Главная » Развитие ребенка

Развитие способностей детей через конструирование

Развитие способностей у дошкольников

Уже в раннем возрасте у детей можно заметить самое первое проявление способностей - склонность к какому-либо виду деятельности. Выполняя ее, ребенок испытывает радость, удовольствие. Чем больше малыш занимается этим видом деятельности, тем больше ему хочется это делать, ему интересен не результат, а сам процесс. Ребенку нравится не нарисовать картинку, а рисовать; не построить домик, а строить его. И все-таки наиболее интенсивно и ярко способности начинают развиваться с 3-4 лет, а в раннем детстве закладываются общие предпосылки их становления. Так, за первые три года жизни ребенок осваивает основные движения и предметные действия, у него формируется активная речь. Перечисленные достижения раннего детства продолжают развиваться в дошкольном возрасте. Общие способности составляют две группы - познавательные и практические. Формирование познавательных включено в становление образных форм познания действительности: восприятие, образную память, наглядно-образное мышление, воображение, т. е. в создание образного фундамента интеллекта.

Центральное место в структуре познавательных способностей занимает способность создавать образы, отражающие свойства предметов, их общее строение, соотношение основных признаков или частей и ситуаций.

К познавательным способностям относят, в первую очередь, сенсорные, интеллектуальные и творческие. Сенсорные связаны с восприятием ребенком предметов и их качеств, они составляют основу умственного развития. Сенсорные способности интенсивно формируются с 3-4 лет. Усвоение дошкольником эталонов ведет к возникновению идеальных образцов свойств предмета, которые обозначаются в слове. Дети знакомятся с разновидностями каждого свойства и систематизируют их, когда, например, овладевают представлениями о цветах спектра, фонемах родного языка, эталонах геометрических форм.

Основу развития интеллектуальных способностей составляют действия наглядного моделирования: замещение, использование готовых моделей и построение модели на основе установления отношений между заместителем и замещаемым объектом. Так, в качестве готовой модели может выступать план игровой комнаты или участка, по которому дети учатся ориентироваться. Затем они сами начинают строить такой план, обозначая предметы в комнате какими-либо условными значками, например стол - кружком, а шкаф - прямоугольником.

Творческие способности связаны с воображением и позволяют ребенку находить оригинальные способы и средства решения задач, придумать сказку или историю, создать замысел игры или рисунка.

Дошкольник включается в многообразные виды деятельности - игру, конструирование, труд и др. Все они имеют совместный, коллективный характер, а значит, создают условия для проявления и развития практических способностей, прежде всего организаторских. Для того чтобы успешно взаимодействовать друг с другом, детям необходим целый ряд умений: постановка цели, планирование содержания, выбор средств для достижения цели, соотнесение полученного результата с предполагаемым, учет мнения партнеров, распределение обязанностей в соответствии с возможностями и интересами каждого, контроль за соблюдением правил, порядка, умения решать спорные вопросы и конфликты без вмешательства взрослого, оценивать отношения партнеров к порученному делу и др.

Закончив раскладывать ложки, Наташа подходит к раздаточному столу, берет стопку тарелок. Подходит Рома. Наташа снимает сверху стопки 3 тарелки и отдает Роме: Бери. Я тебе помогу разложить тарелки. Клади красиво.

К практическим способностям дошкольников относят также конструктивно-технические: пространственное видение, пространственное воображение, умение представлять предмет в целом и его части по плану, чертежу, схеме, описанию, а также умение самостоятельно формулировать замысел, отличающийся оригинальностью. Подчеркнем, что эти способности лежат в основе, в дальнейшем с их помощью дети усваивают такие школьные предметы, как черчение, геометрия, физика, химия, где требуется умение представить сущность процесса, строение механизма. Богатые возможности для развития конструктивно-технических способностей в дошкольном возрасте создает конструирование из разных материалов, конструкторов, использование технических игрушек.

