Главная » Личность ребенка

Возрастная периодизация развития личности ребенка

Периодизация личности, разработанная А.В.Петровским

В своей концепции развития личности А. В. Петровский отметил важность активности человека при взаимодействии с группой, а также ведущую роль группового влияния на становление личностных качеств. Он выделил следующие этапы приобретения индивидом личностных образований.

I. Этап адаптации (3-7 лет). На этом этапе при вхождении в группу индивид утрачивает индивидуальные черты и подчиняется условиям группы.

Естественно появляются внутренние противоречия между имеющимся опытом человека и уже устоявшимся образом жизни в группе. Их разрешение ведет к следующему этапу, а не преодоление данной фазы формирует качества: конформность, безынициативность, неуверенность.

II. Этап индивидуализации (11-16 лет). Он характеризуется поиском путей выражения индивидуальности человека в группе.

Самокопание и самопроверки в группе позволяют обратить на себя внимание со стороны и найти свое место. Неудачи в этом направлении в итоге могут развить негативизм, агрессивность, подозрительность личности.

III. Этап интеграции (16-18 лет). Для данного этапа свойственно сохранение личностью черт, но только тех, которые принимаются группой и отвечают потребностям группового развития. Несмотря на это, человек принимает группу как нечто свое. Она становиться для него значимой и его личность получает в дальнейшем позитивное развитие (в ходе групповой жизнедеятельности). Разногласия же с группой ведут к дезинтеграции, что вызывает изоляцию человека в группе, его замкнутость, склонность к одиночеству.

Периодизация личности, разработанная А.В.Петровским

  1. ПЕРИОДИЗАЦИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ПО А.В. ПЕТРОВСКОМУ
    Артур Владимирович Петровский рассматривает развитие личности как процесс интеграции в различных социальных группах. Становление личности определяется особенностями взаимоотношений ребенка с членами референтной группы. Референтная группа наиболее значима для ребенка по сравнению с остальными, он принимает именно ее ценности, моральные нормы и формы поведения. На каждом возрастном этапе он
  2. Периодизации развития личности по А.В. Петровскому
    Артур Владимирович Петровский рассматривает развитие личности как процесс интеграции в различных социальных группах. Становление личности определяется особенностями взаимоотношений ребенка с членами референтной группы. Референтная группа наиболее значима для ребенка по сравнению с остальными, он принимает именно ее ценности, моральные нормы и формы поведения. На каждом возрастном этапе он
  3. Периодизация развития личности, разработанная Э. Эриксоном
    Эрик Эриксон являлся последователем Зигмунда Фрейда, но психическое развитие стал рассматривать через систему социальных отношений человека, удовлетворение и неудовлетворение в которых накладывает отпечаток на личностном становлении. Кроме этого, он к каждой стадии развития поставил задачу возраста, выполнение и невыполнение которой ведет к положительной или негативной линии развития личности.
  4. Периодизация психического развития, разработанная Д. Б. Элькониным
    В основу периодизации психического развития детства Д. Б. Эльконин взял обоснованные Л. С. Выготским критерии – социальную ситуацию развития и психическое новообразование, а также ведущую деятельность, выделенную А.Н. Леонтьевым, как механизм развития. Этапы психического развития определены следующие. I. Младенческий возраст (до 1 г.): - социальная ситуация развития – родители; -
  5. Периодизация интеллектуального развития, разработанная Ж.Пиаже
    Периодизация Жана Пиаже отражает процесс сложного становления интеллектуальной схемы, который заключается в переходе операций во внутренний план и приобретении ими обратимого характера. Обратимость операции заключается в том, что, выполнив соответствующее действие, ребенок может вернуться к его началу путем совершения обратного ему действия. Стадии интеллектуального развития, с точки зрения Ж.
  6. Периодизация психосексуального развития, разработанная З.Фрейдом
    Зигмунд Фрейд считал, что развитие психики и поведения ребенка имеет зависимость от сексуальной энергии (либидо), которая концентрируется в различных эрогенных зонах (области тела, стимуляция которых вызывает удовольствие), данных человеку с рождения. В результате их удовлетворения или неудовлетворения развиваются определенные психические свойства личности. Им выделены следующие стадии развития
  7. Периодизация нравственного развития, разработанная Л. Колбергом
    Лоренс Колберг продолжал эксперименты Ж. Пиаже, в результате которых установил этапы нравственного развития с учетом уровня интеллектуальной зрелости детей. Смена стадий нравственного развития связана с общими когнитивными возрастными изменениями, в частности с децентрацией и становлением логических операций. Он выделил шесть стадий и три уровня развития моральных суждений и этических
  8. Периодизация онтогенетического развития, разработанная А.Валлоном
    Анри Валлон на основе адаптации организма и внешней активности ребенка предложил следующие стадии онтогенетического развития. I. Стадия внутриутробной жизни. На этой стадии имеет место полная зависимость зародыша (плода) от организма матери и генетической программы. II. Стадия моторной импульсивности (от рождения до 6 мес.). В этот период ребенок имеет преобладающую потребность в
  9. Периодизация развития личности по З. Фрейду
    В своей периодизации возрастного развития Зигмунд Фрейд прослеживает одну линию — психосексуального развития. Человек, по З. Фрейду, изначально биологическое существо, обладающее инстинктами жизни, а также инстинктом смерти. Энергией жизненных поступков является энергия либидо (от лат. «желать», «хотеть»), которая находит разрядку в сексуальном поведении. Зрелая личность имеет сложную
  10. Периодизация развития личности по Э. Эриксону
    Эрик Эриксон — последователь З. Фрейда, расширивший психоаналитическую теорию. Он смог выйти за ее рамки благодаря тому, что начал рассматривать развитие ребенка в более широкой системе социальных отношений. Особенности становления личности зависят от экономического и культурного уровня развития общества, в котором растет ребенок, от того, какой исторический этап этого развития он застал.
  11. ПЕРИОДИЗАЦИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ПО Э. ЭРИКСОНУ
    Эрик Эриксон — последователь 3. Фрейда, расширивший психоаналитическую теорию. Он смог выйти за ее рамки благодаря тому, что начал рассматривать развитие ребенка в более широкой системе социальных отношений. Особенности становления личности зависят от экономического и культурного уровня развития общества, в котором растет ребенок, от того, какой исторический этап этого развития он застал.

