Главная » Навыки ребенка

Знаниях умениях навыках ребенка

Умения, навыки, привычки и их формирование

Процесс формирования деятельности — один из важных вопросов педагогической психологии. Приступая к какой-либо новой деятельности, человек не располагает сложившимися способами ее выполнения — ему приходится сознательно действовать и контролировать не только деятельность в целом, направленную на цель, но и отдельные ее движения и операции, посредством которых она осуществляется.

П. А. Бернштейн предложил принцип сенсорной коррекции управления движениями, имея в виду коррекции, вносимые в импульсы на основе сенсорной информации о ходе движения. Он выделил структурные элементы деятельности: умения, навыки, привычки.

Умения — это способы успешного выполнения действия, соответствующие целям и условиям деятельности. Они всегда опираются на знания. Главное в управлении умениями заключается в обеспечении безошибочности каждого действия, возможность приспособления системы навыков к изменяющимся условиям деятельности с сохранением позитивных результатов работы. Умелый человек, к примеру, может заменить один материал другим при изготовлении какого-либо изделия, воспользоваться для работы инструментами, имеющимися под рукой.

Умения в отличие от навыков всегда опираются на активную интеллектуальную деятельность. По своей сути умение — это экс-териоризация, то есть воплощение знаний и навыков в реальные действия. Е. А. Милерян выделяет следующие виды умений: познавательные, общетрудовые, конструктивно-технические, организационно-технологические и операционно-контрольные. Элементарное умение выполнить что-то возникает из подражания действию и случайных знаний. Однако чем сложнее вид деятельности, тем в большей степени формирование умений зависит от овладения всей системой операций по переработке информации, содержащейся в знаниях, и информации, получаемой от предмета, а также ее сопоставлению с действиями.

Навык составляют полностью автоматизированные компоненты действий, сформированные в процессе упражнений. Его роль заключается в освобождении сознания от контроля над выполнением приемов действия и переключения его на цели и условия действия. Физиологической основой навыка является образование в коре больших полушарий устойчивой системы временных нервных связей и их функционирование (динамический стереотип).

Каждый навык складывается в системе тех навыков, которыми человек уже владеет. В процессе овладения новыми действиями одни из них могут помогать, другие тормозить процесс. Например, человек умеет водить «Жигули», значит, он без труда может освоить управление машиной любой марки. Однако навык вождения машины с левым расположением руля будет на первых порах мешать в управлении иномаркой с правым расположением руля. Феномен влияния одних навыков на другие называется взаимодействием навыков.

Навыки и умения как способы действий всегда включены в конкретные виды деятельности. Они могут быть разделены на гигиенические, спортивные, учебные и т. д. Навыки формируются в результате упражнений, то есть целенаправленных и систематических повторений действий. Успешность овладения навыком зависит не только от количества повторений действия, но и от индивидуальных особенностей человека, его способностей к данному действию, значимости мотива его овладения. Для сохранения и упрочения навыка им следует систематически пользоваться, иначе возникает деавтоматизация действий.

Привычка — это компонент действия, в ее основе лежит потребность. Она формируется через подражание, в результате многократного повторения действия, через сознательные целенаправленные усилия (например, путем положительного подкрепления желаемого поведения через материальный предмет, словесную оценку или эмоциональный образ). Привычки являются негибкой частью деятельности, которая выполняется автоматически и не имеет сознательной цели или явно выраженного продуктивного завершения. В отличие от простого навыка привычка в определенной степени может сознательно контролироваться. Но от умения она отличается тем, что не всегда бывает разумной и полезной.

Формирование навыков и привычек происходит у ребенка с первых дней его жизни. Первоначально они очень просты и основаны на безусловных рефлексах и эмоциональных состояниях. Важно закреплять у ребенка полезные привычки, а для этого необходимо неуклонно, никогда не отступая от принятого решения действовать в определенном направлении. Когда привычка выработана, мы поступаем так, потому что иначе не можем, потому что мы так привыкли.

Рекомендуемые статьи

  • Как легко выучить алфавит и научиться считать до 20?
  • Детские конструкторы Pic’nMix – развиваем мелкую моторику с удовольствием
  • Рабочие тетради GAKKEN – японские принципы развития ребенка
  • Радость творчества с наборами Santa Lucia
  • Конструктор Engino – творчество и развитие, уникальные свойства.

Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше он развивается. Поэтому так важно уделять внимание развитию общей и мелкой моторики малыша, начиная с самого раннего детства.

Условно двигательные умения и навыки можно разделить на две группы :

  • движения и действия, совершаемые всем телом. умение ходить и бегать, спускаться и подниматься по ступенькам, лазать по лестнице, канату, кататься на велосипеде. роликах, коньках, плавать, кувыркаться, лазать по деревьям и упражняться на турниках, играть с мячом и др.;
  • движения и действия, совершаемые руками: умение использовать различные инструменты – нож, ложку и вилку, ножницы, иголку, молоток, отвертку и плоскогубцы, карандаш, ручку и кисть; умение шить и вязать; одеваться и раздеваться; завязывать шнурки и застегивать пуговицы, кнопки; стирать, готовить еду, гладить и складывать одежду; печатать и др.

