Главная » Личность ребенка

Значение игры личности ребенка

Реферат: Значение игры в развитии личности ребенка

Скачать бесплатную работу можно по короткой ссылке. Ознакомится с содержимым можно ниже.

Введение _________________________________________________________3
Значение игры в развитии личности ребенка ___________________________4
Классификация игр _______________________________________________9
Сюжетно-ролевые игры ___________________________________________9
Театрализованные игры ___________________________________________10
Дидактические игры_______________________________________________10
Музыкально-дидактические игры____________________________________10
Заключение______________________________________________________11
Список литературы________________________________________________12

Игра является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. Одновременно, игра является основой творческого развития ребёнка, развития умения соотнесения творческих навыков и реальной жизни. Игра выступает в роли своеобразного мостика от мира детей к миру взрослых, где всё переплетено и взаимосвязано: мир взрослых влияет на мир детей (и наоборот) игры часто подразумевают «исполнение» детьми определённых социальных ролей взрослых, взрослые часто используют игры, для того, чтобы ещё лучше познать мир (деловые игры), повысить уровень «внутреннего Я» (спортивные игры) развить уровень интеллекта (сюжетно-ролевые игры) и др.
Игра основана на восприятии представленных правил, тем самым ориентирует ребёнка на соблюдение определённых правил взрослой жизни. Игра в силу своих характеристик -лучший способ добиться развития творческих способностей ребёнка без использования методов принуждения. Из всего вышесказанного ясно, какую роль должна занимать (занимает) игра в современном воспитательном процессе и насколько важно стремиться активизировать игровую деятельность дошкольников. Отсюда постоянная важность и актуальность рассмотрения теории применения игры в воспитании и развитии ребёнка, становлении у него творческих способностей.

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре -важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им психологии ребенка, учета его возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного методического руководства взаимоотношениями детей, от четкой организации и проведения всевозможных игр.
Основные проблемы связаны с нравственным воспитанием дошкольников (коллективных взаимоотношений, личностных качеств ребенка -дружелюбия, гуманности, трудолюбия, формированием отношения к учебе). Решению этих вопросов в наибольшей степени способствуют сюжетно-ролевые, творческие игры.
Полноценного развития игра детей постигает лишь, когда воспитатель систематически и целенаправленно формирует эту деятельность, отрабатывая все ее основные компоненты. Так, при сюжетно-ролевой игре он выделяет для ребят на фоне целостного сюжета содержания и способов ролевого взаимодействия; в дидактических играх помогает им выделить и осознать правила, определить последовательность действий и конечный результат, во время организации и проведения подвижных игр знакомит с содержанием правил и требований к игровым действиям, раскрывает смысл игровой символики и функции игровых атрибутов, помогает оценивать достижения сверстников. Наряду с этим воспитатель руководит и самостоятельными играми детей, осторожно направляя их в нужное русло с помощью организации игрового пространства и специального подготовительного этапа игры.

Еще немного о значении игры в жизни и развитии ребенка

В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни маленького ребенка. Потребность в игре у детей сохраняется и занимает значительное место и впервые годы их обучения в школе. В играх нет реальной обусловленности обстоятельствами, пространством, временем. Дети - творцы настоящего и будущего. В этом заключается обаяние игры.

В каждую эпоху общественного развития дети живут тем, чем живет народ. Но окружающий мир воспринимается ребенком по-иному, чем взрослым. Ребенок - “новичок”, все для него полно новизны.

В игре ребенок делает открытия того, что давно известно взрослому. Дети не ставят в игре каких-либо иных целей, чем играть.

Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение. игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира.

Потребность в игре и желание играть у школьников необходимо использовать и направлять в целях решения определенных образовательных задач. Игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс.

Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом.

В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом.

Значение игры в дошкольном возрасте от 3 до 7 лет

Дошкольный возраст — этап психического развития от 3 до 6–7 лет. Характеризуется тем, что ведущей деятельностью является игра. Игра имеет чрезвычайно важное значение для формирования личности ребенка. Характер игры меняется вместе с развитием ребенка, она тоже проходит этапы.