В дошкольном возрасте активно развиваются специальные способности, прежде всего художественные. Дошкольное детство, как никакой другой возрастной период, создает благоприятные условия для их формирования. Дошкольник включен во все многообразие художественных видов деятельности. Он поет, танцует, лепит, рисует. У ребенка дошкольного возраста проявляются такие способности, как изобразительные, декоративно-прикладные, включающие чувство композиции, цвета, формы; музыкальные,
которые составляют мелодический и ритмический слух, чувство лада; театрально- речевые, в которые входят поэтический слух, выразительность интонации и мимики. Любая специальная способность включает основные составляющие: определенный уровень развития познавательных процессов, технических умений, а также эмоциональной отзывчивости и восприимчивости. Причем последнее в художественных способностях выступает на первый план.

Особое место в психологии способностей занимает проблема развития одаренных детей. Под одаренностью понимается качественно своеобразное сочетание способностей, которое обусловливает диапазон интеллектуальных возможностей человека, своеобразие его деятельности. Одаренный ребенок по типу умственного развития опережает своих сверстников. Для него характерны раннее развитие речи и богатый словарный запас, чувствительность к новой информации, умение ее получать и систематизировать, стремление решать трудные проблемы и рассуждать о сложных явлениях, устанавливать скрытые связи между объектами, находить причинно-следственные зависимости. Одаренные дети очень любознательны, задают взрослому много вопросов, которые могут поставить его в тупик, они критичны по отношению к себе и окружающим.

К первой относятся дети с ускоренным умственным развитием. Они отличаются от ровесников высоким уровнем развития интеллекта, поразительной умственной активностью, ненасытной познавательной потребностью.

Вторую группу составляют дети с ранней умственной специализацией. Они характеризуются при обычном общем уровне особой расположенностью к какому-либо одному предмету (к какой-нибудь области науки или техники). По «своему» предмету или группе предметов ребенок может выделяться, значительно может превосходить других детей легкостью, с какой ему дается специфика материала, углубленностью интереса, готовностью усваивать и творчески участвовать в работе.

Рассказывают, что отец известного математика Гаусса обычно платил своим рабочим в конце недели, прибавляя к каждодневному заработку плату за сверхурочные часы. Однажды, после того как Гаусс-отец закончил расчеты, следивший за операциями отца ребенок, которому было едва три года, воскликнул: «Подсчет неверен. Вот какая должна быть сумма». Вычисления повторили и с удивлением убедились, что малыш указал правильную сумму.

Третью группу одаренных детей составляют дети с отдельными признаками незаурядных способностей. Они не опережают сверстников в общем развитии интеллекта, не проявляют ярких успехов в каких-либо областях деятельности, но их отличают особые качества отдельных психических процессов. Например, необычайная память на какие- либо объекты, богатство воображения, проявляющееся в необычных ассоциациях, острая наблюдательность.

Курсы повышения квалификации

Об авторе курса
Парамонова Лариса Алексеевна

Доктор педагогических наук, академик РАЕН, председатель Российского комитета Международной организации по дошкольному воспитанию (ОМЕР). Автор более ста научных и научно-методических публикаций по дошкольному воспитанию и образованию.

Лариса Алексеевна с 1992 года руководит Центром «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца. Под ее руководством разработана программа «Истоки», завоевавшая популярность в различных регионах страны.

Концепция

В данном курсе рассматриваются психологические и педагогические основы развития способности детей к творческому конструированию и педагогическая система, направленная на такое развитие.

Способность к конструированию рассматривается автором как универсальная умственная способность. Ее развитие самым благотворным образом влияет и на другие сферы детской деятельности – изобразительную, игровую, речевую. Конструирование представлено в виде работы с самыми разными материалами – от знакомых кубиков до компьютерных задач.

В ходе обучения слушатели познакомятся с представлениями о специфике детского конструирования в контексте проблемы детского творчества. Это поможет им овладеть новой стратегией практической работы с ребенком и новыми формами организации детской деятельности по конструированию.

В итоге слушатели:

  • овладеют новыми теоретическими представлениями о конструировании как детской творческой деятельности;
  • познакомятся с системой занятий по развитию детского творчества через конструирование;
  • научатся подбирать для детей задания по конструированию из различных материалов, составлять конспекты занятий и организовывать свободную деятельность детей.

