Главная » Упражнения для детей

Упражнения развития чувства ритма детей

Упражнения для развития чувства ритма

1. Дети маршируют, выделяя сильную долю хлопком, ( без хлопка)

- Стоят шеренгой, тактируют.
По одному выполняют, выходя из шеренги упражнения а, (б).

2. «Ежик и барабан»
Руководитель читает стихотворение, а дети играют на барабане ( или имитируют игру на нем). В дальнейшем слова полностью заменяются ритмом.
С барабаном ходит ежик,
Бум - бум - бум!
Целый день играет ежик,
Бум - бум - бум!
С барабаном за плечами,
Бум - бум - бум!
Ежик в сад попал случайно
Бум - бум - бум!
Очень яблоки любил он
Бум - бум - бум!
Барабан в саду забыл он
Бум - бум - бум!
Ночью яблоки срывались
Бум - бум - бум!
И удары раздавались
Бум - бум - бум!
Ой, как зайчики струхнули!
Бум - бум - бум!
Глаз до зорьки не сомкнули
Бум - бум - бум!

3. Учитель говорит:
Дятел сел на толстый сук
Дети: Тук да тук, тук да тук!
У: Всем друзьям своим на юг
Дети: Тук да тук, тук да тук!
У: Телеграммы дятел шлет,
Что весна уже идет,
Что растаял снег вокруг:
Дети: Тук да тук, тук да тук!
У: Дятел зиму зимовал,
Дети: Тук да тук, тук да тук!
У: В жарких странах не бывал!
Дети: Тук да тук, тук да тук!
У: И понятно, почему,
Скучно дятлу одному, без друзей и без подруг.
Дети: Тук да тук, тук да тук!

4. «Шумит оркестр».
Дети сидят в кругу. По показу воспитателя повторяют.
Кыш - кыш (свободное движение рук)
Хлоп - хлоп (в ладоши)
Шлеп - шлеп (по коленям)
Топ - топ ( ноги поочередно)
Можно разнообразить, то есть разделить по партиям.

5. На фланелеграфе выложить ритм:
Короткие звуки - узкие полоски, длинные звуки - широкие полоски.
Найти карточку с попевкой, простучать ритм попевки.

6. Игра: «Ритмическое эхо».
Педагог прохлопывает простые ритмические рисунки. Дети должны их точно повторить. Усложнение: вводится притоп ногой, обеими ногами.

7. Игра: «Хлопот в такт».
Звучит музыкальное произведение. Дети хлопками и притопами акцентируют каждую сильную долю.

8. Игра: «Музыкальные топотушки».
Ритмический рисунок произведения, только сильную долю, раздробить длительности.

9. Показ рукой - ударение на каждое слово.
Мой веселый, звонкий мяч, ты куда пустился вскачь?
(Можно прыгать как зайчики).
10. В старом лапоточке, по рытвинам, по кочкам,
Все прямо и прямо - 2 раза.
А потом вдруг. в ямку бух! (приседают).

11. «Перевертушки»
На эти слова должны быстро повернуться.
Ой, чки, чки, чки, огурчики.
Ложки, плошки, поварешки. Перевертушки.

12. «Сыграй, как я».
Игровой материал: бубен, металлофон, музыкальный молоточек, деревянные кубики.
Ход игры: Музыкальный руководитель или воспитатель предлагает детям послушать, а затем повторить ритмический рисунок, состоящий из 5 - 7 звуков, сыгранных на любом из вышеперечисленных инструментах.

13. Одновременный поклон, хлопок в ладоши.
Без команды ( классу или группе) дается время, за которое дети должны собраться и без команды одновременно хлопнуть в ладоши и через 3 сек. хлопнуть снова (выброс руки, поклон).

14. Пение с движением руки по движению мелодии.
Сила звука: открывать ладонь и закрывать.
Голосом изобразить звук сирени: на одном дыхании спуститься до нижнего предела ( рука вниз), до верхнего ( рука вверх). Ребенок может руководить.

Упражнения на чувство ритма

Музыкальные упражнения на развитие чувства ритма.

