Главная » Навыки ребенка

Навыки общения детьми овз

Трудности ребенка с ограниченными возможностями здоровья в общении

Потребность в общении у ребенка возникает на первом году жизни в результате непосредственного эмоционального общения с матерью и с возрастом приобретает все более ярко выраженный характер. Дальнейшее развитие ребенка полностью зависит от того, как реализуется эта потребность, какое место занимает общение в его жизни, с кем он общается, каков круг и характер общения, каково отношение общающихся к ребенку и ребенка к ним.

К сожалению, в жизни многих детей с ограниченными возможностями складывается такая ситуация, когда они, достигнув того или иного возраста, затрудняются общаться со взрослыми и сверстниками, их не понимают, с ними не желают разговаривать, смеются над ними, их избегают. В результате у таких детей возникают барьеры, препятствующие установлению нормальных контактов между людьми. Можно выделить три группы трудностей, которые чаще всего наблюдаются в общения детей и подростков, это:

— трудности, возникшие в связи с дефектами развития ребенка (нарушение речевого развития, умственная отсталость, задержки психического развития и др.);

— трудности общения, порожденные социальными факторами (социальная изоляция и депривация, педагогическая запущенность, трудновоспитуемость и др.);

— трудности, обусловленные индивидуально-типологическими особенностями (темперамента, характера, эмоциональных состояний и др.).

Первая группа трудностей — трудности в общении, возникшие в связи с дефектами развития ребенка и его речи. Они достаточно полно и глубоко представлены в специальной литературе. Каждый вид дефекта накладывает свои специфические особенности на речевое общение, что учитывается в кор-рекционной работе по исправлению речи. Вместе с тем у всех детей с дефектами развития различной этиологии много общего, что их сближает и делает похожими. У большинства из них наблюдаются дефекты произношения, что делает речь малоразборчивой. У многих детей бедный и недостаточно точный словарь с ограниченным количеством слов, обозначающих отвлеченные и обобщающие слова, отсутствуют необходимые навыки общения как со взрослыми, так и со сверстниками, что существенно отражается на их психическом и личностном развитии.

Развитие навыков общения у детей с ограниченными возможностями здоровья в совместной деятельности в группе «Играем вместе» в условиях Кабинета ранней диагностики

С самого рождения ребенок испытывает потребность в общении с окружающими людьми. Ребенок растет, и эта потребность увеличивается. Младенцу достаточно для общения родителей и узкого круга родных и знакомых. С 2-3 лет ребенок стремится играть с другими детьми. Однако невозможно представить себе процесс социализации ребенка без опыта общения с другими детьми.

Во взаимодействии со сверстниками ребенок усваивает разные формы и правила поведения, учится общаться с другими детьми, добиваться того, что он хочет, и учитывать желания других. Во время общих игр происходит развитие эмоционально-волевой, познавательной, двигательной сферы, ребенок учится подражать другим, осваивает новые действия, игры, увеличиваются активный и пассивный словарь, развиваются коммуникативные навыки.

У детей с нарушениями развития большинство психических функций формируются с запаздыванием, в том числе и навыки общения. Развитие общения у ребенка, имеющего какие-либо отклонения, может качественно отличаться от развития в норме. Часто «особому» ребенку трудно установить эмоциональный контакт даже с родными, а тем более с другими детьми и взрослыми. Навыки взаимодействия и общения, которыми в норме ребенок овладевает сам, у «особого» ребенка могут сформироваться только в результате специальной работы. Поэтому специалисты Кабинета ранней диагностики ГБОУ Борский психологический центр специально организовали совместную деятельность «родитель-ребенок-педагог» «Играем вместе», в которой ребенок может увидеть других детей, начать подражать им, научиться взаимодействовать, соблюдать правила поведения.

В Кабинете ранней диагностики реализуется комплексный подход: с каждым ребенком работает многопрофильная команда – это педиатр, психиатр, психолог, логопед, воспитатель. Также активными членами команды являются родители ребенка. Каждый участник команды вносит свой вклад в общую работу – разные специалисты по-своему видят проблемы ребенка и потенциал, который позволяет их преодолеть.