36. Проблема возрастной периодизации психического развития.

Поиск научных основ периодизации психического развития ребенка выступает как коренная проблема возрастной психологии, от разработки которой во многом зависит стратегия построения целостной системы воспитания растущих людей. Существуют разные возрастные периодизации развития. В них выделяют разные периоды, эти периоды по-разному называются, различны возрастные границы, так как их авторы в основу заложили разные критерии.

Л. С. Выготский выделял три группы периодизаций:
1. Для первой группы характерно построение периодизациина основе внешнего, но связанного с самим процессом развития критерия. Примером могут служить периодизации, созданные по биогенетическому принципу.
Представитель преформизмаК.Бюлер считал, что стадии развития ребенка - это инстинкт, дрессура, интеллект. В периодизации Рене Заззо системы воспитания и обучения совпадают с этапами детства. П. П. Блонский предлагал по смене зубов (физиологический признак) у детей выделять беззубое детство, молочнозубое и период постоянных зубов.
2. Для второй группыn характерно то, что периодизации построены на основе одного, произвольно выбранного автором,внутреннего критерия.З.Фрейд рассматривал развитие ребенка лишь через призму его полового созревания. Периодизация Л.Колберга основана на изучении уровня морального развития. В периодизации Э. Эриксона выделяются восемь стадий человеческой жизни, которые представляют собой серию критических периодов. Ж.Пиаже предложил возрастную периодизацию на основе изменений в умственном развитии детей.
3. Третья группа периодизаций выделяет периоды на основе существенных критериев, признаков. К таким периодизациям можно отнести периодизацию В. И.Слободчикова, Л. С. Выготского, Д. Б.Эльконина. Все эти и другие попытки классификации не получили подтверждения в конкретных результатах изучения психического развития детей. Проблема выделения оснований возрастной периодизации остается актуальной и сегодня: отсутствие должных теоретических обоснований мешает решению вопросов о движущих силах психического развития, о том, каково фактическое психологическое содержание соответствующего возраста, каковы внутренние критерии для периодизации, выделения границ возрастов, какие реальные перемены в психике ребенка происходят под влиянием изменения его социальной ситуации.

Периодизация психического развития Л. С. Выготского.
Рассматривая вопрос периодизации психического развития, Л.С.Выготский отмечал, что необходимо выделить объективные основания, указывающие на изменение возраста и перехода ребенка на новый этап развития. Он ввел понятия психологические новообразования и социальная ситуация развития (характер отношений между ребенком и обществом, которые складываются в данный период). Л.С.Выготский считал, что исследование переходов от одного периода развития к другому дает возможность раскрыть внутренние противоречия развития. Центральным моментом при рассмотрении динамики психического развития был для Л.С.Выготского анализ социальной ситуации развития. Распад старой и возникновение основ новой социальной ситуации развития, по мысли Выготского, и составляет главное содержание критических возрастов.

