Главная » Развитие ребенка

Значение словарной работы речевого развития ребенка

Большое значение для развития дошкольника имеет предметный мир, который окружает его с момента рождения и сопровождают всю жизнь. Вместе с ознакомлением дошкольников с окружающей действительностью одновременно идет и расширение словаря.

Овладение словарным запасом составляет основу речевого развития детей, поскольку слово является важнейшей единицей языка. В словаре отражается содержание речи. Слова обозначают предметы и явления, их признаки, качества, свойства и действия с ними. Дети усваивают слова, необходимые для их жизнедеятельности и общения с окружающими. Наблюдения и изучение живой действительности способствуют созданию образов и представлений, долженствующих при правильном руководстве непременно сплестись с соответствующим словом.

Словарь дошкольников нуждается не только в количественном росте, но и в качественном совершенствовании (уточнение значений слов, семантическая точность употребления синонимов, антонимов, многозначных слов, понимание переносных значений). Одной из главных задач словарной работы является обогащение, расширение и активизация словарного запаса, основу которого составляет введение в языковое сознание ребенка тематических групп слов, синонимических рядов, антонимических пар, многозначных слов.

Процесс усвоения детьми значения слов, был изучен Л.С. Выготским, показавшим, что ребенок от случайных и несущественных приходит к существенным. На каждом этапе развития ребенок понимает содержание слова различно. Полнота и правильность отражения фактов, признаков или связей, существующих в действительности, изменяющихся в процессе развития ребенка. [3]

По мнению Е.М. Струниной, словесные обозначения (наименования предметов) дети усваивают в ходе ознакомления с окружающей действительностью - как и стихийного, так и специально организованного. Однако словарь дошкольников нуждается не только в количественно обогащении, но и в качественном совершенствовании. Для этого требуется особая педагогическая работа по уточнению значения слов, обучению семантически адекватному употреблению синонимов, антонимов, многозначных слов, развитию умения понимать переносные значения.

В.И. Логинова уточнила методику обогащения словаря на основе ознакомления детей с предметами, их признаками и качествами, материалами, из которых они сделаны, показала влияние системы знаний о предметах на умственное, речевое развитие, на воспитание отношения к труду людей, создающих эти предметы. Развитие словаря детей Логинова рассматривала в связи с овладением детьми понятиями. [3]

Для ознакомления с предметным миром В.И. Логинова выделила три группы занятий: первичное ознакомление с предметами и введение в словарь новых названий предметов и действий; занятия по ознакомлению с качествами и свойствами предметов, в том числе сравнение предметов; занятия по формированию понятий в процессе обобщения. Наряду с занятиями, где в основном дети знакомятся с предметами и целостными явлениями, в каждой группе планируются несколько занятий по ознакомлению с качествами и свойствами предметов и материалов. [2]

Е.И. Тихеева предложила такой метод уточнения, закрепления и активизации словаря как рассматривание игрушек, он может использоваться во всех возрастных группах. Игрушки предоставляют многократные возможности для закрепления представлений, которые дети опытным путем добыли в жизни, и для обусловленных этими представлениями словесных форм. Содержание и подбор игрушек для каждой группы определяются возрастными особенностями детей и задачами речевой работы. Для развития словаря используются различные категории игрушек: люди (фигурки детей, взрослых), жилища людей и их окружение, средства передвижения, животные, птицы, овощи, фрукты, грибы, орудия труда. Особое значение имеет предложенная Е.И. Тихеевой дидактически оборудованная кукла (платье, белье и обувь, постель, посуда, мебель, орудия труда), которая является средством закрепления и активизации бытового словаря в организованных играх и занятиях. [1]

Работа по формированию словаря начинается с занятий, посвященных первичному ознакомлению с предметами. Эту роль выполняют занятия - демонстрации предметов и их изображений, действий с ними, а также игры-занятия типа Оденем куклу на прогулку , Напоим мишку чаем и т.п.

Основная цель этих занятий - ввести в речь, детей названия предметов и некоторых действий с ними. Решить такую задачу можно, лишь правильно организовав восприятие. Наиболее эффективными методическими приемами здесь будут те, которые привлекают внимание ребенка к предмету, действию, - это неожиданное появление и исчезновение предмета, движение его, действия с ним. Название предмета или действия дается тогда, когда внимание ребенка сосредоточено па нем. При этом названия многократно повторяются. В следующем моменте занятия слово должно быть использовано в качестве сигнала, знака данного предмета. С этой целью обычно создается поисковая ситуация, задается вопрос: где предмет? (Где кукла? Где мяч? И т.д.) Уловив активный поиск ребенком исчезнувшего предмета. воспитатель показывает его вновь. Тем самым слово связывается с самим предметом, его образом, становится знаемым . Затем педагог стремится вызвать активное подражание - повторение ребенком слова при появлении или исчезновении предмета.

