человека. С возрастом меняются мотивы, которые побуждают ребенка к тем или иным поступкам. Это связано с тем, что ребенок все больше осознает свое поведение. Меняются и методы воспитания навыков и привычек нравственного поведения. Важное значение приобретает объяснение, почему ребенок должен поступать так, как его учат.

Малыша первых лет жизни привлекает, как показано выше, сам процесс выполнения действия: манипулирование ложкой, одевание или складывание кубиков в коробку. Он охотно принимает предложение матери нести небольшую покупку, получая от этого истинное удовольствие. Совершать подобные действия ребенка побуждает интерес к ним. Безусловно, немаловажную роль играет и достижение результата: кубики ровно уложены, колготы натянуты и т. п. Но в раннем возрасте все-таки важен не столько результат сам по себе, сколько то одобрение, которым взрослый сопровождает выполнение ребенком действия. Между двумя и тремя годами у детей появляется отчетливое стремление к самостоятельности, выражаемое настойчивым Я сам! . Оно побуждает ребенка к овладению умениями и навыками, связанными главным образом с самообслуживанием, выполнением культурно-гигиенических правил. В связи с этим все большее значение приобретает результат действия: ребенок стремится к его достижению и испытывает удовлетворение, когда это ему удается. Одобрение взрослым успехов малыша укрепляет это ощущение и побуждает к новым усилиям.

В дошкольном возрасте основным мотивом приобретения навыков и привычек становится осознание значения результатов своей деятельности для себя и для других людей. Теперь ребенок в состоянии осмыслить правила поведения, которым его учат в детском саду и дома, например: входя в помещение (детского сада, квартиры), следует переобуться, потому что взрослые моют пол и их труд надо уважать. В процессе многократного выполнения правил (требований) закрепляются необходимые навыки и привычки. При этом взрослый объясняет ребенку смысл требований, почему именно он должен поступать так, а не иначе. Это помогает малышу не только усвоить правило, но и применять его в разных ситуациях. Ценность привычного поступка определяется тем, какими мотивами движим ребенок. Например, все дети старшей группы твердо усвоили и выполняют правило: когда в группу входит гость, ему надо подать стул и предложить сесть. Почему надо поступать так , — спрашиваю детей. Большинство ребят ответили правильно: Чтобы гостю было приятно, что его хорошо встретили ; Чтобы отдохнул, может быть, устал и т. п. Лишь ответ Юли огорчил: Чтобы он сказал: Какие вежливые дети! . Совершая одно и то же привычное действие, дети руководствовались разными мотивами. Поэтому так важно не Только расширять круг навыков и привычек и укреплять их, но и формировать ценные с точки зрения морали мотивы, побуждающие ребенка к их усвоению. Как-то на собрании в старшей группе мама одного очень аккуратного мальчика поделилась опытом воспитания сына: Дома заведено: каждой вещи — свое место. Боря к этому привык. Приходим домой, спрашиваю, все ли у нас в порядке.

Иногда сам заметит, а нет — намекну: Что-то у нас дорожка сбилась или обувь в прихожей разбросана . Он тут же исправит. Боря — непременный участник уборки квартиры. Кончим работу, спрашиваю, хорошо ли убрано. Если забудет со своей полки пыль стереть, спрошу, не пыльная ли полка. Он посмотрит и сотрет пыль. Стараюсь не журить, а, наоборот, советуюсь с ним, поддерживаю его. Не упускаю случая сказать, как у нас хорошо, чисто, уютно. А вчера, смотрю, принес с прогулки желтых листьев клена, поставил их в вазу и любуется. Нравится ему, а самое главное, хочется нам с отцом приятное сделать. Так формируются у детей коллективистические мотивы поведения: желание кому-то помочь, доставить радость другим, проявить гостеприимство и т. п. В дошкольном возрасте сохраняются прежние приемы воспитания навыков и привычек: показ, побуждение к подражанию, упражнение.
Наряду с ними все большее значение, как было сказано, приобретает объяснение, как надо действовать и почему именно так. Не теряет своего значения и одобрение правильного поведения. Однако не следует чрезмерно захваливать ребенка за то, что он поступил так, как должен был поступить. Желание заслужить похвалу становится в таком случае главным мотивом его поступков и тем самым придает им эгоистическую направленность.

