Главная » Навыки ребенка

Воспитание у детей гигиенических навыков приема пищи

Привитие гигиенических навыков детям и подросткам

Гигиена - наука предупредительная, в переводе с греческого означает здоровый. Главная ее задача - предотвратить вредное влияние на организм человека каких-либо неблагоприятных факторов.

Гигиеническое воспитание детей и подростков - основа Здорового образа жизни. Чтобы оно было успешным, необходимы три слагаемых: ответственность взрослых, их гигиенический пример и умение понимать и уважать детей со всеми их особенностями, потребностями.

Гигиена младенца полностью лежит на взрослых. По мере того как ребенок растет, взрослые начинают знакомить его с основными гигиеническими навыками - показывают, объясняют, побуждают, требуют. Трудности связаны не с тем, чему учить, а с тем, как научить ребенка. Соблюдение гигиенических правил должно быть для него не тягостной обязанностью, связанной с принуждением и наказаниями, а радостной игрой, сначала - под руководством взрослых и вместе с ними, потом - рядом, потом - самостоятельно. Ребенок должен иметь возможность подражать взрослым и чувствовать, что им это нравится. Требования эффективны не раньше, чем ребенок научился чему-либо. К 5-6 годам элементарные гигиенические навыки (мыть руки, придя с улицы, перед едой и после туалета, умение вымыть лицо, шею, ноги, правильно и регулярно чистить зубы, убирать за собой постель; помогать в домашней уборке, мытье посуды, уходе за одеждой) должны стать устойчивой привычкой. Лишь на ее основе возможно успешное овладение более сложными гигиеническими навыками, например, включение в вечерний туалет простенькой стирки (у мальчиков - носки, у девочек - колготки, трусики).

Даже самое успешное обучение детей гигиене не отменяет необходимости усилий взрослых. Одежда и обувь должны быть по возможности легкими и не тесными, чтобы не мешать двигаться. Слишком теплая одежда заставляет потеть и потому больше приводит к простудам, чем бережет от них. Сменная одежда (для детского сада или школы, для улицы, для дома) дает возможность следить за ней и избежать лишних конфликтов по поводу того, что на улице ребенок испачкал школьную одежду, а дома сел в кресло в уличной.

Воздух и движение необходимы ребенку, а наказание лишением прогулок не только отнимает у него это, но и вызывает отвращение к тому, за невыполнение чего он наказан, например, к уборке постели, мытью ног.

Важно, чтобы ребенок не переедал, ел в определенные часы, а между приемами пищи не подкреплялся “вкусненьким”.

В своем оборудованном уголке для игр и занятий ребенок должен быть хозяином со всеми правами и обязанностями хозяина.

Проветренное помещение, легкий ужин, в меру теплая и мягкая постель обеспечат полноценный, восстанавливающий силы отдых.

С началом полового созревания возникают новые гигиенические проблемы. Младшие подростки на какое-то время “забывают” даже то, что хорошо умеют, - их не заставишь умыться, остричь ногти и т.д. Конечно так ведут себя ни все подростки, но многие. Отчасти это связано с сопровождающим рост эмоциональным напряжением. Оно временно, и спокойные напоминания в этот период эффективнее конфликтов. Взрослым необходимо помочь в уходе за кожей, чтобы усиление секреции потовых и сальных желез не вело к “зарастанию” угрями и гнойничковым заболеваниям, уходе за волосами, чтобы они были здоровыми. Мать- девочку, отец - мальчика должны познакомить со сведениями о гигиене пола и необходимыми навыками.

По свидетельству педиатров. около трети детей, посещающих детские дошкольные учреждения, школу относятся к категории болеющих. Профилактика заболеваний должна состоять в организации нормального физического развития ребенка и закаливания. И дальнейший наш разговор пойдет о закаливании ребенка, о системе мероприятий. позволяющих, используя естественные силы природы - воздух, воду и солнце повышать сопротивляемость организма к неблагоприятным внешним воздействиям. Но надо помнить, что закаливание, только при правильном и регулярном его применении, может оказывать общеукрепляющее воздействие на организм человека.

Итак - закаливание. Процедуры, способствующие закаливанию, делятся на местные и общие. При общих процедурах воздействию подвергается вся или почти вся поверхность тела. При местных - скажем верхние или нижние конечности. Закаливание может дать положительный эффект лишь при строгом соблюдении следующих несложных правил:

1. Процедуры должны проводиться с учетом состояния здоровья, индивидуальных особенностей и развития ребенка, условий его жизни.