Выделяя два пути развития: критический (возникает внезапно, протекает бурно) и литический (спокойный), Выготский заметил, что критический период имеет позитивные сдвиги - переход от одних форм поведения к новым формам. Он выделил в нем три этапа: 1) предкритический - отказ от прежних форм отношений и поведения;2) критический - идет поиск новых форм поведения;3) посткритический - отработка усвоенных форм поведения.Критический период может быть просто переходным при соответствующей ситуации развития и изменении отношений со взрослыми. Л. С. Выготский выделял в качестве критических периодов детства возраст около 1 года, 3 года, 6-7 лет, период новорожденности и подростковый период.Чередование стабильных и критических периодов по Л. С. Выготскому:
Кризис новорожденности. Младший возраст (2 месяца - 1 год). Противоречия между максимальной социальностью младенца и минимальными возможностями общения.
Кризис 1 года. Раннее детство (1-3 года). Деятельность серьезная игра . предметно-орудийная. Появляются жест,ходьба, речь.
Кризис 3 лет. Дошкольный возраст (3-7 лет). Тенденция к эмансипации (отделению от взрослого) и тенденция не к аффективной, а к волевой форме поведения. Возникновение Я сам .
Кризис 7 лет. Школьный возраст (8-12 лет). Утрата детской непосредственности из-за дифференциации внутренней и внешней жизни. Возникновение обобщений, логики чувств, переживания приобретают смысл, появляется самооценка.
Кризис 13 лет. Пубертатный возраст (14-18 лет). Чувство взрослости - ощущение своей личности, развитие самосознания.

Периодизация психического развития Д. Б.Эльконина.
При построении периодизации Д. Б.Эльконин основывался на следующем:
- возрастное развитие - это общее изменение личности, формирование нового плана отражения, изменение в деятельности и жизненной позиции, установление особых взаимоотношений с окружающими, формирование новых мотивов поведения и ценностных установок;
- на диалектическом представлении о процессе развития (детерминированном внутренними противоречиями, целенаправленном, неравномерном с критическими и литическими периодами);
- на конкретно-историческом понимании природы детства (каждая историческая эпоха имеет свою периодизацию детства);
- в основе периодизации должны лежать закономерности развития деятельности и растущего человека.

Отсюда вся психическая жизнь ребенка рассматривается как процесс непрерывной смены деятельностей, причем на каждом возрастном этапе выделяется ведущая деятельность . с усвоением структур которой связаны главнейшие психологические новообразования данного возраста. Внутри системы ведущей деятельности Д. Б. Эльконин обнаруживает скрытое диалектическое противоречие между двумя аспектами ведущей деятельности - операционально-техническим, относящимся к развитию подсистемы ребенок - вещь . и эмоционально-мотивационным, связанным с развитием подсистемы ребенок - взрослый .

В общей последовательности ведущих деятельностей попеременно чередуются деятельности с преимущественным развитием то одной, то другой стороны. Каждая эпоха детства состоит из закономерно связанных между собой двух периодов. В первом периоде идет усвоение задач, мотивов, норм человеческой деятельности и развитие мотивационно-потребностной сферы, во втором - усвоение способов действий с предметами и формирование операционально-технических возможностей. Переход от одной эпохи к следующей происходит при возникновении несоответствия между операционально-техническими возможностями ребенка и задачами и мотивами деятельности, на основе которых они сформировались.

1 эпоха. Младенчество (до 1 года) - ведущая деятельность - непосредственно-эмоциональное общение.
Раннее детство - предметно- манипулятивная деятельность.
2 эпоха. Дошкольный возраст - ролевая игра. Младший школьник - учебная деятельность.
3 эпоха. Подросток - интимно-личностное общение. Старший школьный возраст - учебно-профессиональная деятельность.

  • НА ГЛАВНУЮ
  • Здоровье — жизнь, спорт и красота.
  • ВВС РОССИИ, БУМАЖНЫЕ МОДЕЛИ САМОЛЁТОВ, АВИАНОВОСТИ

Периодизация психического развития ребенка

Сегодня предлагаю поговорить о том, как идет психическое развитие ребенка. На этот счет существуют различные теории, но чтобы не погрязнуть в многочисленных диспутах ученых, предлагаю остановиться на наиболее распространенном в отечественной возрастной психологии подходе. Периодизация психического развития ребенка. с которой мы сегодня познакомимся, основывается на трудах известных психологов XX века - Л.С. Выготского и Д.Б. Эльконина.

Процесс развития ребенка является стадиальным и состоит из последовательно сменяющих друг друга возрастов. Определённый возраст (период) в жизни ребёнка - это относительно замкнутый период, значение которого определяется прежде всего его местом и функциональным значением на общей кривой детского развития (каждый возрастной этап неповторим и своеобразен). Каждый возраст характеризуется определённой социальной ситуацией развития или той конкретной формой отношений, в которые вступает ребёнок со взрослыми в данный период; основным или ведущим типом деятельности. а также основными психическими новообразованиями .

