Главная » Личность ребенка

Развитие личности ребенка неблагополучной семье

Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского, Украина

Влияние неблагополучной семьи на отклоняющиеся поведение подростков

Важность данной проблемы заключается в том, что деформация личности под влиянием семьи, ее психологической неустойчивости начинается с раннего детства. Именно на этой стадии под влиянием неблагоприятных факторов возникают вредные для дальнейшего развития ценностные установки. В отличие от общественного семейное воспитание основано на чувствах любви, взаимного уважения. Именно они определяют нравственную атмосферу семьи, взаимоотношения ее членов, сопровождая человека с рождения и до взрослости. Так должно быть. Но, увы, бывают досадные исключения. Если в семье нет гармонии чувств, если не создана нравственная атмосфера, если взрослые подвержены низменным человеческим страстям, то развитие личности осложняется, семейное воспитание из без­условно положительного становится отрицательным фактором формирования личности [1, с.67].

К наиболее острым проблемам современной семьи относятся: изменение типа взаимоотношений взрослых и детей — они чаще всего формальны, трудности молодой семьи, возросшая тревога родителей за своих детей, за их здоровье, учёбу, будущее. Многие взрослые не могут научить детей жить в обществе: они сами дезориентированы. На фоне семейных конфликтов очень часты скандалы, разводы.

Целью данной статьи является изучить влияние неблагополучной семьи на отклоняющиеся поведение подростков.

Под неблагополучной семьёй понимают такую семью, в которой нарушена структура, размыты внутренние границы, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, вследствие чего нарушается психологический климат в ней, и появляются «трудные дети» [2, с.67].

Одним из самых мощных неблагополучных факторов, разрушающих не только семью, но и душевное равновесие ребенка, является алкоголизм родителей. Как отмечают психологи (Б. С. Братусь, В. Д. Москаленко, Е. М. Мастюкова, Ф. Г. Углов и др.), взрослые в такой семье, забыв о родительских обязанностях, целиком и полностью погружаются в «алкогольную субкультуру», что сопровождается потерей общественных и нравственных ценностей и ведет к социальной и духовной деградации. В конечном итоге семьи с химической зависимостью становятся социально и психологически неблагополучными. Жизнь детей в подобной семейной атмосфере становится невыносимой, превращает их в социальных сирот при живых родителях [2, с. 32].

Совместная жизнь с больным алкоголизмом приводит к серьезным психическим нарушениям у других членов семьи, комплекс которых обозначается специалистами таким термином, как созависимость.

Созависимость возникает в ответ на затянувшуюся стрессовую ситуацию в семье и приводит к страданиям всех членов семейной группы. Особенно в этом плане уязвимыми являются дети. Отсутствие необходимого жизненного опыта, неокрепшая психика – все это приводит к тому, что царящая в доме дисгармония, ссоры и скандалы, непредсказуемость и отсутствие безопасности, а так же отчужденное поведение родителей глубоко травмирует детскую душу, и последствия этого морально – психологического травмирования зачастую накладывают глубокий отпечаток на всю дальнейшую жизнь [2. с.4 1 ].

Среди неблагополучных семей большую группу составляют семьи с нарушением детско – родительских отношений. В них десоциализируются влияние на детей проявляются не прямо через образцы аморального поведения родителей, как это бывает в «алкогольных» семьях, а косвенно, вследствие хронических осложненных, фактически нездоровых отношений между супругами, которые характеризуются отсутствием взаимопонимания и взаимоуважения, нарастанием эмоционального отчуждения и преобладанием конфликтного взаимодействия [3, с.59 ].

Независимо от того является ли конфликтная семья шумной, скандальными, где повышенные тона, раздраженность становятся нормой взаимоотношений супругов, или тихая, где супружеские отношения отмечены полным отчуждение, стремление избегать всякого взаимодействия, она отрицательно влияет на формирование личности ребенка и может стать причиной различных асоциальных проявлений в виде отклоняющегося поведения [4. с.32]

Дети, пережившие ссоры между родителями, получают неблагоприятный опыт в жизни. Негативные образы детства очень вредны, они обуславливают мышление, чувства и поступки уже в зрелом возрасте. Поэтому, родители, не умеющие найти взаимопонимания друг с другом, обязаны всегда помнить о том, что даже при неудачном браке в семейные конфликты не должны втягиваться дети. О проблемах ребенка следует думать, по крайне мере, столько же, сколько о своих собственных.

Количество неблагополучных семей в среднем в Украине составляет 3 531, в них детей – 6 534 [1, с.68]

Дети нередко испытывают острый дефицит родительской любви, ласки и внимания из – за служебной или личной занятости супругов. Следствием такого семейного воспитания детей довольно часто становится ярко выраженный эгоизм, заносчивость, нетерпимость, трудности общения со сверстниками и взрослыми. Неадекватное отношение родителей к подростку обуславливает его тревожное состояние, эмоциональный психологический дискомфорт и как следствие – отклоняющее поведение ребенка.

