Главная » Личность ребенка

Социализация личности ребенка в доу

Статья по теме:
Социализация дошкольника.

Социализация - пропитывание человека обществом.

Знакомясь с Федеральными Государственными требованиями трудно не заметить, какое большое значение уделяет государство социально - личностному развитию детей. Социализация детей сегодня - это процесс, направленный на вхождение ребёнка в социокультурную среду современного общества, которое требует инициативных молодых людей, способных найти своё место в жизни, восстановить русскую духовную культуру и традиции, нравственно стойких, социально адаптированных, способных к саморазвитию и постоянному самосовершенствованию.

В связи с этим проблема социально-личностного развития - развитие ребёнка во взаимодействии с окружающим его миром - становится не просто актуальной на данном современном этапе, но и одной из самых важных.

Социально-педагогическая деятельность в условиях ДОУ – это та работа, которая включает деятельность педагога, направленную на помощь ребенку в развитии собственной индивидуальности, организации себя, своего психологического состояния; помощь в решении возникающих проблем и их преодолении в общении; а также помощь в становлении маленького человека в обществе.

Социализация – это процесс, который сопровождает человека всю жизнь и начинается практически с рождения. В этой статье расскажу процессе социализации ребёнка, о том, чему ребёнок учится в его ходе, а также о проблемах, которые нередко возникают во время взаимодействия со сверстниками, и о том, как мы, педагоги, можем помочь ребёнку преодолеть эти проблемы.

Знакомство дошкольников с окружающим миром

Дошкольники, в казалось бы, самый беззаботный период детства, проходят, по мнению ученых, один из сложнейших путей в своем развитии. Окружающий мир стремительно входит в жизнь ребенка, наполняя ее все новыми и новыми знаниями и открытиями. Это особенно важный период, так как именно в этом возрасте начинается социализация детей в обществе. Они учатся взаимодействовать с окружающим их миром, контролировать свои действия и эмоции, развивается их практическое мышление. Дошкольники начинают отождествлять свое «Я» и отдельное «Общество», где-то к шести годам эта позиция окончательно закрепляется в их сознании.

Детский сад – начало социальной жизни ребенка

Первое знакомство с социальной жизнью, ее закономерностями и причинно-следственными связями происходит в образовательной среде детского сада, где все окружающие детей люди играют каждый свои роли. Это и родители, и педагоги-воспитатели и сами дети - сверстники дошкольника. В детском саду, помимо общественного окружения, расширяется и предметный мир ребенка, за пределами дома он видит множество новых, созданных человеком вещей, узнает об их свойствах и применении. Кроме того, в дошкольном образовательном учреждении, помимо впитывания всего нового, у ребенка появляется возможность раскрыть и проявить свою индивидуальность. Специальные же методы обучения детей - психолого-педагогические приемы - направленно активизируют его социальное познание.

Активизация социального познания

Для активизации социального познания дошкольник должен пройти и пережить особо важные ступени социализации. В этом ему помогают взрослые и воспитатели в детском саду, которые в игровой форме, используя специальные методы и приемы, обучают детей.

1. Ребенку нужно понять и освоить так называемые социальные дистанции и пространство. Чтобы поведение дошкольника было корректно, воспитатели играют с детьми в игры, цель которых – обучить чувству социальной дистанции при общении с другими людьми, продемонстрировать виды эмоциональных взаимоотношений.

2. Понятие события, того, что когда-то произошло. Педагоги намеренно создают в детском коллективе события и учат детей выделить главное из заданной ситуации, выразить свое отношение, дать свою эмоциональную оценку происходящему, что в совокупности дает стимул для формирования эмоционального и волевого развития дошкольников.

3. Большое влияние на детей дошкольного возраста оказывают значимые для них взрослые. Обычно это родители, ближайшие родственники, друзья семьи или воспитатели, все те, с кем ребенок хорошо знаком и кому он доверяет. Выбрав для себя значимого взрослого, ребенок тянется к нему, ищет общения, разделяя с ним свои мысли, мнения и рассуждения.

4. Очень важны для детей ролевые игры, в которых они играют социальные роли взрослых, так они расширяют уже знакомые им социальные рамки, давая возможность примерить бытовые или профессиональные роли, развивать воображение, модулируя будущее.

