Главная » Упражнения для детей

Развитие слуховой памяти у младших школьников упражнения

5 упражнений на развитие слуховой памяти у ребенка

В предыдущей статье мы рассматривали 7 упражнений для развития зрительной памяти у детей. если кто еще не прочитал, рекомендуем. Сегодня продолжим рассматривать увлекательные игры, которые помогут подготовиться к школе и повысят способность запоминать и воспроизводить информацию. Предлагаем вашему вниманию 5 упражнений на развитие слуховой памяти у ребенка.

Да-да, вы не ошиблись, это аналог игры про десять картинок. Что интересно, даже результаты должны быть аналогичными. Итак, зачитываете ребенку 10 слов и просите назвать запомнившиеся. Хорошими результатами можно считать: 5-6 слов для кратковременной памяти и 7-8 – для долговременной. Напоминаем, что для проверки последней, нужно еще раз назвать малышу слова, которые он не смог повторить и проверить, что он запомнил, через час.

Это даже не упражнение, а, скорее, веселая игра на развитие слуховой памяти. Чем больше игроков захочет поучаствовать, тем лучше. Выглядит это следующим образом: вы говорите: «Я положила в сумку печенье». Ребенок должен повторить и добавить что-то от себя: «Я положил в сумку печенье и конфеты». Третий игрок снова повторяет и добавляет еще что-то, и так далее. Подобные тренировки помогают развивать объем памяти.

Пожалуй, это одно из простейших упражнений на развитие слуховой памяти у ребенка. Берете карандаш и стучите по столу определенное количество раз и просите кроху повторить. Можно варьировать не только количество повторений, но и время между ними.

А вот это уже более серьезное упражнение на развитие слуховой памяти. Вам понадобятся карточки с изображениями животных и предметов (машинка, платье, слон, дерево, звезды). Разложите их перед малышом и скажите, что сейчас вы произнесете несколько слов, а его задача подобрать к каждому подходящее изображение, которое поможет вспомнить нужное слово. Слова будут примерно такими: гараж, мода, зоопарк, природа, ночь. Затем останется только проверить, насколько кроха справился с заданием и сколько слов запомнил.

Упражнение состоит из двух этапов, на первом, вы зачитываете пары слов, например: река-мост, лес-волк, ручка-тетрадь и т. д. Затем называете одно слово из каждой пары, а ребенок должен вспомнить и назвать второе. Если кроха легко справляется, значит логическая и смысловая память у него развиты очень хорошо.

Несмотря на всю простоту данных упражнений на развитие слуховой памяти у ребенка, они зарекомендовали себя как весьма эффективные. И мы надеемся, что для вас они будут не менее полезны.

Ребенку предлагаем запомнить предметы, изображенные на 3-4 картинках, и назвать их по памяти.

Затем ребенок должен отыскивать их изображение на 10-12 похожих картинках, но беспорядочно разбросанных. Это же упражнение мы используем для узнавания букв или цифр, применяя специально изготовленные карточки или кассу букв и цифр.

Постепенно количество запоминаемых картинок увеличиваем.

Описанные выше упражнения помогали детям научиться упорядочивать запоминаемую информацию. Для извлечения же информации необходимо ушко или ниточка , за которую ее можно было бы вытаскивать. Таким инструментом являются ассоциации.

Также в своей работе мы использовали игры, упражнения, задания, способствующие развитию памяти детей следующего характера:

Для развития образной памяти детей (особенно слуховой памяти) мы использовали заучивание стихотворений о природе, написанные русскими поэтами: А.С. Пушкиным, А.Н. Буниным, А.А. Фетом, Ф.И. Тютчевым, А.Н. Плещеевым, А.Н. Майковым. Обязательно побеседовав с детьми о временах года, их признаках, приметах.

Травка зеленеет, Снова птицы летят издалека

Солнышко блестит; К берегам, расторгающим лед,

Ласточка с весною Солнце теплое ходит высоко

В сени к нам летит. И душистого ландыша ждет.

А. Н. Плещеев А. А. Фет

Всё темней и кудрявей Как мой садик свеж и зелен!

Березовый лес зеленеет; Распустилась в нем сирень;

Колокольчики ландышей От черемухи душистой

В чаще зеленой цветут; И от лип кудрявых тень.

На рассвете в долинах А. Н. Плещеев

Теплом и черемухой веет,

Соловьи до рассвета поют.

За весной, красой природы, Кроет уж лист золотой

Лето знойное пройдет — Влажную землю в лесу.

И туман, и непогоды Смело топчу я ногой

Осень поздняя несет: Вешнюю леса красу.

Людям скучно, людям горе; С холоду щеки горят:

Птичка в дальние страны, Любо б лесу мне бежать,

В. теплый край, за сине море, Слушать, как сучья трещат,

Улетает до вёсны. Листья ногой загребать!

А. С. Пушкин А. Н. Майков

Затем при помощи дидактического материала (картинок) закрепляем изученное. Учим с детьми стихотворения С. Маршака «Пожар», «Багаж», С.Михалкова «А что у вас?», В.Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?». Они старались запомнить отрывки из произведений К. Чуковского «Айболит» «Федорино горе», «Тараканище», «Путаница». Мы очень много читали детям и стихотворений, и сказок. Затем закрепляли на материале «Волшебное лото», «Найди сказочному герою свою сказку».

Чтение сказок способствует развитию слуховой памяти, если их читает взрослый, и зрительной памяти, если ребенок уже научился читать сам. Более сложными, с острым, захватывающим сюжетом, являются сказки «Гуси-лебеди» и «Кот, петух и лиса». Мы читали эти сказки детям не один раз. При неоднократном прочтении ребенок глубже вникает в ход событий, ему понятны отношения и поступки. Именно эти сказки объясняют детям, как трудна борьба между добром и злом, что победа добра неизбежна, а мужество, стойкость, преданность всегда побеждают. Об этом мы говорили с детьми, задавая им ряд вопросов. Вопросы, с одной стороны, облегчают понимание, следовательно, и запоминание, а с другой стороны, развивают смысловую, логическую память ребенка.