Работая с ребенком, имеющим нарушения развития, мы стремимся к тому, чтобы он стал активным членом общества, научился жить не в искусственной среде (как это бывает, когда детей с нарушением в одной сфере собирают в одном специальном детском саду или школе), а в обычном социуме, в котором живут самые разные люди. Большинство наших детей в силу тяжести нарушений не только не способны ходить в коррекционный детский сад, но и просто оказываются изолированы дома.

Главная цель совместной деятельности в группе «Играем вместе» - дать каждому ребенку возможность получить опыт взаимодействия с другими детьми, освоить разные формы такого взаимодействия и, таким образом, почувствовать себя частью коллектива. В группе «Играем вместе» решаются как общие задачи, направленные на социальное и эмоциональное развитие ребенка, так и специфические, непосредственно связанные с особенностями нарушений в развитии детей, входящих в нашу группу.

В группе «Играем вместе» занимаются дети от 2 до 8 лет с нарушениями в различных сферах:

· нарушения двигательного развития: от недостаточности зрительно-моторной координации или слабости двуручной деятельности до нарушений опорно-двигательного аппарата, выраженных ограничений самостоятельных движений, поддержания позы;

· нарушения эмоционального развития: от повышенной тревожности и страхов до тяжелых форм раннего детского аутизма;

· нарушения речевого развития: от недостатков произношения до невозможности использования речи как средства коммуникации;

· нарушения познавательного развития: от слабости памяти или повышенной отвлекаемости до тяжелых интеллектуальных нарушений.

Многие наши дети имеют множественные нарушения развития.

При формировании группы мы учитываем разные факторы:

1. Необходимость решения сходных задач для детей с различными нарушениями. Для одних детей ставятся задачи развития двигательной сферы, для других – познавательной, для третьих актуальной задачей является преодоление страхов и развитие собственной игры.

2. Возраст детей: мы учитываем не только паспортный, но и психологический возраст, которые могут не совпадать. Например, мальчик Никита, 4 года (диагноз: ДЦП, ЗПРР). Задачи эмоционального развития для мальчика были аналогичны задачам, которые мы ставили для детей более младшего возраста. Хотя его собственные двигательные возможности сильно ограничены, он с интересом наблюдает за другими детьми, эмоционально включается в общую деятельность.

3. Темп деятельности разных детей. Для одних детей характерен низкий темп – они долго не могут начать выполнять даже знакомое и хорошо освоенное действие, а тем более долго включаются в новое для них задание. Другие дети, наоборот, быстро включаются в работу, могут выполнить нужное действие или задание, но при этом быстро истощаются, теряют интерес к деятельности, если она продолжается долго.

В нашей группе дети разные по темпу деятельности и поэтому специалистам сложно подобрать такую общую деятельность, в которой могли бы участвовать все. Поэтому в группе «Играем вместе» совместную деятельность организовывают два педагога – психолог и воспитатель, которые поочередно меняют друг друга в разных видах деятельности, при этом помогают детям, испытывающим трудности (удержание позы, умение держать предмет, выполнение необходимых движений руками ребенка).

Игры и упражнения педагоги подбирают в зависимости от возможностей понимания детей и преобладающих в группе проблем.

Основные составляющие совместной деятельности группы «Играем вместе»:

приветствие (игровой персонаж здоровается с каждым ребенком, называя его по имени, ладошкой, локотком, плечиком, обнимает…)

игры по правилам;

прощание (игровой персонаж прощается с каждым ребенком, называя его по имени).

Таким образом, посещение группы «Играем вместе» может стать для ребенка одной из ступенек на пути к выходу в широкий мир, в котором он будет жить и общаться. Для каждого ребенка, который посещает Кабинет ранней диагностики мы создаем такую интегративную среду, которая готова принять ребенка с любыми особенностями. В такой среде ребенок с нарушениями развития может найти понимание и поддержку, а также интересную деятельность, в которой ему захочется участвовать. Это позволит ему самому также сделать шаг навстречу другим людям.