2. Сила закаливающего фактора (воды, воздуха и солнца) наращивается постепенно.

3. Закаливание продолжается в течение всего года, но при этом учитываются особенности сезона и погоды.

4. Процедуры проводятся на фоне положительных эмоций ребенка.

Закаливание воздухом. Существует несколько форм закаливания воздухом: сон в теплое время года при открытых окнах (в зимнее время - при полуоткрытых фрамугах или форточках), зимние виды спорта (коньки, лыжи и т.п.), воздушные ванны.

В летнее время воздушные ванны принимают на открытом воздухе.

Зимой воздушные ванны принимают в комнате, открыв фрамугу или форточку. При ощущении холода или озноба следует прекратить процедуру.

Закаливание воздухом. Во время солнечных ванн используются прямые или рассеянные лучи. Местные или общие солнечные ванны обычно сочетают с воздушными. В средней полосе лучшее время для солнечных ванн - между 11 и 13 часами, через полтора - два часа после завтрака. Первый сеанс должен быть непродолжительным 5 - 10 минут, потом можно постепенно увеличивать до 40 минут. Длительное нахождение на солнце, особенно под прямыми лучами, может привести к ожогам, перегреву и даже к солнечному удару. Голова должна быть обязательно прикрыта.

Закаливание водой - одно из наиболее сильнодействующих средств закаливания организма. На ребенка одинаково положительно действуют домашние процедуры (обтирание, обливание) и летнее купание в водоемах.

Итак, уважаемые родители, приучайте своих детей закаливать свой организм с раннего детства, чтобы у них выработалась потребность в водных, воздушных и солнечных процедурах. Это будет только полезно для роста и развития ваших детей, укрепления их здоровья и повышения работоспособности.

В конце своей лекции мне хочется предостеречь тех родителей, которые думают, что с помощью наказания или порицания сумеют привить своему ребенку определенные гигиенические навыки. Похвала для закрепления хорошей привычки имеет гораздо большую действенность, чем порицание для предотвращения плохой привычки.

Ребенок не получая своевременного одобрения в процессе деятельности, теряется, у него появляется чувство неуверенности. Поэтому своевременная поддержка в виде одобрения, похвалы взрослых способствует правильной организации жизнедеятельности ребенка, успешному выполнению им задания - будь то поручение родителей или учебное задание. Особенно важно одобрять всякое усилие ребенка в достижении поставленной задачи, всякое стремление закончить задание.

Помните, что ваш ребенок нуждается в оценке своих действий, поступков. Не забывайте похвалить, одобрить, поддержать - это будет способствовать его положительному эмоциональному состоянию, сохранению и упрочению нервно-психического здоровья.

Положительный эмоциональный настрой. спокойные доверительные взаимодействия между ребенком и взрослым представляют собой важнейшее условие успешного привития и формирования гигиенических навыков, которые, при постоянном использовании, будут служить ребенку на протяжении всей его последующей жизни, способствуя сохранению и укреплению здоровья.

Возникла ошибка при обработке запроса

Консультация на тему:
Культурно-гигиенические навыки во время приёма пищи. Сервировка стола

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

Культурно-гигиенические навыки во время приема пищи.

Подготовила: воспитатель МАДОУ «Детский сад №370» г. Перми

Перевозчикова Наталья Владимировна.

Укрепление здоровья, обеспечение полноценного физического развития детей невозможно без удовлетворения их жизненно важных потребностей в питании, сне, свежем воздухе.

Экспериментальными исследованиями И.П.Павлова доказано, что важнейшим условием хорошего усвоения пищи является выделение секреции желудочно-кишечным трактом еще до начала еды.

Следовательно, когда ребенок садится за стол с приятным предвкушением того, что сейчас ему дадут есть до в организме создаются предпосылки для хорошего усвоения пищи. Если же предложение сесть за стол вызывает у ребенка неудовольствие, то даже если он съест все, что положено на тарелку. пользы от этой пищи будет значительно меньше, чем если бы он съел ее охотно .Хороший аппетит является также существенной предпосылкой для воспитания у ребенка самостоятельности культурно-гигиенических навыков и правил поведения за столом О вреде использования при кормлении детей различных дополнительных приемов ,отвлечений, уговоров, похвал, запугиваний и обещаний писали многие педиатры: Е.А.Аркин писал, что когда мы имеем дело со здоровым ребенком, то в большинстве случаев аппетит является довольно надежным показателем его настоящей потребности. Однако, указывал он, одни дети могут съесть больше, чем им полезно, другие меньше и поэтому при определении необходимо для кормления количества пищи надо руководствоваться возрастными нормами. Но принуждать ребенка доедать всю положенную порцию не следует, так как это снижает удовольствие, получаемое от еды, ухудшает ее усвоение, что особенно важно, снижает потребность в пище вообще. Основным критерием правильности питания ребенка является степень, гармоничности его физического развития.

