Главная » Личность ребенка

Влияние внутрисемейных отношений личность ребенка

Влияние внутрисемейных отношений на развитие ребенка

Предварительный просмотр:

ВЛИЯНИЕ ВНУТРИСЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА.

Важность влияния семьи и семейных связей на становление и развитие личности ребенка стала очевидной. Семейное и общественное воспитание взаимосвязаны, дополняют и могут, в определенных границах, даже заменять друг друга, но в целом они неравнозначны и ни при каких условиях не могут стать таковыми.

Семейное воспитание более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание, его проводником является родительская любовь к детям, вызывающая ответные чувства детей к родителям.

1. Семья – это основа чувства безопасности. Отношения привязанности важны не только для будущего развития взаимоотношений – их непосредственное влияние способствует снижению чувства тревоги, возникающего у ребенка в новых или в стрессогенных ситуациях. Так, семья обеспечивает базисное чувство безопасности, гарантируя безопасность ребенка при взаимодействии с внешним миром, освоении новых способов его исследования и реагирования. Кроме того, близкие являются для ребенка источником утешения в минуты отчаяния и волнений.

2. В семье формируются модели родительского поведения. Дети обычно стремятся копировать поведение других людей, и наиболее часто тех, с которыми они находятся в самом близком контакте. Отчасти это сознательная попытка вести себя так же, как ведут себя другие, отчасти это неосознанная имитация, являющаяся одним из аспектов идентификации с другим.

Аналогичные влияния испытывают и межличностные отношения. В этой связи важно отметить, что дети учатся у родителей определенным способам поведения, не только усваивая непосредственно сообщаемые им правила (готовые рецепты), но и благодаря наблюдению существующих во взаимоотношениях родителей моделей (примера). Наиболее вероятно, что в тех случаях, когда рецепт и пример совпадают, ребенок будет вести себя так же, как и родители.

3. Семья - место приобретения жизненного опыта. Влияние родителей особенно велико потому, что они являются для ребенка источником необходимого жизненного опыта. Запас детских знаний во многом зависит от того, насколько родители обеспечивают ребенку возможность заниматься в библиотеках, посещать музеи, отдыхать на природе. Кроме этого, с детьми важно много беседовать.

Дети, жизненный опыт которых включает широкий набор различных ситуаций и которые умеют справляться с проблемами общения, радоваться разносторонним социальным взаимодействиям, будут лучше других детей адаптироваться в новой обстановке и положительно реагировать на происходящие вокруг перемены.

4. Семья – это место формирования поведения ребенка. Родители влияют на поведение ребенка, поощряя или осуждая определенные типы поведения, а также применяя наказания или допуская приемлемую для себя степень свободы в поведении ребенка. В детстве именно у родителей ребенок учится тому, что ему следует делать, как вести себя.

5. Общение в семье – залог успешности будущего ребенка. Общение в семье позволяет ребенку вырабатывать собственные взгляды, нормы, установки и идеи. Развитие ребенка будет зависеть от того, насколько хорошие условия для общения предоставлены ему в семье; развитие также зависит от четкости и ясности общения в семье. Таким образом, семья выступает залогом успешности или неспешности развития ребенка.

Семья поставлена сегодня в тяжелые экономические условия, расшатывающие и нравственные устои. Статистика свидетельствует: проблемы семьи и социальное сиротство – на первом месте. Все больше встречается беспризорных детей, брошенных родителями, бездомных, бродяг. Доля бытовых травм, полученных детьми из-за невнимания, беспечности родителей, достигла 70% от общего числа зарегистрированных травм и отравлений детей моложе 14 лет. Растет количество детских самоубийств, в г. Ростове в период с январь по март 2013г. зарегистрировано 43 случая с летальным исходом, 1145 случаев обращения о преступлениях против несовершеннолетних, наибольшую опасность для детей составляет нахождение в семьях в которых либо мать одиночка проживающая с сожителем, а так же злоупотребляющие алкоголем, семьи с асоциальным образом жизни (ассоциальных). В связи с чем в последние годы усилилось внимание к изучению семьи как воспитательного института. Однако возможности ученых в исследованиях ограничены в связи с тем, что семья представляет собой достаточно замкнутую ячейку общества, неохотно посвящающую посторонних во все тайны жизнедеятельности, взаимоотношений, ценностей, которые она исповедует. В то же время следует учесть уникальность и неповторимость каждой семьи. Супружеские отношения являются одним из главных факторов, влияющих на психологический микроклимат в семье. Следовательно, они обусловливают стиль воспитания а так же характер системы отношений «родители – ребенок».

