Главная » Развитие ребенка

Значение общения психическом развитии детей

Роль общения в психическом развитии младенца

Первая форма общения - непосредственно-эмоциональная, несмотря на кажущуюся примитивность, играет ключевую роль в дальнейшем развитии ребенка. Фундаментальные, глубинные основания будущей личности закладываются уже в этот период. Начальная форма самосознания или выделенность самого себя является одним из них. Проявляется это положительным эмоциональным самоощущением младенца: яркими положительными эмоциями, стремлением привлечь к себе внимание взрослого. Но положительное самоощущение ребенка зависит полностью от того как общается с ним взрослый.

Младенец, глядя на близкого человека и выделяя действия, обращенные к нему, начинает чувствовать себя. Он пытается осознавать себя как субъект общения взрослого. Присутствие ребенка в этом мире через обращенность к нему взрослого становится очевидным. Малыш чувствует, что взгляд или слова направлены на него и представление о себе у ребенка неразрывно связано со старшими. Самоощущение младенца отражает отношение к нему взрослого, который как бы является зеркалом, где он впервые себя видит и узнает.

Одним из важнейших в этом возрасте психологических новообразований является появление привязанности к кому-то из близких людей. Эти связи называют аффективно-личностными. У младенца, благодаря им, начинает появляться чувство уверенности в себе и интерес к окружающему миру. Они ложатся в основу развивающейся личности.
Систематическое эмоциональное общение с детьми первого полугодия жизни способствует значительному повышению познавательной активности. Занятия можно уже начинать в 2,5 месяца. Позже роль общения в психическом развитии младенца уже несколько снижается.

У младенца в первый год жизни развивается особая привязанность к ухаживающему за ним человеку. Обычно им оказывается мать. Если контакт достаточно тесный, то ребенку впоследствии ладить с окружающими людьми будет гораздо проще, чем тем, у кого отсутствовала подобная близость. Считают, что привязанность малыша к матери должна быть сформирована до трех лет.
Общение как одна из основ нормального психического развития младенца

Если об эмоциональных потребностях малыша никто не заботится, то способность к сочувствию у него может быть утрачена безвозвратно. Участок мозга, который отвечает за умение сопереживать, в этом случае может не развиться. Злоупотребление алкоголем и наркотиками, насилие часто является результатом различных детских эмоциональных травм.

У большинства детей в 4 месяца появляются первые целенаправленные движения — акты хватания. Первоначально они организуются взрослым и возникают как его совместная деятельность с младенцем, хотя старшие обычно этого не замечают.
Предметные действия малыша рождаются и развиваются под непосредственным влиянием ситуативно-личностного общения с кем-то из взрослых: добавка этого общения способствует возрастанию интереса к окружающим предметам, повышению двигательной активности и познавательной деятельности детей. Недостаток эмоционального и личностного общения, наблюдающийся обычно у детдомовских младенцев, вызывает отсутствие всяких познавательных интересов и общую пассивность.
Акт хватания, который возникает в возрасте 4-5 месяцев, начинает новый период младенчества. В нем появляется уже манипулятивная деятельность ребенка и очередная форма общения с взрослым.

Общение и консультация

Наши специалисты

Формы психолог. помощи

Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, ее развитии и становлении разумного, культурного поведе­ния. Через общение с психологически развитыми людьми, благодаря широким возможностям к научению, человек приобретает все свои высшие познавательные способности и качества. Если бы с рождения человек был лишен возможности общаться с людьми, он никогда не стал бы цивилизованным, культурно и нравственно развитым гражданином, был бы до конца жизни обречен оставаться полуживотным, лишь внешне, анатомо-физиологически напоминающим человека.

Психическое развитие ребенка начинается с общения. Это пер­вый вид социальной активности, который возникает в онтогенезе и благодаря которому младенец получает необходимую для его индивидуального развития информацию.

В общении сначала через прямое подражание (викарное науче­ние), а затем через словесные инструкции (вербальное научение) приобретается основной жизненный опыт ребенка. Люди, с которыми он общается, являются для ребенка носителями этого опыта, и ни­каким другим путем, кроме общения с ними, этот опыт не может быть приобретен. Интенсивность общения, разнообразие его содер­жания, целей и средств являются важнейшими факторами, опреде­ляющими собственное развитие детей.

