Главная » Воспитание дошкольника

Анализ программ экологического воспитания дошкольников

Анализ вариативных программ экологического воспитания детей дошкольного возраста

21.94 КБ. 531880.docx Автор: Щелчкова Ирина Сергеевна, 30 Мар 2015

1. Исходные данные Программы: Программа Юный эколог (Николаева С.Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду.- М. Мозаика-Синтез, 2010. - 112 с.)

Автор программы, Николаева Светлана Николаевна (кандидат наук в области педагогики, ст. научный сотрудник Института семьи и воспитания РАО) создала систему, способную помочь педагогам реализовать на практике новые подходы к экологическому воспитанию.

Результативность программы была доказана уже в 1993 году в ходе успешной апробации. А в 1998 разработка «Юный эколог» получила одобрение Экспертного совета Министерства общего и среднего профессионального образования РФ.

2. Раздел экологического воспитания комплексной Программы - Юный эколог - парциальная (не комплексная) программа, нацеленная на формирование экологической культуры дошкольников.

3. Структура Программы

Программа Юный эколог включает две подпрограммы. Одна из них ориентирована на детей - по ней можно развивать экологическую культуру дошкольников 2-7 лет в любых образовательных учреждениях. Другая - предназначена для взрослых (воспитателей ДОУ, педагогов дополнительного образования). По ней можно осуществить повышение квалификации тех педагогов, которые занимаются экологическим воспитанием детей.

В программе представлено шесть разделов: первый раздел -это элементарные сведения о мироздании, неживой природе Земли и ее значении в жизни живых существ; следующие два посвящены раскрытию взаимосвязи растений и животных со средой обитания; четвертый прослеживает роль взаимосвязей в процессе онтогенеза - роста и развития отдельных видов растений и высших животных; в пятом разделе раскрываются взаимосвязи внутри сообществ, жизнь которых дети могут наблюдать. Разделы, обозначенные звездочкой, - необязательные: их могут использовать воспитатели ДОУ, педагоги других учреждений в кружковой работе с детьми. В шестом разделе показаны разные формы взаимодействия человека с природой. Особое (оздоровительное) значение имеет первый пункт, в котором рассматриваются потребности человека (детей) как живых существ и вытекающие отсюда требования к окружающей среде.

4. Анализ содержания Программы

Программа представляет собой целостный курс экологического воспитания для детей дошкольного возраста. она включает изучение следующих больших тем:

- Неживая природа – среда жизни человека, животных, растений (Вселенная, воздух и вода, почва и камни, времена года),

- Многообразие растений, связь со средой обитания (растения на участке д/с и комнатные),

- Многообразие животных, связь со средой обитания (домашние животные, обитатели уголка природы, птицы – перелётный и зимующие),

- Рост и развитие животных и растений, связь со средой обитания,

- Сообщество животных и растений (лес, водоёмы, луг как экосистема),

- Человек и природа во взаимодействии (использование и охрана).

Подробно тематика Программы Юный эколог представлена в Приложении .

Рекомендации к распределению материала по возрастным группам:

Полный объем представленного материала по всем разделам ориентирован на детей подготовительной к школе группы. Возможность усвоения знаний и выработка отношения детей к объектам и явлениям природы, обозначенным в программе, обусловлены тем, что воспитательно-образовательная работа с дошкольниками по формированию начал экологической культуры начинается с двухлетнего или трехлетнего возраста и продолжается в системе четыре-пять лет.


Автор: Щелчкова Ирина Сергеевна

Автор Н.А. Рыжова
Цель программы, воспитывать с первых лет жизни гуманную, социально-активную, творческую личность, способную понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним. «Наш дом — природа» — авторская программа, обеспечивающая преемственность в экологическом образовании дошкольников с начальной школой по предметам «Окружающий мир», «Природоведение». Предназначена для работы с детьми 5 и 6 лет (старшая и подготовительная к школе группы), может быть использована дошкольными учреждениями как общеразвивающего типа, присмотра и оздоровления, так и коррекционного.

