Главная » Личность ребенка

Нравственные качества личности ребенка

Разгул преступности, жестокость, насилие… Нас возмущает то, что это происходит в нашей жизни, льется с экранов телевизора… Возмущает, что именно молодому поколению присущи такие качества характера, которые позволяют совершать преступные деяния. Ну, по крайней мере, многим его представителям. А кто виноват в этом? Почему так все сложилось в последние десятилетия? «Потерянное поколение» - этот термин уже стал привычным не только в устах педагогов, журналистов. Почему оно «потерянное»?

Да потому, что разрушив старые идеалы, мы не сразу сумели обратиться к новым. Хотя мораль, нравственные нормы поведения никогда не менялись. Те десять заповедей, что прописаны в Библии, всегда были, есть и будут. Другое дело, как они закладываются в душу ребенка. Формирование нравственных качеств личности у ребенка… Что может быть важнее для родителей, воспитателей?

Нравственность трактуется как внутренняя установка человека на поведение согласно его совести или нормы его поведения в обществе, внутренние качества его, определяющие соответствие общепринятым нормам.

Проблемы, которые возникают в обществе, как в кривом зеркале отражаются в подростках. Поэтому взрослым необходимо сделать все возможное, чтобы они, повзрослев, не стали носителями различных пороков, чтобы могли свободно и по-доброму общаться с окружающими, бесконфликтно решать возникшие проблемы.

Как же этого добиться? Что нужно делать? Родителям важно помнить о простой народной мудрости, которая гласит, что ребенка надо воспитывать, пока он поперек лавки лежит. Чем взрослее он будет, тем сложнее закладывать в его душу необходимые нормы нравственного поведения. Нельзя не сказать и о мнении известного педагога А. Макаренко, который предупреждал, что воспитывают не словом, а поступками: если отец будет требовать от ребенка класть вещи на место, а сам при этом разбрасывать их, то своего он никогда не добьется: сын будет копировать поведение родителя. Ну и как тут не вспомнить еще одну пословицу: яблоко от яблоньки недалеко падает.

Формированию нравственных качеств личности детей таких, как доброта, отзывчивость, умение сопереживать, сочувствовать, в первую очередь нужно уделять внимание. Ведь именно эти черты характера, привитые своему сыну или дочери, скажутся, прежде всего, в будущем самих родителей. Это нужно именно им, чтобы не было потом причины для горьких слов: «Кружку воды некому подать…».

Личный пример – это очень хорошо. Но, чтобы ребенок рос нравственным человеком, нужно много заниматься с ним: читать старые добрые сказки, которые учат отзывчивости, противостоянию всему злому и бессердечному. Не надо бояться рассказывать малышу о чужих страданиях, бояться, что он будет плакать. Ведь это от сострадания.

Как говорил, известный писатель Ю. Нагибин, гораздо важнее слезы жалости, нежели слезы боли от разбитой коленки.

Говоря о важности формирования нравственных качеств личности человека, можно еще вспомнить точку зрения академика Д.С. Лихачева, который считал, что по-настоящему интеллигентный человек не тот, кто имеет высшее образование, а тот, кто нравственен.

Важные нравственные качества, которым нужно научить любого школьника

Первое сентября - несомненно, праздник для любого родителя, чье дитя отправляется в школу. Наступает новый жизненный этап не только для ребенка, но и для всей семьи. Но нам нужно помнить, что школа не дает всех знаний ребенку, поэтому воспитанием нужно заниматься самим родителям, не перекладывая эту ответственность на плечи учителей.

Воспитанию подрастающего поколения в Исламе уделяется особое внимание. Сегодняшние дети – это завтрашние взрослые, и от того, каким будет их детство, во многом зависит то, каким будет завтрашнее общество и завтрашние мусульмане. Воспитание – очень ёмкая тема, для обсуждения и рассмотрения которой недостаточно даже нескольких десятков лекций и статей. В этой же статье мы лишь попытаемся обратить внимание наших читателей на некоторые очень важные детали. И попытаемся ответить на вопрос: как привить нашим детям, особенно мальчикам, такие качества как: смелость, ответственность, самостоятельность, честность и некоторые другие?
Есть много различных методик их развития, мы не будем перечислять их все и вдаваться в детальное обсуждение, а ограничимся кратким упоминанием с некоторыми примерами из нашей повседневной жизни.

Учите этому ребёнка с раннего детства. Не бегайте постоянно за ним с платком, вытирая их нюни. Не приучайте их прятаться за мамину юбку или папину спину – они не постоянны. Предоставьте им возможность действовать самим, но под вашим присмотром и контролем. Например, покупая билеты, позвольте сыну передать ваши документы. Позвольте ему самому выбрать и купить себе одежду и т.п. Не стоит всегда делать это за него со словами: «я знаю лучше…»

Научите ребёнка говорить правду всегда и везде. Не говорите им, к примеру: “Сказал бы, что у тебя нет этого, и они бы отстали” в то время как у него «это» есть. Вместо этого научите их прямо говорить «да» или «нет». Легче сказать «да» или «нет», чем потом сожалеть об этом. Не говорите жене перед ними (да и без них): “Скажи, что меня нет”, – возможно, мы и не замечаем, но именно из этих мелких деталей и формируется будущая личность нашего чада. Поэтому будьте внимательны – дети во многом буквально копируют старших, особенно отца.