Л. Б. Шнейдер пишет что: «Гармоничное развитие личности ребенка возможно при сохранении и укреплении его здоровья, определяемого как состояние физического, психического и социального благополучия. Психическое здоровье включает в себя благополучие ребенка в эмоциональной и познавательной сфере, развитии характера и формирование личности, нервно психическое состояние детей». (1, с.461) Это возможно только в семье. Ребенок является частью семьи. Семья без ребенка не является полной, так же как ребенок без семьи. «Ребенок берет от семьи все, что необходимо для его роста и развития. В свою очередь и семья получает от ребенка все, что необходимо для ее роста и развития» (2, с.287). Наблюдается определенная взаимозависимость и взаимовлияние, идущие в обоих направлениях, от ребенка к семье и обратно.

  1. Шнейдер Л.Б. — Семейная психология; Издательства: Академический проект, Деловая книга, 2007 г
  2. Клейберг Ю. А. Психология девиантного поведения. — М.:2001
  3. Райе Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб. «Питер», 2000г.

Влияние внутрисемейных взаимоотношений на формирование личности ребенка

Стабильность в семье – это главный фактор психического здоровья ребенка и его эмоционального равновесия.

Необходимо выделить следующие факторы влияния на становление личности ребенка в семье: - Состав семьи, взаимоотношения между матерью и отцом. Разлука с одним из родителей приводит к развитию у ребенка чувства депрессии, страха. - Уровень образования родителей, их совместимость, психологическая атмосфера в семье. Нормы морального поведения ребенок усваивает под влиянием образцов поведения у родителей. - Влияние родителей и их отношений к детям.

Два типа внутрисемейных взаимоотношений:

1. Семья, в которой демократический стиль общения родителей с детьми. Взрослые стремятся правильно формировать личность ребенка, помочь его способностям развиться, дисциплинируют его. Стремятся, чтобы в их семье всегда было взаимопонимание, эмоциональная близость, сочувствие.

2. Семья, в которой авторитарный стиль общения одного или обоих родителей с детьми. Взрослые постоянно контролируют поведение, желания, мысли детей. Они хотят, чтобы их ребенок делал только так, как они считают нужным. Это может привести к конфликтам. У ребенка формируется не правильное о себе мнение. Он может стать агрессивным, замкнутым, закомплексованным.

Общая атмосфера внутри семьи складывается благодаря каждодневному взаимодействию.

Выделяют следующие виды отношений внутри семьи:

1. Сотрудничество – это поддержка во взаимоотношениях. Удовлетворяются более значимые потребности всей семьи. Вся семья, и родители, и дети чувствуют себя значимыми, получают необходимую помощь и понимание.

2. Паритет – союзнические отношения , основанные на получении общей выгоды, которая всех удовлетворяет. На второй плат отходит значение каждого из членов семьи.

3. Соревнование – каждый стремиться быть во всем быстрее, любыми средствами добиться своего. Мнение другого члена семьи не интересует.

4. Конфронтация – стремление одному главенствовать над другими.

5. Антагонизм – противоборство двух или трех сторон, которые не могут прийти к компромиссу.

Когда проявляются такие отношения, как антагонизм, соревнование, конфронтация возникает эмоциональное отчуждение у детей от родителей, утрачивается контакт защиты между детьми и родителями, это может служить причиной бесконтрольного поведения детей, дети убегают из дома и бродяжничают. Если во время не вылечить детский невроз, то в дальнейшем это отрицательно скажется на его жизни.