Структурно-содержательная характеристика

Программа построена на принципах развивающего обучения и направлена на развитие личности ребенка в целом. Особое внимание в ней уделяется формированию целостного взгляда на природу и место человека в ней. У детей формируются первые представления о существующих в природе взаимосвязях и на этой основе — начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде, своему здоровью. Человек рассматривается как неотъемлемая часть природы.

Программа содержит базовый компонент, который конкретизируется с учетом местных условий — эколого-географических, национально-культурных — и ориентирует воспитателя на системный подход в экологическом образовании старших дошкольников. Важное значение в программе придается нравственному аспекту: развитию представлений о самоценности природы, эмоционально положительному отношению к ней, выработке первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и быту. Дети приобретают также первоначальные умения, позволяющие им участвовать в посильной практической деятельности по охране природы родного края.

Программа состоит из ряда блоков, каждый из которых включает комплекс тем.

  • В первом блоке «Я и природа» дети знакомятся с различными, доступными их пониманию, компонентами окружающей среды.
  • Последующие блоки дают дополнительную информацию о каждом компоненте («Воздух», «Вода» и др.). Затем они рассматриваются во взаимосвязи.
  • Завершающий блок «Человек и природа» — обобщающий по отношению к предшествующим.

В каждом блоке выделены две части: обучающий (первоначальные сведения о природе) и воспитывающий компонент (понимание значения природы, ее эстетическая оценка, бережное к ней отношение).

«Наш дом — природа» — программа, ориентирующая педагога на передачу детям минимума экологических знаний, которые помогут им понять необходимость вести себя в природе экологически грамотно, отмечая важность эмоционального отношения к ней, необходимости разумного сочетания духовного и интеллектуального развития ребенка.

В программе отражаются первоначальные знания из области трех основных направлений экологии: биоэкологии (или общей экологии), социальной и прикладной экологии. В соответствии с программой дети получают представления о взаимосвязях в природе, которые и помогают им обрести начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде и своему здоровью. В программе «Наш дом — природа» нашли отражение следующие вопросы биологической экологии.

Живая и неживая природа. Особенности живых организмов, их разнообразие, распространение. Связь внешнего вида, строения (для животных — и поведения) живых организмов с особенностями среды обитания, их приспособленность к этой среде. Разнообразие сред обитания (водная, наземно-воздушная, воздушная, почвенная).

Место обитания животных, растений. Сообщества (экосистемы ), их разнообразие, тесная связь компонентов.

В программу включается ряд вопросов социальной экологии:

  • люди и окружающая среда; природа вокруг меня; как я использую природные ресурсы;
  • как я влияю на природу;
  • мое здоровье и окружающая среда;
  • моя экологическая безопасность;
  • что случится со мной, если я буду неграмотно относиться к природе;
  • что я могу сделать, чтобы улучшить состояние окружающей меня среды.

Это способствует осознанию ребенком своего места в окружающем мире, выработке навыков экологически грамотного поведения.

Программой предусмотрено знакомство детей с некоторыми последствиями экологически неграмотных действий людей, с тем, как вести себя экологически грамотно не только в лесу, но и в своем городе, поселке, доме. Дошкольник должен знать, что играть возле дороги нельзя не только из-за возможного наезда автомобиля, но и из-за опасности вдыхания выхлопных газов, что гулять возле свалки опасно для здоровья.

В программе отражаются следующие вопросы из области прикладной экологии:

  • как нужно вести себя в природе;
  • почему нужно бережно относиться к ней;
  • как экономить природные ресурсы;
  • почему живые организмы и их сообщества нуждаются в нашей охране;
  • почему на Земле должны жить все живые организмы без исключения;
  • что такое заповедники; для чего созданы Красные книги.

Важно, чтобы дети понимали необходимость сохранения на Земле всех живых организмов, независимо от нашего отношения к ним.

