Главная » Развитие ребенка

Основные этапы психического развития ребенка

Психическое здоровье

Основные стадии психического развития. Значение возрастных кризов. Концепция асинхроний развития (дизонтогенеза)

Под постнатальным онтогенезом принято понимать весь период развития человека от рождения до смерти.

В постнатальном онтогенезе выделяют несколько этапов развития психики человека. В процессе развития происходит усложнение психической деятельности, причем каждый этап завершается формированием именно тех качеств, которые определяют этот этап и в последующем являются основой для формирования новых более сложных качеств следующего этапа.

Существует достаточное число систематик, характеризующих возрастные этапы формирования психики в онтогенезе и охватывающих детский и подростковый возраст.

Авторы используют выделенные Г.К.Ушаковым периоды развития психики. Он писал, что при всей своей условности эта периодизация необходима для учета меняющихся качеств психики в онтогенезе, для разработки приемов воспитания и обогащения знаниями соответственно уровню развития, для понимания природы болезненных явлений психики, которые наблюдаются в разные возрастные периоды.

Психическая деятельность - это категория приобретенная. Врожденными и наследственно обусловленными являются биологические системы мозга, они и представляют собой биологическую основу формирования психической деятельности, которая развивается в связи с воздействием окружающей среды и отражением с помощью органов чувств реальной действительности и человеческого окружения.

При изучении формирования психики в постнатальном онтогенезе Г.К.Ушаков выделял две формы: с преобладанием образных субъективных категорий (образов, представлений) и безобразных субъективных категорий (понятий). Первая свойственна детскому возрасту и характеризуется яркими образными фантазиями и воображениями, вторая -типична для лиц зрелого возраста.

В формирующейся психике ребенка выделяют следующие этапы: моторный - до 1 года, сенсомоторный - до 3 лет, аффективный - с 3 лет до 12, идеаторный - с 12 до 15 лет, авторы выделяют еще юношеский период - с 15-16 лет до 20-21 года.

Для первого этапа развития психики - моторного - характерно то. что на любой раздражитель у ребенка наблюдается двигательная реакция. Это двигательное беспокойство, нецеленаправленные движения в ответ на раздражение, крик и плач. Такая реакция возникает на чувство голода, неудобное положение, мокрые пеленки и т.д. Моторика ребенка совершенствуется на протяжении жизни, но в этот период именно двигательными реакциями проявляется общение с окружающими.

Для второго этапа - сенсомоторного - характерна более сложная двигательная активность, обусловленная ответами на различные сенсорные раздражители. Движения становятся более целенаправленными: ребенок поворачивает голову в сторону звука, тянется рукой к игрушке. С переходом ребенка в вертикальное положение, когда он начинает ходить, сенсомоторные реакции становятся более сложными, деятельность - целенаправленной. На основе сенсомоторных реакций формируются восприятие, внимание, аффективные реакции. Во время сенсомоторного этапа у ребенка накапливается запас представлений о происходящих событиях и появляется возможность сопоставлять реально воспринимаемые объекты с имеющимися о них представлениями.

Третьему этапу развития психики - аффективному - вначале характерна обобщенная аффективность в оценке окружающего и возникновении дифференцированного отношения к окружающим, исходя из удовлетворения или неудовлетворения его потребностей. Позднее вся деятельность ребенка сопровождается аффективной окраской восприятия событий, исходя из отношения к ним: приятные - неприятные, добрый- злой, желанный-нежеланный и т.п. Для этого периода характерны лабильность и нестойкость аффективных реакций, живость их и непосредственность реагирования.

Четвертый этап развития психики - идеаторный - начинается с обогащения ребенка понятиями, суждениями и умозаключениями. С этого периода у ребенка возникает возможность строить предварительный план действия.

У него появляется удвоенность реальности, т.е. он может оперировать объектами реально существующими и воспоминаниями. Постепенно возникают предпосылки для широкого использования абстрактных понятий, способность к построению гипотетических суждений, анализу их связи с практической деятельностью.

