Главная » Воспитание дошкольника

Нравственное воспитание дошкольников игровой деятельности

Опубликовано в рубрике Конспекты НОД

Автор: Иванова Юлия Александровна,
воспитатель МБДОУ детского сада № 400 г.о. Самара

Процесс воспитания дошкольников направлен на формирование всесторонне развитой личности, у которой приоритетными являются нравственные качества. Как в наше чересчур прагматичное время сохранить в маленьком человеке чистоту восприятия мира, посеять в его душе семена добра и сострадания?
Психологи отмечают, что дошкольники способны как губка впитывать все новое, что именно в это время у них формируются важнейшие психические функции. Нам, педагогам, важно не только не упустить это благодатное время, суметь пробудить в детях природные задатки, но и заложить понятия общечеловеческих, нравственных ценностей, которые останутся с ними на всю жизнь, помогут обрести свое место в социуме.
Категория «ценность» – одна из ключевых в современной общественной педагогической мысли. Нравственные ценности, которые действуют в любом обществе, – доброта и милосердие, мужество и скромность, справедливость и толерантность. К работе над проблемой развития у детей способностей к нравственному самоопределению меня подтолкнуло то, что наше подрастающее поколение, к сожалению, утрачивает ряд нравственных качеств. Нравственное формирование личности дошкольника предполагает становление отношений ребенка к Родине, обществу, коллективу, людям, труду, своим обязанностям, к самому себе. В процессе нравственного воспитания ДОУ формирует у дошкольника чувства патриотизма, гражданственности, интернационализма, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям труда.
Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие как долг, честь, совесть, достоинство. Необходимые условия нравственного воспитания таковы: – направленность воспитательных воздействий педагога на формирование чувств, сознания и поведения детей в их единстве; – включение детей в разнообразную, целесообразно организованную педагогом деятельность; – создание ситуации самостоятельного нравственного выбора; – гуманный стиль отношения педагога к детям определяет развитие гуманистических взаимоотношений детей в коллективе.
Академик Б.Т. Лихачев выделяет ряд критериев нравственной воспитанности. От старших дошкольников требуется:
– знать гимн, гордиться своей Родиной;
– уметь закалять свое тело, быть полезным в школе и дома, обслуживать себя, устранять мелкие неполадки в домашнем хозяйстве;
– любить людей трудолюбивых, активных, инициативных, творческих, честных, справедливых, организованных; любить литературу, мастерить, делать добро окружающим людям;
– дружить со всеми детьми и выбрать себе друга, которому можно все доверить и которого никогда не подведешь;
– трудиться с пользой для себя и людей на садовом и пришкольном участках, в школе, на уроках труда;
– бороться с собственной ленью и другими недостатками, критиковать недостатки своих товарищей;
– беречь общественное добро и родную природу;
– помогать старшим, участникам войны, инвалидам, пенсионерам, своим товарищам по группе, труде, общественной работе;
– творчески относиться к самостоятельной деятельности, рисовать, петь, сочинять рассказы и сказки, участвовать в инсценировках.
В старше дошкольном возрасте у детей закрепляются привычки культурного поведения, интенсивно накапливаются знания о нравственных нормах. При оценке поведения учащихся в этот период с точки зрения прилежания и успешности учитывается не только прочность поведенческих умений, навыков, привычек, но и знания моральных требований, умение критиковать свое поведение и поведение своих товарищей.