Несколько рекомендаций для улучшения внутрисемейных отношений с целью правильного формирования личности ребенка:

1. Родителям необходимо постараться не быть чересчур требовательными, прислушиваться к мнению друг друга и к ребенку, чтобы не потерять авторитет у него. Ведя себя как на соревнованиях, родители показывают ребенку, что необязательно обращать внимание на желания других людей. Но и не надо потакать во всем. Родительские требования должны быть адекватными, справедливыми, и тогда ребенок будет понимать, что от него хотят. Ребенку необходимо объяснять, почему они не могут выполнить какое-либо его требование.

2. Родителям не надо никогда требовать от их ребенка, того, что они сами никогда не сделают. Дети чувствуют к себе несправедливое отношение.

3. Родителям необходимо стараться быть друзьями и по отношению друг другу и к своему ребенку. Когда в семье доверительная и дружелюбная атмосфера, родители учитывают мнение друг друга и их ребенка, то в будущем им не придется думать, почему их ребенок такой замкнутый, скрытный, враждебный.

4. В семье всем необходимо общаться между собой наравне. Это сделает взаимоотношения между членами всей семьи доверительными, открытыми.

5. Все возникающие проблемы, конфликты необходимо решать совместно на семейном совете.

Навигация

Внутрисемейные отношения и их влияние на развитие личности ребенка Текст научной статьи по специальности Народное образование. Педагогика

Аннотация
научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Никифорова Р. Р. Ульянова Е. М.

Article shows that the role of the family in the child#39;s life immeasurably high in importance. All his life must pass in the family. A child living in a family going through a whole range of emotions and relationships in it. This leaves a mark on his soul

Научная статья по специальности Народное образование. Педагогика из научного журнала Сборники конференций НИЦ Социосфера , Никифорова Р. Р. Ульянова Е. М.

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

Никифорова Р. Р. Ульянова Е. М. Внутрисемейные отношения и их влияние на развитие личности ребенка // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2013. №31. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/vnutrisemeynye-otnosheniya-i-ih-vliyanie-na-razvitie-lichnosti-rebenka (дата обращения: 16.09).

Никифорова Р. Р. et al. Внутрисемейные отношения и их влияние на развитие личности ребенка Сборники конференций НИЦ Социосфера (2013). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/vnutrisemeynye-otnosheniya-i-ih-vliyanie-na-razvitie-lichnosti-rebenka (дата обращения: 16.09).

Никифорова Р. Р. Ульянова Е. М. (2013). Внутрисемейные отношения и их влияние на развитие личности ребенка. Сборники конференций НИЦ Социосфера URL: http://cyberleninka.ru/article/n/vnutrisemeynye-otnosheniya-i-ih-vliyanie-na-razvitie-lichnosti-rebenka (дата обращения: 16.09).

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

Никифорова Р. Р. Ульянова Е. М. Внутрисемейные отношения и их влияние на развитие личности ребенка // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2013. №31 С.056-059.

Никифорова Р. Р. et al. Внутрисемейные отношения и их влияние на развитие личности ребенка Сборники конференций НИЦ Социосфера (2013).

Никифорова Р. Р. Ульянова Е. М. (2013). Внутрисемейные отношения и их влияние на развитие личности ребенка. Сборники конференций НИЦ Социосфера

Источники: http://nsportal.ru/vuz/psikhologicheskie-nauki/library/2013/05/21/vliyanie-vnutrisemeynykh-otnosheniy-na-razvitie, http://girafejournal.com/129-vliyanie-vnutrisemeynykh-vzaimootnosheniy-na-formirovanie-lichnosti-rebenka.html, http://cyberleninka.ru/article/n/vnutrisemeynye-otnosheniya-i-ih-vliyanie-na-razvitie-lichnosti-rebenka

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

Избранные статьи

Вязание спицами детей простые узоры

К этой группе относятся далее...

Вязание крючком детей ютубе

Ажурная салфетка крючком Представляем далее...

Схемы вязания пончо детей

LiveInternet LiveInternet Пончо пуловер Пончо-пуловер. далее...

Генферон лайт 250 свечи детям

Генферон лайт свечи 250 тыс. ме, далее...

Популярные статьи

Интересно