Юношеский период характеризуется категоричностью суждений и оценок поступков окружающих, трудностями принятия неформаль¬ного компромиссного решения, гиперсоциальностью и следованием «правилам и догмам». Эти особенности, сохранившиеся у взрослых, создают обычно трудности в общении с окружающими и прежде всего с близкими людьми.

К юношескому периоду на основе темперамента и сложившегося характера начинается формирование личности. Аффективность в этот период приобретает новые качества, появляются высшие человеческие змоции - эстетические, этические.

В.В.Ковалев в основу этапов онтогенеза ставит психопатологические симптомы, характерные для определенного этапа развития, а Г.К.Ушаков показывает, какие именно психические функции развиваются во время выделенных этапов.

При относительно своевременном формировании этапов развития психики следует говорить о синхронии развития. Однако идеального развития психики не бывает, так как не существует однотипных условий жизни. В связи с этим чаще наблюдается асинхронное развитие.

Под влиянием различных факторов (длительная соматическая болезнь, неправильные условия воспитания, конфликтная ситуация в семье и др.), воздействующих на том или ином этапе развития психики ребенка, может затормозиться развитие определенных структур личности и нарушиться последовательность их формирования. При этом у взрослых лиц могут обнаружиться черты характера, свойственные именно этому периоду развития ребенка, в котором наблюдалось неблагоприятное воздействие.

Например, ребенок, переживший в аффективном периоде формирования психики длительную разлуку с родителями, уже будучи взрослым, обнаруживает склонность к аффективным реакциям, свойственным именно аффективному этапу формирования психики: чрезмерную аффективную лабильность, непосредственность реакций, впечатлительность и т.п.

Неблагоприятные для ребенка ситуации не проходят бесследно, даже если внешне не наблюдается/явных нарушений психической деятельности в период их воздействия, однако они нарушают синхронность созревания структур личности. Наряду с этим другие структуры личности могут развиваться быстрее, опережая хронологические сроки их формирования.

Нарушение сроков формирования может наблюдаться как между отдельными структурами личности, так и между психическим и физическим развитием.

Так, в 1970-е годы отмечалось ускоренное физическое развитие по сравнению с психическим, рост и масса тела подростков превышали возрастные нормы, наряду с этим в психической деятельности обнаруживались черты инфантилизма.

Задержку развития или отставание в развитии одной или нескольких систем называют ретардацией.

При ускоренном развитии функциональных систем с опережением возрастных периодов, характерных для этой системы, говорят об акселерации.

При сочетании ретардации одних систем с акселерацией других отчетливо выступают проявления асинхронии.

В пубертатном периоде признаки асинхронии носят функциональный характер и обусловлены бурным развитием различных систем организма. После этого периода происходит постепенное уменьшение асинхронии.

Этапы психического развития ребенка

Развитие ребенка сводится к совершенствованию физического, эмоционального, умственного, а также социального воспитания личности. Именно эти показатели оценивают при определении своевременности психического развития детей, которое разделяют на несколько этапов, знаменующих те или иные новообразования в поведении ребенка и его отношения к окружающему миру.

Этапы психического развития ребенка -Возрастные периоды развития

Основные этапы психического развития ребенка сводятся к следующим :

  • младенчества (от рождения до года);
  • раннего детства (1-3 года);
  • дошкольного детства (3-7 лет);
  • школьный (7-12 лет);
  • пубертатный (12-16 лет).

Психического развития ребенка в период младенчества

Один из основных этапов развития, в период которого ребенок начинает изучать свои физические возможности и происходит становления эмоциональных связей с близкими людьми. Это наиболее яркие из приобретений в период младенчества. В первый год жизни физические показатели развития выходят на первый план, и их оценка становится ведущей в общем анализе психоэмоционального развития. Также показателем нормального формирования личности является способность малыша адекватно реагировать на окружающих. К примеру, в возрасте 9-10 месяцев малыш очень привязан к маме, а к незнакомым людям относится с настороженностью.

