Главная » Воспитание дошкольника

Использование цветотерапии в физическом воспитании дошкольников

Статья по теме:
Цветотерапия. Радужное здоровье детей.

Предварительный просмотр:

Статья воспитателя детского сада Ляшенко Анны

« Цветотерапия. Радужное здоровье ребенка. »

Как правило, детские товары — пищевые продукты, книжки, игрушки среди других товаров выделяются сразу и все это за счет специфического цветового оформления. Вы, наверное, замечали, что детские товары в основном оформляются в трех цветах — это синий, желтый и красный. Эти цвета легко воспринимаются детьми, и они сразу обращают свое внимание на товары с этими оттенками. Бытует мнение, что детскую комнату лучше всего оформлять с использованием этих основных цветов. Было проведено множество исследований на тему «Воздействие цвета на психику ребёнка». И поэтому при оформлении предмета или помещения, помня это нужно правильно подбирать цвета.

Например, красный цвет может провоцировать чрезмерную активность, так как является сильным раздражителем.

Желтый цвет можно назвать гармонизирующим цветом, который вызывает радостные ощущения, но при этом ребенок остается послушным и сосредоточенным. К тому же желтый цвет сможет развить у ребенка аппетит. Благоприятно сказывается на неспокойных, нервных и возбужденных детях.

Зеленый цвет положительно сказывается на изменении и развитии характера у ребенка. Ребенок начинает проявлять живой интерес к учебе и к познанию окружающего мира. Также зеленый цвет наделяет ребенка уверенностью в себе и смелостью. Но если ребенок-флегматик, тогда лучше не увлекаться зеленым цветом.

Синий цвет передает глубину и чистоту, поэтому пробуждает воображение и вызывает интерес к так называемым «далеким мирам». Для того, чтобы привлечь или обратить внимание ребенка на конкретный предмет, достаточно использовать немного синего цвета.

Голубой цвет выражает легкость, свежесть и невесомость. На психику ребёнка он способен оказать расслабляющее и успокаивающее действие. Способен синий цвет и снизить давление. В конце рабочего трудного дня голубой оттенок в помещении может снять напряжение, однако не стоит и забывать, что излишний голубой цвет в помещении может вызвать чувство отчуждения и холода.

Оранжевый цвет укрепит сообщество людей собирающихся в «оранжевом» помещении. Особенно рекомендуется оформлять в оранжевые цвета зал или столовую, то есть те помещения, где чаще всего собирается вся семья. Оранжевый цвет может пробудить аппетит, поэтому смело оформляйте кухню оранжевыми оттенками. А вот в детской комнате оранжевый цвет поможет ребенку переносить одиночество.

Фиолетовый цвет ассоциируется с духовным совершенством и чистотой, изобилием и просветлением. Дарит чувство внутренней гармонии и покоя. Отлично сочетается с желтыми и розовыми оттенками.

Красный цвет может подарить радость, активизировать и возбудить, поэтому в детской комнате его использование следует ограничить, в противном случае он будет причиной неспокойного детского сна. А при гиперактивности ребенка советуется вообще не использовать красный цвет.

Дошкольное детство – время первичной социализации детей, формирования стойких стереотипов соматической и психической организации. Наблюдения и практический опыт показывают, что становление специфической деятельности ребенка (игровой, познавательной, изобразительной и др.), его развитие оптимизируются при включении в образовательный процесс цветотерапии как элемента психогигиенической и психокоррекционной работы.

Период дошкольного детства является также периодом интенсивного сенсорного развития ребенка. Изучение данных литературы и результаты собственных наблюдений и исследований позволяют сделать вывод о том, что стимуляция интеллектуального и эмоционального развития детей дошкольного возраста цветотерапевтическими средствами оправдана и эффективна.

Работа с цветом способствует решению многих задач:

• повышает уровень коммуникативности детей, их эмоциональную отзывчивость;
• обогащает сенсорный и эмоциональный опыт детей;
• знакомит с приемами управления своими чувствами, формирует навыки самоконтроля.


В условиях ДОУ цвет используется не только как зрительный стимулятор и раздражитель, но и как наполнитель пространственной среды. Это позволяет условно зонировать окружающую обстановку, вносит разнообразие в традиционные виды деятельности, усиливает смысловое значение изучаемого.

