Главная » Личность ребенка

Социализация личности ребенка школе

Роль школы в социализации ребенка

09 января 2014 г. 0

Вы когда-нибудь задумывались над тем, что такое школа и какую роль она играет в жизни ребенка? Почему каждый ребенок не просто может, а обязан пройти обучение в школе? Только лишь ради получения базовых знаний и навыков? Или быть может потому что так решило наше правительство? Нет, нет, и еще раз нет. Школа важна, прежде всего, тем, что она является мощнейший инструментом социализации ребенка. благодаря которому общество получает не столько образованного, сколько умеющего жить в социуме члена общества.

Несмотря на распространенное мнение, что роль школы, равно как и семьи, в социализации личности заметно уменьшилась, а возросла роль телевидения, средств массовой информации, массовой культуры, некоторые факторы позволяют утверждать, что среди институтов социализации школа и внешкольные учебные заведения по-прежнему занимают одну из ведущих позиций.

Что это за факторы? Давайте вместе их рассмотрим, но для начала разберемся с тем, что такое социализация.

Что такое социализация личности

Социализация личности - это многогранный процесс, включающий в себя как педагогические (воспитание и самовоспитание), так и социальные (объективные условия жизнедеятельности, различные социальные институты) воздействия, отражающиеся во взглядах и проявляющиеся в поведении личности. Они взаимосвязаны между собой и выступают в совокупности, обеспечивая как непосредственное, так и опосредованное влияние на личность ребенка.

Социализация - это процесс и результат усвоения и воспроизведения личностью социального и культурного опыта, присущего для данного общества, социальной общности, группы (то есть, усвоения и воспроизводства ценностей, норм, образцов поведения). Социализация человека может успешно изучаться только при условии объединения усилий многих наук - философии, истории, психологии, антропологии, культурологии, социологии, педагогики.

Школа, как институт социализации

Значимость школьной социализации сегодня обусловлена, в первую очередь, обязательностью и длительностью пребывания ребенка в учебном заведении. Кроме того, для ребенка школа является едва ли не основной моделью социального мира, поскольку именно в школьные годы осваиваются те законы, по которым живут взрослые, и способы существования в рамках этих законов (межличностные отношения, социальные роли и т.д.). При этом отметим, что школьная социализация ребенка осуществляется не столько за счет задушевных бесед с учителями, уроков, общения со сверстниками или публичных выступлений, сколько благодаря особой атмосфере школьной жизни.

Доктор педагогических наук Анатолий Викторович Мудрик, автор инновационных программ, направленных на воспитание и социализацию детей, уверен, что современная школа владеет всеми механизма социализация, в следствии чего способна оказывать активное влияние не только на ребенка, но и на общественную жизнь в целом. Среди основных механизмов школьной социализации Анатолий Викторович выделяет два основных направления:

  • социально-психологическое - неосознанное усвоение ребенком норм социального поведения, подражание какому-либо примеру, неосознанное отождествление себя с каким-либо человеком (или группой).
  • социально-педагогическое - усвоение ребенком принятых в нашем обществе эталонов поведения, норм, стереотипов и взглядов.

Иными словами, за время пребывания в школе ученики не только получают базовые знания, но и вольно или невольно усваивают новые социальные роли, моральные нормы и ценности.

Проблемы школьной социализации

Одновременно с признанием школы, как одного из значимых инструментов социализации детей. специалисты констатируют тот факт, что школьная социализация сегодня имеет явную проблему. А именно, современные подходы к социализации личности в школе опираются преимущественно на теоретически-просветительском аспекте, исключая из жизни школьника активное социальное воздействие извне.

Пути решения этой проблемы специалисты видят в:

  • постепенном внедрении в систему работы учебных заведений психолого-педагогического проектирования социального развития личности,
  • стимулировании социально-коммуникативной активности школьников,
  • создании единой системы воспитательных воздействий семьи и школы.

Помимо этого, чтобы вклад учебного заведения в социализации молодого поколения был действенным и влиятельным, необходимо внедрять новейшие социальные программы в теорию и практику социального воспитания молодежи. Поэтому формирование социальной зрелости личности в условиях современного образовательного пространства является одной из наиболее актуальных проблем педагогической науки.

Школа как ведущий фактор социализации

Подобные документы

Влияние на процесс социализации ребенка агентов социализации (семья, детский сад, общество). Характеристика процесса социализации у ребенка от 3 до 7 лет. Формы, методы и приемы сюжетно-ролевой игры, оказывающие влияние на социализацию дошкольника.

реферат, добавлен 23.12

Определение, основные факторы и механизмы социализации. Становление личности дошкольника в контексте социального окружения. Влияние особенностей семейного воспитания на развитие дошкольников как ведущий фактор социализации дошкольного возраста.

курсовая работа, добавлен 03.10

Неблагополучная семья как институт десоциализации ребенка. Принципы семейного воспитания. Особенности личностного развития ребенка в дисфункциональных семьях. Психологические механизмы социализации личности. Ее зависимость от семейного благополучия.