Развития ребенка в период раннего детства

На смену манипулятивной приходит предметная деятельность. Для оценки психической развитости ребенка акцент делают на определении степени владения соотносящимися и орудийными действиями. В первом случае ребенок без проблем может собрать пирамидку, закрывать и открывать коробку, а во втором -умеет пользоваться ложкой или лопаточкой в процессе игры в песочнице. Ребенок уже достаточно развит к концу этого периода, он уже овладел всеми физическими навыками и может некоторые действия выполнять самостоятельно. Кроме того, как средство общения с окружающими активно используется речь.

Психического развития ребенка в период дошкольного возраста

Игра становится ведущей деятельностью, ребенок уже может определить и сопоставить свои желания и потребности, а также поставить в приоритет наиболее значимые для себя. Активно проявляется самостоятельность и потребность в ней. Импульсивность и ситуативность действий сменяется личностным восприятием своих действий и себя. Начинает активно проявляться стремление воплотить свои замыслы и создать что-то отличное от всего прочего (например, собрать конструктор не по образцу, а по собственному представлению).

Психического развития ребенка в Младшем школьном возрасте

На первый план выходит учебная деятельность. Происходит оценивание себя, как части общества. процесс становления в социуме, завоевание в нем удобных и комфортных позиций для ребенка. Мышление в этот период становится словесно-логическим. а к окончанию младшего школьного возраста приобретает индивидуальный характер (теоретический, аналитический, творческий).

Все этапы психического развития ребенка подошли к концу. Теперь подросток оценивает себя как взрослого, самостоятельного человека, который вполне может обойтись без помощи взрослых. Кроме того, это возраст интенсивных изменений в физическом развитии, период начала «взрослой» жизни.

Кризисы развития у детей

Возрастные этапы психического развития весьма усреднены и, как правило, переход от одного периода к другому знаменуется возрастными кризисами развития. Кризис представляет собой «сбой» в психическом развитии личности, когда ребенок испытывает дискомфорт от своего прошлого общения с окружающим миром с высоты вновь приобретенных знаний и умений. то есть происходит некое несоответствие действительности и переоценка ценностей.

Во взрослении детей выделяют около 5 кризисов взросления. Очень заметен переходный возраст, а также кризис 7-ми и 3-х лет. У многих деток переход от одного периода к другому протекает без каких-либо изменений в поведении, но это не значит, что развития личности не происходит просто оно проходит в легкой, мягкой форме. Такое совершенствование личности наиболее комфортно как для самого ребенка, так и для его родителей. В случае с очень жестким и неоднозначным поведением также не стоит переживать и отчаиваться, ведь это свидетельствует о нормальном и правильном развитии психики. В любом случае от родителей требуется внимание, забота, понимание и поддержка своего ребенка в столь нелегкий период его жизни.

Основные этапы нервно-психического развития ребенка

Для того чтобы узнать насколько правильно развивается ваш малыш, необходимо ознакомиться с основными показателями его развития. А это лучше всего изучить еще до рождения карапуза, чтобы с самых первых дней уметь оценивать развитие крохи. И если у вас уже все готово к его появлению на свет, в том числе и радионяня tefal. и детское автокресло cybex. советуем ознакомиться с полезной информацией.

Для новорожденного будут характерны длительный сон, полусогнутое положение ручек и ножек, а также повышенный тонус в мышцах сгибателях.

В 1 месяц малыш уже умеет на непродолжительное время фиксировать свой взгляд на каком-то ярком предмете и следить за ним. Но при громком крике вздрагивает и мигает. Появляется и первая непроизвольная улыбка. Делает попытки держать головку в положении лежа на животе.