Закрепление слова осуществляется на занятиях с предметами, где дети по указанию воспитателя выбирают одни предметы среди других, приносят их, показывают знакомые предметы, разнообразно действуют с ними. [3]

В целом, содержание словарной работы опирается на постепенное расширение, углубление и обобщение знаний детей о предметном мире.

  1. Алексеева М.М. Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - М. Издательский центр Академия , 2000.
  2. Бородич, А.М. Методика развития речи детей. Курс лекций для студентов пед. ин-тов по специальности Дошкольная педагогика и психология . - М. Просвещение, 1974.
  3. Сохин, Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф.А. Сохина. - М. Просвещение, 1979.

ОБСУЖДЕНИЕ СТУДЕНЧЕСКИХ РАБОТ ДОСТУПНО НА ФОРУМЕ САЙТА «УЧЕНЫЕ РОССИИ» WWW.RUSSIAN-SCIENTISTS.RU

Подробнее об обсуждении студенческих работ

Авторы 3 работ (по каждой секции), получивших наибольшее количество положительных конструктивных отзывов и вопросов на форуме, будут награждены дипломами РАЕ. Авторы также будут приглашены (вместе с научными руководителями) на конференцию РАЕ (Москва, май 2012 г.) с докладом без оплаты организационного взноса. Дипломы РАЕ будут вручаться руководителям студенческих научных работ, получивших наибольшее количество положительных конструктивных отзывов на форуме.

Для участия в форуме необходимо корректно зарегистрироваться в социальной сети «УЧЕНЫЕ РОССИИ» www.russian-scientists.ru и создать тему, посвященную обсуждению данной работы в форуме Педагогические науки .

Участники студенческого научного форума могут также разместить дополнительные материалы (НАУЧНЫЕ ТЕКСТЫ, ФОТО И ВИДЕО МАТЕРИАЛЫ) для обсуждения на блогах социальной сети www.russian-scientists.ru. Наличие дополнительных материалов также будет учитываться при определении победителей конкурса.

Словарная работа

учебно-воспитательная работа, направленная на обогащение словаря уч-ся спец. школ, развитие понимания значений слов, воспитание навыков правильного употребления слов в речи. С. р. тесно связана с формированием понятий и развитием логического мышления детей.

Уч-ся спец. школ овладевают словарем в процессе словесного общения с окружающими и специального обучения. Спец. обучение ведется с учетом специфических условий, в которых протекает речевое развитие различных категорий аномальных детей. Путем спец. обучения преодолеваются трудности в овладении значением и фонетической структурой слова, у уч-ся развиваются навыки самостоятельного совершенствования словаря.

Специальная С. р. проводится систематически, главным образом на уроках родного языка и литературы (в школах слепых и слабовидящих также на уроках иностранного языка), на уроках родного языка — в связи с чтением и преподаванием грамматики; предусмотрены также особые уроки С. р. Спец. терминологию уч-ся усваивают на уроках арифметики, природоведения и др. предметов.

Во внеурочное время (в часы работы интерната) учителя и воспитатели занимаются с уч-ся С. р. во время внеклассных занятий (чтения, игр, экскурсий и пр.) в связи с трудовой деятельностью, занятиями спортом.

Основные приемы С. р. а) объяснение значения новых слов (пути установления прямой связи с чувственно воспринимаемым предметом, явлением, действием и пр. и его словесным обозначением путем использования синонимов, антонимов, перифраза, при морфологическом анализе состава слова; путем приведения примеров, иллюстрирующих значения слова и конкретизирующих случаи его применения в речи); б) практическое обучение уч-ся употреблению новых слов.

На спец. словарных уроках даются упражнения в группировке слов по определенным тематическим признакам, напр. слова — названия тех или иных предметов или явлений действительности («Посуда», «Явления природы»); слова — названия предметов и действий, связанных общей ситуацией («В классе», «В игровой комнате»); слова — синонимы, антонимы и др.; проводятся также упражнения в употреблении слов в контексте (составление словосочетаний и предложений с данными словами, вставка пропущенных слов и т. п.). Упражнения в группировке слов по тематическим признакам проводятся и на уроках труда («Инструменты в столярной мастерской», «Трудовые операции в слесарной мастерской»), географии («Животный мир жарких стран»), естествознания («Органы дыхания») и т. д.