Указанные приемы воспитания навыков и привычек нравственного поведения обеспечат успех только при условии соблюдения общих правил воспитания. На одном из собраний бабушка Коли, выслушав доклад воспитателя, спросила, как поступить, когда ребенок не подчиняется требованиям. Учу его постель застилать, а у него одни шалости на уме: разбросает все — подушку в одну сторону, одеяло —в другую и убежит. Велю сложить игрушки, а он: Не буду . Из дальнейшей беседы выясняется, что мальчик и в остальном непослушен. Оказалось, что родители не уделяют ребенку достаточного внимания, переложили воспитание на бабушку, но вместе с тем с ее мнением не считаются, не поддерживают ее. Родители то все разрешают Коле, то вдруг начинают журить его, читают нотации. Понятно, что в этой семье в воспитании у ребенка навыков и привычек не соблюдались основные педагогические требования. В воспитании мальчика прежде всего должен быть единый подход всех членов семьи.

Методы и приемы духовно-нравственного воспитания дошкольников средствами устного народного творчества.

Вера Смагина
Методы и приемы духовно-нравственного воспитания дошкольников средствами устного народного творчества.

Анализируя педагогическую и методическую литературу, мы пришли к выводу, что моральные мотивы руководят нравственными поступками человека, побуждают его размышлять над соответствующим проявлением образа действий. Чтобы добиться от детей осознанного, обоснованного поведения, воспитатель ведет целенаправленную работу над формированием мотивов, их дальнейшим развитием. Поэтому моральные мотивы не только основа нравственного поведения, но и показательный результат воспитания.

Внешние воспитательные воздействия способствуют формированию положительных черт характера и нравственных качеств только при условии, если они возбуждают у детей положительное внутреннее отношение и стимулируют их стремление к развитию. Огромное значение здесь имеет работа по использованию произведений устного народного творчества в духовно-нравственном воспитании дошкольников. В работе прослеживается несколько направлений:

1. Духовно-образовательное

(занятия, чтение детям, беседы, устные поучения, обсуждение поступков героев и детей.)

2. Воспитательно-оздоровительное

(праздники, подвижные игры, прогулки, экскурсии, походы.)

3. Культурно-познавательное

(концерты, просмотры фильмов и мультфильмов, прослушивание аудиозаписей, участие в православных праздниках).

4. Нравственно-трудовое

(труд по самообслуживанию, изготовление подарков, атрибутов для игр).

Принципы организации работы по духовно-нравственному

воспитанию средствами фольклора:

Для успешной работы в данном направлении используются разнообразные методы:

наглядный, словесный, практический.

Наглядный метод используется во время:

-чтения воспитателем произведений устного народного творчества;

-показа сказок и других произведений как педагогом, так и детьми;

-рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов;

-проведения дидактических игр;

-целевых прогулок, экскурсий;

Словесные методы представляются наиболее эффективными в процессе:

-чтения произведений воспитателем;

-заучивания потешек, песенок, пословиц, поговорок, считалок;

-рассказывания произведений устного народного творчества детьми;

-бесед с элементами диалога;

-обобщающих рассказов воспитателя;

-ответы на вопросы воспитателя, детей;

-проведения разнообразных игр (подвижных, малоподвижных, дидактических, сюжетно-ролевых, игр-драматизаций);

-сообщение дополнительного материала воспитателем;

-рассматривания наглядного материала;

-рассказов детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок;

-разбора житейских ситуаций;

-проведения викторин, конкурсов, праздников, утренников;

-чтение родителями сказок, былин и др.

Важное значение имеет практический метод, который используется, когда необходимо:

-изготовить с детьми наглядные пособия;

-организовать вечера с родителями;

-провести игры (подвижные, малоподвижные, дидактические, инсценировки);

-приготовить с детьми различные блюда народной кухни;

-изготовить поделки на выставки;

-организовать постановку сказок;

-провести экскурсии различной направленности;

-нарисовать или слепить из пластилина иллюстрации к сказкам, потешкам, пословицам и поговоркам.

Следует отметить, что в методике используются разнообразные формы с детьми, назовем важнейшие:

-занятия, чтение произведений, беседы, игры;

-творческая художественная деятельность детей;

-проведение совместных праздников;

-постановка сказок духовно- нравственного содержания;

Анализ методической литературы позволил выделить виды деятельности детей (смотри таблицу).

Опыт воспитателей убеждает в том, что особое внимание необходимо уделить работе с семьей.