Адрес: ул. Киевская, 24, Москва, 121165, «Первое сентября», Педагогический университет

Развитие технической одаренности детей дошкольного возраста средствами легоконструирования Development of technical talent preschool children By means lego construction Текст научной статьи по специальности Народное образование. Педагогика

  • ЛЕГОКОНСТРУИРОВАНИЕ ,
  • ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ ,
  • ОДАРЁННОСТЬ ,
  • ТЕХНИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО ,
  • LEGO CONSTRUCTION ,
  • TECHNICAL TALENT ,
  • PRESCHOOL CHILDREN

Аннотация
научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Максаева Юлия Александровна

В статье представлены инновационные практико-направленные способы развития начальной технической одаренности детей дошкольного возраста средствами легоконструирования. По мнению автора статьи, самым интересным и легко усваиваемым детьми дошкольного возраста является техническое творчество с конструктором LEGO. Интеграция легоконструирования в образовательную среду детского сада способствует формированию устойчивых умений и компетенций у детей дошкольного возраста в области технического творчества.

Abstract 2013 year, VAK speciality — 13.00.00, author — Maksaeva Yuliya Aleksandrovna

The article presents an innovative practice-directed ways to develop initial technical talent of preschool children means Lego construction. According to the author, the most interesting and easily understood by children of preschool age is technical creativity with constructor LEGO. Lego construction integration into the educational environment kindergarten promotes building sustainable skills and competencies in preschool children in the area of technical creativity.

Научная статья по специальности Народное образование. Педагогика из научного журнала Вестник Челябинского государственного педагогического университета , Максаева Юлия Александровна

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

Максаева Юлия Александровна Развитие технической одаренности детей дошкольного возраста средствами легоконструирования // Вестник ЧГПУ. 2013. №10. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-tehnicheskoy-odarennosti-detey-doshkolnogo-vozrasta-sredstvami-legokonstruirovaniya (дата обращения: 16.09).

Максаева Юлия Александровна Развитие технической одаренности детей дошкольного возраста средствами легоконструирования Вестник Челябинского государственного педагогического университета (2013). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-tehnicheskoy-odarennosti-detey-doshkolnogo-vozrasta-sredstvami-legokonstruirovaniya (дата обращения: 16.09).

Максаева Юлия Александровна (2013). Развитие технической одаренности детей дошкольного возраста средствами легоконструирования. Вестник Челябинского государственного педагогического университета URL: http://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-tehnicheskoy-odarennosti-detey-doshkolnogo-vozrasta-sredstvami-legokonstruirovaniya (дата обращения: 16.09).

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

Максаева Юлия Александровна Развитие технической одаренности детей дошкольного возраста средствами легоконструирования // Вестник ЧГПУ. 2013. №10 С.141-148.

Максаева Юлия Александровна Развитие технической одаренности детей дошкольного возраста средствами легоконструирования Вестник Челябинского государственного педагогического университета (2013).

Максаева Юлия Александровна (2013). Развитие технической одаренности детей дошкольного возраста средствами легоконструирования. Вестник Челябинского государственного педагогического университета

Источники: http://psyera.ru/2342/razvitie-sposobnostey-u-doshkolnikov, http://xn--b1agajc0ayikbb.xn--1-btbl6aqcj8hc.xn--p1ai/distance/05/007/, http://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-tehnicheskoy-odarennosti-detey-doshkolnogo-vozrasta-sredstvami-legokonstruirovaniya

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

Избранные статьи

Сметанный соус детей рецепт

Сметанный соус - 6 вкусных рецептов Блюда, приготовленные без далее...

Нурофен сироп детские дозы

Что такое Детский Панадол Любая мама начинает бить далее...

Запор и сыпь у грудничка

Запор и сыпь далее...

Цефекон сироп для детей инструкция

Лекарственная форма Цефекон далее...

Популярные статьи

Интересно