Главная » Навыки ребенка

Воспитание гигиенических навыков детей дошкольного возраста

Воспитание гигиенических навыков у детей

Поделиться Воспитание гигиенических навыков у детей

Статья была Вам полезна?
Поделитесь с друзьями!

Гигиена – важнейшая часть культурного воспитания ребенка. Формировать гигиенические навыки следует с первых дней жизни малыша. Дети дошкольного возраста должны полностью усвоить все принятые в обществе требования гигиены, научиться ухаживать за своим телом и одеждой, приобрести правильные привычки питания.

Водные процедуры

Воспитание гигиенических навыков у детей начинается с освоения простейших действий, из которых складываются ежедневные ритуалы. Ребенку необходимо показывать, как правильно умывать личико, намыливать ручки, чистить зубки, причесываться. К двум годам должен полностью сформироваться навык самостоятельного утреннего умывания и чистки зубов. Важно обучать малыша только на позитивной волне, иначе, не испытывая удовольствия от процедуры, он будет демонстрировать негативные переживания, и приучить его к чистоте будет сложно.

Торопить и давить на малыша ни при каких обстоятельствах нельзя. Он должен получить от воды и чистоты настоящее наслаждение, научиться тщательно намыливать кожу, хорошенько смывать мыло, тщательно чистить и полоскать зубки.

Маме нужно ласково комментировать совместные действия («Вот какое чистое личико! Вот какие чистые ручки! А какие красивые теперь наши зубки!»). Очень хороши пословицы, потешки, короткие стишки, проговариваемые во время процедуры.

Как еще формировать позитивное отношение к водным процедурам? Малыш должен иметь собственное полотенце и набор предметов для гигиены: красивое душистое мыло, удобно ложащееся в ладошку, «вкусную» зубную пасту и удобную щетку, отдельную расческу и яркое полотенце. Первое время придется контролировать посещение ванной комнаты ребенком, однако очень скоро в этом не будет необходимости: сформируется потребность в чистоте.

Родителям стоит постоянно подчеркивать значимость гигиены и создавать условия для закрепления соответствующих умений и навыков. Если малыш по каким-то причинам испытывает негативные ощущения, нельзя давить на него, ругать или заставлять что-то делать. Необходимо просто переключить внимание с самого малыша на посторонний предмет, например, любимую игрушку. Рассказать, как куколке или мишке плохо с грязными щечками, попросить умыть игрушку, вытереть ее, уложить спать, проговаривая слова благодарности от имени куклы.

Уход за телом

Самостоятельная чистка зубов возможна к четырем годам. Малышу нужно подобать очень мягкую, не травмирующую десны щетку, а обучение сопровождать стихами, похвалой.

Необходимо следить за ноготками малыша. Слишком длинные, они могут оцарапать кожу, доставлять дискомфорт. Нужно приучить ребенка к регулярной процедуре подстригания ногтей, которую некоторые малыши переносят с трудом. Можно придумать сказочную историю про каждый пальчик и отвлекать малыша от возможных неприятных ощущений.

К трем годам малыш должен уметь сам причесать волосы. За их длиной и чистотой стоит очень внимательно следить, не допуская небрежности. Особенного внимания требуют длинные косы у девочек. Некоторые дети бояться мыть волосы, так как вода попадает в ушки и глаза. Нужно превратить процедуру в игру, а если ребенка очень беспокоить вода в ушах, можно заложить ушко ватным шариком. Покажите, как вы моете голову себе и какие приятные эмоции испытываете. Постепенно недоверие малыша пропадет, и процедура перестанет доставлять беспокойство и страх.

Гигиеническое воспитание детей дошкольного возраста предполагает, что к трем годам чадо уже уверено пользуется унитазом. Однако ему необходим специальный детский стульчак, а возможно, и подставка. Малыш должен знать, как пользоваться туалетной бумагой. Мальчики должны поднимать стульчак и знать, зачем это необходимо. После туалета обязательно отправляется в ванную, чтобы вымыть руки с мылом, и задача взрослых – проконтролировать это.

Важно выработать у ребенка дошкольного возраста привычку к опрятному внешнему виду. Постоянно обращайте на это внимание, хвалите, исправляйте. Белье, носочки, колготки нужно менять ежедневно. У чада должно быть два-три комплекта домашней одежды.

Гигиена питания

Не менее важна гигиена питания, которой ребенок должен научиться как можно раньше. Гигиеническое воспитание и обучение детей строится на подражании взрослым и прямых указаниях родителей. Разумеется, учить малыша нужно деликатно и мягко.

