Главная » Навыки ребенка

Развитие ребенка навыков самообслуживания

Развитие ребенка: навыки самообслуживания

Взрослея, ребенок учится делать все больше и больше вещей самостоятельно. В два-три года он может сам снять рубашку, а годам к пяти -самостоятельно приготовить себе на завтрак хлопья с молоком. И хотя родители, как правило, относятся к растущей самостоятельности своего ребенка двойственно, умение заботиться о себе является неотъемлемой составляющей социально-личностного развития ребенка.

Когда развиваются эти навыки

Ваш ребенок, вероятно, начнет делать некоторые вещи самостоятельно через какое-то время после своего первого дня рождения. В 18 месяцев ребенок добивается значительных результатов, и хотя ему еще какое-то время будет требоваться ваша помощь и внимание, основными навыками – одеваться, чистить зубы, мыть руки и ходить в туалет – он в совершенстве овладеет примерно к четырем годам.

Как развиваются эти навыки

Хотя значительного прогресса в уходе за собой ваш малыш добьется в более взрослом возрасте, первые признаки самостоятельности начнут проявляться довольно рано. К восьми месяцам ребенок научится понимать, как различные предметы соотносятся между собой. Поэтому он сможет пользоваться ими в соответствии с их предназначением. Он будет расчесывать волосы расческой или «болтать» по игрушечному телефону. Спустя несколько недель ребенок научится пить из чашки, а через несколько месяцев он сможет сам держать ее в руках. Он научится держать чашку одной рукой примерно в 24 месяца. В 11 месяцев ребенок начнет протягивать вам руки или ноги, чтобы вам было легче его одевать.
После года ребенок начинает воспринимать себя, как отдельную личность. К 15 месяцам малыш узнает себя в зеркале, не считая больше, что там находится «другой ребенок». И вскоре начнется период любимого слова «нет». Так малыш утверждает свою развивающуюся индивидуальность.
Вместе с укреплением собственного «я» ребенок формирует основные навыки самообслуживания. В течение следующих трех лет ребенок научится:

  • Пользоваться вилкой и ложкой: некоторые дети начинают пользоваться приборами после 13 месяцев, большинство овладевают этим навыком к 17-18 месяцам. В четыре года ребенок, как правило, уже может пользоваться приборами практически как взрослый, поэтому в этом возрасте можно обучать его правилам этикета и нормам поведения за столом.
  • Самостоятельно раздеваться. Хотя в период развития этого навыка вам, возможно, придется подолгу гоняться за голым малышом, это очень важное умение. Оно придет к ребенку между 12 и 20 месяцами.
  • Чистить зубы: малыш может проявлять желание участвовать в этом процессе начиная примерно с 16 месяцев. Но делать это самостоятельно он сможет только в промежутке между 3 и 4 годами. И до 7 лет вы должны будете контролировать этот процесс.
  • Мыть и вытирать руки: это умение развивается у ребенка между 19 и 30 месяцами, как правило, одновременно с умением ходить в туалет.
  • Одеваться. Уже в 20 месяцев ребенок может одевать свободную одежду, через несколько месяцев — футболки, а еще через год или два ребенок сможет полностью одеваться сам. Около 27 месяцев он, возможно, научится снимать обувь.
  • Ходить в туалет. Большинство детей не готовы приучаться к горшку. пока им не исполнится 18-24 месяца, а некоторым для этого потребуется еще год. Два ключевых признака готовности к горшку – это умение самостоятельно снимать и надевать штанишки, а также понимание своих естественных позывов.
  • Самостоятельно готовить завтрак. Как правило, ребенок в возрасте трех лет может насыпать хлопья в тарелку и залить их молоком, если голоден. Большинство детей учатся этому к четырем с половиной годам. Вы можете оставить в холодильнике небольшие контейнеры с хлопьями и молоком, чтобы ребенок смог при необходимости без труда достать их.

Что дальше

Месяц за месяцем, год за годом, ребенок научится лучше и лучше заботиться о себе. Не успеете оглянуться, а он уже будет сам завязывать себе шнурки и принимать душ. Пройдет еще немного времени — и он уже будет стирать, готовить обед и водить машину.