При составлении игровой деятельности специалисты использовали методическую литературу Центра лечебной педагогики г. Москвы «Адаптация ребенка в группе и развитие общения на игровом занятии Круг» под редакцией Зарубиной Ю.Г. Константиновой И.С.

Елена Бутырина, воспитатель

Медиация в Иркутске

Проект «Они Не другие! Обучение конструктивному общению родителей детей с ограниченными возможностями здоровья навыкам конструктивного взаимодействия и передачи этих знаний своим детям»

Цели и задачи проекта:
Стратегическая цель: обеспечение благополучного и защищенного детства у детей с ограниченными возможностями, что соответствует Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 гг.
Оперативная цель: создание условий для конструктивного взаимодействия детей с ограниченными возможностями с родителями и окружающими людьми;
Задачи:
• повышение навыков конструктивного взаимодействия с окружающими у родителей детей с ограниченными возможностями;
• оказание психологической поддержки родителям детей с ограниченными возможностями;
• урегулирование конфликтных ситуаций, возникающих между родителями детей с ограниченными возможностями и окружающими их иными лицами, а также между такими родителями и их детьми посредством привлечения профессионального медиатора.

Описание хода реализации проекта:

Для решения задачи № 1. «Повышение навыков конструктивного взаимодействия с окружающими у родителей детей с ограниченными возможностями» будут реализованы следующие мероприятия:
1.1. Информирование через Министерство здравоохранения Иркутской области, Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, родителей детей с ограниченными возможностями на тренинги и бесплатное психологическое консультирование.
1.2. Организация 3 групп родителей детей с ограниченными возможностями для проведения в каждой группе 5 тренингов «Конструктивное взаимодействие с детьми и медиативные технологии урегулирования конфликтов»
1.3. Проведение тренингов (по пять) в трех группах родителей детей с ограниченными возможностями в течении года с разрывом в два месяца.
Тренинги проводятся сертифицированными тренерами-медиаторами, имеющими стаж педагогической работы (А.С. Архипкина, М.Н. Садовникова). АНО «Иркутский центр медиации», является образовательным учреждением и реализует образовательные программы для взрослых.

Для решения задачи № 2. «Оказание психологической поддержки родителям детей с ограниченными возможностями» будут реализованы следующие мероприятия:
2.1. Информирование посредством буклетов, а также личного информирования на тренингах родителей детей с ограниченными возможностями о возможностях получения бесплатной консультации психолога;
2.2. Проведение для родителей детей с ограниченными возможностями бесплатных психологических консультаций в психологическом кабинете АНО «Иркутский центр медиации». Психолог АНО «Иркутский центр медиации» Третьякова Людмила Михайловна.

Для решения задачи № 3. «Урегулирование конфликтных ситуаций, возникающих между родителями детей с ограниченными возможностями и окружающими их иными лицами, а также между такими родителями и их детьми посредством привлечения профессионального медиатора» будут реализованы следующие мероприятия:
3.1. Информирование посредством буклетов, а также личного информирования на тренингах родителей детей с ограниченными возможностями о возможностях урегулирования конфликтов посредством привлечения профессионального медиатора;
3.2. Проведение процедур медиации для родителей детей с ограниченными возможностями. Профессиональными медиаторами (Садовникова М.Н. Архипкина А.С. Белозерцева У.Н. Князева М.Л.).

Источники: http://pedlib.ru/Books/5/0347/5_0347-306.shtml, http://borpsy.ucoz.ru/publ/razvitie_navykov_obshhenija_u_detej_s_ovz/1-1-0-45, http://irkmediator.ru/projects/proekt-oni-ne-drugie-obuchenie-konstruktivnomu-obshcheniyu-roditeley-detey-s-ogranichennymi

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

Избранные статьи

Позы для кормления ребенка грудью

Позы для кормления ребенка грудным молоком Обычно далее...

Ребенок сдирает кожу пальцах

У ребенка облазит кожа на далее...

Точечный массаж для детей в детском саду

Точечный массаж детям Точечный массаж далее...

Пирантел суспензия для детей цена в россии

Пирантел таблетки 250 мг, 3 шт. Блокирует нейромышечную передачу далее...

Популярные статьи

Интересно