К трем годам малыш должен владеть основными гигиеническими навыками, связанными с питанием и поведением за столом:

  • уметь принимать пищу самостоятельно (навык приема жидкой пищи при этом должен сформироваться к двум годам);
  • правильно держать приборы;
  • жевать медленно, тихо, не разговаривать во время еды;
  • обязательно мыть перед едой руки, а после еды умываться;
  • полоскать рот чистой питьевой водой из специального стаканчика.

Воспитанию гигиенических навыков необходимо уделять внимание с самых ранних лет. Это важно не только для успешной социализации ребенка, но прежде всего для его здоровья и правильного развития.

Поделиться Воспитание гигиенических навыков у детей

Статья была Вам полезна?
Поделитесь с друзьями!

Полезный материал Родители грудничков, прекрасно знают как сложно порой померить температуру ребенку в необходимый момент времени. Умный термометр прекрасно справляется с этой задачей. Подробнее можно прочесть здесь

Рейтинг: #160; 0 #160;/#160; 5

Использование методов и приемов для формирования культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания детей младшего дошкольного возраста

Румянцева Юлия Викторовна,
воспитатель первой квалификационной категории
ГБДОУ детский сад№39
Фрунзенского района Санкт-Петербурга

Для полноценного развития ребёнка необходимо создавать условия для формирования культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания так, чтобы в нем принимали участие все дети, чтобы постепенно усложнялись трудовые задачи, чтобы этот вид труда был действительно одним из средств воспитания дошкольников. У детей должны сформироваться такие положительные качества и привычки как: бережливость, аккуратность, самостоятельность, трудолюбия, активность и пр. Обязательно надо учитывать реальные возможности детей, необходимо систематически и последовательно учить их всему этому, упражнять в практической деятельности до тех пор, пока каждый ребенок сможет обслуживать себя сам, последить за своим внешним видом.

Малыши приходят в детский сад и не умеют правильно держать ложку, аккуратно и самостоятельно кушать, одеваться и раздеваться, а также умываться и вытирать насухо руки.

Чтобы облегчить ребёнку освоение новых для него навыков, необходимо делать этот процесс доступным, интересным и увлекательным.

В дошкольном возрасте дети особенно склонны к подражанию, поэтому в формировании навыков большую роль играет личный пример взрослых. Внешний вид взрослых, их поведение служат образцом для детей.

Немаловажное значение в формировании культурно гигиенических навыков и навыков самообслуживания имеет показ и объяснение взрослых, которые должны быть четкими, наглядными и желательно в замедленном темпе.

Например, при одевании на прогулку, взрослый спрашивает у детей:

–Что мы наденем на ножки? (колготки). Поясняя и показывая, как правильно надо надевать колготки.

- Спереди должна быть одна полоска, а сзади две.

-Почему нельзя разбрасывать свои вещи? Посмотри, как надо складывать вещи в шкаф.

В воспитании культурно-гигиенических навыков огромную роль играет положительная оценка: одобрение, поощрение, похвала. Положительная оценка вызывает желание у детей в дальнейшем поступать так же, а может сделать еще лучше. Например, во время еды похвалить ребёнка за то, что он научился правильно держать ложку и не крошить хлеб. Во время умывания научился самостоятельно намыливать руки. А вовремя одевания с небольшой помощью взрослых пытается одеть носочки.

В обучении культурно гигиенических навыков и навыков самообслуживания, очень важна последовательность. Так, действия, связанные с раздеванием, быстрее осваиваются детьми, чем одевание; ребенку легче сначала научиться мыть руки, а потом уже – умывать лицо.

Большое влияние на формирование навыков оказывают соответствующие иллюстрации, художественные произведения, фольклор, с помощью которых они с удовольствием осваивают навыки гигиены, уточняют представления о частях своего тела, учатся помогать друг другу. Например, во время одевания можно вспомнить потешку:

Собери носок в гармошку,

И надень его на ножку.

Ты другой носок возьми

Точно так же натяни.

Напоминая детям о правилах поведения во время еды, можно прочитать потешку:

На того кто ест опрятно,

И смотреть всегда приятно,

Мы едим всегда красиво,

После скажем всем спасибо .

В закреплении у детей культурно гигиенических навыков и навыков самообслуживания большое место принадлежит игре. Например, в дидактической игре: Оденем куклу Машу на прогулку малыши могут закрепить свои знания о последовательности в одевании и раздевании. В игре Накормим куклу Катю малыши закрепляют навыки аккуратности, самостоятельности, воспитывается желание помочь друг другу.