Говорят, что дома и стены помогают. Для дошкольника детский сад – это второй дом. Задумываемся ли мы о том, что в зависимости от окраски стен жилища дети могут чувствовать себя совершенно по-разному?

Цветопсихология рекомендует в помещениях для детей гамму цветов от желтовато-зеленого через желтый до оранжевого. Синий и зеленый цвета тоже подходят для групп, особенно ориентированных на юг, поскольку эти цвета создают ощущение прохлады.


Выбирая цвет коридоров в ДОУ, рекомендуется использовать тона, не встречающиеся при отделке групп, но при этом желательно придерживаться общей цветовой гаммы.

Изучение влияния цветовой окраски мебели и оборудования показало, что функциональное состояние зрительного анализатора и работоспособность детей выше при зеленой гамме цветов, чем при других (белая, черная, коричневая). Наилучшие показатели зрительной работоспособности были выявлены при окраске рабочих столов в светло-зеленый цвет и цвет натурального дерева, которые создают благоприятное распределение света в поле зрения ребенка. Желательно, чтобы и демонстрационная доска была зеленого цвета.

Не маловажным является и локализация цвета в пространстве, обратимся к таблице.

Психологическое действие цвета в зависимости от его локализации

Разработка конспекта спортивного праздника для детей и родителей Здоровые дети - в здоровой семье

Осуществление преемственности детского сада и семьи в физическом воспитании детей .Умение педагогов создать радостное настроение, располагающее всех детей и родителей к творческой деятельности.

Проект долгосрочный, рассчитан на учебный год (с марта по май) и направлен на педагогов ДОУ. В ходе проекта педагоги уточнят нормативно-правовые документы по проблеме сохранен.

«Здоровые дети в здоровой семье». Сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста.

Уважаемые коллеги, представляю вам сценарий развлечения, которое мы проводили в логопедических группах. когда была неделя здоровья.

Викторина Здоровые дети - в здоровой семье для детей старшего возраста

Предлагаю викторину, которую разработали и использовали в работе.

Конспект физкультурного досуга для детей и родителей «Здоровые дети – в здоровой семье» для средней группы

Конспект физкультурного досуга для детей средней логопедической группы и их родителей/.

Конспект интегрированного занятия (образовательная область «Здоровье») для детей средней группы Цель: сформировать культуру здорового образа жизни.ü Формировать начальные представления у де.

Презентация на тему: Цветовое сопровождение в дошкольной педагогике (Н. Н. Ефименко «Цветотерапия в физическом воспитании дошкольников»)

Цвет играет значительную роль в жизни здорового или больного организма и имеет первостепенное значение для ума человека. Это – постоянно обновляющийся источник радости. Леон Доде «Цвет сам по себе что-то выражает – от этого нельзя отказываться, это надо использовать»,- считал В. Ван Гог

Главная идея состоит в том, что посредством определённых цветовых режимов (интерьера прихожей, физкультурного зала, групп, включая оборудование, тренажёры и игровой инвентарь) можно содействовать более эффективному двигательному развитию ребёнка, становлению его психических функций, формированию всесторонней, гармонической личности Главная идея состоит в том, что посредством определённых цветовых режимов (интерьера прихожей, физкультурного зала, групп, включая оборудование, тренажёры и игровой инвентарь) можно содействовать более эффективному двигательному развитию ребёнка, становлению его психических функций, формированию всесторонней, гармонической личности

Цветовое сопровождение жизни – естественным и искусственным образом сложившаяся система светового, цветового, графического и прочего визуального окружения, заполняющая заданное жизненное пространство в конкретный момент времени Цветовое сопровождение жизни – естественным и искусственным образом сложившаяся система светового, цветового, графического и прочего визуального окружения, заполняющая заданное жизненное пространство в конкретный момент времени Цветовой режим – это специально подобранная система световых, графических и прочих визуальных решений, наиболее оптимальных для ребёнка в конкретной жизненной (педагогической) ситуации Цветотерапия – это целенаправленный подбор и применение соответствующего цветового режима для ребёнка (группы детей) с целью достижения желаемого профилактического, коррекционного или реабилитационногоэффекта в его психофизическом статусе