Обе группы навыков невероятно важны в жизни любого человека. Общие двигательные навыки (движения всего тела) формируют моторную ловкость, быстроту, выносливость, помогают лучше реагировать на изменения условий окружающей жизни. Действия, которые мы выполняем руками – самые разнообразные. Навыки ручных действий весьма полезны (умение резать, шить и пр.), а часто просто необходимы в жизни современного человека (умение писать).

Более сложные специфические навыки часто являются необходимой частью профессиональных умений (многие рабочие специальности подразумевают использование специфических инструментов и особых умений – например, изготовление ключей, ремонт обуви, обработка дерева и пр.).

Большинство из этих навыков (за исключением профессиональных) формируются в детстве, а затем используются каждым из нас на протяжении последующей жизни. Мы даже перестаем замечать их, потому что они выполняются автоматически, мы воспринимаем эти умения как должное.

Каков же физиологический механизм формирования двигательных навыков?

При формировании навыков и умений в коре головного мозга формируются связи между нейронами. При многократном повторении определенного действия или серии действий эти связи становятся устойчивыми. Поэтому в дальнейшем в случае, когда мы пользуемся навыком, нервные сигналы между нейронами мозга движутся по накатанной колее , что значительно ускоряет и упрощает процесс выполнения привычного действия.

Кроме того, развитие многих умений – шить, вязать, выполнять поделки из различных материалов – учит планировать действия, искать оптимальный путь выполнения практической задачи, находить и исправлять ошибки, что в значительной степени влияет на развитие мышления ребенка .

Время формирования используемых в повседневной жизни двигательных навыков – раннее, дошкольное и младшее школьное детство. Психологи называют этот возраст чувствительным к формированию определенных знаний, умений, навыков. Именно в этот период развития ребенка мозг гибок и пластичен, формирование навыков происходит наиболее быстро и просто. Чем старше становится человек, тем меньше возможностей для формирования многих навыков – они формируются труднее, дольше.

В наше время почему-то мало говорят о важности формирования умений и навыков у малышей.

Больший упор делается на знания – сейчас модно уже в раннем возрасте развивать логическое мышление. учить читать. заниматься иностранными языками. А пользоваться ложкой, мыть посуду, шить, ухаживать за собой и другие навыки, так необходимые в быту и в жизни, воспринимаются как нечто простое, что само собой разумеется.

Однако эти навыки невероятно важны для всей последующей жизни, и, несмотря на то, что в детстве они формируются наиболее легко и быстро, часто требуют особого внимания и специальной работы. В противном случае родители могут вдруг обнаружить, что их подросший ребенок, который рано научился читать. рисовать, решать задачки, в то же время не умеет перелезть через забор, играть в футбол, аккуратно сложить свою одежду или приготовить себе бутерброд.

Неужели кому-то хочется, чтобы их ребенок был беспомощен в быту и повседневной жизни? И правомерно ли в угоду модным течениям лишать ребенка многих детских забав, которые некоторым могут показаться пустым времяпрепровождением – бегать по улице, лазить по деревьям и заборам, играть в подвижные игры с детьми во дворе?

На занятиях с ребенком советуем обращать больше внимания развитию практических умений и навыков (особенно ручных действий). Это не только укрепит руки и пальцы, сделает их более гибкими и умелыми, но и окажет благотворное влияние на развитие речи. мышления, поможет стать более самостоятельным и уверенным в себе. Такую работу надо начинать в раннем возрасте (1-3) и продолжать в дошкольном (3–7) и младшем школьном возрасте (7–10).

Материал к занятию:

Готовность ребенка к детскому саду: навыки и знания для успешной адаптации

Детский сад – это первое общественное заведение, где чадо начинает свою личную, отдельную от ненаглядной мамочки социальную жизнь, и то, как сложится его дальнейшая судьба в жестком человеческом мире часто напрямую зависит именно от этой первой ступеньки. В садике закладываются такие жизненные основы, как умение искать компромисс, дать отпор, стать лидером, и не сделаться ябедой, и проще всего адаптироваться в мире, где ты не «пупочек земли» ребенку, которого морально и физически подготовили к будням детского дошкольного учреждения загодя.

Лучший возраст для детского сада

Сегодня больше 80% дошколят впервые переступают порог садика в возрасте около 3х лет. С одной стороны ребенок уже достаточно самостоятелен и может выбраться из-под маминого крыла, с другой, еще не сформировался как индивидуальность, и готов к новым знаниям, друзьям и мышлению, как члена группы. Конечно, существуют и ясли, куда ребят принимают с полуторагодовалого или даже более раннего возраста, однако, это чаще вынужденная мера для родителей, что не могут дольше быть с малышом дома из-за материальных или иных проблем.

Навыки и умения, или вот это стол, за ним едят!