Ваша роль

Главное — поощрять ребенка. Что бы ребенок ни делал, успешно или не очень, хвалите его, говорите, как вы им гордитесь. Не торопитесь помогать ему, важно, чтобы ребенок научился сам справляться со всем (но и не торопите ребенка, если он еще не готов). Будьте гибки – ничего страшного, если в ванной неделю будет царить беспорядок, потому что малыш учится мыть руки самостоятельно. А если ваша дочка учится одеваться, будьте готовы, что несколько дней подряд онв будет скакать вокруг в старой розовой водолазке, яркой красной юбке, синих джинсах и шлепках. Будьте терпеливы. Чем больше практики, тем быстрее ребенок всему научится.
Не оставляйте ребенка без присмотра, пока он практикуется. Обсудите с ним границы дозволенного. Объясните, почему для него может быть небезопасным, например, включать плиту или резать мясо. Вероятно, сначала он не будет в восторге от запретов, но в конце концов он усвоит установленные вами правила.

Поводы для беспокойства

У всех детей умения и навыки развиваются по-разному, у одних гораздо быстрее, чем у других. Если ваш ребенок к двум годам не будет пытаться делать что-то самостоятельно, проконсультируйтесь с врачом. Не забывайте, что недоношенные малыши могут осваивать те или иные навыки чуть позже, чем их доношенные сверстники.

Post navigation

Коллекция Развитие навыков самообслуживания

Группа поддерживающего обучения. Игра чей ботинок?

Одна из частей занятия, где закрепляется навык самостоятельного надевания и застегивания обуви. В данном задании детям необходимо вспомнить, как выглядит их обувь, самостоятельно надеть нужный ботинок на соответствующую ногу, застегнуть липучку на обуви. Кто-то из детей полностью справляется с этой цепочкой действий, некоторым детям необходимо оказывать незначительную помощь, например, одеть один ботинок, а второй он будет надевать сам. Или же полностью надеть оба ботинка на ноги, а ребенку останется только застегнуть липучку.

Группа поддерживающего обучения. Развитие игровой деятельности.

Дети играют на групповом занятии. Группа поддерживающего обучения. Часть группового занятия под названием Свободная игра. Разыгрываются простые сюжеты с использованием предметов мебели, кукол, посуды и т.д.

Развитие навыков самообслуживания

Компетентностный подход и его реализация в работе с детьми раннего возраста

Данная статья является попыткой осмысления многолетнего опыта работы Центра ранней помощи Даунсайд Ап в свете актуальных мировых тенденций в развитии.

Мытье рук. Консультация в Даунсайд Ап

Обучающее видео для родителей, у кого растут малыши с синдромом Дауна. Занятие проводит педагог Даунсайд Ап Сумленная Светлана. Почему мамы особых детей так переживают из-за будущего? Все просто: нам хочется, чтобы ребенок справился со всеми препятствиями в жизни и без нас (да-да, такой вот 30-и летний малыш чтоб жил самостоятельно). Для жизни необходимо уметь делать ряд простых (для нас) вещей: ходить в туалет, мыть руки, есть из тарелки, открывать и закрывать дверь ключом, уметь одеваться, уметь готовить, ходить в магазин и т.п. Проще всего учить ребенка по ходу дела. Давать ему возможность сделать все самому. Видео предоставлено из личного архива семьи, состоящей в программах благотворительного фонда Даунсайд Ап.

Компетентностный подход к развитию детей раннего и дошкольного возраста

Уважаемые родители, в этой статье мы поговорим о том, что волнует всех нас: о социализации ребенка, о его вхождении в мир, о том, как помочь ему общаться с окружающими, играть.

Самостоятельное мытье рук

Видеофрагмент, предоставленный родителями. Мальчик трех лет самостоятельно моет руки. Стоит обратить внимание на то, как близкие приспособили помещение для того, чтобы малышу было удобно выполнять это необходимое дело. Ребенок при самой минимальной помощи мамы выполняет всю цепочку действий, связанный с мытьем рук. Речь мамы и отклик малыша четко соотнесены с происходящим. Это - один из примеров того, что дети с синдромом Дауна вполне успешно осваивают бытовые действия при условии организации удобной для них среды и последовательного научения действиям, составляющим необходимый навык.

Переливание борща

Видеофрагмент, предоставленный родителями четырехлетней девочки с синдромом Дауна. Мамина помощница переливает из одной кастрюли в другую борщ. Важно, что девочка делает это вполне осмысленно, комментируя то. что она делает и поддерживая диалог с мамой. Такого рода деятельность явно интересна ребенку и подтверждает, что в процессе освоения простых бытовых навыков можно с успехом продолжать развитие речи и общения, соотнося это с тем, что происходит в данный момент в обычной домашней обстановке.