Если вы хотите связать свою жизнь с музыкой, значит вам предстоит огромная работа над собой. Голос нужно развивать, голосовые связки беречь и восстанавливать в случае повреждения. Восстановить голосовые связки несложно, если не упустить момент. Еще один очень важное понятие для вас -это чувство ритма. Ритм представляет собой один из самых важных музыкальных аспектов, именно с него начинается обучение искусству танца или игры на музыкальных инструментах. Многие прекрасно различают правильный ритмический рисунок, тем не менее, сами не всегда попадают в такт. Если это не исправить с самого начала, в дальнейшем могут возникнуть проблемы и с исполнением, и с восприятием музыки.

В таких случаях обычно советуют чаще и внимательные слушать музыку, но более эффективного результата помогут достичь упражнения на развитие чувства ритма, которые можно постоянно практиковать

  • Начните с песен, которые вы обычно слушаете. Мелодии в стиле рок или хип-хоп отлично зарекомендовали себя в этом упражнении. Прослушивая композиции этих двух жанров, сконцентрируйтесь на звучании ударных инструментов, то есть, прочувствуйте ритм.
  • Выберите хорошо знакомую, приятную на ваш слух композицию с ярко выраженным ритмом. На начальном этапе упражнений на развитие чувства ритма грамотный подбор музыки с четким ритмом очень важен, так как к аритмичным мелодиям не всегда легко приспособиться даже профессионалу. Если у вас возникли проблемы с поиском «раз-два-три-четыре», попытайтесь найти композицию с более очевидным ритмом. Большинство композиций в стиле рок и хип-хоп звучит в четырёхдольном такте.
  • Старайтесь предугадывать заранее, когда прозвучит очередной удар. На этом этапе обучения вам очень кстати будет метроном, у вас появится возможность не только слышать, но и «видеть» следующий такт.
  • Определите первый такт, он, как правило, самый отчётливый, в качестве отправной точки для вашего счета. В большинстве случаев вы можете отсчитывать раз-и, два-и, три-и, четыре-и, хотя возможны исключения, например, трёхдольный ритм.
  • Вообразите себя участником оркестра, например, отбивайте каждый такт, имитируя игру на ударных, чтобы выполнять упражнения на чувство ритма как можно увереннее.
  • Теперь попробуйте «сыграть» четыре удара руками и ногами поочерёдно. Попробуйте отбивать ритм в два раза чаще, то есть, задействуйте половинные и восьмые. Усложняйте задачу, меняйте последовательность: например, два шага – хлопок или три хлопка – шаг, следите за чёткостью. В выполнении упражнений на развитие чувства ритма имеет значение систематичность тренировок.
  • Следующее упражнение на чувство ритма также способствует развитию координации. Для его выполнения требуется всего лишь одной ладонью потереть живот, а другой погладить голову. Просто попробуйте потереть живот и погладить голову одновременно. Это прекрасная возможность научиться чувствовать ритм обеими руками.
  • Воспроизводите по памяти ритм мелодий, которые вы хорошо знаете, с использованием той самой шаг-и-хлоп схемы, которая вам уже знакома. Затем ещё раз внимательно прослушайте произведение, затем попробуйте отбивать такты под музыку – увидите, как это просто. Со временем ваши движения из неуклюжих превратятся в уверенные и скоординированные и точные, каждая рука и нога сможет отбивать свою партию, причём с разной частотой.

Очень желательно не останавливаться на достигнутом, при любой возможности танцуйте под музыку. Упорная работа, поможет достичь результатов практически в любом направлении, так с помощью определенных упражнений можно даже понизить природный тембр голоса .

Как развить чувство ритма ребёнку и взрослому?

Ритмы сопровождают нас повсюду. Трудно представить себе область, где бы человек ни сталкивался с ритмом. Учёные уже давно доказали, что даже уже в утробе матери ритм её сердца успокаивает и убаюкивает ребёнка. Так, когда же человек начинает чувствовать ритм? Выходит, ещё до появления на свет!

Если бы развитие чувства ритма рассматривалось с точки зрения развития чувства, которым человек был наделён всегда, то намного меньше существовало бы у людей комплексов и теорий своей «ритмической» несостоятельности. Чувство ритма — оно же и есть чувство! А как мы развиваем свои чувства, например, чувство вкуса, чувство различения запахов? Просто чувствуем и анализируем!

Как ритм связан со слухом?