Основные формы проектной деятельности по нравственному воспитанию детей: игры, экскурсии, дидактические игры, этические беседы, занятия клубного типа. Игровая деятельность детей всегда связана с возникновением и развитием между ними определенных отношений. Задача педагога – внимательно наблюдая за детьми, выявлять, на какой нравственной основе строятся их взаимоотношения, и активно воздействовать на формирование гуманных отношений. Для этого надо вдумчиво подходить к созданию играющих групп, помочь робким, застенчивым найти себе товарищей, тщательно оценивать первые успехи детей в игре, проявление их товарищеских отношений, симпатий. К сожалению, наши дети всё реже играют в подвижные и ролевые игры, отдавая предпочтение компьютерным, что лишает воспитателя возможности в полной мере использовать это действенное средство нравственного воспитания.
В своей практике я использую подвижные игры на экскурсиях, при проведении различных досугов. Развитию нравственных взаимоотношений в детском коллективе способствуют ролевые поручения воспитанникам. Эти поручения обязательно меняются, чтобы каждый ребенок смог поучаствовать в различных делах группы и выбрать занятие по душе. Очень важно, чтобы в детском саду с детьми проводились беседы о морали – этические беседы. Они должны включать основные вопросы, дающие возможность выработать у дошкольников нравственные представления. Тему для беседы каждый педагог формулирует сам. Формулировка должна быть выразительной и содержать правило, вывод, указывающий на то, как надо поступать. На пример: «Друга ищи, а нашел – береги», «Говорить легко – делать трудно». Запланировать такие беседы заранее очень сложно, поскольку необходимость их проведения напрямую связана с жизнью и событиями в детском коллективе. Иногда этические беседы приходится проводить с группой учащихся или индивидуально с отдельными учениками. Занятия клубного типа – интересная форма работы, позволяющая воспитателю успешно решать задачи нравственного воспитания школьников.
Мы сотрудничаем с педагогами дополнительного образования. Дети принимают активное участие в конкурсах, праздниках, конференциях, которые проводятся Клубом интернациональной дружбы.
Большую помощь в нравственном воспитании детей оказывают родители. Они – мои единомышленники. Совместные праздники, экскурсии – всё это способствует формированию нравственных качеств детей. На родительских собраниях мы обсуждаем пути воспитания, ищем действенные средства и методы. Каждый досуг, в любой форме проведения, будь то викторина, беседа, игра-путешествие или соревнование, способствует нравственному воспитанию учащихся. Темы досугов я стараюсь подобрать разнообразные, с учетом интересов учащихся и конкретных задач воспитания на данном этапе.
Воспитателю необходимо помнить, что высокая нравственная воспитанность дошкольников проявляется в единстве развитого нравственного сознания, мышления, воли, чувств и поведения. Она достигается при условии целостности и систематичности процесса воспитания, единства формирования нравственного сознания и поведения, дошкольников в общественной жизни и отношениях.

Нравственное воспитание детей дошкольного возраста
по средствам национальных подвижных игр

Ломоносова Наталья Валерьевна,
инструктор по физической культуре ГБДОУ №99
Калининского района Санкт-Петербурга

Игра – это независимая самостоятельная деятельность ребенка дошкольного возраста, в которой он может реализовать себя, свои желания и интересы, без оглядки на обязательность и необходимость. Игра находится в центре жизни ребенка, обучает и воспитывает его, способствует формированию нравственных качеств.

Педагогический потенциал подвижной игры в нравственном воспитании очень высок. Подвижная игра ценна тем, что в ней нет прямого воспитания, но есть все условия в развитии личности ребенка. Во время игры часто приходится приходить на помощь товарищу, соблюдать честность, не нарушать правила игры. Подвижные игры с элементами нравственного содержания помогают эффективно решать задачи воспитания детей дошкольного возраста. Для большей эффективности, после проведения игры необходима специальная работа по обсуждению ошибочных ситуаций возникающих в процессе игры. В процессе игры, помимо взаимоотношений продиктованных в соответствии с правилами, возникают реальные отношения, регулирующие реальное положение вещей между детьми. В процессе игры хорошо видно, как относится ребенок к успехам или неудачам партнера по игре, готов ли он помочь товарищу, внимателен ли к другим участникам игры.

В подвижных играх на нравственное совершенствование ребенка оказывают влияние примеры поведения взрослых в определенной ситуации, а так же те реальные отношения, которые складываются между детьми как товарищами.

Игры народов мира имеют многовековую историю, они сохранились до наших дней передаваясь из поколения к поколению, вобрав в себя уникальность каждого народа. Национальные игры отражают образ жизни народа, их быт, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве. Желание стать сильным, ловким, выносливым, проявить смекалку и находчивость. Национальные подвижные игры включают в себя и элементы состязания, в процессе которого возможно определить, кто самый быстрый, самый ловкий, самый метки.