В работе с родителями можно выделить такие формы:

-собрания на духовно- нравственные темы;

-собрания, на которых родителей знакомят со средствами народной педагогики;

-лектории для родителей;

-открытые показы воспитательно- образовательного процесса;

-вечера вопросов и ответов;

-проведение совместных мероприятий;

-собеседования на диалоговой основе;

-анкетирование и тестирование;

-индивидуальные и групповые консультации;

-наглядные виды работы (информационные стенды для родителей, стенгазеты, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы);

-привлечение родителей к подготовке и проведению праздников и открытых занятий;

-привлечение родителей к подбору произведений устного народного творчества определенной тематики;

-выставки совместного творчества.

(Материал по работе с родителями представлен в таблице).

Доведение до сознания родителей важности духовно-нравственного воспитания дает заметные результаты.

Следует также отметить, что в реальных условиях педагогического процесса методы воспитания выступают в сложном и противоречивом единстве. Решающее значение здесь имеет не логика отдельных «уединенных» средств, а гармонично организованная их система. Разумеется, на каком-то этапе воспитательного процесса тот или иной метод может применяться в более или менее изолированном виде, но без соответственного подкрепления другими методами, без взаимодействия с ними он утрачивает свое назначение, замедляет движение воспитательного процесса к намеченной цели.

Наш опыт убеждает в том, что для повышения эффективности духовно-нравственного воспитания дошкольников необходима системная организация работы, включающая учебную, досуговую, трудовую, спортивную,повседневную сферу жизнедеятельности дошкольников; использование многообразных форм и активных методов приобщения дошкольников к истокам национальной культуры; педагогическое взаимодействие детского сада и семьи в освоении основ народной педагогики.

Публикации по теме:

Кружок по духовно-нравственному воспитанию дошкольников «Дорогою Добра» (из опыта работы) «У нас, воспитателей, великая и почётная миссия - вдохнуть в каждое из сердец наших воспитанников возвышенные идеалы. Сделать так, чтобы.

Сказка как средство развития речи Презентация предназначена для использования воспитателями и учителями-логопедами дошкольных образовательных учреждений. Сказка - это.

Формы, методы, средства нравственного воспитания

Формы нравственного воспитания

Процесс нравственного воспитания многогранный, длительный и сложный. Он реализуется в различных формах и разнообразными методами, приемами и воспитательными средствами. Форма воспитания в педагогике – это способ организации процесса воспитания.

Формы нравственного воспитания – это отношения, которые складываются между участниками воспитательного процесса.

Классифицируют формы нравственного воспитания по-разному, в зависимости от выбранной основы классификации. Один из видов классификации форм воспитания, и нравственного воспитания в том числе, осуществляется на основе количества воспитанников:

  • фронтальная форма;
  • групповая форма;
  • индивидуальная форма работы.

Например, индивидуальные формы нравственного воспитания учитывают особенности внутреннего мира, условий жизни индивида, позволяют использовать наиболее эффективные методы влияния на конкретного человека. Но при этом такая форма воспитания ограничена квалификацией воспитателя и может быть односторонней. Такая форма нравственного воспитания должна дополняться другими.

Существует классификация, в основе которой лежат методы нравственного воспитания:

  • словесные формы (собрания, сборы, лекции, доклады, диспуты, встречи);
  • практические формы (походы, экскурсии, спартакиады, олимпиады и конкурсы);
  • наглядные формы (музеи, выставки, тематические стенды).

В многогранном процессе нравственного воспитания возможны разные формы организации.

Методы нравственного воспитания

Методы воспитания – это различные способы воздействия воспитателей на воспитанников и организацию их деятельности.

Процесс нравственного воспитания не может быть односторонний, он всегда двухсторонний. Это тесное взаимодействие воспитателя и воспитанника.

Осуществлению процесса нравственного воспитания способствуют разные методы. Самые популярные из них перечислены ниже.

  1. Метод убеждения выражается в воздействии на сознание, чувства и волю воспитанника. Цель этого метода формирование положительных качеств и преодоление отрицательных. Выражается в разъяснении норм и правил поведения. Двусторонность процесса отражается в убеждении через собственный опыт, практику воспитанников, конкретные дела, личный пример окружающих людей. В целях убеждения эффективно работают литература, кинофильмы, информация из СМИ.
  2. Метод упражнений предполагает регулярное организованное выполнение определенных действий и практических дел. Цель этих упражнений - формирование и развитие личности, в том числе формирование взглядов и убеждений, обогащение чувств.
  3. Метод поощрений для одобрения положительных поступков.
  4. Метод наказаний для осуждения отрицательных поступков.
  5. Метод стимулирования и мотивации.
  6. Метод внушения.
  7. Метод коррекции.
  8. Метод воспитывающих ситуаций и социальных проб-испытаний.
  9. Метод дилемм и рефлексии.