Мальчик чистит зубы

Видеофрагмент предоставлен родителями мальчика трех лет, который учится самостоятельно чистить зубы. Малыш верно действует, опираясь на устную инструкцию мамы. Хотелось бы отметить, что эти инструкции-напоминания о том, что именно надо сделать, очень точны, лаконичны и напрямую соотнесены с происходящим.

19 солнечных лет!

Сегодня у нашего Фонда День Рождения!

Эти 19 лет мы прожили вместе с вами - наши друзья, сторонники, семьи. Поэтому сегодня мы бы хотели поздравить вас и разделить с вами нашу радость и наши успехи.

Программы ранней помощи Даунсайд Ап продолжают работать и совершенствоваться, ежегодно меняя жизнь тысяч малышей с синдромом Дауна и их семей. А с этого года, впервые в истории Фонда, мы начинаем работу и с выпускниками! Ребята, в раннем возрасте получавшие помощь наших специалистов, снова вернулись к нам уже школьниками, подростками. И нам пришлось решать новые задачи – обеспечить психологическую поддержку им и их родителям, открывать новые возможности самореализации, заниматься профессиональной ориентацией юношей и девушек с синдромом Дауна.

В Даунсайд Ап заработала театральная студия. была организована летняя досуговая программа. При участии Фонда открылись спортивные секции для людей с синдромом Дауна в разных регионах России.

Образовательная деятельность Даунсайд Ап получила официальный статус – лицензию Департамента образования Москвы и, значит, мы сможем еще эффективнее передавать наш опыт.

Наши просветительские акции оказались особенно масштабными по своему эффекту – среди них и выставка в ГУМе, и нашумевшая акция в социальной сети ВКонтакте, посвященная грамотному названию синдрома Дауна, и проект профориентации для подростков, получивший приз на международном фестивале Каннские львы , и многое другое.

Мы будем и дальше развивать все эти направления. И доказывать своей работой, что возможности детей с синдромом Дауна могут быть безграничными.

Пожалуйста, поддержите нас в этот день! Ваше пожертвование на программы помощи для детей с синдромом Дауна станет лучшим подарком для 5500 наших подопечных семей!

Сделать подарок в один клик можно тут. Вы также можете отправить СМС на номер 3443 с буквами СД и суммой, которую Вы хотите пожертвовать, например, СД 500.

Спасибо, что Вы с нами!

Воспитание у детей навыков самообслуживания

Воспитание у детей навыков самообслуживания

Прежде чем начинать приучать маленького ребенка к самостоятельности и самообслуживании, необходимо создавать условия: отвести постоянное удобное место для игр и хранения игрушек, чтобы он мог сам их брать, когда нужно, а затем убирать; сделать вешалку на уровне роста ребенка, чтобы он мог вешать полотенце, вешалку для верхней одежды, приобрести маленький стул. на котором ребенку было бы удобно сидеть при одевании, посмотреть, может ли ребенок самостоятельно застегивать и расстегивать свою одежду и т. л

Приучая маленьких детей к самообслуживанию, нужно чаще использовать объяснения и наглядный показ действия.

Поскольку знания и умения малыша еще невелики, он нуждается на первых порах в руководстве и постоянной оценке его деятельности. Например, при обучении детей самостоятельному одеванию необходимо показать, с чего следует начинать, как натянуть колготки носки, чтобы пятка оказалась в положенном месте, как аккуратно, не сминая задники, надеть туфли, тапочки, как засучить рукава, чтобы не замочить их при умывании, как намылить руки, вымыть и вытереть их насухо и т. д. Всему этому ребенка нужно учить постепенно, показывая каждое действие, объясняя его смысл и последовательность выполнения.

Например, при умывании детей необходимо воспитывать следующие умения и навыки:

=Намыливать руки до образования пены

=Набирать в ладони нужное количество воды

= Мыть лицо двумя руками

= Мыть руки до локтя с мылом

= Насухо вытирать руки своим снятым с крючка полотенцем

Маленькие дети еще неумелы, неловки, они не сразу осваивают самые, казалось бы, несложные действия: льют воду на одежду, надевают неправильно туфли, носки, платье. Вот здесь-то взрослым необходимо проявить максимум терпения. Нужно спокойно, без спешки показать малышу, как надо выполнить то или иное действие, предоставляя ему полную самостоятельность. Оказывать ребенку помощь следует только тогда, когда он в ней действительно нуждается, надо стремиться к тому, чтобы малыш постарался преодолеть трудности. Проявившего настойчивость и добившегося результата ребенка следует обязательно похвалить, это побуждает его к проявлению большей самостоятельности. Маленький ребенок любит играть. Умываясь, играет с водой, одеваясь, превращает ботинок в автомобиль, во время еды играет с ложкой и т. д. Понимая детскую потребность играть, стремление превращать окружающие предметы в объекты для игры, надо в то же время учить ребенка отличать игру от труда, спокойно, но настойчиво добиваться нужного результата. Потребность ребенка в игре можно использовать с целью повышения интереса к делу. Например, ребенок отказывается убирать вечером игрушки. Можно напомнить ему, что, скажем, завтра мишка собирается к кукле Кате в гости, поэтому нужно все убрать, чтобы было красиво. Очень хорошо действует на детей оценка их труда, данная взрослым с помощью любимой куклы. Ну-ка, я посмотрю, как ты сегодня разденешься и сложишь свою одежду ,— говорит взрослый мишкиным голосом, держа игрушку в руках. Стимулирует детей к действию и приятная перспектива: Одевайся скорее, сегодня хорошая погода, пойдем кататься на санках , или: Убери игрушки, помой руки и приходи на кухню, поможешь мне ужин готовить .

Игра способствует развитию у ребенка многих навыков, которые пригодятся ему в труде по самообслуживанию и при оказании помощи взрослым в домашнем хозяйстве. Играя с куклой, малыш одевает и раздевает ее, застилает кроватку, подметает свой уголок маленькой щеткой и т. п.

В младшем возрасте следует давать такие поручения ребенку, которые позволят ему проявить заботу о других членах семьи, участвовать в совместном труде: поручить поставить на стол хлеб, положить ложки, вместе со взрослым убрать со стола. Малыши с особым удовольствием выполняют просьбу взрослых помочь им в делах: подержать инструмент, пока папа что-то мастерит, подать бабушке туфли, принести хлебницу и т. п. Такие поручения доставляют ребенку радость, так как он осознает причастность свою к полезным делам. Малыши проявляют большой интерес к тому, что делают взрослые дома, к их действиям, результатам труда. Этот интерес детей следует поощрять. Мама готовит обед, сын (или дочь) не отходит от нее, спрашивает, что она делает, вкусно ли будет и т. п. Будет полезно для ребенка, если мать даст ему возможность понаблюдать за ее трудом, расскажет, что она делает; что должно получиться, для кого мама старается приготовить вкусную еду. При этом всегда можно найти и для ребенка дело, доставляющее ему удовольствие и интерес: принести ложку, подать соль, насыпать на разделочную доску сухари и т. д. (конечно, ребенку надо перед работой надеть передник, вымыть руки) Важно, чтобы родители в присутствии ребенка отмечали заботу о нем родных, их желание выполнить свою работу хорошо. Какую красивую рубашку сшила тебе бабушка! — говорит мать сыну.— Какая заботливая наша бабушка! Спасибо ей большое!

Если родители не отстраняют от дела интересующегося их работой ребенка, стараются удовлетворить его любознательность, вызывают у него чувство благодарности к тем, кто трудится, у него формируется уважение к труду окружающих, появляется желание трудиться. Младшего дошкольника можно познакомить в доступной для него форме с трудом людей, который он повседневно наблюдает,— продавца, почтальона, шофера. Родители рассказывают ребенку, что все люди работают, продавцы, например, продают хлеб, молоко, шоферы перевозят на машинах продукты, строительные материалы. Нужно подчеркнуть при этом, что они заботятся о всех людях. Взрослые должны пользоваться удобным случаем, чтобы поблагодарить за внимание, хорошее обслуживание. Все это способствует формированию у ребенка уважения к взрослым и их труду.

Источники: http://babyvcentre.ru/rebenok-ot-1-do-3/povedenie-i-privychki/razvitie-rebenka-navyki-samoobsluzhivaniya.html, http://media.downsideup.wiki/ru/list/collection/independent_living_skills_development, http://edu.tatar.ru/n_chelny/page92697.htm/page1059691.htm

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

Избранные статьи

Психическое развитие ребенка дошкольного возраста кратко

Психическое развитие в дошкольном возрасте. Готовность к школьному далее...

Капли нос детей украина

Здоровье детей такую страшилку нашли:))))) почитайте далее...

Семинар духовно нравственное воспитание дошкольников

СЕМИНАРДУХОВНО - НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ далее...

Пятна попе ребенка 2 года

Раздражение на попе далее...

Популярные статьи

Интересно