Главная » Развитие ребенка

Условия речевого развития ребенка раннего возраста

Развитие речи у детей раннего возраста

Раннее детство является сензитивным периодом к усвоению речи. Автономная речь ребенка довольно быстро (обычно в течение полугода) трансформируется и исчезает. Необычные и по звучанию, и по смыслу слова заменяются словами «взрослой» речи.

Условия речевого развития. Переход на новый уровень речевого развития возможен только в благоприятных условиях — при полноценном общении ребенка со взрослыми. Если общение со взрослыми недостаточно или, наоборот, близкие исполняют все желания ребенка, ориентируясь на его автономную речь, освоение речи замедляется. Наблюдается задержка речевого развития и в тех случаях, когда растут близнецы, интенсивно общающиеся друг с другом на общем детском языке.

Этапы речевого развития.

Первый этап речевого развития приходится на возраст от одного до 1,5 лет и связан с формированием пассивной и активной речи.

Пассивная речь. В раннем возрасте быстро растет пассивный словарь — количество понимаемых слов. Речь взрослого, организующая действия ребенка, понимается им достаточно рано. К этому времени ребенок начинает понимать и инструкции взрослого относительно совместных действий. Тем не менее примерно до 1,5 лет у ребенка развивается только понимание речи при еще весьма незначительном приросте активного словаря.

Прежде всего ребенок усваивает словесные обозначения окружающих его вещей, затем имена взрослых людей, названия игрушек и, наконец, частей тела и лица. Все это — имена существительные, и они обычно приобретаются в течение второго года жизни. К двум годам нормально развивающийся ребенок понимает значения практически всех слов, относящихся к окружающим его предметам.

Активная речь. Интенсивно развивается и активная речь: растет активный словарь, при этом количество произносимых слов намного меньше, чем понимаемых. Называть вещи своими словами ребенок начинает в возрасте около одного года. К этому времени дети обычно имеют уже представления об окружающем мире в виде образов. В этих условиях для начала освоения речи ребенку остается связать имеющиеся у него образы с сочетаниями звуков, произносимыми взрослыми в его присутствии при наличии в поле зрения соответствующих предметов или явлений.

Стимулирование речевого развития детей раннего возраста как средство логопедической профилактики

Таким образом, работа с детьми раннего возраста позволяет сократить разрыв между моментом выявления первичных нарушений и началом логопедического воздействия. Чем раньше мы обратим внимание на детей с речевыми проблемами, поможем им, используя индивидуальный подход, тем скорее начнется правильное речевое развитие ребенка.

Работая без поддержки родителей, трудно достичь высоких результатов. Однако родители этих детей сами еще не имеют опыта воспитания ребенка, находятся в стадии формирования родительской компетентности. Поэтому приходится заниматься просвещением родителей, предлагать литературу, ссылки на различные сайты, проводить практические занятия, т. е. учить видеть проблемы у своих детей и своевременно на них реагировать.

Андреева В. М. Взаимодействие с родителями детей группы раннего возраста// d 020. sho. la dla - vas - roditeli /1 rannij - vozrast
  • Блинкова Т. М. Логопедическая группа. Развитие речи детей 2–3 лет. Волгоград: Учитель, 2011.
  • Грибова О. Е. Что делать, если ваш ребенок не говорит? Книга для тех, кому это интересно.- М. Айрис-пресс, 2004.
  • Громова О. Е. Методика формирования начального детского лексикона. Творческий центр Москва, 2005.
  • Кириллова Е. В. Логопедическая работа с безречевыми детьми: Учебно-методическое пособие.- М. ТЦ Сфера, 2011.
  • Кривцова Т. А. Планирование работы по формированию общих речевых навыков у детей 2–3 лет//Логопед.№ 6.
  • Кротова Т. Б. Минина О. А. Можейко А. В. Диагностические материалы для оказания психокоррекционной помощи детям 1–3 лет с проблемами в развитии.- М.:АРКТИ, 2010.
  • Самойлова И. М. Организация работы логопеда с детьми 1–3 лет в условиях дошкольного логопедического пункта//Логопед.2005.№ 2.
  • Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М. Просвещение, 1980.
  • Шерстобитова С. Ю. Комплексное сопровождение детей 2–4 лет с речевыми нарушениями: диагностика, планирование, рекомендации, конспекты занятий, лингвистический материал.- Волгоград: Учитель, 2009.
  • Янушко Е. Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5–3 лет.- Изд.7-е.- М. Теревинф, 2012.