Первым важным моментом для посещения детского сада является не наличие путевки в оное заведение, а готовность ребенка к детскому саду – то есть определенный набор умений и навыков у ребенка. Итак, к 3м годам малыши должны четко и осознанно понимать и самостоятельно справляться со следующими заданиями:

Понимать, что воспитатель – это взрослый человек и его необходимо слушаться. Домашние детишки, чаще всего воспитываемые без участия взрослых родственников, порой воспринимают указания лишь родителей, а чаще только одного родителя. Такой малыш в группе не реагирует на сборы к обеду или на прогулку, плачет и не участвует в педагогическом процессе.

Для подготовки к тому, что скоро малышу придется внимать «чужому» человеку, лучше всего ненадолго оставлять его под присмотром подруги, родственницы, няни, а затем проводить «работу над ошибками». Главное, научить ребенка слушаться лишь тех взрослых людей, которых рекомендует мамочка, дабы не перегнуть палку в излишней доверчивости к окружающим.

  • Правильно использовать предметы обихода. К трем годам ребенок должен уметь сидеть и садиться за стол, пододвигать стул, использовать большую и маленькую ложки по назначению. Самостоятельно кушать первые и вторые блюда, а так же пить из чашки. Малышей в группах государственных дошкольных учреждений порой больше 25 человек, и процесс докармливания происходит быстро, что негативно сказывается как на процессе пищеварения, так и на статусе ребенка в детском коллективе. Тех, кто хорошо кушает – хвалят три раза в день, и это крайне важно для развития «я» ребенка.
  • Проситься в туалет, менять одежду ко сну, и участвовать в надевании верхней одежды и обуви на прогулку. В принципе проблем с туалетом у современных детей практически не возникает, случаются лишь редкие эксцессы во время дневного сна, но для их быстрого устранения есть и душевые в группах, и запасные комплекты белья под подушкой. Однако, если ваш ребенок склонен к энурезу или в игре может забыть попроситься в туалет, обязательно предупредите об этом воспитателя, и тогда, она обязательно будет тихонько интересоваться у малыша не пора ли ему в уборную.

    Переодевание детей младшей группы – занятие воспитателей и нянь, потому малыш должен лишь не мешать им в этом нелегком деле. А затем даже по возможности помогать. Потому собираясь на прогулку, не стоит для быстроты самой наряжать чадо полностью, лучше показать, как надевать шапку, шарф, варежки, а затем и более сложную одежду и несколько раз подождать, пока у малыша не появится навык.

  • Активно взаимодействовать с другими детьми. Проблема адаптации в детском коллективе практически не встречается у малышей имеющих братиков и сестричек. Если же ребенок единственный в семье, ему сложно делить внимание взрослых с другими ребятами. Это может выражаться в капризах, истериках, либо унынии. Научиться с уважением, относиться к другим детям и не давать себя в обиду поможет посещение детских площадок, совместный отдых с друзьями, имеющими детей, а так же школы раннего развития.
  • Уметь занять себя игрой. В детском саду есть официальное время на игры, а так же небольшие отрезки времени между занятиями, едой, прогулкой. Ребенок, что может сам развлечь себя, интереснее проводит в саду время, а так же становится лидером группы, тем, кто предложил игру, а не подтянулся к ней.
  • На самом деле большинство этих умений малыши легко осваивают за 2-3 месяца, именно такое отрезок времени необходим для подготовки ребенка к детскому саду. И даже, если вдруг, так случилось, что чадо ни в какую не желает кушать сам, то это не повод вести его в сад на полгода позже. Проще предупредить воспитателя о такой особенности, и совсем скоро своевольное чадо будет в компании сверстников самостоятельно уписывать манную кашу большими ложками!

    Ну и конечно, даже если молодую мамочку раздирают страхи как ее ненаглядный отпрыск пойдет в садик, не стоит об этом упоминать в присутствии ребенка. Помните, пока он относиться ко всему так, как это делаете Вы! И если мамочка в присутствии малыша всем рассказывает, что Вася, Петя, или Платон уже совсем большой и его берут в садик, в котором отлично кормят, работают добрые воспитатели и много игрушек, малыш с удовольствием будет ходить туда, ведь он вам доверяет!

    Wladlena_best специально для сайта 3-years.ru

    Источники: http://psyera.ru/umeniya-navyki-privychki-i-ih-formirovanie_7704.htm, http://shkola7gnomov.ru/parrents/eto_interesno/fizicheskoe_razvitie/id/759/, http://3-years.ru/detskiy-sad/gotovnost-k-sadiku.html

    Комментариев пока нет!

    Ваше имя *
    Ваш Email *

    Сумма цифр внизу: код подтверждения

    Избранные статьи

    Свечи от зубов для детей

    Прорезывание зубов Формирование зубов далее...

    Сухие высыпания коже ребенка

    О чем говорят сухие пятна далее...

    Сестринский уход при болезнях новорожденных

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей далее...

    Аллергия на синупрет у ребенка красные пятна

    20 июл 2012, 18:18 Ситуация следующая. Приехали в далее...

    Популярные статьи

    Интересно