Правильная методика кормления направлена на воспитания у ребенка доступной ему по возрасту самостоятельности, культурно-гигиенических навыков.

Большое значение имеет воспитание культурного способа удовлетворения этой потребности. В конце первого года жизни ребенка приучают самостоятельно пить из чашки, с начала второго - пользоваться ложкой, на четвертом - вилкой, на пятом- ножом.

Наряду с этим у ребенка воспитываются и другие культурно-гигиенические навыки: перед едой мыть руки, пить и есть аккуратно, бесшумно пользоваться салфеткой, сидеть ровно, благодарить за еду, после еды полоскать рот. Формирование культурно-гигиенических навыков сочетается с развитием речи ребенка, обогащением его знаний, представлений, уточнением координации движений.

Воспитание на протяжении раннего и дошкольного возраста всех культурно- гигиенических навыков, связанных с приемом пищи, требует положительного примера окружающих; тщательного обучения ребенка правильным, все более совершенным способом выполнения каждого навыка; контроль за поведением, обязательным их осуществлением; в старшем дошкольном возрасте осознания ребенком их значения, правильных способов выполнения.

Первая и вторая младшая группа.

Учить правильно умываться. тщательно мыть руки, намыливать их не более двух раз. После мытья рук отжимать, а не отряхивать. насухо вытирать своим полотенцем. Вешать полотенце на свое место. Своевременно пользоваться носовым платком.

Навыки самообслуживания культуры еды:

Учить аккуратно пользоваться ложкой, держать ложку в правой руке, набирать немного еду в ложку, есть с узкого края, бесшумно, самостоятельно ,не проливать пищу ,пережевывать пищу с закрытым ртом. Во время еды сохранять правильную осанку, своевременно

пользоваться салфеткой, после еды: ложку, вилку(2 пол.-2мл. гр.) класть на тарелку. Сохранять порядок на столе. За общим столом не мешать другим детям, не брать их приборы. Выполнять правила поведения за столом, после еды говорить «спасибо», полоскать рот.

Формировать умение спокойно садиться за стол. Совершенствовать навык аккуратной еды: не играть столовыми приборами, правильно пользоваться ложкой ,вилкой; кусочки пищи которые трудно прожевать доставать изо рта ложкой (край тарелки).

Со второй половины года начинается дежурство:

-оформление уголка дежурного;

  • пошив шапочек и фартуков для дежурных;
  • выбор дежурного; -одевание формы дежурных;
  • сервировка стола: вилки и ложки дежурный несет за ручку; вилка кладется с левой стороны, ложка с правой; хлебница. салфетки, в центре; расставление глубоких тарелок;

-сколько столов, столько и дежурных.

Садиться за стол причесанным. в опрятном виде, с чистыми руками. Не мешать сверстникам за столом. Не торопясь, начинать прием пищи, совершенствовать навык правильного пользования столовыми приборами ( появляется столовый прибор -нож), вставать из-за стола всем вместе. Убирать свое место после еды. Начиная со старшей группы дежурные сами объявляют меню, полностью сервируют стол, раздают второе, третье( ягоды, фрукты), убирают посуду после еды.

Дети этой группы должны правильно и красиво, удобно сидеть за столом, не откидываться на спинку стула, не расставлять локти, не ставить их на стол, правильно пользоваться столовыми приборами.

Дежурные группы красиво расставляют посуду, раскладывают приборы при сервировке стола к завтраку, обеду, полднику.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по воспитанию у детей раннего возраста (от 1,5 до 2 лет) культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания во время режимного момента: раздевание перед сном.

Это конспект открытого показа режимного момента, в рамках детского сада: раздевание перед сном, с детьми раннего возраста.Для этого я использовала инсценирование рассказа Л. Воронковой Маша раст.

Памятка для родителей по формированию навыков поведения за столом и приёма пищи у детей младшего дошкольного возраста.

Что должны уметь дети второй младшей группы (от 3 до 4 лет).