Экологические знания становятся основой экологического воспитания. У ребенка формируется определенная система ценностей, представление о человеке как о части природы, о зависимости своей жизни, здоровья от ее состояния. Экологическое воспитание тесно связано с развитием эмоций ребенка, умения сочувствовать, удивляться, сопереживать, заботиться о живых организмах, воспринимать их как собратьев по природе, уметь видеть красоту окружающего мира (и всего ландшафта, и отдельного цветка, и капли росы, и маленького паучка).

Большое внимание в программе уделяется совместной со взрослыми практической деятельности детей: проведению наблюдений, опытов, игр и т.д. Экологические знания и навыки дети получают не только на специально организованных занятиях по ознакомлению с окружающим миром, но и во время прогулок, экскурсий, чтения книг, изобразительных и музыкальных занятий.

Предметно-развивающая среда

Реализация программы предполагает конструирование педагогом развивающей среды в соответствии с методическими рекомендациями автора.

Учебно-методическое обеспечение

Программа имеет полное учебно-методическое обеспечение: выпущены методические разработки, представленные в серии книг НА. Рыжовой: «Волшебница-вода», «Невидимые ниточки природы» и др. Программа рекомендована Министерством образования РФ. В тетрадях для детей даны задания, которые они могут выполнять в рамках различных блоков. Эти задания сгруппированы по тематике. В тетрадях также находятся карточки, из которых вместе с детьми изготавливаются дидактические пособия.

Результаты апробации программы

Материалы комплекта апробированы в дошкольных учреждениях страны и получили положительную оценку. Предполагается творческое использование программы воспитателем. Многие конспекты занятий по просьбе работников ДОУ написаны детально, однако их можно дополнять, делить на несколько частей в зависимости от характера работы. Важно только, чтобы все дополнения соответствовали тематике занятий и были экологически грамотными. Необходимо помнить и о краеведческом аспекте обучения, учить на примерах среды ближайшего окружения, природы родного края.

  • Зебзеева В.А. Развитие элементарных естественно-научных представлений и экологической культуры детей: Обзор программ дошкольного образования. - М. Сфера, 2009.

Шпаргалки - теория и методика экологического воспитания детей

  • Файл формата zip
  • размером 130,59 КБ
  • содержит документ формата doc
  • Добавлен пользователем Юлия 29.12 14:08
  • Отредактирован 11.01 14:05
  • Скачан 184 пользователями

Шпаргалки по теории и методике экологического воспитания детей дошкольного возраста.
СФПГУ, Северодвинск. Преподаватель: Терентьева Л.И.
Вопросы:
Экологический кризис на современном этапе, природа в системе ценностей, ТиМ экологического образования как наука, взгляд зарубежных педагогов на значение природы, Русская прогрессивная педагогика об использовании природы в первоначальном образовании и воспитании детей, значимость идей для экологического образования дошкольников (В.Ф. Одоевский, К.Д. Ушинский, Е.Н. Водовозова).
Принципы отбора и содержание знаний по ознакомлению детей с природой в исследованиях Е.И. Тихеевой, Л.К. Шлегер, А.А. Быстрова.
Понятия экологии, используемые для построения методики экологического образования детей. Современные подходы к содержанию программ экологического образования дошкольников. Цель, задачи экологического образования детей, их обоснование.
Принципы отбора содержания знаний о природе в Программе воспитания и обучения в детском саду .
Сравнительный анализ современных программ экологического образования детей дошкольного возраста Н.Н. Кондратьевой Мы и С.Н. Николаевой Юный эколог .
Понятие: экологическое сознание, его составные компоненты. Экологическое восприятие, его особенности у детей. Пути формирования экологического восприятия дошкольников.
Сравнительный анализ современных программ экологического образования детей дошкольного возраста В.И Ашикова Семицветик и Н.А. Рыжовой Наш дом – природа и т.д. всего 54 вопроса.