Цветотерапия - немедикаментозный метод лечения, основанный на том, что каждая из биологически активных зон организма реагирует на один из цветов: воздействие цветом происходит на орган зрения, а через него и через зрительный ализатор - на нервную систему. Воздействие определенного цвета снимает энергетическую блокаду, являющуюся причиной функционального расстройства. Цветотерапия - немедикаментозный метод лечения, основанный на том, что каждая из биологически активных зон организма реагирует на один из цветов: воздействие цветом происходит на орган зрения, а через него и через зрительный ализатор - на нервную систему. Воздействие определенного цвета снимает энергетическую блокаду, являющуюся причиной функционального расстройства.

Механизм психофизического воздействия цветового сопровождения на детей реализуется по следующим направлениям Организационные возможности цвета (система рационального освещения и цветовое решение интерьера помещений) Педагогические возможности цвета (оздоровление, развитие, воспитание, обучение детей) Реабилитационные возможности цвета (коррекционная работа с детьми, имеющими отклонения в развитии)

Немного истории цветотерапии: Цветотерапия является одним из древнейших методов лечения. Она базируется, в основном, на целительном действии солнечного света, который применялся многими древними культурами для облегчения различных недомоганий. Позднее оказалось, что отдельные цвета обладают специфическими воздействиями. Согласно историческим данным, в 1350 году до н.э. Нефертити приготавливала масла для приема ванн разных цветов, чтобы посредством их получать хорошее самочувствие и становится красивее. Возбуждающие ванны должны были быть красными, успокаивающие - зелеными или синими. Сегодняшний широкий интерес к цветотерапии прежде всего связан с немецким знахарем Хайнцем Шиглем, который в 1979 году опубликовал книгу по этой теме под названием «Цветотерапия».

Красным светом Вы активируете сердце, кровообращение, лёгкие и мускульную ткань. Он содействует кровообращению и расширяет сосуды. Ускоряет выздоровление при различных кожных заболеваниях. Позвольте стимулировать себя этим светом и внутренне оживить. Красным светом Вы активируете сердце, кровообращение, лёгкие и мускульную ткань. Он содействует кровообращению и расширяет сосуды. Ускоряет выздоровление при различных кожных заболеваниях. Позвольте стимулировать себя этим светом и внутренне оживить. Оранжевый - повышает уровень нейроэндокринной регуляции; стимулирует деятельность половых желез; омолаживает, увеличивает мышечную силу и потенцию. Жёлтый, как символ солнца, снимает напряжения и даёт надежду. Он действует позитивно на печень и желчный пузырь, активирует работу желез внутренней секреции и стимулирует восстановление слизистых оболочек. Поток жёлтого света символизирует тепло и уют и укрепляет Ваши нервы. Зелёный цвет успокаивает и укрепляет Вас внутренне. Он активирует лёгкие и бронхи, успокаивает головную боль и снимает раздражительность. К тому же он помогает при кашле. Позвольте себе расслабиться и подкрепите свои силы для следующего дня. Голубой, устраняет видимые и невидимые страхи, вселяет чувство уверенности в своих жизненных позициях. Обладает стимулирующим воздействием на функции щитовидной железы и почек. Синий поможет Вам устранить нервное напряжение, бессонницу, беспокойство и страхи. Он действуетохлаждающе и освежающе и помогает останавливать любые воспаления. Фиолетовый, действует мягко, стимулирующе. Дает силу при энергетическом истощении, не дает места дипрессии, пессимизму и бессилию. Этот цвет снабжает нас энергией, в которой особо нуждается наша пищеварительная система и половые железы.