Национальная игра – подлинно массовое, общедоступное средство физического и нравственного воспитания детей. Педагогу дошкольного воспитания необходимо владеть методикой проведения подвижных игр, и методикой проведения игровой деятельности в формате подвижной игры. Для проведения национальных игр необходимо иметь специальный инвентарь.

Большое значение при проведении подвижных национальных игр имеет поэтапное формирование двигательных действий. Каждая совместная деятельность состоит из четырех этапов.

1 этап – включает в себя упражнения способствующие активизации воспитанников, созданию непринужденной обстановки, повышению сплоченности детского коллектива.

2 этап – основная часть содержит следующие компоненты:

- завязка игры, определение цели, распределения ролей, установка правил.

- развитие игрового действия

3 этап – Анализ игры

Самооценка своих способностей, эмоциональный компонент, Что получилось в игре, а что нет, и почему так вышло.

4 этап – Подведение итогов.

Снятие отрицательных эмоций у детей потерпевших поражение в игре. Если есть необходимость индивидуальная работа с детьми, не умеющими признать свое поражение.

В процессе проведения игры желательно соблюдать все описанные этапы. Это повышает мотивацию участия в игровой деятельности, обучает навыкам успешного общения, умению выстраивать диалог друг между другом, договариваться и принимать единое решение сообща.

При обучении детей национальным играм следует установить законы, которые в процессе игры нарушать нельзя.

1. Играй честно, соблюдай правила.

2. Не смейся над слабыми, не обижайся если проиграл, не допускай грубости по отношению к другим.

3. Если победил, сильно не задавайся.

4. Победа команды – общее дело.

5. Береги инвентарь, тогда он прослужит дольше.

Примеры национальных игр для детей дошкольного возраста.

Русская национальная игра старые лапти .

На одной стороне площадки проводят черту – это город, где находятся все играющие. Пространство за городом – игровое поле. Дети становятся к черте и прокатывают мячи в сторону поля. Чей мяч дальше укатится, тому и водить. Мячи остаются на игровом поле, только водящий берет один мяч. Он ждет, когда за мячами будут выходить играющие, и всех, кто пересекает черту города, старается осалить мячом. Если водящий промахнулся, он догоняет мяч, а играющие стараются взять свои мячи и убежать за черту. Если играющих не осалили, то они еще раз прокатывают мячи, а водящий в этом случае остается прежним. Если кого-то осалили, он становится водящим.

1. Играющие должны брать с поля только по одному мячу.

2. Водящему разрешается на игровом поле переходить с одного места на другое.

Украинская народная игра Дятел .

Дети собираются на площадке, выбирают водящего – дятла.

Все становятся в пары и образуют круг, дятел становится по середине. Играющие ходят по кругу и вместе говорят слова.

- Ходит дятел у житницы,

Ищет зернышко пшеницы.

-Мне скучно одному, кого хочу, того возьму.

С этими словами он быстро берет за руку одного из играющих и становится в круг. Оставшийся без пары становится в середину круга – он дятел. Игра продолжается.

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО АНЭКС и Экстернат.РФ

Сайты

Источники: http://vospitateljam.ru/nravstvennoe-vospitanie-doshkolnikov-cherez-organizaciyu-sovestnoj-igrovoj-deyatelnosti-iz-opyta-raboty/, http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/89-preschool/9182-nravstvennoe-vospitanie-detej-doshkolnogo-vozrasta-po-sredstvam-natsionalnykh-podvizhnykh-igr.html

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

Избранные статьи

Цефодокс суспензия для детей цена

Цефодокс суспензия для детей – инструкция, показания и далее...

Застраховать ребенка укуса клеща

Защита от клещевого энцефалита Полис предусматривает далее...

Таблица мерок детей для вязания

LiveInternet LiveInternet таблицы размеров Таблицы размеров для детей, женщин и мужчин Таблица далее...

Отзывы таблетках фенибут детей

Фенибут. Особенности применения далее...

Популярные статьи

Интересно