Главная » Упражнения для детей

Упражнения агрессивных младших школьников

План-конспект занятия по теме:
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА (КОРРЕКЦИЯ АГРЕССИВНОСТИ)

Нередко приходится слышать от огорченных родителей: «Такой хороший был мальчик, а сейчас страшный драчун. В классе только его и ругают. И тревогу у взрослых вызывает повышенная агрессивность у младших школьников. Вашему вниманию предлагается индивидуальная коррекционно - развивающая программа (коррекция агрессивности)

ЦЕЛЬ: создание условий для снижения агрессивных проявлений в поведении ребенка

- развитие коммуникативных навыков

- помочь определить свои чувства и осознать последствия своих действий в той или иной ситуации

- коррекция эмоционально – волевой сферы

Форма реализации – индивидуальные занятия

ВОЗРАСТ: 8 – 10 лет

Предварительный просмотр:

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА (КОРРЕКЦИЯ АГРЕССИВНОСТИ)

Нередко приходится слышать от огорченных родителей: «Такой хороший был мальчик, а сейчас страшный драчун. В классе только его и ругают. И тревогу у взрослых вызывает повышенная агрессивность у младших школьников.

ЦЕЛЬ: создание условий для снижения агрессивных проявлений в поведении ребенка

- развитие коммуникативных навыков

- помочь определить свои чувства и осознать последствия своих действий в той или иной ситуации

- коррекция эмоционально – волевой сферы

Форма реализации – индивидуальные занятия

ВОЗРАСТ: 8 – 10 лет

Цель: диагностика агрессивных проявлений

  1. Беседа с ребенком. Методика «Кактусы».
  2. «Тест неоконченных предложений»

- мне очень нравится, когда наша семья…

- моя мама говорит, что я…

- если я сделаю что-нибудь не так…

- если меня ударят, то я…

Знакомство с игровыми приемами, способствующими разрядке гнева в приемлемой форме.

Взрослый и ребенок передают друг другу мяч, при этом называют друг друга всякими необидными словами. Это могут быть названия деревьев, грибов, рыб и т.п. Каждое обращение должно начинаться со слов: «А ты…!»

Ребенку предлагается изобразить на листе бумаги тех взрослых и сверстников, которые когда-либо обидели ребенка, и которым он хотел бы отомстить. Предлагается одеть своих обидчиков в смешные одежды, дорисовать им атрибуты, либо элемента, ситуации, в которых они бы выглядели смешно.

5.Упражнение 1, 2, 3, 4, 5

Разрядка, позитивные эмоции.

  1. стучит правой рукой, 2- на уровне головы, 3-4-на уровне пояса, наклоняются вперед и говорят пять раз: «Хи!», затем назад и пять раз: «Ха!». Убыстряя темп, делают это пять раз, затем 4, 3, 2 и 1.

Произнести слово «Здравствуйте» разными интонациями: сурово, обидевшись, весело, вежливо.

Цель: тренировка в выражении своих эмоций в символической, образной форме. На листе бумаги с помощью карандаша попробуем передать различные чувства, не рисуя ничего конкретного – только лишь простые линии:

3.Упражнение «Борьба руками»

Цель: снятие мышечных нажимов, разрядка агрессии.

Ребенок и взрослый встают напротив друг друга, вытянув руки вперед, соединяют их. На счет 1,2,3 упираются ладошками так, чтобы столкнуть своего противника с места.

Взбивается одеяло и усаживается на стул:

- представь, что это…

- ты можешь что-то сделать с…

Ребенок может мять, бить, переворачивать одеяло и т.д.

Показать мимикой и жестами свое настроение.

1.Приветствие. Упражнение «Твое имя»

Взрослый и ребенок называют свои имена. Задача каждого назвать как можно больше вариантов имени другого.

2.Методика «Моя Вселенная»

- мое любимое занятие

- мой любимый цвет

- мое любимое животное

- мое любимое время года

- мой любимый сказочный герой

3. «Сочинение сказок»

Предлагаются зачины сказок, придумать продолжение.

«Имена-качества».Создание доброжелательной атмосферы.

Цель: выражение агрессии, разрядка.

У взрослого и ребенка по листу бумаги и фломастеру. Сначала нужно нарисовать «прекрасный рисунок». Затем взрослый и ребенок обмениваются рисунками, каждый из полученного рисунка делает «ужасный». Потом снова обмениваются и делают «прекрасный». Обсуждение.

3. Игра «Тух-теби-дух!»

Цель: снятие негативных настроений и восстановление сил в голове и теле. Ребенок ходит по комнате. Затем останавливается напротив взрослого и трижды сердито произносит: «Тух-теби-дух!»

5. «Рисунок настроения»

2. «Шла Саша по шоссе»

Ребенок получает карточку со скороговоркой и вспоминает какую-либо ситуацию, в которой чувствовал себя раздраженным, сердитым или обиженным. Насупив брови и сжав кулаки, ребенок ходит и бормочет под нос скороговорку.