Уровень развития личности подростка зависит и от создания условий родителями. Негативные взаимоотношения между взрослыми и подростком формируются при неблагоприятном климате в семье, и подросток, протестуя против таких отношений, может до конца не осознавая свои поступки идет на крайние меры, иногда в виде девиантного поведения.

На основе этих выводов можно сделать заключение о том, что гипотеза о роли родительского отношения к детям получила свое подтверждение. В юношеском возрасте ребенок избавляется от детской зависимости и переходит к отношениям, которые основаны на взаимном доверии, уважении и относительном, но неуклонно растущем равенстве. В большинстве семей процесс проходит болезненно и воспринимается как вызывающее поведение.

1. Вашутін Соціалізація молоді в сім ’ ї і становлення психології індивіда / О.М. Вашутін // Людина і політика. – 2008. – №4. – С.115

2. Дивицына Н.Ф. Социальная работа с неблагополучными детьми и подростками. Конспект лекций. / Н.Ф.Дивицына – Ростов на Дону. Бином. 2008 – 274с.

3. Социальная психология // под ред Петровского А.В. – М.:Просвещение, 2000. – С.364с

4. Макеев Г. А. Семейная жизнь и дети./ Г.А.Макеев. – Волгоград. Просвещение, 2009 – 253с.

Семья как фактор формирования личности ребенка

Подобные документы

Особенности российской семьи и семейного воспитания. Анализ воспитательного потенциала семьи, ее педагогической культуры. Взаимодействие родителей и педагогов в воспитании подростка. Влияние семьи на становление личности ребенка. Работа педагога с семьей.

курсовая работа, добавлен 22.10

Семья как социальный институт формирования личности ребенка. Роль семьи в воспитании ребенка. Общение родителей и детей как детерминант развития ребенка. Психолого-педагогическая работа по изучению и коррекции детско-родительских отношений.

курсовая работа, добавлен 14.12.2006

Значение воспитания родителей на первых возрастных этапах ребенка. Условия успешного воспитания детей в семье. Факторы тенденции ослабления семейных связей. Коллективные формы взаимодействия педагогов и родителей в совместном воспитательном процессе.

реферат, добавлен 13.03

Психолого-педагогические основы семейного воспитания, его влияние на формирование личности ребенка. Восприятия родителями ребенка как личности и типы взаимоотношений в семье Опытно-экспериментальная работа по анализу семьи как педагогической системы.

курсовая работа, добавлен 03.12

Нарушения в поведении и развитии ребенка. Содержание семейного воспитания. Взаимодействие семьи и школы. Роль классного руководителя в воспитании школьника. Практические методики диагностики семейного воспитания. Педагогическая культура родителей.

курсовая работа, добавлен 30.11

Изучение влияния семьи, как социального института, на формирование личности ребенка. Школа, как координатор совместной деятельности школы и семьи. Пути и способы повышения воспитательного потенциала семьи. Способы педагогического просвещения родителей.

курсовая работа, добавлен 18.02

Семья и ее социальные функции. Стили, типы и виды семейного воспитания и его проблемы. Воспитание детей в различных по структуре семьях. Семья как фактор формирования личности и ее роль в формировании нравственных начал, жизненных принципов ребенка.

курсовая работа, добавлен 26.07

Неблагополучная семья как институт десоциализации ребенка. Принципы семейного воспитания. Особенности личностного развития ребенка в дисфункциональных семьях. Психологические механизмы социализации личности. Ее зависимость от семейного благополучия.

дипломная работа, добавлен 13.01

Сущность и содержание семьи, ее назначение и выполняемые функции, специфика внутрисемейных отношений. Особенности семьи, имеющей ребенка с нарушениями речи. Определение роли семьи в развитии ребенка. Участие семьи в коррекции речевого развития ребенка.

реферат, добавлен 04.02

Особенности формирования личности в дошкольном возрасте. Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения в процессе социализации ребенка на примере ДОУ №22 Родничок . Особенности работы с молодыми родителями по проблеме нравственного воспитания детей.

курсовая работа, добавлен 29.07

Семья как институт первичной социализации ребенка, ее значение в становлении и воспитании личности ребенка. Причины отклоняющегося поведения ребенка, роль в его появлении семьи. Специфика работы социального педагога с неполной семьей, используемые методы.

курсовая работа, добавлен 20.10

Семья как фактор формирования личности в современном обществе. Социальные функции семьи и ее влияние на подростающее поколение. Роль и задачи семейного воспитания в развитии ребенка. Современная семья-ее проблемы и возможные пути их решения.

курсовая работа, добавлен 04.11

Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи - важное условие в воспитании, развитии и подготовке ребенка к учебной деятельности. Активное включение родителей в микросоциум детского сада. Сложности, которые часто возникают в сотрудничестве ДОУ и семьи.

статья, добавлен 01.05

Семья как главный институт воспитания. Варианты социализации в семье: целенаправленный процесс воспитания и механизм социального научения. Составляющие воспитательного потенциала семьи: семейные отношения, нравственный пример родителей, состав семьи.

