Главная » Новорожденный ребенок

Второй месяц жизни новорожденного сон

Форум родителей:

Второй месяц жизни ребенка


Календарь развития ребенка по месяцам

В начале второго месяца жизни здоровый ребенок обычно уже умеет недолго удерживать головку в вертикальном положении и, лежа на животе, сосредоточивать взгляд на лице взрослого, яркой игрушке; улыбаться в ответ на вашу улыбку, более выразительной становится мимика, некоторые малыши начинают гулить. К началу второго месяца ребенок прибавляет в весе 500-700 граммов, к концу - еще 600-800 граммов (разумеется, если малыш прибавит несколько меньше или больше - это также соответствует норме).

В связи с интенсивным ростом потребность ребенка в пище увеличивается и составляет к концу месяца 750-850 граммов грудного молока в сутки. У многих мам, несмотря на выполнение всех советов врача и меры по стимуляции лактации, количество молока становится все же явно недостаточным для кормления ребенка. Поэтому приходится прибегать к докорму (смешанное вскармливание) или даже полностью вскармливать ребенка молочной смесью (искусственное вскармливание). В настоящее время выпускается много адаптированных, т.е. приближенных по составу к женскому молоку, смесей на основе коровьего молока как для здоровых, так и для ослабленных малышей. Выпускаются пресные смеси (отечественные Малютка , Детолакт , Малыш и импортные: Пилтти , Бона , Туттели , Симилак , Нан , Хумана , Фрисолак , Галлия , СМА и др.) и кисломолочные, особенно полезные для детей со склонностью к расстройствам стула (отечественные Агу и ацидофильная Малютка , импортная - Лактофидус ). Существуют также специальные смеси для детей с аллергией на коровье молоко (на основе соевого белка), с непереносимостью углеводов и т.п. Какую смесь давать ребенку, решает врач. На молочно-раздаточных пунктах родителям бесплатно выдают только кисломолочные смеси (детям с 4 месяцев - также цельное молоко, кефир, творог), а пресные адаптированные смеси родители должны покупать сами. Не нужно стремиться закупить много разных смесей, но обязательно нужно проверять сроки годности ее, указанные на упаковке, наличие штрихового кода и сохранность упаковки. Для разведения сухих смесей нужно использовать только кипяченую (предварительно профильтрованную) воду.

Общие правила введения прикорма: смесь, заранее разведенная и налитая в бутылочку, согретая до температуры тела, дается ребенку после того, как он пососал грудь. Начинать введение любого нового, чужеродного для малыша продукта нужно с небольшого количества - 10-15 мл и увеличивать это количество постепенно. Если вы вводите ребенку кисломолочную смесь, вкус которой значительно отличается от вкуса грудного молока, можно вначале смешивать ее с небольшим количеством заранее сцеженного материнского молока. Если ребенок уже переведен полностью на искусственное вскармливание пресной смесью, а врач рекомендует вам ввести еще и кисломолочный продукт, вы также добавляете небольшое количество ацидофильной смеси в бутылочку с привычным ребенку питанием. Еще лет 5 назад врачи рекомендовали на втором месяце жизни вводить в питание ребенка натуральные соки, но в последние годы от этой рекомендации отказались - соки и фруктовые пюре вводятся теперь не ранее 3 месяцев, поскольку велика загрязненность фруктов и овощей химическими веществами.

Если ребенок родился осенью, зимой или ранней весной, на втором месяце жизни врач обычно назначает ему какой-то препарат витамина Д с целью профилактики рахита. И препарат, и его доза подбираются индивидуально, учитывается характер вскармливания ребенка (поскольку большинство адаптированных смесей содержит витамин Д). Начало профилактики рахита может быть сдвинуто на более ранний возраст (у недоношенных детей) или на более поздний (при желудочно-кишечных расстройствах или если врач находит слишком маленькими размеры родничка, недостаточным прирост окружности головки). В последние годы облучение детей кварцевой лампой (УФО) с целью профилактики рахита применяется не часто, так как многих детей это облучение возбуждает. Обычная профилактическая доза наиболее распространенного масляного 0,0625%-го раствора витамина Д - 1 капля в день, при искусственном вскармливании - 1 капля через день; но в применении витамина Д не должно быть какой-то самодеятельности родителей - препарат должен назначить врач!