различные расстройства сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, пищеварения, мочеполовой системы и др. возникновение которых связано со стрессами), различные расстройства сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, пищеварения, мочеполовой системы и др. возникновение которых связано со стрессами), при стрессах, неврозах - для снятия напряженности и предупреждения развития невротических и психосоматических расстройств, при психоэмоциональных нарушениях: при снижении работоспособности и настроения, нарушение сна, раздражительность, плаксивость, при бессоннице, зимней депрессии, эмоциональном напряжении и заболеваниях обусловленных им, в т.ч. психосоматических расстройствах, для коррекции психоэмоционального состояния женщин с климактерическим синдромом (рекомендуются профилактические и лечебные курсы женщинам старше 40 лет) головные боли, повышенное и пониженное артериальное давление (вегето-сосудистая дистония, гипертоническая болезнь), повышенная метеочувствительность, как профилактика и лечение глазных заболеваний: близорукость, дальнозоркость, катаракта (начальная стадия), глаукома (начальная стадия); при зрительном утомлении, при лечении и профилактике близорукости у детей (с 5 лет), для профилактики негативных последствий длительной работы с экранами мониторов.

Методическая копилка
Учебно-воспитательная деятельность

Основные направления работы ДОУ осуществляются через:

  • личностно-ориентированное взаимодействие педагогов с детьми;
  • создание предметно-развивающей среды, способствующей познавательному, личностному и эмоциональному развитию ребёнка;
  • организацию игровой деятельности детей дошкольного возраста, как оптимального периода формирования личности;
  • использование здоровьесберегающих технологий;
  • взаимодействие специалистов ДОУ с целью совершенствования коррекционной работы;
  • установление партнерских отношений с семьёй каждого воспитанника в приобщении детей к истокам народной культуры, привитию любви к своим близким, семье, родному городу, к Родине.

Одним из актуальных направлений организации работы ДОУ по оздоровлению детей является индивидуально-дифференцированный подход с учетом различия восприимчивости к инфекциям. Применение фитонцидной терапии в практике с целью профилактики ОРЗ и общего укрепления и оздоровления детей. Говоря о закаливании, хочется отметить, что оно является одним из общепринятых методов профилактики ОРЗ и здоровьесбережения. Воздушные ванны и обширное умывание повышают защитные силы организма.

Обеспечение двигательной активности во время приёма воздушных ванн является неприменным условием их эффективности. Инструктором по физкультуре проводятся подвижные игры с циклическими физическими упражнениями.

Новая парадигма педагогики смещает центр проблем с формирования знаний, умений и навыков на целостное развитие личности. В таких условиях возрастает социальная и педагогическая значимость сохранения здоровья детей, особенно детей с проблемами в развитии, в процессе обучения и воспитания в детском саду. Педагогами ДУУ широко используется игровая терапия. Цель игровой терапии — дать ребёнку свободу, возможность самому оценить своё поведение, понять собственный творческий потенциал. На занятиях по изобразительной деятельности положительные результаты в области здоровьесбережения достигаются при использовании цветотерапии. Это целенаправленный подбор и применение соответствующего цветового режима для детей с целью достижения профилактического эффекта. В зависимости от характера ребёнка, на занятиях по изодеятельности педагог предлагает ему тот или иной цвет.

Наряду с вышеперечисленным мы используем различные методы коррекционной работы в сочетании со здоровьесберегающими технологиями.

Это музыкальная терапия, когда музыкальные произведения используются в работе с детьми в течении дня в режимных моментах. В рамках музыкальной терапии используются игры, развивающие умение слышать, находить источник звука, развитие восприятия. Здесь происходит активизация способностей концентрирования внимания, развитие способностей различать звуки, улучшение согласованности между процессом слушания и зрительной координации движения рук, развитие осознания различных частей тела, умения наблюдать, формирование контроля за движениями, стимулирование общения между сверстниками, формирование навыка сотрудничества.

Сказкотерапия, народный фольклор активно используется во всех группах детского сада, но особенно это актуально в работе с детьми с нарушением речи. Произведения народного творчества в работе с детьми следует рассматривать как важное средство развития речи.

Познавательное развитие детей реализуется по следующим направлениям:

  • формирование естественнонаучных представлений о природе;
  • приобщение детей к народной культуре;
  • формирование основ безопасности жизнедеятельности;
  • формирование потребности в здоровом образе жизни.

С детьми проводятся экологические игры, праздники, игры-развлечения, выставки детских рисунков, конкурсы, организовываются театральные представления по усвоению правил безопасного поведения на улицах города.

