Главная » Навыки ребенка

Уровень развития игровых навыков детей

ГБОУ г. Москвы Школа № 354 имени Д.М. Карбышева ,

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Дети с ограниченными возможностями здоровья (далее – дети с ОВЗ) – это дети, имеющие отличия от нормы возрастного развития. Ребенок с некоторыми отклонениями в становлении требует создания специальных условий для жизни и развития. Ребенок с ограниченными возможностями здоровья, в соответствии с Федеральным законом Об образовании в РФ N 273 от 29 декабря 2012 г. – это физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные ПМПК (психолого-медико-педагогической комиссией) и препятствующие получению образования без создания специальных условий. В данной статье мы рассмотрим особенности обучения игре детей с ОВЗ.

Игра, являясь ведущей деятельностью детей дошкольного возраста, составляет основу занятий с ребенком, способствует активному формированию речи, активизации основных психических процессов, обучению методам взаимодействия в социуме. А.Н. Леонтьев подчеркивал важное значение игры для познавательного и личностного развития ребенка-дошкольника. Особенно важное значение как инструмент развития и познания игра приобретает для детей с ОВЗ.

Как показывает практика, при поступлении в дошкольное учреждение у многих детей уровень развития игры очень невысокий: игровые действия ограничиваются простыми, привычными манипуляциями, интерес к игрушке неустойчивый и действия с ней самые элементарные. Зачастую дети не знают, что игрушка может быть многофункциональной. В связи с тем, что дети дошкольного возраста познают окружающий мир, в первую очередь через игру, основная задача педагога научить ребенка играть. Решение этой задачи осуществляется в процессе игровых занятий. По нашему опыту, формирование игровой деятельности у детей с ОВЗ требует проведения специально организованных занятий и лишь затем, переносится в свободную деятельность (Приложение 1). Перевод игры на более высокий уровень организации происходит под влиянием целенаправленного обучения (Приложение 2).

О.П. Гаврилушкина в своих исследованиях отмечает, что ребенок с ОВЗ способен познавать окружающий мир: он не может делать это теми способами, которыми так естественно пользуются его нормально развивающиеся сверстники к такому ребенку надо подходить индивидуально, учитывать его интересы, предпочтения, особенности характера, уровень умственного и речевого развития, степень обучаемости .

В процессе обучения детей с ОВЗ в игре применяются основные правила:

1. Правило последовательности:

игровые занятия начинаются с простых знакомых ребенку упражнений, которые связаны с положительными эмоциями;

объяснения воспитателя подтверждаются последующими действиями, каждое действие воспитателя или ребенка сопровождается комментарием;

игровое действие должно быть завершено.

2. Правило многократного повторения игрового занятия для закрепления необходимого навыка или знания.

3. Правило доступного игрового материала:

игра должна быть с четко сформулированными правилами;

подбирается игровой материал с учетом возможностей детей конкретной группы.

4. Использование атрибутов игры (игрушки, игровые пособия).

В процессе обучения игре детей с ОВЗ педагог – активный участник и основной помощник. Именно педагог формулирует смысл игры, распределяет роли, планирует ее ход и возможные вариации сюжета. Важно акцентировать внимание детей на передаче взаимоотношений между персонажами игры, воспитывать у детей позитивные чувства и доброжелательные отношения.

В практике обучения детей с ОВЗ широко используют такие формы работы, как драматизация, театрализованная деятельность, теневой театр. Включение подобных приемов в повседневную жизнь детей делает ее более яркой, динамичной, насыщает положительными эмоциями, а главное, дает ребенку возможность приобрести личный опыт вхождения в ту или иную ситуацию, вживания в определенную роль, адекватного взаимодействия с партнером, находящимся в образе определенного персонажа. Это, в свою очередь, способствует развитию у детей психических процессов: восприятия, памяти, мышления, речи, элементов воображения, формирует навыки позитивного поведения в обществе.

В начале обучения игре основными являются следующие задачи:

формирование интереса к игре и игрушке, стимуляция потребности в игре;

обучение использованию игрушки в соответствии с ее функциональным значением;

обучение элементарным игровым действиям по подражанию, затем по образцу и самостоятельно;

обучение воспроизводству связанных между собой логически определенных действий (цепочки: сначала стираем, потом развешиваем и т.д.);

воспитание бережного отношения к игрушке;

обозначение словом, предложением предметов и действий.

Наш опыт показал, что в процессе обучения эффективны следующие приемы:

показ игровых действий педагогом,

совместное выполнение игровых действий,

выполнение заданий по словесным инструкциям,

самостоятельное обыгрывание игрушек.

Важным при обучении игре у детей с ОВЗ является усвоение ими логического развития игрового сюжета. Этому способствуют два вида работы:

наблюдение и установление последовательности бытовых действий в повседневной жизни, процессе режимных моментов. Например, после того как дети помыли руки и должны приступить к еде, педагог обращает внимание, что вначале они помыли руки, а потом садятся за стол, подготавливая ко сну заостряем внимание, что они сейчас разденутся, наденут пижаму (спать в платьях нельзя), а потом лягут спать.