5. Экскурсия во взрослую жизнь, в школу, является традиционным мероприятием. Детям дается возможность побыть в школьной среде, увидеть учителей и школьников, классы, столовую, спортивный зал. Такая экскурсия подготовит дошкольника к его новому социальному статусу и дальнейшей социализации в школе, к успешному входу в новый для него коллектив.

Признаки успешной социализации школьников

Жизнь показывает, что дети школьного возраста, пройдя этап первой социализации в детском саду, уже заметно отличаются в своем поведении от дошкольников. Они становятся активными участниками жизни общества; участвуют в жизни коллектива, занимаются в группах, откликаются на просьбы или предлагают свою помощь сами, дают и слушают советы, интересуются жизнью взрослых из своего окружения. Все это следствия постепенной и грамотной активизации социального познания с помощью взрослых: познания себя, окружающего мира и взаимодействие с ним.

Используемая литература и интернет-источники:

  1. Голованова Р.Ф. Социализация и воспитание ребенка: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, 2004г.
  2. Сертакова Н. М. «Игра как средство социальной адаптации дошкольников». 2009г.
  3. Солодянкина О.В. «Социальное развитие ребенка дошкольного возраста». 2006г.
  4. http://phis.org.ru
  5. http://apruo.ru

Роль дошкольного образовательного учреждения в процессе социализации ребенка ROLE OF THE PRE-SCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTION IN THE CHILD#39;S SOCIALIZATION PROCESS Текст научной статьи по специальности Народное образование. Педагогика

  • СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ ,
  • ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ,
  • НРАВСТВЕННОСТЬ ,
  • СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ ,
  • ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ,
  • ПЕДАГОГИКА ,
  • SOCIAL EDUCATION ,
  • EARLY CHILDHOOD EDUCATION ,
  • EDUCATIONAL PROGRAM ,
  • MORALITY ,
  • SOCIAL AND PERSONAL DEVELOPMENT

Аннотация
научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Мирина Ольга Леонидовна

Статья посвящена актуальным вопросам развития социальной грамотности у детей до-школьного возраста и тем проблемам, с которыми сталкиваются специалисты в области дошкольного образования в данной сфере.

Abstract 2013 year, VAK speciality — 13.00.00, author — Mirina Olga Leonidovna

Article is devoted to the development of social literacy in preschool children and the problems faced by professionals in the field of early childhood education in this field.

Научная статья по специальности Народное образование. Педагогика из научного журнала Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 9: Исследования молодых ученых , Мирина Ольга Леонидовна

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

Мирина Ольга Леонидовна Роль дошкольного образовательного учреждения в процессе социализации ребенка // Вестник ВолГУ. Серия 9: Исследования молодых ученых. 2013. №11. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/rol-doshkolnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-v-protsesse-sotsializatsii-rebenka (дата обращения: 15.09).

Мирина Ольга Леонидовна Роль дошкольного образовательного учреждения в процессе социализации ребенка Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 9: Исследования молодых ученых (2013). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/rol-doshkolnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-v-protsesse-sotsializatsii-rebenka (дата обращения: 15.09).

Мирина Ольга Леонидовна (2013). Роль дошкольного образовательного учреждения в процессе социализации ребенка. Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 9: Исследования молодых ученых URL: http://cyberleninka.ru/article/n/rol-doshkolnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-v-protsesse-sotsializatsii-rebenka (дата обращения: 15.09).

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

Мирина Ольга Леонидовна Роль дошкольного образовательного учреждения в процессе социализации ребенка // Вестник ВолГУ. Серия 9: Исследования молодых ученых. 2013. №11 С.89-92.

Мирина Ольга Леонидовна Роль дошкольного образовательного учреждения в процессе социализации ребенка Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 9: Исследования молодых ученых (2013).

Мирина Ольга Леонидовна (2013). Роль дошкольного образовательного учреждения в процессе социализации ребенка. Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 9: Исследования молодых ученых

Социализация личности дошкольника как условие успешное подготовки ребёнка к обучению в школе.

Приступая к школьному обучению, ребенок должен быть готов не только усвоению знаний, но и к кардинальной перемене всего образа жизни. Однако многие родители до сих пор а кцентируют свое внимание на интеллектуальной подготовке ребенка к школе и часто упускают из виду социальную готовность, включающие в себя такие учебные навыки, от которых существенно зависят будущие школьные успехи.

Социальная готовность подразумевает потребность в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп, а также навыки коммуникативной инициативы и самопрезентации.