Это же касается и применения поливитаминных препаратов (Мультитабс, Поливит-бэби). На втором месяце жизни увеличивается время прогулок: летом ребенок должен гулять (в кружевной тени деревьев) не менее 4 часов - 2 прогулки по 2 часа; в холодное время года при температуре воздуха не ниже минус 10-12 градусов можно гулять 2 раза по 1,5 часа, если мороз несколько сильнее, но нет ветра, можно выйти с ребенком на прогулку на 40 минут - 1 час. Если же погода более холодная и ветреная, можно устроить так называемую прогулку в комнате (на веранде) - тепло одеть малыша и открыть фрамугу или форточку. На прогулке ребенок обычно спит. Вообще же распорядок его дня на втором месяце такой: сон, кормление, бодрствование, сон. Если ребенок легко возбудим, с трудом засыпает, допустимо дать ему соску-пустышку, так как сосательные движения обычно успокаивают. Но когда малыш активно бодрствует, пустышка не нужна.

К концу второго месяца ребенок обычно бодрствует не менее 1-1,5 часа после каждого кормления. В это время выберите 10-15 минут, чтобы позаниматься с ним: передвигать в поле его зрения яркие игрушки, вкладывать ему в ручки и вынимать пластмассовые колечки, погреметь то слева, то справа от него погремушкой, поговорить с ним, добиваясь продолжительной улыбки. Остальное время бодрствования ребенок развлекается сам: рассматривает свои ручки, висящие над ним игрушки, гулит.

В первой половине дня, в середине одного из периодов бодрствования, с малышом - если не возражает врач, это можно делать уже с 3-недельного возраста - занимаются массажем, а затем и простейшей гимнастикой. Общие правила проведения массажа и гимнастики: ребенок во время занятий должен чувствовать себя комфортно, быть радостно настроенным, начальные занятия продолжаются 5-7 минут, максимальная продолжительность занятия - 20 минут. Поглаживающие движения направляются снизу вверх, животик массируется по часовой стрелке, при этом не затрагивают правое подреберье (область печени). При массаже спинки обходят позвоночник. Массируя конечности, не трогают их внутренние поверхности.

Если участковый педиатр разрешает, можно заниматься с малышом упражнениями в воде - плаванием - в домашней большой ванне. Раннее плавание полезно всем детям, особенно возбудимым, с повышенным мышечным тонусом, но температура воды и особенности проведения упражнений зависят от особенностей малыша, поэтому заниматься можно только после получения конкретных рекомендаций врача. Большинство малышей занимается в ванне с удовольствием, но есть дети, которые в ванне избыточно возбуждаются или пугаются. Таким детям упражнения в большой ванне противопоказаны; для них будет достаточным закаливающий эффект обычного купания, массажа, гимнастики, прогулок.

Полезное:

Сон у детей первого года жизни (2 месяца-12 месяцев)

Чего ожидать родителям?

Ночной сон у младенцев занимает от 9 до 12 часов в сутки и дневной - от 2 до 5 часов в норме. К 2 месяцам младенцы спят от 2 до 4 раз днем и к 12 месяцам - 1 или 2 раза. Такие факторы, как заболевание или внезапное изменение привычного режима дня и отхождения ко сну могут привести к нарушению сна. Основные события в развитии, такие как ползание и вставание в кроватке, могут временно приводить к поверхностному сну и частым просыпаниям во время сна.

К 6 месяцам большинство детей способны спать в течение ночи без перерывов на ночное кормление. Однако 20-50% всех детей продолжают пробуждаться во сне. Когда подобное происходит ночью, очень важно понимать, что короткие пробуждения, не влияющее на качество сна, случаются с частотой от 4 до 6 раз за ночь. Дети способны «успокоить себя сами» и через короткое время уснуть самостоятельно без помощи родителей («самоуспокаивающиеся» дети). Напротив, возбудимые дети («signalers») - это дети, которые будят родителей по ночам и нуждаются в успокоении. Большинство из этих детей в дальнейшем имеют различные проблемы, связанные со сном и таких детей бывает трудно успокоить. Часто такое случается у тех родителей, которые приучили ребенка к укачиваниям и ко сну в родительской постели. С другой стороны, дети могут привыкнуть к родительской помощи при засыпании и требовать присутствия родителей во время пробуждения настойчивым криком. Несмотря на отсутствие проблем, связанных со сном, такие дети могут создавать трудности родителям при попытке уснуть.

Практические рекомендации по организации сна у детей первого года жизни

  • Укладывайте Вашего ребенка на спину в течение ночного и дневного сна
  • Укладывайте Вашего ребенка на плотный матрац с хорошо защищенной несущей конструкцией с перекладинами не более 5 см между ними
  • Убедитесь, что лицо Вашего ребенка не покрыто одеялом или пеленкой и остается открытым во время сна. Если используется одеяло, убедитесь, что оно прикрывает ноги ребенка и находится не выше уровня груди. Одеяло стоит подоткнуть под матрац.
  • Старайтесь оградить вашего ребенка от табачного дыма.
  • Избегайте перегревания ребенка по ночам и поддерживайте в комнате ребенка температуру, комфортную для взрослых.
  • Уберите все игрушки из детской кроватки, особенно в возрасте около 5 месяцев, когда ребенок начинает тянуться за игрушками.