До трех лет игра представляет собой манипулирование предметами. Младенец, если он здоров, играет все свободное от сна и еды время. С помощью игрушек он знакомится с цветом, формой, звуком и т.д. то есть исследует действительность. Позже начинает сам экспериментировать: бросать, сжимать игрушки и наблюдать за реакцией. В процессе игры ребенок развивает координацию движений. Собственно игра возникает в 3 года, когда ребенок начинает мыслить целостными образами – символами реальных предметов, явлений и действий. На первом этапе она представляет собой копирование действий и поведения взрослых. Игрушки в это время являются моделями предметов, с которыми играют взрослые. Это так называемая сюжетная игра. Ребенок в процессе ее воспроизводит сюжеты действий. В центре внимания не роль, к примеру, врача, а действия, имитирующие действия врача. К правилам ребенок еще не чувствителен.

В среднем дошкольном возрасте – ролевая игра. она преобладает вплоть до 6-7 лет. Самое главное для ребенка – ролевая идентификация, сюжет отходит на задний план. Смысл игры заключается в разделении ролей. В игре он имеет возможность прожить то, что является для него недоступным в жизни взрослых.

В старшем дошкольном возрасте появляется игра по правилам. Ролевая идентификация утрачивает привлекательность, роли становятся чисто игровыми.

Игра – критерий нормальности ребенка, по тому, как он играет, о нем можно многое узнать. Игра имеет важное значение и для эмоционального развития детей. Она помогает справиться со страхами, порожденными травмирующими ситуациями (ночные кошмары, ужасные истории, долгое пребывание в больнице).

Главное, что ребенок получает в игре, – возможность взять на себя роль. В ходе проигрывания этой роли преобразуются действия ребенка и его отношение к действительности.

Мы приглашаем Вас посетить наш Центр «Добро» - наши специалисты максимально внимательно отнесутся к проблеме развития ребенка, проконсультируют Вас и помогут определиться с методами коррекции развития ребенка, дать рекомендации по воспитанию и развитию, составят план коррекционных занятий для работы с выявленными психологическими нарушениями. Очень важно сделать первый шаг и поддержать гармоничное развитие ребенка и вашей семьи.

Мы с радостью ответим на любые Ваши вопросы по телефону +7 (925) 820-62-24 и поможем подобрать удобное время для приема специалиста (нейропсихолог, детский психолог, логопед-дефектолог, педагог), составим план занятий или консультаций.

На странице нашего Центра вКонтакте Вы также можете задать вопрос и получить консультацию специалиста, а также поделиться опытом с другими родителями.

RefBox.org Самая удобная база курсовых, рефераторов, контрольных и дипломных работ