Чтобы ускорить формирование культурно-гигиенических навыков необходимо в процессе игр напоминать ребёнку: Ты всегда моешь руки перед едой с мялом. Не забыл ли ты помыть руки своей дочке? . Таким образом, усвоенные культурно-гигиенические навыки обогащают содержание детских игр, а игры в свою очередь становятся показателем усвоения культурно-гигиенических навыков.

Взрослый должен помнить, что обучая детей, следует учитывать их опыт. Нельзя начинать учить ребенка пользоваться вилкой, если он не держал её в руках. Культурно гигиенические навыки и навыки самообслуживания закрепляются повторением. Например, чтобы научить малыша одеваться, необходимо не только многократно объяснить ему и показать все операции в определенной последовательности, но и поупражнять его в этом действии. В самообслуживании, так же как и в любых других видах деятельности, необходимо учить ребенка доводить начатое до конца и выполнять его качественно.

Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. Малыши, у которых в соответствии с возрастом сформированы культурно-гигиенические навыки, быстро и безболезненно привыкают к условиям общественного дошкольного воспитания, успешно развиваются умственно и нравственно, растут здоровыми.

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО АНЭКС и Экстернат.РФ

Сайты

Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста

Шульгина Н.А. воспитатель

Период раннего и дошкольного детства наиболее благоприятный для формирования культурно-гигиенических навыков.

порядка в окружающей К культурно-гигиеническим навыкам относятся навыки по соблюдению чистоты тела, культуры еды, поддержания обстановке и культурных взаимоотношений детей друг с другом и со взрослыми.

Культурно-гигиенические навыки в значительной степени формируются в дошкольном возрасте, так как центральная нервная система ребенка в высшей степени пластична, а действия, связанные с принятием пищи, одеванием, умыванием, повторяются каждый день и неоднократно.

Особенности формирования культурно-гигиенических навыков у .

Возрастные особенности детей младшего дошкольного возраста.
Проблема гигиенического воспитания дошкольников с позиций ценностного
.
http://knowledge.allbest.ru/pedagogics/2c0a65635a3ad69b4c53a88521216d27_0.html

К числу основных условий успешного формирования культурно-гигиенических навыков относятся рационально четкий режим дня и руководство взрослых. Режим дня обеспечивает ежедневное повторение гигиенических процедур в одно и то же время, что способствует постепенному формированию навыков и привычек культуры поведения.

Обучение действиям по самообслуживанию – трудоемкий процесс. В домашних условиях активность малыша нередко пресекается. Взрослым кажется, что лучше быстрее самим накормить и одеть ребенка, чтобы не терять время зря. Ребенок бунтует, отказывается от еды, прогулки и т.д. Со временем он начинает покорно подчиняться взрослому, теряет интерес к самообслуживанию. Когда же взрослые спохватываются и начинают требовать от ребенка самостоятельных действий, они встречают стойкое сопротивление: «Корми сама!», «Не хочу сам одеваться!» и т.п. Ломка сложившегося стереотипа нелегко дается как ребёнку, так и взрослому. Следует приучать ребенка к самообслуживанию, способствовать формированию таких его личностных качеств как самостоятельность, инициативность, активность.

Необходимые навыки лучше всего усваиваются детьми в играх специально направленного содержания. Важно, чтобы эти игры были интересны, могли увлечь детей, активизировать их инициативу и творчество. Широко используются дидактические и сюжетно-ролевые игры: «Кукла Катя проснулась», «Кукла Катя обедает», «Подбери посуду для куклы» и т.д. Поддержать у детей хороший настрой помогут стихотворения, потешки, поговорки, пословицы, например:

Буль-буль-буль журчит водица

Все ребята любят мыться

Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей.

Гигиеническое воспитание в дошкольном учреждении и дома. Возрастные
особенности детей младшего дошкольного возраста. учреждений для
детей раннего и дошкольного возраста. формы, средства, методы и приемы.
. у детей дошкольного возраста как социально-педагогическая проблема.
http://allbest.ru/k-3c0b65625a3bc78a5d53b88521316d27.html

Друг другу улыбаемся.

Льется чистая водица,

Мы умеем сами мыться.

Зубы чистые всегда

Потому что наш бобренок

Чистит их еще с пеленок.

Если носик твой сопит,

Значит, он совсем забит.

Свой платочек доставай,

Нос получше вытирай.