Как помочь Вашему ребенку, чтобы он хорошо спал

  • Научитесь распознавать знаки, которые подает ваш ребенок, когда он хочет спать. Некоторые уставшие дети начинают вести себя беспокойно или плакать, другие трут глаза, не отводят глаз от лица матери и закатывают глаза. Ваш ребенок уснет гораздо быстрее и легче в тот момент, когда Вы почувствуете, что он устал.
  • Определите, где Ваш ребенок будет спать. Постарайтесь определиться с этим вопросом, по крайней мере, к 3 месячному возрасту, поскольку реакция на изменение окружающих условий у ребенка будет тем тяжелее, чем больше его возраст, в котором будет перемена места. Например, если Ваш ребенок привык засыпать в коляске, переместите его к 3 месяца в кроватку. Если Ваш ребенок продолжает спать вместе с Вами в кровати, решите, стоит ли продолжать это делать.
  • Придерживайтесь строгого дневного расписания. Ребенок спит лучше, если время засыпания и пробуждения соблюдается строго. Обратите внимание, что сокращение времени дневного сна или его прерывание по разным причинам, приводит к переутомлению и плохому ночному сну.
  • Используйте в играх с ребенком простые игрушки, с целью безопасности ребенка. Убедитесь, что мягкие игрушки небольших размеров, футболки и рубашки, которые не завязываются узлом на шее, неплотные и легкие одеяла могут обеспечить ребенку полную безопасность.
  • Придерживайтесь ночного расписания. Установите твердый режим дня и придерживайтесь его последовательно. Режим должен включать спокойные и приятные игры, также ванные процедуры и рассказывание сказок перед сном, которые Вы можете начать читать на 2-м году. Также режим предусматривает выключение света перед сном. Рекомендуется сократить и даже избегать ночных кормлений детей в возрасте после 6 месяцев.
  • Установите постоянный режим засыпания. Убедитесь, что условия при засыпании и поддержании сна у ребенка всегда одинаковые (например, включение и выключение света в комнате ребенка). Наиболее хорошо ребенок спит в прохладной и темной комнате, в спокойной обстановке.
  • Укладывайте ребенка в кровать сонным, но не бодрствующим. Это будет способствовать тому, что ваш ребенок привыкнет успокаивать себя сам и при спонтанном пробуждении научится быстро засыпать без посторонней помощи.
  • Старайтесь спать, когда спит ваш ребенок. Родители также нуждаются во сне. Постарайтесь вздремнуть, когда спит Ваш ребенок. В идеальной ситуации положитесь на помощь окружения, чтобы кто-нибудь проследил за ребенком, пока Вы спите. Особенно важно высыпаться кормящим матерям.
  • Обратитесь к Вашему лечащему доктору, если Вам не удается сформировать режим дня у ребенка. Дети, у которых возбуждение и беспокойство проявляются особенно сильно и часто, могут иметь такие заболевания как колики, желудочный рефлюкс (заброс содержимого желудка в пищевод), рахит или железодефицитная анемия. Заболевания кожи, сопровождающиеся зудом, всегда нарушают сон у новорожденных. Проблемы, связанные с нарушениями дыхания (особенности анатомического строения верхних дыхательных путей со снижением поступления потока воздуха во время сна) требуют проведения полисомнографического исследования и лечения у специалистов.

Развитие ребенка

2 месяца: грудной возраст

Физиология ребенка второго месяца жизни

На втором месяце жизни ребенок начинает активно развиваться физически. К концу второго месяца он может набрать около 800 гр (что составляет около 25% от его веса в конце первого месяца), вырастет на 3-4 см, окружность его груди увеличится примерно на 20 мм.

Спит ребенок, по-прежнему, около 18 часов в сутки. На втором месяце суточный объем материнского молока, который должен получать ребенок, составляет примерно четверть его собственной массы.

Психология ребенка второго месяца жизни

Психологически ребенок развивается так же стремительно, как и физически. Уже на втором месяце его реакции становятся более осмысленными, а внимание более сосредоточенным, чем у новорожденного. Постепенно угасают рефлексы новорожденного. им на смену приходит сознательное (насколько это возможно в таком возрасте) восприятие действительности. Главным способом общения с окружающими для него, по-прежнему, остается плач, но уже появляются и другие звуки, которые малыш все охотнее издает – гуление. его интерес к окружающему миру становится все заметнее.