Личностное общение формирует человека как личность, дает ему возможность приобрести определенные черты характера, интересы, привычки, склонности, усвоить нормы и формы нравственного пове­дения, определить цели жизни и выбрать средства их реализации. Разнообразное по содержанию, целям и средствам общение также выполняет специфическую функцию в психическом развитии инди­вида. Например, материальное общение позволяет человеку получать необходимые для нормальной жизни предметы материальной и духовной культуры, которые, как мы выяснили в главе, посвящен­ной деятельности, выступают в качестве условия индивидуального развития. Когнитивное общение непосредственно выступает как фак­тор интеллектуального развития, так как общающиеся индивиды обмениваются и, следовательно, взаимно обогащаются знаниями.

Кондиционное общение создает состояние готовности к науче­нию, формулирует установки, необходимые для оптимизации других видов общения. Тем самым оно косвенно способствует индивидуаль­ному интеллектуальному и личностному развитию человека. Моти-вационное общение служит источником дополнительной энергии для человека, своеобразной его «подзарядкой». Приобретая в результа­те такого общения новые интересы, мотивы и цели деятельности, человек увеличивает свой психоэнергетический потенциал, разви­вающий его самого. Деятельностное общение, которое мы опреде­лили как межличностный обмен действиями, операциями, умения­ми и навыками, имеет для индивида прямой развивающий эффект, так как совершенствует и обогащает его собственную деятельность.

Биологическое общение служит самосохранению организма в ка­честве важнейшего условия поддержания и развития его жизненных функций. Социальное общение обслуживает общественные потреб­ности людей и является фактором, способствующим развитию форм общественной жизни: групп, коллективов, организаций, наций, госу­дарств, человеческого мира в целом.

Непосредственное общение необходимо человеку для того, чтобы обучаться и воспитываться в результате широкого использования на практике данных ему с рождения, самых простых и эффективных средств и способов научения: условнорефлекторного, викарного и вербального. Опосредствованное общение помогает усвоению средств общения и совершенствованию на базе их способности к самообразованию и самовоспитанию человека, а также к созна­тельному управлению самим общением.

Благодаря невербальному общению человек получает возмож­ность психолорячески развиваться еще до того, как он усвоил и научился пользоваться речью (около 2—3 лет). Кроме того, само по себе невербальное общение способствует развитию и совершенст­вованию коммуникативных возможностей человека, вследствие чего он становится более способным к межличностным контактам и открывает для себя более широкие возможности для развития. Что же касается вербального общения и его роли в психическом развитии индивида, то ее трудно переоценить. Оно связано с усвоением речи, а она, как известно, лежит в основе всего развития человека, как интеллектуального, так и собственно личностного.

Роль общения в психическом развитии человека

Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, ее развитии и становлении культурного поведения. Через общение с психологически развитыми людьми благодаря широким возможностям к научению человек приобретает свои высшие познавательные способности и качества. С помощью активного общения с развитыми личностями он сам превращается в личность. Если бы с рождения человек был лишен возможности общаться с людьми, он никогда не смог бы стать цивилизованным, культурно и морально развитым гражданином, до конца жизни был бы обречен оставаться полуживотным, внешне напоминающим человека. Об этом свидетельствуют многочисленные факты, описанные в литературе и показывающие, что человеческий индивид, будучи лишенным возможности общения с себе подобными, даже если он как организм вполне сохранился, остается биологическим существом в своем психическом развитии, а не личностью, не человеком. В качестве примера можно привести состояния людей, которых время от времени находят среди зверей и которые длительное время, особенно в детстве, жили в изоляции от цивилизации и от общения с другими, психологически и культурно развитыми людьми.

Особенно большое значение для психического развития ребенка имеет его общение со взрослыми людьми на ранних стадиях онтогенеза. В это время ребенок все свои человеческие, психические и поведенческие качества приобретает почти исключительно через общение с другими людьми, так как вплоть до наступления подросткового возраста, он лишен способности к самопознанию (рефлексии), самообразованию и самовоспитанию.

Психическое развитие ребенка начинается именно с общения с окружающими людьми. Это — ведущая форма социальной активности в младенчестве и первый ее вид, который возникает в онтогенезе. Благодаря общению младенец получает необходимую для него информацию и поддержку со стороны других людей. Что же касается предметной деятельности, которая также выступает как условие и средство психического развития, то она появляется позднее, только на втором году жизни.