Стоит отметить, что социализация человека начинается с момента его рождения и протекает непрерывно на протяжении всей жизни. Социализации дошкольников в детском саду уделяется большое внимание.

Так как игра является основной деятельностью ребёнка, то и процесс его социализации осуществляется в первую очередь через игру. В играх ребёнок достигает определённого социального развития. Он вступает в различные отношения с детьми по игре. В совместных играх дети учатся считаться с желаниями и интересами своих товарищей, ставить общие цели и действовать сообща.

Кроме игры ведущую роль в социальном развитии ребёнка-дошкольника играют коммуникативные способности. Они позволяют различать те или иные ситуации общения, понимать состояние других людей в различных ситуациях и на основе этого адекватного выстраивать своё поведение. Оказываясь в какой-либо ситуации общения с взрослыми или сверстниками (в детском саду, на улице, в транспорте и т.д.), ребёнок с развитыми коммуникативными способностями сможет понять, каковы внешние признаки данной ситуации и по каким правилам в ней нужно действовать. В случае возникновения конфликтной или другой напряжённой ситуации такой ребёнок найдёт позитивные способы её преобразования. В результате в значительной степени снимается проблема индивидуальных особенностей партнёров по общению, конфликтов и других негативных проявлений.

Социальная готовность к обучению в школе представляет собой готовность ребенка к новым формам общения, новому отношению к окружающему миру и самому себе, обусловленным ситуацией школьного обучения.

Часто родители дошкольников, рассказывая детям о школе, стараются создать эмоционально однозначный образ. То есть говорят о школе только в позитивном или только негативном ключе. Родители полагают, что тем самым они прививают ребенку заинтересованное отношение к учебной деятельности, которое будет способствовать школьным успехам. В действительности же ученик, настроенный на радостную, увлекательную деятельность, испытав даже незначительные негативные эмоции (обиду, ревность, зависть, досаду), может надолго потерять интерес к учебе.

Ни однозначно позитивный, ни однозначно негативный образ школы не приносит пользы будущему ученику. Родителям следует сосредоточить свои усилия на более подробном знакомстве ребенка со школьными требованиями, а главное - с самим собой, своими сильными и слабыми сторонами.

Важнейшими показателями социальной готовности являются:

· умение понимать и выполнять распоряжения и задания, которые дают ребенку взрослые;

· умение считаться с другими, уступать и подчиняться им при необходимости;

· умение приспосабливаться и адаптироваться;

· способность самому решит свои простейшие проблемы, обслужить себя.

В тексте консультации Вам встретились слова, которые могут потребовать дополнительных комментариев.

Детская группа – это сообщество детей, объединённых совместной деятельностью и сопереживанием.

Коммуникация – общение, передача информации от человека к человеку.

Коммуникативная инициатива школьника – способность ученика осознанно организовывать своё взаимодействие с учителем и одноклассниками.

Коммуникативные способности – это знания, умения и навыки, связанные с процессом общения людей. Они включают в себя умения слушать и понимать человека, устанавливать с ним хорошие личные и деловые взаимоотношения, оказывать на него психологическое влияние.

Конфликтная ситуация – это ситуация, в которой каждая из сторон стремится занять позицию, несовместимую и противоположную по отношению к интересам другой стороны.

Самопрезентация – это управление впечатлением, которое человек производит на окружающих;

– демонстрация собственной личности в системе внешних коммуникаций.

Социализация личности – процесс включения человека в социальную группу, жизнь общества;

– усвоение человеком социального опыта, накопленного другими людьми и обществом в целом

– процесс усвоения человеком образцов поведения, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе.

Источники: http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/10/30/sotsializatsiya-doshkolnika, http://cyberleninka.ru/article/n/rol-doshkolnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-v-protsesse-sotsializatsii-rebenka, http://xn--25-jlc9av4b.xn--p1ai/index.php/more-about-parents/142-2012-03-23-10-33-41

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

Избранные статьи

Вязание спицами норвежские узоры схемы для детей

НОРВЕЖСКИЕ УЗОРЫ схемы На этой страничке далее...

Сколько мл съедает новорожденный за одно кормление

Сколько молока съедает новорожденный за одно далее...

Аллергия ребенка 10 лет

1 год - 3 далее...

Язвочки во рту у ребенка лечение

Если у ребенка во рту появились язвочки или далее...

Популярные статьи

Интересно