Зрение и слух ребенка второго месяца жизни

Взгляд ребенка становится более сфокусированным, чем в первый месяц. Он уже способен фиксировать яркие, или просто новые предметы, попадающие в поле его зрения. Малыш может водить взглядом, сопровождая движущийся предмет, если этот предмет находится на не очень большом от него расстоянии (не дальше метра). Теперь ребенок способен зрительно отличить родителей от других людей. Улыбка тоже становится осознанной, и ей малыш может отвечать вам на ваши ласковые слова и хорошее настроение.

Наряду со зрением, активно развивается и слух. На втором месяце ребенок уже умеет определять, откуда исходит шум. Если потрясти погремушкой вне поля зрения малыша, вы увидите, что сначала он на какое-то время замрет, анализируя ситуацию, а затем повернет голову в ту сторону, откуда идет звук. Помимо искусственных звуковых раздражителей, в этом возрасте ребенок начинает реагировать и на человеческие голоса, а иногда даже различать их.

Также на втором месяце ребенок учится выстраивать первые причинно-следственные связи. В этот период он начинает понимать, что, например, когда он подает голос, к нему обязательно подходят.

Навыки и умения ребенка второго месяца жизни:

– самостоятельно поднимать голову и удерживать ее в вертикальном положении несколько десятков секунд;
– лежа на животе, может приподнимать голову и грудь, и удерживать такое положение несколько секунд;
– некоторое время удерживать в руках игрушку или другой предмет, крепко держа его ладонью;
– лежать расслабленно и спокойно, вытянув ручки и ножки;
– непроизвольное сокращение мышц происходит значительно реже, чем в первый месяц жизни.

Выберите звук, которым будете обозначать время кормления, и включайте его каждый раз перед тем, как соберетесь покормить малыша: через некоторое время он начнет его узнавать. Можно постепенно увеличивать количество прогулок, а также начать делать гимнастику и массаж.

Двигательное развитие ребенка в 2 месяца

Ребенок охотно крутит головой в разные стороны, изгибается, машет ручками и ножками, прогибает спинку, перестает сжимать пальцы в кулачки и проявляет большой интерес к своим ручкам. У него появляется также желание все хватать – простыню, протянутую руку взрослого, висящую над кроваткой игрушку, до которой малыш может дотянуться. Лежа на животе или находясь на руках у взрослого, некоторые дети пробуют поднимать и удерживать голову. С двух с половиной месяцев рекомендуется почаще выкладывать ребенка на животик – так он будет тренироваться держать голову. Желательно также дать ребенку свободу движений, не кутать его и не пеленать – тогда он будет лучше развиваться.

Как играть с ребенком в 2 месяца

В это время малыш может не только долго следить за движущимся предметом, но и задерживать взгляд на неподвижном. Повесьте над кроваткой игрушки разного цвета и размера – от больших мягких шаров до маленьких бубенчиков, – трогая их ручками и ножками, ребенок будет получать различные ощущения и впечатления. В это время у ребенка появляется интерес к тому, что происходит вокруг – вы можете звонить в колокольчик, периодически меняя его положение: ребенок будет поворачивать головку на звук.

Чему можно научить ребенка в 2 месяца

Подражайте тем звукам, которые малыш произносит, повторяйте их ему, преувеличенно артикулируя – малыш через некоторое время начнет складывать губки так же, как вы. Читайте ребенку сказки и потешки, выбирая те, где присутствуют четкий ритм и произносимые малышом звуки. Показывайте ему игрушки в виде разных зверей и подражайте тем звукам, которые они издают – ребенок будет очень рад вашему мычанию и мяуканью, и может даже перестать плакать, если до этого был чем-то недоволен.

Еще можно играть с малышом, укладывая его животиком на большой мяч и бережно покачивая – такая гимнастика развивает мышцы и облегчает колики.

Новости по теме

1 месяц: комплекс оживления

2 месяца: грудной возраст

3 месяца: причины плача

4 месяца: тактильные ощущения

5 месяцев: меняем режим дня

Источники: http://www.kid.ru/rebenok/18.php3, http://www.nevromed.ru/consultations/somnology/papers_sleep/papers_sleep_pac/narush_cna_detey/1_god, http://deti.mail.ru/calendar/childgrowth/2_mesyac/

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

Избранные статьи

Презентация познавательно речевое развитие детей дошкольного возраста

ПрезентацияПознавательно-речевое развитие дошкольников Познавательно-речевое развитие дошкольников Муниципальное бюджетное далее...

Методики исследования личности ребенка

Проективные методы исследования личности Проективные методы исследования личности. Появление далее...

Сколько кипятить воду для купания новорожденного

Как долго купать ребенка в кипяченой далее...

Упражнения развития мышления школьников

Тест «Найди и далее...

Популярные статьи

Интересно