В общении вначале через прямое подражание (викарное научение), а затем через словесные инструкции (вербальное научение) приобретается основной жизненный опыт ребенка. Люди, с которыми он общается, являются для ребенка носителями данного опыта, и никаким иным путем, кроме общения с ними, этот опыт приобретен быть не может. Интенсивность общения, разнообразие его содержания, целей и средств являются важнейшими факторами, определяющими психическое развитие детей.

Выделенные и описанные выше виды общения служат развитию различных сторон психологии и поведения человека.

Так, деловое общение формирует и развивает способности, служит средством приобретения знаний и навыков. В нем человек совершенствует умения взаимодействия с людьми, развивает необходимые для этого деловые и личностные качества. Личностное общение соответственно формирует человека как личность, предоставляет ему возможность приобрести определенные черты характера, сформировать человеческие интересы, привычки, склонности, усвоить нормы и формы человеческого поведения, определить цель своей жизни и выбрать подходящие средства для ее реализации.

Виды общения, разнообразные по содержанию, целям и средствам, выполняют специфические функции в психическом развитии индивида.

Например, материальное общение позволяет ему получать необходимые для жизни предметы материальной и духовной культуры.

Когнитивное общение выступает как фактор интеллектуального развития человека, так как общающиеся друг с другом индивиды обмениваются знаниями и интеллектуальными умениями. Кондиционное общение обеспечивает состояние оптимальной психологической готовности к научению, формирует установки, необходимые для включения человека в другие виды общения. Тем самым оно косвенно способствует индивидуальному интеллектуальному и личностному росту человека.

Мотивационное общение служит источником энергии для человека, его своеобразной мотивационной подзарядкой . Приобретая в результате такого общения новые интересы, мотивы и цели деятельности, человек расширяет свой психоэнергетический потенциал.

Деятельностное общение, которое мы определили как обмен действиями, операциями, умениями и навыками между людьми, обладает прямым развивающим эффектом, так как совершенствует и обогащает собственную практическую деятельность индивида.

Биологическое общение служит самосохранению организма в качестве важнейшего условия поддержания и развития жизненных функций.

Социальное общение обслуживает общественные потребности людей и является фактором, способствующим развитию и совершенствованию разнообразных форм общественной жизни; групп, коллективов, организаций, наций, государств, мира людей в целом.

Непосредственное общение необходимо человеку для того, чтобы обучаться и воспитываться за счет использования в практике самых простых и эффективных средств и способов научения, данных с рождения: условно-рефлекторного, викарного и вербального.

Опосредствованное общение помогает усвоению выработанных людьми средств общения и совершенствованию на их основе способности к самообразованию и самовоспитанию человека, а также к сознательному управлению общением как таковым.

Благодаря невербальному общению человек получает возможность психологически развиваться еще до того, как он усвоил речь и научился ей пользоваться (в возрасте около 2-3 лет). Кроме того, невербальное общение способствует развитию и совершенствованию коммуникативных возможностей человека, вследствие чего он становится более способным к межличностным контактам и открывает для себя широкие возможности для дальнейшего развития.

Что же касается роли вербального общения в психическом развитии индивида, то ее вообще трудно переоценить. Это связано с усвоением речи, а она, как известно, лежит в основе всестороннего развития человека, как интеллектуального, так и личностного.

Таким образом, без общения, выступающего в его разнообразных формах, человек не в состоянии не только психологически развиваться, но и просто обеспечивать свое элементарное человеческое существование.

Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter

Источники: http://www.psyanalis.ru/info/articles/21.html, http://shporiforall.ru/shpory/nizshie-formi-pov/rol-obshheniya-v-psixicheskom-razvitii-cheloveka.html, http://studme.org/1580011915721/psihologiya/rol_obscheniya_psihicheskom_razvitii_cheloveka

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

Избранные статьи

Таблетки температуры ребенку 3 года

Как сбить температуру у ребенка 3 года в домашних далее...

Лоперамид инструкция по применению таблетки детям

Лоперамид Фармакологическое действие: Препарат оказывает противодиарейное (противопоносное) далее...

Сыпь на коленях у ребенка

Аллергия на коленях Причиной высыпаний далее...

Где посмотреть дети детском саду

Как узнать очередь в детский сад Ленинградская область Детские далее...

Популярные статьи

Интересно