В развитии ребёнка существуют два типа периодов: стабильные, которые текут очень медленно, с незаметными изменениями, и критические, для которых характерны стремительные изменения в психике ребёнка. Эти два типа периодов как бы перемежают друг друга.

Стабильные периоды характеризуются медленным, эволюционным течением: личность ребёнка меняется плавно и незаметно за счёт микроскопических изменений, которые, накапливаясь до известного предела, затем скачкообразно обнаруживаются в виде какого-либо возрастного новообразования; при этом если сравнить ребёнка в начале и в конце стабильного возрастного периода, то значительные перемены в его личности станут очевидными.

Другой тип периодов - кризисы. Термин «возрастные кризисы» был введён Л.С. Выготским и определён как целостное изменение личности ребёнка, регулярно возникающее при смене стабильных периодов. По Выготскому, кризисы обусловлены возникновением основных новообразований предшествующего стабильного периода, которые приводят к разрушению одной социальной ситуации развития и возникновению другой, адекватной новому психологическому облику ребёнка (новые возможности ребенка входят в противоречие с тем образом жизни и отношений, к которому он и окружающие уже привыкли во время стабильного периода). Механизм смены социальных ситуаций составляет психологическое содержание возрастных кризисов, то есть для преодоления кризиса важно изменить систему отношений с ребенком.

Общий признак критического периода - нарастание трудностей общения взрослого с ребёнком, которые являются симптомом того, что ребёнок нуждается уже в новых отношениях с ним. Вместе с тем протекание таких периодов чрезвычайно индивидуально-вариативно. С чисто внешней стороны они характеризуются чертами, обратными по отношению к стабильным. Здесь на протяжении относительно короткого времени сосредоточены резкие и капитальные сдвиги и смещения, изменения и переломы в личности ребёнка. Развитие принимает бурный, стремительный, иногда катастрофический характер.

Критические периоды характеризуются следующими основными особенностями:

1) их границы являются неотчётливыми; кризис возникает и заканчивается незаметно, однако имеет кульминационную точку, что качественно отличает эти периоды от стабильных;

2) значительная часть детей, переживающих критические периоды своего развития, обнаруживает трудновоспитуемость; ребёнок сталкивается с болезненными и мучительными переживаниями, с внутренними конфликтами;

3) негативный характер развития (развитие здесь, в отличие от устойчивых возрастов, совершает скорее разрушительную, чем созидательную работу).

4) раннее детство (от года до трех);

5) кризис трёх лет;

6) дошкольное детство (от трех до семи лет);

7) кризис семи лет;

8) младший школьный возраст;

9) кризис 13 лет;

10) подростковое детство (пубертатный возраст) (13-17 лет);

11) кризис 17 лет.

Другая периодизация психического развития ребенка сходна с предыдущей (ее автор - Д.Б. Эльконин), но разделяет возраста на эпохи (более глобальные) и периоды (внутри эпох). При этом кризисы между эпохами считаются более сложными, чем кризисы между периодами:

  • Этап раннего детства
  • Младенчество (до года)
  • Ранний возраст (1-3 года)
  • Этап детства
    • Дошкольный возраст (3-7 лет)
    • Младший школьный возраст (7-11 лет)
    • Этап отрочества
      • Подростковый возраст (11-15 лет)
      • Ранняя юность (15-17 лет)
      • Итак, в общих чертах мы получили представление о том, какова периодизация развития ребенка. какие этапы и критические периоды предстоит пройти каждому подрастающему человеку (и родителям вместе с ним).

        В последующих статьях мы поговорим подробнее о том, что из себя представляют отдельные возрастные периоды.

        Читайте больше по этой теме:

        Источники: http://xn--80ahc0abogjs.com/vozrastnaya-psihologiya_783/periodizatsiya-lichnosti-razrabotannaya-39409.html, http://psygos.ru/otvet/36.php, http://vmeste-rastem.ru/periodizatsiya-psihicheskogo-razvitiya-rebenka/

        Комментариев пока нет!

        Ваше имя *
        Ваш Email *

        Сумма цифр внизу: код подтверждения

        Избранные статьи

        Фукорцин при дерматите у ребенка

        Фукорцин Фукорцин, или жидкость Кастеллани, краска Кастеллани, - антисептическое далее...

        Точки под кожей ребенка

        Почему появляются маленькие красные точки на теле? Наша далее...

        Основные направления патриотического воспитания дошкольников

        Методическая разработка на тему: Основные направления патриотического далее...

        Фурамаг инструкция по применению для детей суспензия

        Фурамаг ® (Furamag)Инструкция по далее...

        Популярные статьи

        Интересно