Рассматриваемое нами понятие амплификации развития личности дошкольника предполагает максимальное использование возможностей каждого возраста для полноценного психического развития ребенка. Это понятие является интегративным. В нем совмещены, во - первых, понятие психического возраста во всем его объеме, во - вторых, сензитивное для того или иного возраста содержание и соответствующая зона ближайшего развития , очерчивающая действительные возможности ребенка, в - третьих, состав этого понятия входит сама категория развития. Оптимальные педагогические условия воспитания и развития личности ребенка предполагают необходимость широкого развертывания и обогащения содержания специфических детских форм деятельности: игровой, практической, а также общения детей друг с другом и взрослыми и создания активной развивающей предметной среды.
Таким образом, сущность амплификации детского развития на этапе дошкольного детства заключается в том, что отдельные психические функции развиваются у дошкольника во взаимодействии с игрой и предметно - развивающей средой, как свойства целостной личности. Психические новообразования возникают и формируются на этапе дошкольного детства в процессе собственной деятельности ребенка в игре, посредством развивающей среды и его общения с окружающими.
1.3 Основные характеристики игры как ведущей деятельности и формы организации жизни детей дошкольного возраста. Педагогическое руководство сюжетно - ролевой игрой.
Одним из положений теории психического развития ребенка в отечественной детской психологии и педагогике является признание ведущей роли деятельности в этом развитии (Л.С. Выготский, Л.А. Венгер, А.В. Запорожец и А.Н. Леонтьев и другие). Деятельность обеспечивает связь ребенка с окружающим предметным и социальным миром. Значение деятельности для психического развития состоит в том, что в ней и через нее ребенок усваивает общественный опыт, фиксированный в достижениях человеческой культуры, при чем такое усвоение включает в себя как приобретение знаний, умений и навыков, так и формирование психических новообразований личности.
Проведенный нами анализ психолого - педагогической литературы о закономерностях психического развития ребенка - дошкольника в (§1.1), позволяет утверждать, что содержание и способы осуществления ведущей деятельности дошкольников определяют процесс психического развития ребенка, а факторы наследственности и среды являются лишь необходимым условием, от которых зависит индивидуальная неповторимость ее личности. Ученые - исследователи отмечают, что деятельность не остается неизменной в жизни ребенка, она развивается от возраста к возрасту, меняется ее содержание и формы. Развитие психики, подчеркивал А.Н. Леонтьев (29) зависит не от деятельности вообще, а от ведущей деятельности. В этой связи, ведущая деятельность не та, которая занимает больше времени в жизни ребенка, а та, в которой формируются и перестраиваются психические процессы от которой зависят психические изменения, в которой возникают и внутри которой дифференцируются новые виды деятельности. Каждая стадия в детском развитии характеризуется своим типом ведущей деятельности: в младенчестве ею является деятельность общения, в раннем возрасте - орудиино - предметная деятельность, в дошкольном - сюжетно -ролевая игра (29).
В ходе исследований С. Л. Новоселовой, Н.П. Сакулиной, Н.Н. Поддъякова, Л.А. Венгера, B.C. Мухиной и др. посвященных значению предметных и продуктивных видов деятельности в дошкольном возрасте были сформулированы следующие выводы: каждый вид деятельности формирует прежде всего такие психические свойства и способности, которые для него необходимы, без которых не могут быть усвоены и реализованы специфические для него мотивы, задачи, средства и операции (6; с.4)
Таким образом, ведущая деятельность - это деятельность, с развитием которой происходят главные изменения в психике ребенка и внутри которой развиваются психические процессы, подготавливающие ребенка к новой, высшей ступени своего развития. (29) Общеизвестно, что всем этим признакам отвечает игровая деятельность. Она создает зону ближайшего развития и сама выступает как источник развития. Л.С. Выготский подчеркивал через игровую деятельность и движется ребенок. В этом смысле она может быть названа ведущей, так как определяет развитие (8).
Но детская игра не является однородной деятельностью. И ведущей считается не игра вообще, а только одна, особая ее разновидность - сюжетно-ролевая игра (77). Ее ценность заключается в том, что она оказывает влияние на процесс становления отдельных психических функций (мышления, памяти, речи, воображения, внимания), некоторых видов деятельности (конструктивной, изобразительной, познавательной, общение), на развитие личности ребенка дошкольника в целом.
Существенным для понимания развивающего значения игры является идея Л.А. Венгера о специфическом и не специфическом влиянии игры на развитие личности ребенка. Он отмечает, что сюжетно - ролевая игра требует от дошкольника действия во внутреннем, воображаемом плане, ориентировки в системе человеческих взаимоотношений, согласования действий . (6) В этом заключается специфическое развивающее значение игры. Неспецифическое значение игры Л.А. Венгер связывает с более широким подходом к определению значения этой деятельности. Он опирается на экспериментальные данные о развитии в игре произвольного управления поведением, начальных форм преднамеренного запоминания, многих качеств личности (активности, инициативности, самостоятельности, творчества, воображения, общительности, и других). В игре дети осваивают разнообразные знания, о явлениях общественной жизни, деятельности и взаимоотношениях взрослых. Но все эти качества формирует не сама игра, а то или иное частное содержание, которое специально вносится в детские игры. В этом случае игра часто превращается в игровой прием, имеющий дидактические цели. Важной является мысль Л.А. Венгера о том, что наибольшую ценность имеет специфическое воздействие и именно оно должно максимально использоваться в педагогических целях. В полной мере игра выполняет свои функции лишь тогда, когда она является самостоятельной деятельностью детей.
Анализируя психологические механизмы развивающего воз

Предыдущая страницаСледующая страница

Скачать реферат Развитие личности ребенка DOC | TXT

Похожие новости

Источники: http://pandadiplom.ru/project/referat-znachenie-igryi-v-razvitii-lichnosti-rebenka/, http://dobro.com.ru/article/7-game, http://refbox.org/page, 5, 1534-razvitie-lichnosti-rebenka.html

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

Избранные статьи

Комаровский про понос у детей

Доктор Комаровский: понос у детей Кишечные инфекции далее...

Сыпь на руках грудного ребенка

Потница у грудного ребенка - мелкая красная сыпь далее...

Сыпь после купания в море у ребенка

Солнечный дерматит С наступлением теплых дней большинство людей отправляются на далее...

Детские сады психических детей

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение далее...

Популярные статьи

Интересно