Сказал – сделай. Обещал – исполни. В первую очередь будьте сами таковыми и учите этому их. Поручите им в соответствии с их возрастом и возможностями какую-нибудь ответственную работу. Например, сделайте сына ответственным за порядок в вашей библиотеке, и требуйте от него ответственного подхода к этой работе, но и не забывайте поощрять и хорошо отзываться о сделанном им.

Развивайте в них чувство достоинства мусульманина и настоящего мужчины, который знает цену себе и умеет ценить других. Никогда не унижайте и не оскорбляйте их перед людьми. Многие, наверное, помнят слова отца в свой адрес «балбес», «неуч» и т.д. Дайте им ощутить свою значимость. Советуйтесь с ними и внимательно слушайте их, даже если решение для себя вы уже приняли. Приветствуйте их приветствием Ислама: «Ассаламу алейкум»! А если вы еще и «кунью» ему дадите, то это еще лучше.

Рассказывайте им истории мужества и стойкости наших праведных предков. Не пугайте их всякими “сейчас за тобой БУБУ придет”, пытаясь заставить уснуть. Как гласит латинская пословица, “пострадавший от огня ребенок боится его всегда”. Обучайте их мужским видам спорта. Отдайте их в какую-нибудь спортивную секцию по борьбе, дзюдо и т.д. это даст им помимо физической выносливости еще и моральную устойчивость перед трудностями. Пусть узнают на собственном опыте, что значит смотреть противнику в глаза. Не наряжайте сына как девочку, отдалите их от всякой изнеженности и женственности, таких как женские прически, жесты, манеры и т.д.

Уверенность перед аудиторией.

Воспитывайте в них смелость выступать перед аудиторией (это одно из очень важных качеств), развивайте в них эту способность. Берите их с собой на различные встречи, это развивает их проницательность и ум, позволит им научиться тому, как нужно вести себя со старшими и достойными людьми. По возможности водите их с собой на лекции и уроки в мечети. Пусть мечеть станет их вторым домом. Ведь ни для кого из нас не секрет, какое влияние и роль оказывает мечеть на формирование и развитие мусульманина в частности и мусульманского общества в целом.

Этими несколькими примерами мы хотели напомнить молодым родителям, что наше будущее в наших детях, и оно по воле Всевышнего Аллаха отчасти зависит от нас, от того как мы их воспитаем.

Достоинство ночи середины Шаабана
  • Скажи: «Кто одаряет вас уделом?»

    Консультации для воспитателей.

    ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИГРУ

    Автор: И.В. Логинова. Муниципальное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида Детский сад N1 Колокольчик , г.Новоалтайск.

    Все начинается с детства: первые шаги, первые знания о мире. И оттого, как этот мир встретит маленького человека, возможно, зависит вся его дальнейшая судьба.
    В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. Сейчас материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности. Сложившееся положение требует формирования основ моральных качеств уже в дошкольном детстве. Ведь дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, научить их правилам общения, умению жить среди людей – главные идеи воспитания духовно-нравственных качеств личности.
    Но как дать маленькому ребенку азбуку человеческой культуры, как помочь ребенку гармонизировать его картину мира, чтобы противостоять злу в сердце своем и выстроить основания добра? Эти и многие другие вопросы стоят сегодня передо мной и нашим педагогическим коллективом.
    Начав работу с детьми в старшей группе, я обратила внимание, что у детей в игре часто присутствуют такие качества как: злость, жестокость, самолюбие, то есть духовно-нравственные качества у многих отсутствуют. Передо мной встала задача, как научить детей жить дружно, быть добрыми, отзывчивыми, справедливыми, милосердными.
    Познакомившись с литературой о духовно-нравственном воспитании, я выбрала путь, который мне показался самым верным – развивать духовно-нравственные качества личности ребенка с помощью игры. Ведь игра является не только ведущей деятельностью дошкольников, но и представляет собой отражение детьми окружающей жизни. А также, игра учит ребенка размышлять над нравственной сутью каждого поступка, развивает душу и воспитывает хорошие манеры.
    Для формирования духовно-нравственных качеств детей, использую игры которые учат умению общаться, устанавливать контакт, получать удовольствие от общения с партнером; воспитывают любовь и уважительное отношение к близким и окружающим людям; помогают ребенку в накоплении социального опыта.
    Ни для кого не секрет, что русские народные игры, имея нравственную основу, обучают развивающуюся личность социальной гармонизации. Поэтому русские народные игры я использую во всех видах деятельности с дошкольниками. Они позволяют детям не только почувствовать себя частью русского народа, но и способствуют утверждению добрых отношений в детском коллективе, дают ребенку защиту от негативного влияния агрессивной среды. Игры, которые мы разучиваем вместе с детьми помогают нам в проведении обрядовых праздников (Колядки, Масленица, Пасха, Троица, День Ивана Купала), которые мы отмечаем всем детским садом.
    Широко применяю игры, целью которых является воспитание нравственных качеств личности ребенка. Они способствуют адаптации ребенка в социальном мире, формируют умение оценивать других с позиции доброжелательности и являются важной частью духовно-нравственного воспитания.
    Поводырь
    Цель: развивать чувство ответственности за другого человека. Воспитывать доверительное отношение.
    Ход игры: В комнате разложены предметы – препятствия (стулья, кубики, обручи и т.д.). Дети распределяются по парам: ведущий и ведомый. Ведомый надевает на глаза повязку, ведущий ведет его, рассказывая, как двигаться, например: Здесь стул. Обойдем его . Затем дети меняются ролями.