Зайчик Саша – скок-поскок,

Подберет штаны, носок.

Свои вещи не теряет

Интересны детям и литературные сюжеты «Мойдодыр», «Федорино горе» и др. На их основе можно разыгрывать маленькие сценки.

Чтобы ускорить формирование культурно-гигиенических навыков необходимо в процессе игр напоминать ребёнку: Ты всегда моешь руки перед едой. Не забыл ли ты помыть руки своей дочке? . Таким образом, усвоенные культурно-гигиенические навыки обогащают содержание детских игр, а игры в свою очередь становятся показателем усвоения культурно-гигиенических навыков.

В дошкольном возрасте дети особенно склонны к подражанию, поэтому в формировании навыков большую роль играет личный пример взрослых. Внешний вид взрослых, их поведение служат образцом для детей; их указания не должны идти вразрез с собственным поведением, так как ничто не проходит мимо внимательных детских глаз. «Если вы требуете, чтобы дети за обедом не читали книгу,— советовал А. С. Макаренко,— то и сами этого не должны делать. Настаивая, чтобы дети мыли руки перед обедом, не забывайте и от себя требовать того же. Старайтесь сами убирать свою постель, это вовсе не трудная и не позорная работа. Во всех этих пустяках гораздо больше значения, чем обыкновенно думают».

В воспитании культурно-гигиенических навыков огромную роль играет оценка, т. е. положительное иди отрицательное суждение взрослого об отдельных поступках и поведении ребенка. Более широко необходимо пользоваться положительной оценкой: одобрением, поощрением, похвалой. Одобрение поддерживает в детях желание в дальнейшем поступать так же, сделать еще лучше. Если дети ошибаются при выполнении тех или иных правил, можно напомнить им, что и как надо сделать, не торопится с замечанием или осуждением. В воспитании культурно-гигиенических навыков, так же как в любом другом виде педагогической деятельности, важно единство требований сотрудников детского учреждения и родителей. Поэтому, нужно выработать общие критерии в оценке отдельных действий, установить общий порядок выполнения этих действий, четко определить места расположения вещей, игрушек, порядок их уборки и хранения.

Культурно-гигиеническое воспитание, осуществляемое в дошкольном учреждении, должно не прерываться и в домашних условиях. Если в детском саду педагог приучает каждого воспитанника к самостоятельности при одевании, раздевании, приеме пищи, во время других бытовых процессов, а дома все это за ребенка делают взрослые, то у ребенка не вырабатываются устойчивые привычки, навыки, умения, он часто оказывается беспомощным при необходимости выполнить даже самые простые действия.

Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. Практика показывает, что дети, у которых в соответствии с возрастом сформированы культурно-гигиенические навыки, быстро и безболезненно привыкают к условиям общественного дошкольного воспитания, успешно развиваются умственно и нравственно, растут крепкими и здоровыми.

1. Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду.-М. Мозаика-Синтез,2007-13,17-18,23-24с.

2. Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста.- М. Просвещение, 1986-141с.

3. Теплюк С.Н. Актуальные проблемы развития и воспитания детей от рождения до трех лет. ».- М. Мозаика-Синтез,2010-30-38с.

4. Яковенко Т. Ходонецких З. О воспитании культурно-гигиенических навыков.// Дошкольное воспитание.-1979-№ 8-15-20с.

Особенности формирования культурно-гигиенических навыков у .

Проблемами воспитания культурно-гигиенических навыков детей
занимались такие. Перед нами стоит проблема организации в
современном ДОУ. Выявить, созданные в группе детей младшего
дошкольного возраста условия. навыки формируются у детей раннего и
младшего дошкольного возраста .
http://bibliofond.ru/view.aspx?id=465542

Источники: http://rearchildren.ru/kultura/vospitanie-gigieny-u-detej/, http://ext.spb.ru/2011-03-24-15-59-19/89-preschool/4901-2014-03-23-17-26-03.html, http://jobsmedicine.ru/vospitanie-kulturno-gigienicheskih-navykov-u-detej-mladshego-doshkolnogo-vozrasta

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

Избранные статьи

Курсовая социально коммуникативное развитие детей дошкольного возраста

Особенности формирования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с далее...

Свечи запора детей 1

Глицериновые свечи для новорожденных: экстренная мера в борьбе с далее...

Психическое развитие ребенка в раннем детстве

Переход от младенчества к раннему далее...

Сыпь у новорожденного на лице и шее

Причины появления сыпи на теле далее...

Популярные статьи

Интересно