Как увлечь ребёнка во время приёма пищи

Как увлечь ребёнка.

Консультация для родителей. Как вести себя за столом, чтобы у ребенка всегда был аппетит и положительные эмоции во время приема пищи .

Правил очень много, но они легко запоминаются. Соблюдать правила столового этикета приятно и необходимо, и учить детей этому нужно уже с самого раннего возраста.

Формирование у детей раннего возраста культурно-гигиенических навыков во время умывания

Обучает детей ясельной группы правильному увмыванию поэтапно.

Консультация по теме «Педагогические приемы работы с детьми дошкольного возраста по освоению КГН во время приема пищи»

Консультация для воспитателей.

Формирование у дошкольников правил культурного поведения ребёнка во время приёма пищи.

Методическая разработка совместного мероприятия с родителями воспитаников (с использованием новых форм и методов в интерактивном режиме).

Воспитание у детей и подросткоа гигиенических навыков

Воспитание у детей и подростков гигиенических навыков, связанных с приемом пищи.

В нашей стране создаются все условия для счастливой, радостной и полноценной жизни подрастающего поколения. Организм человека формируется с детства. И чем раньше будут приняты меры к сохранению и укреплению здоровья, тем они эффективнее. Система гигиенического воспитания и обучения детей различных возрастных групп основывается на ряде принципов: систематичность, преемственность, целенаправленность, дифференцированность.

В задачу гигиенического воспитания и обучения входит систематическое сообщение детям и подросткам основных сведений по охране здоровья, привитие осознанных прочных гигиенических навыков.

Важное значение в системе гигиенического воспитания имеет принцип преемственности. Это значит, что содержание гигиенического воспитания должно не только учитывать, но и закреплять, углублять уже имеющиеся у детей знания и навыки.

Гигиеническое воспитание детей и подростков - основа Здорового образа жизни. Чтобы оно было успешным, необходимы три слагаемых: ответственность взрослых, их гигиенический пример и умение понимать и уважать детей со всеми их особенностями и потребностями.

Воспитание у ребенка гигиенических навыков начинается уже с первых месяцев его жизни и продолжается в течение всего периода детства, отрочества и юности. Гигиеническое воспитание детей следует осуществлять в тесной связи с нравственным и эстетическим воспитанием, с формированием у детей культуры поведения. Уже в грудном возрасте при правильном воспитании у ребенка должен выработаться, по выражению академика И. П. Павлова, так называемый динамический стереотип , т. е. определенное равновесие между организмом и конкретными условиями среды. Другими словами, ребенку необходимо прививать определенные привычки, создавать здоровый ритм жизни: кормить в определенные часы, не давать пищи ночью, соблюдать правила гигиены. Позднее у ребенка должен вырабатываться более сложный стереотип. Его нужно приучать умываться утром после пробуждения, перед сном, мыть руки перед каждым приемом пищи, после загрязнения. Когда ребенка сажают за стол, надевают ему нагрудник, дают еду, при повторении этих действий у него вырабатывается хорошая пищевая и положительная двигательная реакция. Он охотно и спокойно принимает пищу. Необходимо приучить ребенка правильно следить за зубами: чистить их два раза в день тщательно полоскать рот теплой водой после каждого приема пищи. Важным гигиеническим правилом приема пищи является неторопливая еда, тщательное пережевывание плотных продуктов. Во время быстрой еды пища лишь кратковременно действует на органы чувств, что ограничивает действие положительных условных рефлексов на весь процесс пищеварения и особенно на начальную фазу, которую называют условнорефлекторной. Кроме того, наспех принятая пища плохо смачивается слюной, что значительно ухудшает ее переваривание в желудке.

Кусочки плохо разжеванной пищи могут травмировать слизистую оболочку пищевода и желудка. В результате систематического механического раздражения слизистой оболочки желудка возможно развитие гастрита, а также возникновение язвенной болезни. Во время еды не следует отвлекаться, громко разговаривать, смеяться, так как это нарушает условнорефлекторную фазу пищеварения, а во время смеха или разговоров находящаяся во рту пища может попасть в дыхательные пути. Не следует принимать пищу слишком горячую или очень холодную. Резкие температурные воздействия являются сильными раздражителями для слизистой оболочки рта, глотки, пищевода, желудка и могут вызвать воспалительные заболевания этих органов. Температура пищи, подаваемой к столу, должна быть следующей: для первых блюд - около 75 С, для вторых блюд - 65 С, для холодных - 7-14 С. Чтобы воспитание у ребенка навыков правильного приема пищи было эффективным, родители своим поведением за столом должны подавать пример аккуратности, строгого соблюдения гигиенических и эстетических правил, постоянно контролировать ребенка, напоминать ему о необходимости соблюдения этих правил.