  • Чтобы скачать этот файл зарегистрируйтесь и/или войдите на сайт используя форму сверху.

Смотри также

М. Издательский центр Академия, 2001.- 184 с В пособии, написанном в соответствии с авторской программой экологического воспитания дошкольников, раскрываются содержание и методы, конкретные педагогические технологии экологовоспитательной работы с детьми разных возрастных групп. Особое внимание уделяется личностному развитию дошкольников в связи с экологическим воспитанием.

  • 210,89 КБ
  • скачан 1176 раз
  • дата добавления неизвестна
  • изменен 05.04 20:33
  • будет удален через 14 дней

Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М. Издательский центр «Академия», 2002. — 336 с. В учебном пособии излагаются научные основы экологического воспитания дошкольников, описываются психологические особенности формирования у них экологических представлений, раскрываются содержание, методы и формы организации воспитательно-образовательного процесса в области.

  • 533,54 КБ
  • скачан 701 раз
  • дата добавления неизвестна
  • изменен 14.09 20:58
  • будет удален через 14 дней

2013. - 143 с. Представлены ответы на вопросы экзамена по Методике математического развития для студентов педагогических дошкольных колледжей Основные математические понятия: множество, число, цифра, натуральный ряд чисел, система счисления, счетная, вычислительная, измерительная деятельность, величина, форма, геометрическая фигура, время, пространство. Предмет и задачи.

  • 2,21 МБ
  • скачан 441 раз
  • добавлен 16.02 00:30
  • изменен 17.02 11:59
  • будет удален через 14 дней

2010г. 99 стр. Освещены вопросы по подготовке к сдаче экзамена по дисциплине Методика экологического образования для студентов дошкольных педагогических колледжей. Теоретические основы экологического образования детей дошкольного возраста. Роль природы в формировании личности ребенка. Задачи и содержание экологического образования в педагогическом процессе дошкольного.

  • 255,58 КБ
  • скачан 195 раз
  • добавлен 30.09 02:05
  • изменен 07.04 21:56
  • будет удален через 14 дней

СФПГУ г. Северодвинск. Преподаватель Корельская Е.М. Вопросы к экзамену Методологические, естественнонаучные, психологические и лингвистические основы изучения детской речи. Роль родного языка в развитии личности ребенка. Функциональные характеристики языка. Влияние среды на детскую речь. Педагогические требования к речи воспитателя. Вопросы развития речи детей в.

  • 107,81 КБ
  • скачан 529 раз
  • добавлен 12.02 21:59
  • изменен 13.02 15:31
  • будет удален через 14 дней

Вопросы: Предмет «Теория и методика экологического образования», его задачи, место в системе педагогических наук, связь с дошкольной педагогической и детской психологией. Особенности организации и методика руководства сравнительными наблюдениями в разных возрастных группах. Задачи экологического воспитания детей. Комплексный характер задач, их взаимосвязь и.

  • 102,13 КБ
  • скачан 201 раз
  • добавлен 10.01 23:24
  • изменен 11.01 23:37
  • будет удален через 14 дней

Источники: http://pedportal.net/doshkolnoe-obrazovanie/okruzhayuschiy-mir/analiz-variativnyh-programm-ekologicheskogo-vospitaniya-detey-doshkolnogo-vozrasta-426040, http://doshkolniki.org/ekologiya/337-programma-nash-dom-priroda.html, http://www.twirpx.com/file/687483/

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

Избранные статьи

Подвижная игра про деревья для детей

Подвижные игры для дошкольников с использованием бросового материала Елена далее...

Лечение дизентерии у детей

Лечение дизентерии Дизентерия представляет собой далее...

Дерматит грудного ребенка симптомы

Атопический дерматит у грудного ребенка Добрый день. Моему далее...

Температура кашле ребенка сколько дней

При выраженном кашле и высокой температуре, далее...

Популярные статьи

Интересно