3.Упражнение на релаксацию. Выполняется в парах. Один из участников задумывает несложный рисунок, цифру, букву и рисует пальцем на спина другого. Задача второго отгадать «написанное».

4.Игра «Говорящие вещи».

Развитие творческой активности, тренинг эмпатии.

- зуб. щетка, расческа, пальто

- ботинки, шкаф, зеркало

- велосипед, радио, учебник

Нарисуй три рисунка, изображающие эти предметы. Затем составь рассказ.

2.Игра «Щит гнева»

Ребенок рисует «гнев». Затем идет обсуждение: об альтернативе этого чувства, как выглядит и что говорит человек в порыве гнева. Затем ребенок дорисовывает, переделывает что-то в данном рисунке, чтобы превратить в доброе и смешное.

2. Игра «В тридевятом царстве»

Цель: формирование чувства эмпатии, установление взаимопонимания между взрослым и ребенком.

Взрослый и ребенок читают какую-либо сказку. Затем рисуют, изображая героев и запомнившееся событие. Затем ребенка просят поместить на рисунке себя, где бы он хотел оказаться. Затем задаем вопросы:

- а что ты бы сделал на месте героя

- а что ответил бы герою, если бы он спросил

- а что бы ты ощутил, если бы герой сказки появился здесь

Ребенок пишет список людей, которых любит, которые нравятся. Напротив каждого имени пишет подарок, который он подарил бы этому человеку.

2. «Серебряное копытце»

Снятие, как излишнего мышечного напряжения, так и возникновение доверия к окружающим.

«Представь себе, что ты – красивый, стройный, сильный, мудрый олень с гордо поднятой головой. На твоей левой ножке-серебряное копыце. Как только ты трижды стукнешь копытцем по земле, появятся серебряные монеты. Они волшебные, невидимые. С каждой вновь появляющейся ты становишься добрее и ласковее. И хотя люди не видят этих монет, они чувствуют доброту, тепло, ласку, исходящие от тебя, они тянутся к тебе, любят тебя, ты им все больше и больше нравишься».

Как научить детей сотрудничать?

Психологические игры и упражнения. М. Генезис 2000

2.Кэдъюсон Х. Шиффер Ч.

Практикум по игровой психотерапии.- СПб. Питер,2000

3.Профилактическая программа «Перекресток». Орел 1999

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи

Коррекция агрессивного поведения детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста

Составитель: Назарова Н.В. педагог-психолог МОУ «Центр ПМСС»

Рецензент: Н.И. Приходько, к.п.н. зав. кафедрой психологического и социального-педагогического сопровождения общего и специального (коррекционного) образования КРИПКиПРО

Данная программа направлена на обеспечение эмоционального благополучия ребенка, профилактику асоциального поведения, укрепление психического и физического здоровья ребенка.

Цель: создание психолого-педагогических условий для снижения уровня агрессивности и деструктивных форм поведения детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

  • познакомить ребёнка приемлемым способам выражения гнева, а так же отреагированию негативных ситуаций в целом;
  • обучить навыкам контроля и управления собственным гневом (навыками саморегуляции);
  • научить конструктивным поведенческим реакциям в проблемной ситуации;
  • формировать осознание собственного эмоционального мира, чувств других людей, развитие эмпатии;
  • развивать позитивную самооценку; поддерживать стремление к физическому и психическому здоровью, равновесию и гармонии.

Программа рассчитана на детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Формы занятий с агрессивными детьми в рамках данной программы строиться как индивидуальная и групповая, количество в группах - 4-6 человек.

Количество занятий 1-2 раз в неделю. Продолжительность занятий с детьми старшего дошкольного возраста – 20 минут, младшего школьного возраста – 40 минут. Срок реализации данной программы 3 месяца.

На занятиях используются психологические игры и упражнения, способствующие снижению эмоциональной напряжённости, психологическому комфорту в группе и позитивным чувствам, психогимнастика, элементы АРТ - терапии, сказкотерапии, дети обучаются приёмам ауторелаксации, знакомятся с приёмами психотехнической саморегуляции.

Тренинг для школьников «Как себя контролировать?»

развитие навыков контроля эмоциональной ситуации.

- выяснить роль эмоций в межличностном общении;

- развивать самосознание подростков;

- расширять знания участников о методах самостоятельной регуляции собственного эмоционального состояния.

Упражнение «Мое настроение»

Ведущий предлагает каждому участнику нарисовать свое настроение. После завершения-презентации рисунков и рассказы о них.

Цель: обучение детей распознаванию эмоциональных состояний.

Психолог раздает подросткам конверты с заданием: выразить мимикой определенные эмоции, а все остальные должны их отгадать.