Продолжается реализация основных направлений программы ОБЖ (авт. Р.Стеркина, Н.Авдеева, О.Князева), которые интегрируются на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, по экологическому и физическому воспитанию, на занятиях по изодеятельности, в игровой деятельности и режимных моментах.
Педагоги активно проводят работу по пожарной безопасности с детьми и родителями. Приобщают детей к знаниям об оказании первой помощи.

Социально-личностное развитие ребенка происходит через реализацию целей — развитие у детей уверенности в себе, развитие эмоционально-положительного отношения к окружающим, формирование коммуникативных навыков, нравственное и патриотическое воспитание детей, которые педагоги осуществляют через все виды деятельности: игровую, умственную, художественную, трудовую.

В ДУУ проводится систематическая работа по патриотическому воспитанию. которая отражается в поставленных задачах в годовом плане учебно-воспитательной деятельности.

Проводится работа по воспитанию культуры общения дошкольников, знакомство детей с устным народным творчеством о труде, дружбе, о любви к Родине.

Проводятся праздники «Коляда-коляда», «Масленица», где дети знакомятся с обрядами, народными костюмами, народными музыкальными инструментами, песнями. Такие мероприятия укрепляют дружбу детей, приобщают их к народным традициям.

Воспитатели и родители обсуждают актуальные вопросы нравственного воспитания.
Художественно-эстетическое воспитание — приобщение детей к культурным ценностям, воспитание эстетического отношения детей к окружающему миру, развитие художественных способностей. Оно осуществляется через разнообразные формы работы: занятия по музыке, изодеятельности, театральные постановки, тематические литературные и музыкальные вечера, обучение игре на музыкальных инструментах, обучение музыкально-ритмическим, танцевальным движениям.

На занятиях решаются следующие задачи:

  • развитие интереса к различным видам искусства (изобразительное искусство, декоративно-прикладное искусство, архитектура);
  • формирование представлений о прекрасном в жизни и искусстве, способности воспринимать его;
  • формирование художественно-образных представлений, мышления, эмоционально-чувственного отношения к предметам и явлениям действительности, воспитание эстетического вкуса, эмоциональной отзывчивости на прекрасное;
  • развитие творческих способностей в изодеятельности;
  • развитие сенсорных способностей;
  • приобщение детей к лучшим образам отечественного и мирового искусства.

Физическое воспитание является частью комплексной системы воспитания ребенка-дошкольника и включает следующие направления:

  • обеспечение физического развития и психологического благополучия;
  • охрана и укрепление здоровья детей;
  • формирование основ безопасности жизнедеятельности на занятиях и в повседневной жизни;
  • формирование привычки здорового образа жизни;
  • формирование у родителей, педагогов, детей ответственных взглядов и убеждений в деле сохранения собственного здоровья.

Разработана модель двигательного режима, в которую входят:

  • физкультурно-оздоровительные занятия (лечебная физкультура),
  • учебные занятия (по сетке занятий),
  • физкультурно-массовые занятия (спортивные праздники, развлечения),
  • «Тропа здоровья» (физкультурные упражнения на прогулке),
  • совместная физкультурно-оздоровительная работа детского сада и семьи.

Успешной формой работы по физической культуре являются следующие виды занятий: музыкально-ритмические тренировки, сюжетно-игровые занятия, занятия по картам-схемам, спортивные праздники, развлечения, дни здоровья, совместные физкультурные досуги с родителями.

Источники: http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/04/19/tsvetoterapiya-raduzhnoe-zdorove-detey, http://ppt4web.ru/pedagogika/cvetovoe-soprovozhdenie-v-doshkolnojj-pedagogike-n-n-efimenko-cvetoterapija-v-fizicheskom-vospitanii-doshkolnikov.html, http://avrora103.ru/metodicheskaya-kopilka/

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

Избранные статьи

Виферон свечи детей дозировка 1 год

Дозировка свечей Виферон для детей автор Заботливый папа далее...

Понос 2х летнего ребенка

У ребенка не прекращается понос. Что делать? Ludmila Minsk далее...

Вирусная инфекция кожи детей

Вирусная экзантема у далее...

Рост ребенка 5 месяцев норма

Размер окружности головы у далее...

Популярные статьи

Интересно