Организация, содержание и методика С. р. в спец. школах различных типов имеет и специфические особенности, обусловленные своеобразием речевого развития каждой категории аномальных детей. Так, напр. в школе глухих, уч-ся которой овладевают словарем только путем специального обучения, большое внимание уделяется накоплению словаря (в младших классах в программе дается словарь-минимум, который дети должны усвоить на уроках и во внеклассное время в течение каждого учебного года), а также выработке навыков правильного произношения и употребления слов в связной речи. С. р. в этой школе ведется постоянно и связана со всеми видами учебно-трудовой и бытовой деятельности уч-ся. В методике работы над значением слов широко используются различные формы наглядности. Навыки употребления новых слов в разговорной речи вырабатываются путем спец. организованной практики речевого общения с окружающими (персоналом школы, членами семьи и др.).

В школе для слабослышащих, куда поступают дети, имеющие некоторый запас слов и пополняющие его в словесном общении с окружающими (с помощью остаточного слуха), особое внимание уделяется пониманию уч-ся значений слов, обучению правильному употреблению их в речи и исправлению недостатков произношения. Расширение ограниченного словарного запаса у уч-ся (особенно у уч-ся II отд. школы) — важная задача школы для слабослышащих детей.

Уч-ся школ для слепых и слабослышащих имеют большой запас слов. Здесь С. р. направлена на углубление понимания школьниками значений слов, связанных со зрительными образами, работу над обогащением содержания понятий, выраженных этими словами. В методике С. р. со слепыми и слабовидящими детьми широко используются слух и осязание.

В школе слепоглухонемых С. р. тесно связана с бытом уч-ся и организованным ознакомлением их с окружающим миром. Объяснение значения слов сначала производится жестами, которые служат первичным способом общения со слепоглухонемыми детьми. Средством обозначения является дактильная форма речи, а в дальнейшем, по мере того как дети овладевают грамотой, — устная звуковая речь, письмо рельефно-точечным и плоскопечатным шрифтом.

Содержание С. р. длительное время ограничивается словами—названиями конкретных предметов'.' Со словами-названиями действий и состояний предметов уч-ся знакомят значительно позже, в связи с обучением пониманию и самостоятельному пользованию простым нераспространенным, а затем и распространенным предложением.

В школе для умственно отсталых детей особое внимание обращают на развитие у детей понимания значения слов и пополнение резко ограниченного активного словаря, в частности, словами, обозначающими действия и состояния предметов, а также общие понятия. Такая работа ведется в условиях организованной практической деятельности уч-ся, в связи с изучением окружающей действительности и путем спец. упражнений. Для понимания умственно отсталыми детьми значений слов, выражающих общие понятия, проводятся логические упражнения: классификация, сравнения и пр. Дефекты произношения у умственно отсталых детей устраняются путем логопедических занятий.

В школах для детей с речевыми нарушениями С. р. также имеет свою специфику в зависимости от характера нарушений. При работе с детьми, страдающими алалией и афазией, необходимо пополнение их весьма ограниченного запаса слов, а при тяжелых формах речевых нарушений — создание начального словарного запаса; уточнение понимания детьми значений слов; усовершенствование (или формирование заново) произношения слов. В методике С. р. с детьми, страдающими моторной алалией, большое внимание уделяется развитию речедвигательного анализа и синтеза слов, в связи с чем широко используются сохранные слуховой и зрительный анализаторы. В занятиях с детьми, страдающими сенсорной алалией, работа над смысловым значением слов ведется одновременно с обучением письму, чтению, а также в связи с формированием навыков правильного произношения слов; при этом широко используются сохранные зрительный и двигательный анализаторы. Детям, страдающим косноязычием, дают спец. логопедические упражнения для выработки навыков правильного произношения слов.

Успех С. р. может быть достигнут только при соблюдении всеми учителями и воспитателями спец. школ единых требований к речи уч-ся, орфоэпически правильного произношения, грамотного письма, общей культуры речи.

Для закрепления словарного запаса уч-ся спец. школ составляются общеклассные и индивидуальные тематические и алфавитные словари.

Для уч-ся школ глухих, слабослышащих и для детей, страдающих речевыми нарушениями, слова, записанные в эти словари, соответствующим образом обрабатываются: проставляется ударение, знаки, указывающие на нормы правильного произношения. Напр. слово «здравствуйте» выглядит так: здра(в)ствуйте!

Источники: http://www.rae.ru/forum2012/265/1184, http://www.defectology.ru/s/slovarnaya_rabota.html

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

Избранные статьи

Как надевать круг для купания новорожденных

Инструкция - руководство пользователя надувным кругом на шею для купания далее...

У ребенка рвота и красное горло

Симптомы дифтерии Различают дифтерию локализованную, распространенную и токсическую (последняя далее...

Средний рост ребенка при рождении

Нормальный вес ребенка при рождении С каким далее...

Ажурное вязание для детей крючком схемы

Как связать «Машенькин» сарафан своими руками. Это очень просто, далее...

Популярные статьи

Интересно