выполнение детьми таких игровых действий, которые требуют от них предварительной подготовки. Например, взрослый произносит: Давай уложим твою дочку спать. Что нужно сделать? . Ребенок под руководством педагога перечисляет действия, а затем переходит к их реализации.

В результате правильно организованного обучения игре, дети с ОВЗ начинают играть самостоятельно: сами формулируют замысел игры, планируют ее последовательность, подбирают атрибуты, соблюдают правила. Дети начинают переносить в игру знания, полученные на других занятиях, свои впечатления от каких-либо мероприятий, отражают в игре роль труда взрослого человека, передают отношения между людьми, действуют с воображаемыми объектами, используют предметы-заместители. Таким образом, компенсируется ряд отклонений в развитии, и дети с ОВЗ могут полноценно познавать окружающий мир, учиться строить взаимоотношения в социуме.

Приложения доступны для скачивания по ссылке .

1. Гаврилушкина О.П. Ребенок отстает в развитии? М. 2010.

2. Егорова Т.В. Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями. Т.В. Егорова. Балашов: Николаев, 2002.

3. Педагогические системы обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями. Учебное пособие под ред. А.Ю. Кабушко, М.Н. Алексеевой. М. 2011.

4. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника: Учеб. пособие для студентов педагогических институтов по спец. № 2111. Дефектология . 3-е издание, переработанное и дополненное. М. Просвещение, 1986.

5. Спиваковская А.С. Нарушение игровой деятельности. М. Изд-во МГУ, 1980.

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Формирование игровых умений в сюжетно-ролевой игре у младших дошкольников

Фрагмент текста работы

привлекательна для ребенка, позволяет ему осуществить свои стремления. Зачастую в игре ребенок открывает в себе те качества, которые не были раньше заметны ни ему, ни окружающим, открывает в себе новые возможности. Игра лучший способ тренировки тех или иных навыков.

В данной исследовательской работе был рассмотрен вопрос формирования игровых умений у младших дошкольников в сюжетно-ролевой игре.

В начале исследования мы выдвинули гипотезу о том, что игровые умения у младших дошкольников будут формироваться успешнее, если воспитатель будет знать особенности развития игры у детей в младшем дошкольном возрасте, возрастные и индивидуальные особенности детей группы, составит комплекс мероприятий по развитию игровых навыков и будет проводить работу систематически, планомерно и в сотрудничестве с родителями и сотрудниками ДОУ.

В первой части исследования мы рассмотрели научно-теоретические основы развития сюжетно-ролевых игр детей младшего дошкольного возраста, проанализировали разделы программ воспитания и обучения дошкольников, посвященные игре и развитию игровых умений у детей 3-4 лет, выделили ведущую роль взрослого в играх младших дошкольников, рассмотрели разнообразие подходов к организации и руководству сюжетно-ролевой игрой детей и формированию у них игровых умений.

Во второй практической части исследования нами был проведен констатирующий эксперимент, который показал, что уровень развития игровых навыков у большинства детей 2ой младшей группы ниже среднего, т.е. многие дети совсем не умели играть.

Анализ психолого-педагогических исследований и результатов констатирующего эксперимента позволил нам разработать проект формирующего эксперимента. В соответствии с целью формирующего эксперимента в проект вошло:

1. создание необходимой игровой среды в группе;

2. комплекс мероприятий, включающих разнообразные формы работы, направленный на развитие игровых умений у младших дошкольников;

3. были составлены рекомендации для педагогов и родителей по руководству сюжетно-ролевой игрой детей.

Для определения эффективности работы на формирующем этапе эксперимента в конце учебного года был проведен повторный контрольный эксперимент. Данные контрольного эксперимента показали, что у детей группы произошли значительные изменения в повышении уровня сформированности игровых навыков, дети стали брать на себя разнообразные роли, выполнять логичные ролевые действия, широко использовать атрибуты и предметы-заместители, появилась ролевая речь

Похожие материалы

Информация о работе

Формирование коммуникации дошкольников с общим недоразвитием речи в игровой деятельности FORMATION COMMUNIKATION PRESCHOOLERS WITH SPEECH UNDERDEVELOPMANT IN GAMING ACTIVITIES Текст научной статьи по специальности Народное образование. Педагогика

  • КРИТЕРИИ ВЗАИМОСВЯЗИ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ И КОММУНИКАЦИИ ,
  • СОЦИАЛИЗАЦИЯ ,
  • СОЦИОМЕТРИЯ ,
  • ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ,
  • НАРУШЕНИЯ РЕЧИ И КОММУНИКАЦИИ ,
  • ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ,
  • CRITERIA RELATIONSHIP DISORDERS OF SPEECH AND COMMUNICATION ,
  • SOCIALIZATION ,
  • PLAY ACTIVITY SOCIOMETRY ,
  • SPEECH AND COMMUNICATION ,
  • PRESCHOOL CHILDREN

Аннотация
научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — ФИЛИЧЕВА Т.Б. ТУМАНОВА Т.В. ЕЛИСЕЕНКОВА О.М.