контрольная работа, добавлен 22.06

Значение семьи как социальной среды воспитания детей; формы и виды внутрисемейных отношений, современные проблемы, пути их решения и перспективы. Подбор диагностических методик и технологий для изучения семьи и эмоционального благополучия ребенка.

курсовая работа, добавлен 25.06

Семья как институт социализации ребенка. Типы семейных взаимоотношений. Роль семьи в воспитании личности ребенка. Технология социально-педагогического сопровождения родителей, воспитывающих ребенка дошкольного возраста. Портрет будущего первоклассника.

курсовая работа, добавлен 19.10

Структура, функции и динамика современной семьи. Важность ее влияния на становление и развитие личности ребенка. Механизмы социализации ребенка. Программа педагогической помощи по формированию и коррекции взаимоотношений между родителями и детьми.

дипломная работа, добавлен 08.06

Характеристика социального развития личности в различные возрастные периоды. Семья - наиболее значимый фактор социализации ребенка. Направленность и динамика социального развития ребенка в семье. Функциональные нарушения в жизнедеятельности полной семьи.

реферат, добавлен 04.01

Неблагополучная семья как фактор жизненного риска ребенка. Характеристика детей из неблагополучных семей. Ситуация успеха как фактор решения проблем ребенка из неблагополучной семьи. Социально-педагогические условия реализации метода ситуации успеха.

дипломная работа, добавлен 08.04

Понятие семьи в науке. Классификация типов семейных взаимоотношений и стилей семейного воспитания. Влияние типа семейных взаимоотношений и стиля воспитания на формирование личности дошкольника. Стили семейного воспитания и их влияние на развитие детей.

курсовая работа, добавлен 09.06

Влияние неблагополучной семьи на ребенка THE INFLUENCE OF A DYSFUNCTIONAL FAMILY ON A CHILD Текст научной статьи по специальности Народное образование. Педагогика

  • РЕБЕНОК ,
  • ВОСПИТАНИЕ ,
  • НЕБЛАГОПОЛУЧНАЯ СЕМЬЯ ,
  • СЕМЕЙНЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ,
  • ДЕВИАЦИЯ ,
  • АДДИКЦИЯ ,
  • CHILD ,
  • EDUCATION ,
  • DYSFUNCTIONAL FAMILIES ,
  • FAMILY RELATIONSHIPS ,
  • DEVIATION ,
  • ADDICTION

Аннотация
научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Филатова О. В.

В статье рассматривается институт семьи как основной фактор воспитания ребенка: как положительного, так и отрицательного. Рассмотрены основные типы неблагополучных семей. Описано отклоняющееся поведение детей, воспитывающихся в таких семьях. Приведены примеры девиантного поведения, как родителей, так и детей. Автор приходит к выводу о негативном влиянии увеличения количества неблагополучных семей, случаев проявления агрессии и девиации среди детей.

Abstract 2014 year, VAK speciality — 13.00.00, author — Filatova O. V.

In the article the main types of dysfunctional families are considered. Deviant behavior of children, who are brought up in such families, is described. The work analyses some specific problems of family relationships and studies reasons that lead to some difficult relations. The author offers a few ways of solving family relationship problems. Some examples of deviant behavior typical of both parents, and children are given.

Научная статья по специальности Народное образование. Педагогика из научного журнала Мир науки, культуры, образования , Филатова О. В.

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

Филатова О. В. Влияние неблагополучной семьи на ребенка // МНКО. 2014. №4 (47). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-neblagopoluchnoy-semi-na-rebenka (дата обращения: 16.09).

Филатова О. В. Влияние неблагополучной семьи на ребенка Мир науки, культуры, образования (2014). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-neblagopoluchnoy-semi-na-rebenka (дата обращения: 16.09).

Филатова О. В. (2014). Влияние неблагополучной семьи на ребенка. Мир науки, культуры, образования URL: http://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-neblagopoluchnoy-semi-na-rebenka (дата обращения: 16.09).

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

Филатова О. В. Влияние неблагополучной семьи на ребенка // МНКО. 2014. №4 (47) С.166-169.

Филатова О. В. Влияние неблагополучной семьи на ребенка Мир науки, культуры, образования (2014).

Филатова О. В. (2014). Влияние неблагополучной семьи на ребенка. Мир науки, культуры, образования

Источники: http://www.rusnauka.com/2_KAND_2011/Psihologia/77761.doc.htm, http://allbest.ru/k-3c0b65625a2ad69a5c53b89421306c37.html, http://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-neblagopoluchnoy-semi-na-rebenka

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

Избранные статьи

Льгота второго ребенка детском саду

Компенсация за детский сад. Сумма компенсации далее...

Что лучше после укусов комаров для детей

Интересует отпугиватель комаров радиусом действия 1 га! купим 5 далее...

Ветрянка у детей симптомы и лечение отзывы

Ветрянка и краснуха у детей: переносятся далее...

Инспирон сироп инструкция по применению для детей

Интересный факт: Суммарное расстояние, которое преодолевает кровь в организме далее...

Популярные статьи

Интересно