Выбор методов зависит от содержания и направленности воспитательной деятельности.

На практике все описанные методы находятся в теснейшей взаимосвязи и переплетении. Важно, чтобы содержание нравственного воспитания имело общую основу. Было единым во всех своих проявлениях. Важно не только нравственное просвещение, но и его сочетание с формированием навыков нравственного поведения. Очень велика во всем роль примера руководителя, учителя, родителя и т.д.

Средства нравственного воспитания

Существует много различных средств нравственного воспитания. Рассмотрим основные из этих средств.

  1. Художественные средства. К ним относятся художественная литература, изобразительное искусство, музыка различных направлений, театральное искусство. Эта группа средств нравственного воспитания, способствует эмоционально окрасить познаваемые моральные явления, воспитанию чувств.
  2. Природа. Общение с природой, тесное взаимодействие с ней, изучение способно вызывать у человека чувства гуманности, желание заботиться о более слабых и защищать их. Как ни странно, но общение с живой природой и ее представителями способствует формированию уверенности в себе.
  3. Повседневная деятельность. Как правило, эти средства нравственного воспитания представлены игрой, трудовой деятельностью, обучением, общением. Эти средства имеют большое практическое значение. Они позволяют оценить влияние нравственного воздействия на ребенка в процессе его общения с другими детьми и со взрослыми.
  4. Окружающая атмосфера. Очень важно, в какой атмосфере проходит процесс нравственного воспитания. Это может быть атмосфера доброжелательности, любви, гуманности или же наоборот, атмосфера жестокости и безнравственности. Только в условиях доброжелательных взаимоотношений, душевного тепла, взаимопонимания и человечности можно вырастить полноценную личность, дать толчок к раскрытию заложенных от рождения в человеке способностей и талантов.
  5. Окружающая обстановка. Семья, педагоги, воспитатели и сверстники оказывают огромное влияние на формирование морально-нравственных качеств. Окружающая обстановка - средство воспитания чувств, представлений и поведения.

Василий Андреевич Сухомлинский предлагал в целях нравственного воспитания учить детей азбуке морали. Он очень четко изложил основные положения этой азбуки:

  • Ты живешь среди людей. Помни, что каждый поступок, каждое желание отражается на окружающих тебя людях. Знай, что существует граница между «хочу» и «можно». Проверяй свои поступки вопросом к самому к себе: не делаешь ли ты зла, неудобства людям? Делай все так, чтобы людям, окружающим, тебя было хорошо.
  • Ты пользуешься благами, созданными другими людьми. Люди создают тебе счастье детства. Плати им за это добром.
  • Все блага и радости жизни создаются трудом. Без труда нельзя честно жить.
  • Будь добрым и чутким к людям. Помогай слабым и беззащитным. Помогай людям в беде. Не причиняй людям зла. Уважай и почитай мать и отца – они дали тебе жизнь, они воспитывают тебя, они хотят, чтобы ты стал честным гражданином, человеком с добрым сердцем и чистой душой.
  • Не будь равнодушным. Борись против зла, обмана и несправедливости.

Эта азбука нравственной культуры помогает детям постигать смысл понятий добра и зла, чести и бесчестия, справедливости и несправедливости.

Остались вопросы? Задай их!

Источники: http://parohod.kg/vrednye_privychki/2479-priemy-vospitaniya-navykov-i-privychek-nravstvennogo-povedeniya.html, http://www.maam.ru/detskijsad/metody-i-priemy-duhovno-nravstvenogo-vospitanija-doshkolnikov-sredstvami-ustnogo-narodnogo-tvorchestva.html, http://author24.ru/spravochniki/pedagogika/teoriya_vospitaniya/formy_metody_sredstva_nravstvennogo_vospitaniya/

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

Избранные статьи

Амоксиклав цена суспензия для детей отзывы

Амоксиклав Амоксиклав — антибиотик широкого спектра действия, губительно действующий далее...

Логопедические упражнения на каждый день для детей

2-й Рощинский проезд,дом 8, строение далее...

Фукорцин при дерматите у ребенка

Фукорцин Фукорцин, или жидкость Кастеллани, краска Кастеллани, - антисептическое далее...

Аллергия между ножек ребенка

Появление покраснение между ног у ребенка Покраснение у ребенка далее...

Популярные статьи

Интересно