Современные исследования позволяют доказать непосредственную корреляцию в развитии игровой, коммуникативной и речевой деятельности ребенка. Тем более эти исследования актуальны в отношении детей с нарушенным развитием речи. Высказано предположение о том, что формирование коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровень) будет успешно влиять на их социализацию, если будет: уточнённая информация о вербальных и невербальных проявлениях в структуре нарушения; разработана и внедрена педагогическая модель формирования коммуникативной компетентности детей с ОНР; реализованы педагогические условия, оптимизирующие педагогическую модель формирования коммуникативной компетентности. Установленные взаимосвязи в нарушении разных сторон деятельности дошкольников с общим недоразвитием речи позволили разработать и реализовать педагогическую модель формирования у них коммуникативной компетентности и повышения уровня социализации средствами игры.

Abstract 2014 year, VAK speciality — 13.00.00, author — FILICHEVA T.B. TUMANOVA T.V. ELISEENKOVA O.M.

Modern studies show a direct correlation allow the development of gaming, communication and speech of the child. Especially these studies are relevant to children with developmental disorders of speech. Suggested that the formation of communicative competence of children under school age with ONR (level III) will successfully influence their socialization, if: an information on the verbal and non-verbal manifestations of the violation; has developed and implemented the pedagogical model of communicative competence of children with ONR; implemented pedagogical conditions that optimize the pedagogical model of communicative competence. Established relationships in violation of various aspects of the activities of preschool children with general speech underdevelopment allowed to develop and implement educational model of their communicative competence from the game.

Научная статья по специальности Народное образование. Педагогика из научного журнала Современные проблемы науки и образования , ФИЛИЧЕВА Т.Б. ТУМАНОВА Т.В. ЕЛИСЕЕНКОВА О.М.

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

ФИЛИЧЕВА Т.Б. ТУМАНОВА Т.В. ЕЛИСЕЕНКОВА О.М. Формирование коммуникации дошкольников с общим недоразвитием речи в игровой деятельности // Современные проблемы науки и образования. 2014. №3. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-kommunikatsii-doshkolnikov-s-obschim-nedorazvitiem-rechi-v-igrovoy-deyatelnosti (дата обращения: 15.09).

ФИЛИЧЕВА Т.Б. et al. Формирование коммуникации дошкольников с общим недоразвитием речи в игровой деятельности Современные проблемы науки и образования (2014). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-kommunikatsii-doshkolnikov-s-obschim-nedorazvitiem-rechi-v-igrovoy-deyatelnosti (дата обращения: 15.09).

ФИЛИЧЕВА Т.Б. ТУМАНОВА Т.В. ЕЛИСЕЕНКОВА О.М. (2014). Формирование коммуникации дошкольников с общим недоразвитием речи в игровой деятельности. Современные проблемы науки и образования URL: http://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-kommunikatsii-doshkolnikov-s-obschim-nedorazvitiem-rechi-v-igrovoy-deyatelnosti (дата обращения: 15.09).

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

ФИЛИЧЕВА Т.Б. ТУМАНОВА Т.В. ЕЛИСЕЕНКОВА О.М. Формирование коммуникации дошкольников с общим недоразвитием речи в игровой деятельности // Современные проблемы науки и образования. 2014. №3 С.238.

ФИЛИЧЕВА Т.Б. et al. Формирование коммуникации дошкольников с общим недоразвитием речи в игровой деятельности Современные проблемы науки и образования (2014).

ФИЛИЧЕВА Т.Б. ТУМАНОВА Т.В. ЕЛИСЕЕНКОВА О.М. (2014). Формирование коммуникации дошкольников с общим недоразвитием речи в игровой деятельности. Современные проблемы науки и образования

Источники: http://slovo.mosmetod.ru/component/k2/item/1068-volgina-s-v-osobennosti-razvitiya-igrovykh-navykov-u-detej-s-ovz-v-usloviyakh-doshkolnogo-uchrezhdeniya, http://vunivere.ru/work54602, http://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-kommunikatsii-doshkolnikov-s-obschim-nedorazvitiem-rechi-v-igrovoy-deyatelnosti

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

Избранные статьи

Рвота ребенка через день

Рвота при гриппе: что делать? Зачастую грипп протекает далее...

Фенистил после укусов комаров детей

Аллергия после укуса комара Неужели стоит беспокоиться по поводу укуса далее...

Аллергия у 10 месячного ребенка чем лечить

7 месяцев - 12 месяцев Диета при аллергии далее...

Как вызвать кашель у ребенка

Как вызвать кашель и почему это далее...

Популярные статьи

Интересно