дипломная работа, добавлен 13.01

Социальная педагогика как учебный предмет. Человек как жертва неблагоприятных условий социализации. Принцип гуманистической направленности воспитания. Сущность, этапы и составляющие процесса социализации. Самоизменение человека в процессе социализации.

реферат, добавлен 25.11

Структура, функции и динамика современной семьи. Важность ее влияния на становление и развитие личности ребенка. Механизмы социализации ребенка. Программа педагогической помощи по формированию и коррекции взаимоотношений между родителями и детьми.

дипломная работа, добавлен 08.06

Роль соотношения направленного процесса социализации и стихийного воздействия на индивида в педагогическом процессе. Место массовых мероприятий в школьной работе по социализации. Значение педагогического сотрудничества педагогов, родителей и ребенка.

реферат, добавлен 25.01

Рассмотрение различных стилей семейного воспитания и их влияния на социализацию ребенка. Проведение диагностики уровня успешной социализации младших школьников. Положительное влияние на успешную социализацию демократического стиля семейного воспитания.

курсовая работа, добавлен 26.03

Характеристика задач воспитания детей дошкольного возраста - выработки определенного мировоззрения и поведения, гармонического развития человеческой личности. Взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения в процессе социализации ребенка.

курсовая работа, добавлен 06.06

Изучение внеурочной работы и социализации школьников, форм и функций внеклассной работы. Анализ динамики развития внеклассной работы. Изучение опыта организации внеурочной работы в МОУ школа №2. Изучение вовлеченности учащихся во внешкольную работу.

дипломная работа, добавлен 07.07

Понятие и основные стадии социализации, сферы ее распространения в обществе. Социализированный человек как результат процесса социализации. Особенности социализации детей-сирот. Пути совершенствования социального воспитания в детском доме Родник .

дипломная работа, добавлен 25.10

Механизм процесса социализации, его личностный характер и реализация через деятельность личности. Педагогическая природа, сущность и функции процесса социализации. Организация деятельности, мотивация, осмысление, переживание, стимулирование деятельности.

контрольная работа, добавлен 29.03

Понятие норма и отклонение от нормы в контексте процесса социализации. Возможности влияния семьи на социализацию подростков. Особенности организации социально-педагогической деятельности с семьёй по профилактике девиантного поведения подростков.

курсовая работа, добавлен 05.03

Актуальность работы социального педагога в школе в современных условиях, ее основное содержание и предъявляемые требования. Взаимодействие семьи и школы как фактор успешной социализации ребенка, анализ работы социального педагога в данном процессе.

курсовая работа, добавлен 26.09

Процесс социализации в детских домах и интернатах. Эстетическое воспитание учащихся вспомогательной школы. Сложности проведения театрализованной деятельности с умственно отсталыми детьми. Принципы организации школьного театра. Советы руководителю.

курсовая работа, добавлен 20.03

Школа как важный институт социализации личности. Цели современного школьного образования. Сущность игровых методик. Отношения в педагогическом коллективе. Варианты улучшения взаимодействия школы, семьи и досуговых учреждений в процесс развития ребенка.

курсовая работа, добавлен 28.11

Особенности социализации подростков с осложненным поведением. Классификация категорий и групп. Технологии профилактической и коррекционно-развивающей деятельности в работе с подростками осложненного поведения в условиях общеобразовательной школы.

дипломная работа, добавлен 02.12

Характеристика семьи с точки зрения первичного института и фактора социализации младшего школьника. Особенности социализации ребенка в семье. Характеристика социально-педагогической поддержки неполной семьи в вопросах социализации младшего школьника.

курсовая работа, добавлен 10.01

Понятие и сущность полоролевой социализации детей среднего дошкольного возраста. Задачи, содержание, принципы полового воспитания. Специфика и средства воспитания мальчиков и девочек. Система работы воспитателя, направленная на полоролевую социализацию.

дипломная работа, добавлен 20.01

Построение учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе без учета индивидуальности ребенка. Жизнь одаренных детей в школе и проблемы их социализации. Опытно-экспериментальная работа по организации воспитательной работы с одаренными детьми.

курсовая работа, добавлен 22.11

Определение и сущность, механизмы и факторы социализации. Отношение учащихся к здоровому образу жизни и их представления о здоровьесберегающей среде, деятельность социального педагога в ее организации. Исследования семейной и школьной среды учащихся.

дипломная работа, добавлен 23.08

Социализация личности ребенка с патологией зрения в условиях современной общеобразовательной школы

Учащиеся муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 19 города Ставрополя.

На базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы с углубленным изучением отдельных предметов № 19 города Ставрополя функционируют специальные (коррекционные) классы IV вида для слабовидящих детей.
В МБОУ СОШ № 19 города Ставрополя главной задачей, стоящей перед педагогами, является обучение и воспитание детей с особыми образовательными потребностями (с патологией зрения). Кроме нарушения зрения дети имеют вторичные дефекты: задержка психического развития, нарушения речи, нарушения опорно-двигательного аппарата, психические расстройства и расстройства поведения. Все педагоги, работающие в специальных (коррекционных) классах IV вида, решают не только образовательные и воспитательные задачи, но и восполняют недостатки развития детей с нарушениями зрения, исправления у них вторичного дефекта, т.е. проводят коррекционную работу. Это обеспечивает возможность полноценного усвоения программного материала общеобразовательной школы, способствует развитию познавательной активности, адаптации и в дальнейшем интеграции слабовидящих детей в общество.
В школе есть все необходимое для изучения обязательных учебных дисциплин и предметов (по выбору), но для создания условий, способствующих социальной реабилитации слабовидящих детей, необходимо было оборудовать комнату социально-бытовой ориентировки для обучения детей с ОВЗ навыкам самообслуживания на базе общеобразовательной школы.
Цель работы комнаты социальной адаптации состоит не столько в оказании пассивной помощи – сделать за ребенка с ОВЗ , сколько в обучающей – сделать вместе с ним , а затем – предоставить ему возможность сделать самому .

Проведенные мероприятия
27 сентября 2013 года администрация МБОУ СОШ № 19 г. Ставрополя провела дискуссионный круглый стол Социализация личности школьника с патологией зрения в условиях современной общеобразовательной школы . В работе круглого стола приняли участие: Прядко Наталья Анатольевна, методист ГБУСО Ставропольский реабилитационный центр , Фитисов Алексей Владимирович, доцент кафедры дефектологии СКФУ, Тодис Ольга Тимофеевна, психолог Ставропольской краевой библиотеки для слепых и слабовидящих им. В.В. Маяковского, Ледовская Евгения Юрьевна, тренер по плаванию ЦАФКС, Самарская Марина Владимировна, председатель общешкольного комитета, преподаватели и специалисты по коррекционной работе в области инклюзивного образования.

Основными темами круглого стола стали: развитие и совершенствование инклюзивного и интегрированного образования, социализация школьников с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы.

Итоги круглого стола:
1) Заключены партнерские соглашения с ФГАОУ ВПО Северо-Кавказский федеральный университет, Ставропольский государственный педагогический институт, краевой библиотекой им. В.В.Маяковского (для слепых и слабовидящих), с ГБУСО Ставропольский реабилитационный центр .
2) 28 января состоялось открытие комнаты социально-бытовой ориентировки, где дети с патологией зрения будут учиться самообслуживанию и домоводству. В комнате социально-бытовой адаптации моделируется жилое помещение с разными секторами:
сектор кухонная зона . Оборудование: уголок рабочей зоны кухни с раковиной, электроплита, кухонная посуда, бытовые кухонные электроприборы. Технические средства: приспособления для чистки продуктов, специальные разделочные доски, вспомогательные средства для открывания банок, бутылок, нескользящие коврики под посуду.
Сектор для ведения домашнего хозяйства. Технические средства: совки, щетки, губки, половые швабры.
Сектор Прихожая . Оборудование: мебель, вешалки. Технические средства: рожки для обуви, средства для ухода за обувью (щетки, губки).
Сектор Жилая комната с рабочим столом, телевизором, креслами. Технические средства: швейная машинка, наборы пуговиц, ножницы, утюг, гладильная доска и т.п.
В Санитарно-гигиенической зоне расположен умывальник, набор для ванных комнат (зеркало, полка и др.) и необходимые предметы для формирования навыков личной гигиены.

Планируемые мероприятия.
- Проведение занятий с детьми-инвалидами по социально-бытовой ориентировке на постоянной основе, согласно расписанию.
- Проведение опроса и анкетирование детей-инвалидов и их родителей.

http://www.vechorka.ru/ 30.01.14 Не видя разницы. Слабовидящие ученики школы №19 пригласили гостей на чай
02.02 г. В школу с лупой
03.10 г Школа, в которой каждому рады

Очевидно, есть причины для этого.
Сформулируйте их сжато в данном поле и мы перешлем их организатору инициативы.
В случае отсутствия причин (поле останется пустым) выбранные баллы не будут засчитаны сразу.
В случае размещения в данном поле спама или текстового мусора,
выбранные баллы будут аннулированы после проверки модератором.

Внимание! Если будут обнаружены попытки манипуляции рейтингом
(занижающие оценки с однотипными и оскорбительными пояснениями к этим оценкам)
выбранные баллы будут аннулированы.

Источники: http://fulledu.ru/articles/school/shkolnaya-zhizn/article/68_rol-shkoly-v-socializacii-rebenka.html, http://allbest.ru/k-3c0b65625a2bc68a4d43a88521216c27.html, http://premiagi.ru/initiative/976

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

Избранные статьи

Игры родить ребенка больнице

Очень важно, чтобы в женской консультации указали правильную дату далее...

По ночам ребенок захлебывается соплями что делать

Кашель при аденоидите Девочки, подскажите, ребенок кашляет до рвоты далее...

Микляева н в социально нравственное воспитание дошкольников

Микляева Н.В. Микляева Ю.В. Ахтян А.Г. Социально-нравственное далее...

Диклон свечи для детей инструкция

ДИКЛОФЕНАК Суставной синдром (ревматоидный артрит. остеоартрит, анкилозирующий спондилит, подагра), дегенеративные далее...

Популярные статьи

Интересно