  • Похожие статьи

    Стимуляция речевого развития детей раннего возраста

    КОНСУЛЬТАЦИЯ
    «Стимуляция речевого развития детей раннего возраста»
    ( для воспитателей)

    Тот факт, что ребенок осваивает язык в непосредственном общении со значимым для него взрослым, уже не подлежит сомнению. Именно в этот период у него появляются потребность в увеличении речевых актов, использовании понятных окружающим слов и фраз, поэтому работа в основном направлена:

    - на стимуляцию речи малыша
    - создание оптимальных условий ее развития
    - оказание поддержки в постижении азов вербального общения.

    Особенности поведения ребенка раннего возраста (непроизвольность, спонтанность, сверх привязанность к матери, зависимость работоспособности от удовлетворения физиологических потребностей и, прежде всего, потребности в комфорте и безопасности) задают специальные требования к содержанию и процедуре коррекционно-развивающей работе: непродолжительность, избирательность и эффективность диагностических и коррекционных мероприятий, эмпатию, осторожность и аутентичность в установлении контакта с ребенком.

    Стимулирование развития речи идет в нескольких направлениях:

    - провоцирование непроизвольного подражания действию, мимике, интонации взрослого
    - провоцирование на эхолалии и непроизвольные речевые реакции на фоне эмоционального заражения
    - провоцирование на просьбу, отказ, формальный диалог.

    Провоцирование непроизвольного подражания является предпосылкой подражания произвольного, когда ребенок осознанно копирует звуки, звуковые комплексы, слова, интонацию речи взрослого. Убаюкивание, кормление, наказание, похвала сопровождаются соответствующей и легко узнаваемой интонацией взрослых. Растормаживание взрослым подражания может происходить только при поощрении ребенка и его поведения. Например, увидев, что ребенок пытается убаюкивать куклу за ноги и издает звуки, мы его поощряем словесно: «Как замечательно! Ты молодец!», затем показываем, как надо брать куклу и баюкать, проговариваем: «А-а-а». Идем по лесенке и подговариваем: «Оп-оп-оп». Стучим кубиками и подговариваем: «Топ-топ-топ».

    При уборке игрушек на место подговариваем: «Ты мой помощник, На кубик, на - другой». Каждый раз, отображая эмоции, взрослый обязательно должен четко проговаривать свое состояние: «Очень грустно», «Как весело», «Больно», «Приятно» и т.д. В большинстве случаев для эмоционального заражения используем мягкую игрушку, предлагаем сочувствовать ей, переживать: «Зайке больно, пожалеем зайку».

    Стимуляция речи происходит и при диалоге, в сопровождении с жестом: «Хочешь эту игрушку?», «Будем рисовать». Со временем вокализации ребенка становятся более разнообразными, чаще они обращены к взрослому, как бы вызывая его на игру, иногда начинают проскальзывать аморфные или реальные слова.

    Игры –манипуляции: паровозик гудит – у-у-у; прятки – а-у; поиск предмета –ку-ку; гуси-га-га-га; мышки – пи-пи-пи приводят к появлению двойных слогов.

    Стимулирование речи происходит при манипуляции с предметами быта: мытье предметов, умывание, называние необходимых предметов и их качеств, как результат действия, сопровождаемое репликами: «Вот какие чистые руки», «Ах, как мыло пахнет», «Вот твое полотенце» и др.
    Непременное условие – утвердительная, спокойная интонация реплик, создающая позитивный речевой фон любой инициативы ребенка. Нельзя много задавать ребенку вопросов, не дожидаясь ответов на них.

    Подхватывание непроизвольных речевых реакций ребенка взрослым создает атмосферу понимания, а в некоторых случаях двустороннего заинтересованного общения. Имитируя высказывания ребенка, а лучше, достраивая их до простых слов, фраз, взрослый оказывает ему поддержку, демонстрирует свое понимание и приятие детского языка, тонизирует речевое развитие и развивает навыки коммуникативного общения, создает позитивный настрой и доброжелательность.

    Источники: http://pedlib.ru/Books/2/0466/2_0466-66.shtml, http://moluch.ru/conf/ped/archive/67/3417/, http://ds8.snzsite.ru/metodicheskaya-kopilka/27-stimulyatsiya-rechevogo-razvitiya-detej-rannego-vozrasta.html

    Комментариев пока нет!

    Ваше имя *
    Ваш Email *

    Сумма цифр внизу: код подтверждения

    Избранные статьи

    Сыпь после купания в море у ребенка

    Солнечный дерматит С наступлением теплых дней большинство людей отправляются на далее...

    Питание детей 3 лет рецепты

    Форум родителей: Как кормить ребенка от далее...

    Консультации по патриотическому воспитанию дошкольников

    Консультация (старшая группа) далее...

    Меню ребенка с атопическим дерматитом 9 месяцев

    Вопрос доктору! питание при атопическом дерматите Уважаемый доктор, как далее...

    Популярные статьи

    Интересно