    Подарок
    Цель: воспитывать доброжелательное отношение к друзьям.
    Ход игры: Дети образуют круг. Выбирается именинник . Он встает в центр круга. Остальные дети дарители . Каждый из дарителей придумывает воображаемый подарок и с помощью мимики, жестов преподносит его имениннику. Можно подарить реальные предметы (конфета, шарик), а можно подарить дружбу, хорошее настроение и т.д. Именинник должен догадаться, что ему подарили, и поблагодарить. Затем выбирается новый именинник .

    Передай хорошее настроение
    Цель: формировать доброжелательное отношение к близким людям.
    Ход игры: Играющие, образуя круг, закрывают глаза. Ведущий будит своего соседа и показывает ему какое-либо настроение (грустное, веселое, тоскливое). Дети, передав настроение ведущего по кругу, обсуждают, что он загадал. Затем ведущим становится любой желающий.

    Волшебные очки
    Цель: помочь ребенку увидеть в каждом человеке положительные черты характера.
    Ход игры: воспитатель говорит, что у него есть волшебные очки, глядя в которые можно разглядеть то хорошее, что есть в каждом человеке. Он предлагает примерить очки: посмотреть внимательно на товарищей, постараться увидеть в каждом как можно больше хорошего и рассказать об этом.

    Цветик – семицветик
    Цель: побуждать детей к обсуждению своих желаний и выбору какого-либо одного, более значимого. Поощрять желание заботиться о других.
    Ход игры: дети распределяются на пары. Каждая пара поочередно, держась за руки, срывает один лепесток цветика-семицветика и говорит:
    Лети, лети, лепесток,
    Через запад на восток,
    Через север, через юг,
    Возвращайся, сделав круг.
    Лишь коснешься ты земли,
    Быть по-моему вели.
    Обдумав, и согласовав друг с другом общее желание, они объявляют о нем остальным. Воспитатель поощряет те желания, которые связаны с заботой о товарищах, старых людях, о тех, кто слабее.
    Игровые приемы, которые учат со-участию использую и на занятиях. Например, при работе в парах на занятиях мы используем такие задания:
    назови ласково своего соседа;
    посмотрите друг другу в глаза и поздоровайтесь, сказав Доброе утро ;
    договоритесь между собой, кто из вас будет загадывать, а кто угадывать;
    поделитесь между собой поровну дидактическим материалом.
    Совместно с детьми мы придумали правила общения друг с другом, которые позволяют детям выполнять и контролировать свое поведение, а также поведение друзей не только в игре, но и в повседневной жизни.
    Вот наши простые правила детского общения:
    Почаще говори: давай дружить, давай играть.
    Играй честно.
    Зовут играть – иди, не зовут – попросись, это не стыдно.
    Не дразни, не выпрашивай ничего. Никогда два раза ни о чем не проси.
    Начав одно дело, доводи его до конца.
    Разговаривая, умей слушать и понимать.
    Не перебивай в разговоре.
    Будь заботливым, внимательным, умеющим прийти на помощь.
    Сам ни к кому не приставай, не ябедничай за спиной товарищей.
    И последнее. Нужно помнить о той личной и профессиональной ответственности, которая ложится на педагога, который занимается духовно-нравственным воспитанием дошкольников. Педагог, используя игры, будет развивать детскую душу, если и сам будет постоянно совершенствовать свой собственный духовный мир.

  • Источники: http://www.inwent.ru/psikhologiya/314-formirovanie-nravstvennykh-kachestv-lichnosti-u-rebenka, http://www.muslimpress.ru/raznoe/vazhnye-nravstvennye-kachestva-kotorym-nuzhno-nauchit-lyubogo-shkolnika.htm, http://www.moi-detsad.ru/konsultac525.html

    Комментариев пока нет!

    Ваше имя *
    Ваш Email *

    Сумма цифр внизу: код подтверждения

    Избранные статьи

    Пельмени для детей рецепт

    Домашние пельмени -рецепт с фото Фарш мясной (нежирная говядина) далее...

    Капли аденоидов детей отзывы

    Отзыв: Глазные каплиТобрадекс- А вы знали, что Тобрадекс действенен далее...

    Пигментное пятно на лице пятимесячного ребенка

    Жировики у новорожденных Жировик это доброкачественное образование, которое далее...

    Особенности эмоционального развития детей раннего возраста

    Эмоциональное развитие в раннем возрасте Детство – важный далее...

    Популярные статьи

    Интересно