Опираясь на составные элементы сказки строили разговор с ребенком. Например, по сказке «Гуси-лебеди»:

  1. Что было запрещено делать героям сказки?
  2. Нарушил ли один из героев сказки этот запрет?
  3. Что произошло после того, как был нарушен запрет?
  4. Как герои сказки боролись со сверхъестественными силами противника?
  5. Кто помогал сестрице Аленушке спасать брата?
  6. Почему печка и яблонька помогли девочке?
  7. Как наказаны гуси-лебеди?
  8. Каков конец сказки?
  9. Чему учит эта сказка?

Используя элементы строения сказки, пробовали вместе с ребенком сочинить новую сказку.

Из русских народных сказок очень хорошо читать и пересказывать сказки «Смоляной бычок», «Жихарка», «Лисичка со скалочкой и др.

См. Особенности развития памяти дошкольников (Дипломная работа)

Тест «Найди и вычеркни» не предполагает слишком сложных манипуляций со стороны организатора и испытуемого. Дети воспринимают диагностику как игру, они свободны и расслаблены, что способствует получению наиболее достоверных результатов. О том, как провести исследование внимания дошкольников и младших школьников по этой методике, и пойдёт речь далее.

Определить и проанализировать основные эмоциональные и интеллектуальные характеристики конкретного человека можно разными способами. Методика «Дом, дерево, человек» (ДДЧ) — интереснейший и информативнейший тест, который расскажет об участнике диагностики много важного.

Для выяснения особенностей личности ребёнка важны не только сознательные, но и бессознательные проявления. К последним относятся ассоциации: например, то, как дети соотносят свои отношения с окружающим миром с цветами. Цветовой тест отношений по методике Эткинда поможет понять, о каких проблемах свидетельствует выбор ребёнка того или иного оттенка.

Вопрос «Что такое хорошо, а что — плохо?» будет важен до тех пор, пока у людей есть необходимость вступать в какие бы то ни было отношения друг с другом. Нравственные ориентиры формируются с самого детства. Чтобы определить, насколько ребёнок осмысленно подходит к оценке своих поступков и действий окружающих, используется методика.

Умение быстро запоминать очень важно для детей, которые сталкиваются в процессе обучения в школе с необходимостью обрабатывать большие объёмы информации. Однако и с возрастом это свойство комплекса высших психических функций не теряет своей значимости. Существует несколько тестов, исследующих скорость и качество запоминания. Одним из наиболее интересных является методика А.Р. Лурии.

Интеллект человека во многом определяет его положение в обществе и жизнь в целом. Это именно то свойство личности, которое можно развивать независимо от возраста. Но для начала стоит понять, на каком уровне оно находится. Для этого определяется коэффициент интеллекта — IQ. Существует немало методик тестирования умственных способностей, особую популярность среди.

С какой трудностью сталкиваются дети любого возраста в процессе обучения в школе, а затем и в высших учебных заведениях? Конечно, с необходимостью долго концентрировать своё внимание на не всегда интересных вещах. Чтобы воспитать в ребёнке сосредоточенность, нужно для начала определить, насколько критична ситуация. Для этого можно использовать тест Гюго Мюнстерберга.

Внимание ребёнка играет ключевую роль в деле успешной учёбы. Иногда для улучшения успеваемости школьника нужно всего лишь откорректировать его умение концентрироваться на том или ином учебном задании. Но для этого необходимо правильно провести диагностику, чтобы определить уровень развития этой способности. Например, с помощью теста по методике «Перепутанные линии».

Для полноценного восприятия и анализа информации человеку необходимо обладать хорошо развитой и натренированной памятью. Это качество особенно важно для детей, которым по мере взросления приходится усваивать большие объёмы новых знаний. Существует много методик, призванных улучшить и облегчить процесс запоминания, но прежде нужно определить, на каком уровне развития соответствующий навык находится.

Память — главный «помощник» в деле успешного обучения ребёнка. Существует большое количество психологических тестов, определяющих уровень её развития, но особое место занимают те, которые проводятся в несколько этапов для более точного определения особенностей восприятия. Одним из таких приёмов является методика «Заучивание 10 слов».

Творческое мышление определяет многие качества личности, в том числе и способность адаптироваться к окружающим условиям. Существует множество методик, которые помогают установить, насколько человек отличается креативностью. Но наиболее информативным является тест Торренса.

Установление логических отношений между явлениями считается одним из показателей зрелости личности. Почему важно периодически диагностировать, насколько успешно идёт освоение навыка школьником. Вот почему методика «Сложные аналогии» оказывается очень информативным и важным приёмом исследования.

Источники: http://www.vse-pro-detey.ru/5-uprazhnenij-na-razvitie-sluxovoj-pamyati-u-rebenka/, http://psixologiya.org/detskaya/pamyat/1663-trenirovka-zritelnoj-pamyati-obema-pamyati-posredstvom-assocziaczij.html, http://paidagogos.com/%3Fp%3D7421

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

Избранные статьи

Английский язык детей 2 класса упражнения

Английский язык. Тесты по далее...

Новорожденный беспокойно спит кряхтит и ерзает

9 июн 2011, 01:43 Девочки, сыну чуть больше меясца далее...

Чем помазать ребенка от атопического дерматита

Чем мазать или с чем компрессики ставить далее...

Вязание комбинезон ребенка видео

Комбинезон для малыша спицами Очень удобный комбинезон для новорожденных связан далее...

Популярные статьи

Интересно