В 2 месяца прослеживает взглядом за игрушкой. Прислушивается к речи взрослого и улыбается ему в ответ. Может держать головку на протяжении 1-2 минут в вертикальном положении.

В 3 месяца практически из любого положения может фиксировать свой взгляд на неподвижном предмете. Развито слуховое сосредоточение. Хорошо удерживает головку из положения лежа на животе. В ответ на речь взрослого проявляет радость, улыбается, начинает активно двигать ручками и ножками, т.е. появляется выраженный комплекс оживления. Наблюдается первое гуление.

В 4 месяца может узнавать мать, поворачивать голову на какой-либо звук. Появляется громкий смех. Может перевернуться со спины на живот. Гуление становится более длительным. Малыш способен захватить подвешенную рядом с ним игрушку.

В 5 месяцев ребенок хорошо отличает своих от чужих, а также способен отличить тон, с которым к нему обращаются. При поддержке под мышки может стоять на ножках, не подгибая их. Умеет поворачиваться со спины на живот. Хорошо и уверенно берет игрушку, подвешенную над ним.

В 6 месяцев малыш уже умеет поворачиваться с живота на спину, а также подползать к заинтересовавшей его игрушке. Также он способен брать игрушки практически из любых положений. Появляются первые признаки лепета – слоги ма и ба . Начинает брать пищу губами во время кормления.

В возрасте 7 мес. ребенок хорошо ползает и сидит. Умеет постукивать одной игрушкой об другую, а также перекладывать из одной руки в другую. Активно лепечет. На заданный ему вопрос Где? способен находить глазами предмет, если тот находится на постоянном месте. Начинает пить из чашки, которую держит взрослый.

В 8 месяцев карапуз умеет самостоятельно садиться и хорошо сидит. Поэтому его уже можно перевозить в детском авто кресле. Умеет вставать у опоры и, держась за нее, ходить. Подолгу занимается игрушками. Различные слоги произносит громко и по нескольку раз. По просьбе взрослого может играть в Ладушки , а также делать ручкой До свидания . Умеет сам держать кусочек хлеба или яблока.

В 9 месяцев умеет ходить с поддержкой за обе ручки. Появляются разнообразные действия с предметами. Начинает подражать слогам, которые слышит. Знает свое имя. Может найти и достать игрушку по просьбе взрослого. Пьет из чашки, придерживая ее руками. Хорошо и много ползает.

В 10 месяцев малыш может влезть на небольшую поверхность и слезть с нее. С интересом открывает и закрывает различные коробочки, а также может вложить один предмет в другой. С интересом познает окружающий мир.

В 11 месяцев может стоять самостоятельно и без опоры. Надевает и снимает кольца с пирамидки, ставит кубики друг на друга. В речи появляются первые слова – мама , папа и другие сокращенные наподобие ав-ав и кис-кис . Может выполнять простые просьбы взрослого. С интересом прислушивается к музыке. Малыш способен подражать мимике взрослых.

В возрасте одного года ребенок умеет самостоятельно ходить. В речи присутствует порядка 10-12 слов. Также увеличивается запас понимаемых им слов. Может сам брать чашку и пить, а также есть ложкой.

Все указанные способности являются примерными и могут незначительно отличаться у разных детей.

Источники: http://www.eurolab.ua/mental-health/3708/3727/31697/, http://razvitiedetei.info/psixicheskoe-razvitie/etapy-psixicheskogo-razvitiya-rebenka.html, http://www.babyzone.ru/chating/articles/articles_1024.html

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

Избранные статьи

У ребенка волдыри как от укусов

Как избавиться от волдырей, красноты и неприятного зуда после далее...

Мелкая сыпь на носу у ребенка

Мало кто обращается к врачу регулярно в целях профилактики. Однако далее...

Компресс от укуса комара ребенку

Аллергическая реакция на укусы далее...

Какую таблетку можно дать ребенку

Как дать ребенку таблетку За годы далее...

Популярные статьи

Интересно