Единственное различие чувства ритма от всех остальных чувств — это то, что ритм напрямую связан со слухом. Ритмические ощущения, по сути, -это часть слуховых ощущений. Поэтому любые упражнения для развития чувства ритма направлены и на развитие слуха. Если существует понятие «врождённый слух», насколько корректно употреблять понятие «врождённый ритм»?

Во-первых, когда музыканты говорят о «врождённом слухе», то подразумевают музыкальный дар — абсолютный слух человека, который способствует различению высотности и тембра звуков со стопроцентной точностью.

Во-вторых, если человек обретает чувство ритма, ещё не родившись, разве может быть оно «неврождённым»? Оно может быть только в неразвитом состоянии, на уровне скрытого потенциала. Конечно же, в детском возрасте развить чувство ритма легче, но и взрослому человеку тоже это под силу.

Как развить чувство ритма у ребёнка?

Идеальная ситуация, когда родители занимаются комплексным развитием ребёнка сразу после рождения, в том числе и ритмическим развитием. Песенки, стишки, звуки, которые издаёт мама во время, когда занимается с малышом ежедневной гимнастикой – всё это можно включить в понятие «развитие чувства ритма».

Детям постарше: дошкольного и младшего школьного возраста, можно предложить:

  • декламировать стихи с определёнными ударениями на сильную долю, ведь стих — это тоже ритмическое произведение;
  • декламировать стихи с хлопками или притопами на сильную и слабую долю поочерёдно;
  • маршировать;
  • выполнять элементарные танцевальные ритмичные движения под музыку;
  • играть в ударно-шумовом оркестре.

Барабаны, погремушки, ложки, колокольчики, треугольники, бубны — самое эффективное средство для развития чувства ритма. Если вы купили один из этих инструментов своему ребёнку и желаете заниматься с ним дома самостоятельно, то предложите ему повторять за вами элементарные упражнения для развития чувства ритма: последовательности одинаковых равномерных ударов или наоборот ударов в каком-нибудь прихотливом ритме.

Как развить чувство ритма взрослому?

Принцип упражнений по развитию чувства ритма у взрослого человека остаётся неизменным: «слушаем — анализируем — повторяем», только в более сложном «оформлении». Для взрослых, которые хотят развить свое ритмическое чутьё, существует несколько простых правил. Вот они:

  • Слушайте много разной музыки, а затем пытайтесь воспроизводить услышанные мелодии голосом.
  • Если вы умеете играть на каком-либо инструменте, то иногда играйте с метрономом .
  • Воспроизводите различные ритмические рисунки, которые вы слышите, с помощью хлопков или постукивания. Постарайтесь всё время повышать свой уровень, выбирая из фигур всё более сложные.
  • Танцуйте, а если не умеете — учитесь танцевать: танец прекрасно развивает чувство ритма.
  • Работайте в паре или в группе. Это касается и танцев, и пения, и игры на инструменте. Если есть возможность играть в ансамбле, в оркестре, петь в хоре или танцевать в паре, обязательно воспользуйтесь ею!

Надо сказать, что над развитием чувства ритма нужно работать целенаправленно – при деловом подходе к этой «штуке» результаты становятся ощутимыми даже после одной-двух тренировок. Упражнения для развития чувства ритма бывают разной сложности – одни примитивные, другие трудоёмкие и «головооломчатые». Сложных ритмов не нужно бояться – в них нужно разбираться, так же как и в математических уравнениях.

Автор статьи – Оксана Ягина

Источники: http://muzruk.wmsite.ru/igroteka/uprazhnenija-dlja-razvitija-chuvstva-ritma/, http://videoforme.ru/wiki/razvitie-chuvstva-ritma, http://music-education.ru/kak-razvit-chuvstvo-ritma-rebyonku-i-vzroslomu/

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

Избранные статьи

Ибупрофен свечи для детей

Ибупрофен – надежное средство от далее...

Интересы ребенка 3 5 лет

Как легко выучить алфавит и научиться считать до 20? Детские далее...

Картотека коммуникативных игр детей дошкольного возраста

Автор: Каримова Анна Викторовна Организация: НРМДОБУ «Д/с «Ёлочка» Населенный пункт: далее...

Народные рецепты лечения кашля у детей

Два кашля, два решения Народные далее...

Популярные статьи

Интересно