Обсуждение. Каждый выражает свои впечатления.

- Тяжело было показать свои эмоции?

Упражнение «Спокойные и агрессивные ответы»

Цель: формирование адекватных реакций в различных ситуациях.

Каждому участнику предлагается продемонстрировать в заданной ситуации спокойные, уверенные и агрессивные ответы. Для каждого участника используется только одна ситуация.

- друг разговаривает с вами, а вы хотите идти;

- ваш коллега отвлекает вас от важного дела, задает вопросы, которые мешают работать;

- вас кто-то очень обидел.

Цель: эмоциональное осознание своего поведения. Детям предлагается взять одноразовый стакан и сделать с ней то, что вы сделали бы в состоянии агрессии. Затем ведущий предлагает вернуть предмет к первоначальному виду.

- Можем ли мы после агрессивных действий все восстановить?

- Бывало, что после агрессии вы жалели о своих действиях?

Заключение. Все это-вещи, в которых есть определенная ценность, а самое ценное сокровище-душа человека. Как мы можем восстановить ее, не оставив следов?

Цель: снятие напряжения, оптимизация эмоционального состояния. Садимся удобно, расслабляемся и закрываем глаза. Сосредотачиваемся на своем дыхании: на вдохе и на выдохе. Выдыхаем беспокойство, усталость, тревогу, а вдыхаем силу, энергию, хорошие чувства. Время выполнения упражнения-5 мин.

Упражнение «Сердитые шарики»

Цель: развитие самоконтроля. Психолог предлагает детям надуть шарики и завязать их. Шарик символизирует тело, а воздух в ней-гнев. Как вытащить этот гнев изнутри? Если не надувать шарик, что с ним произойдет? А с человеком? Как сделать так, чтобы воздух вышел, а шарик остался целым? Может ли человек контролировать свой гнев? Может! В формировании самоконтроля перед агрессией большую роль играет развитие психических процессов: эмпатии, идентификации.

Упражнение «Согласие, несогласие, оценка»

Цель: обучение участников выражать свои чувства без оценок, недовольство и образ. Ведущий объединяет подростков в три подгруппы по цветам светофора. Каждая группа получает лист бумаги форматом А3 и карточку с заданием.

- составьте перечень слов и выражений, с помощью которых выражаете согласие;

- составьте перечень слов и выражений, с помощью которых выражаете несогласие;

- составьте перечень слов и выражений, с помощью которых оцениваете действия или поступки другого. Каждая группа по очереди представляет результаты своей работы. Психолог отмечает, что для эффективного и толерантного общения важно уметь выражать свою точку зрения, не обижая других.

- Вам было интересно это упражнение?

История «кусок хлеба»

Как-то один человек, который уже двадцать лет не ходил в церковь, подошел к священнику. Через минуту колебания, почти со слезами, стал рассказывать: «Мои руки испачканы кровью. Произошло это тогда, когда мы отступали на фронте. Ежедневно кто-то из нас умирал от ран или голода. Нам дали приказ-не входить в дома без ружья и стрелять при малейших движениях местных жителей. В доме, куда я вошел, был только один старый и девочка-подросток.

- Хлеба дайте, хлеба! - Жадно просил я. Девочка наклонилась. Я думал, что она хотела взять какое-то оружие, бомбу. Я выстрелил.

Девочка упала. Когда я подошел, то увидел, что она держала в руке кусок хлеба. Я убил четырнадцатилетнюю девочку, которая хотела дать мне хлеба. Вернувшись домой, я начал пить, чтобы забыть все это. Но не могу. А простит мне Бог? ». Кто ходит с заряженным ружьем, тот выстрелит. Если единственным орудием, которое есть у тебя-молоток, и ты носишь его с собой, то другие люди будут для тебя гвоздями: целый день будешь бить по ним.

- Какие агрессивные и жестокие действия человека влияют на жизнь?

- Как относятся к таким людям в социальной среде?

Упражнение «Эмоция по кругу»

Цель: создание хорошего настроения. Психолог предлагает по кругу сказать о своем эмоциональном состоянии в данный момент.

Источники: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/psikhologiya/2013/05/13/individualnaya-korrektsionno-razvivayushchaya-programma, http://pmss-m-sk.narod.ru/index/0-16, http://apruo.ru/stranichka-shkolnogo-psichologa/trening-dlya-uchashichsya/158-trening-dlya-shkolnikov-kak-sebya-kontrolirovat.html

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

Избранные статьи

Правила подвижных игр детей

Подвижная игра — это далее...

Цефтриаксон суспензия для детей цена

Цефалоспорины Цефоперазон и Сульбактам Джодас далее...

Картинки подвижных игр детей дошкольного возраста

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ далее...

Хилак форте при поносе у ребенка

Капли Хилак форте далее...

Популярные статьи

Интересно