В процессе беседы с родителями можно предложить памятку по организации питания детей:

- ребенка надо кормить в строго установленное время;

- давать только то, что полагается по возрасту;

- кормить детей надо спокойно, терпеливо, давая возможность хорошо прожевывать пищу;

- ни в коем случае не кормить ребенка насильно;

- не отвлекать от еды чтением или игрой, не применять поощрение за съеденное, угроз и наказаний за не съеденное.

Надо приучать детей:

- перед едой тщательно мыть руки; жевать пищу с закрытым ртом;

- есть только за столом;

- правильно пользоваться ложкой, вилкой, ножом;

- вставая из-за стола, проверить свое место, достаточно ли оно чисто, при необходимости самостоятельно убрать его;

- окончив еду, поблагодарить тех, кто её приготовил, сервировал стол.

В различные возрастные периоды физиологическая потребность школьников в пищевых веществах и энергии существенно различается. Однако в организации питания учащихся есть общий принцип: все они должны придерживаться строгого режима питания с учетом возраста. Режим питания - это соблюдение определенных часов приема пищи и интервалов между ними. Продумывая режим питания ребенка, родители должны учитывать распорядок его дня, его нагрузки, особенности обучения в школе, занятость спортом, общественной работой и т. д. Они должны стремиться воспитать у ребенка сознательное отношение к питанию. Соблюдение режима питания детей и подростков имеет большое значение для усвоения организмом пищевых веществ. Детям дошкольного возраста рекомендуют принимать пищу четыре раза в день, через каждые 3 ч, в одно и то же время, распределяя рацион питания следующим образом: завтрак — 25 %, обед — 35 %, полдник — 15 %, ужин — 25 %. Гигиена питания детей и подростков

Состояние здоровья очень сильно зависит от питания, особенно в подростковый период, когда происходит стремительный рост детского организма. Родители обязательно должны следить за тем, чтобы их дети:

  • принимали пищу минимум 3 раза в день, и их питание было сбалансированным;
  • употребляли свежие фрукты и овощи;
  • питались правильно, то есть не ели чипсы, сухарики, изделия фастфудов;
  • получали нужное количество витаминов, минералов и других элементов, необходимых для роста (белков, жиров, углеводов, минеральных солей);
  • не переедали и не недоедали.

Рацион подростка должен содержать все пищевые вещества в сбалансированном соотношении. Белки являются главным строительным материалом. Именно белок необходим для роста и формирования иммунной системы, развития мышечных тканей. Жиры и углеводы - источник энергии, топливо для организма. Особая роль возлагается на минеральные соли, которые предотвращают возникновение нарушений функции щитовидной железы. Витамины делают организм более выносливым и устойчивым к различным заболеваниям. Недостаток любого из питательных веществ может привести к замедлению роста и ослаблению организма, а не выполнение правил гигиены связанных с приемом пищи несомненно приведет к желудочно –кишечным заболеваниям.

Поэтому необходимо проводить профилактическую работу с детьми и подростками. Для этого можно использовать стихи, мультфильмы. видеофильмы о гигиене питания, о рациональном питании, проводить кл. часы, уроки здоровья. Например

Мышка плохо лапки мыла, Так что, дети, постарайтесь, лишь водичкою смочила! Чаще мылом умывайтесь! Мылом мылить не старалась Надо тёплою водой И на лапках грязь осталась! руки мыть перед едой! Полотенце в чёрных пятнах, Как же это неприятно! Попадут микробы в рот. Может заболеть живот.

Источники: http://festival.1september.ru/articles/614854/, http://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2014/11/02/kulturno-gigienicheskie-navyki-vo-vremya-priyoma, http://multiurok.ru/krasilnikowa/files/vospitaniie-u-dietiei-i-podrostkoa-ghighiienichieskikh-navykov.html

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

Избранные статьи

Предоставление ребенку места детском саду

Компенсация за детский сад Достаточно часто далее...

Хороший сироп от кашля для детей отзывы

Как я уже писала в далее...

Пятна на попе у ребенка фото

Красные пятна на попе! Юль, вот далее...

Крупная сыпь на теле у ребенка

Сыпь на теле Появилась сыпь на далее...

Популярные статьи

Интересно