Главная » Личность ребенка

Методики изучения личности ребенка по возрастам

Методы исследования в психологии развития и возрастной психологии

Комплекс методов исследования, которыми пользуются ученые, исследуя процесс возрастного развития, состоит из нескольких блоков методик. Одна часть методик заимствована из общей психологии, другая из дифференциальной психологии, третья из социальной психологии.

Методы, используемые в генетических исследованиях (наблюдение, тесты, эксперимент), тесно связаны с методами общей психологии, но имеют специфику, обусловленную изучением процесса развития, изменения того или иного психического процесса или качеств. Наблюдение со стороны, так же как и дневниковые наблюдения, стали, особенно на первых порах, основными методами психологии развития. Позднее появились тесты, анализ продуктов творческой деятельности (рисунков, рассказов и т.д.), а также эксперимент.

Из общей психологии в психологию развития и возрастную психологию пришли все методы, которые используются для изучения когнитивных процессов и личности ребенка. Эти методы в большинстве своем адаптированы к возрасту ребенка и направлены на изучение восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления и речи. При помощи данных методов в возрастной психологии решаются те же задачи, что и в общей психологии: извлекается информация о возрастных особенностях познавательных процессов и о преобразованиях этих процессов, происходящих при переходе ребенка из одной возрастной группы в другую.

Дифференциальная психология обеспечивает психологию возрастного развития такими методами, которые используются для изучения индивидуальных и возрастных различий детей. Особое место среди этой группы методов занимает метод близнецов, получивший широкое применение в возрастной психологии. При помощи данного метода исследуются сходство и различие между гомозиготными и гетерозиготными близнецами и делаются выводы, позволяющие приблизиться к решению одной из важнейших проблем возрастной психологии – об органической и средовой обусловленности психики и поведения ребенка.

Из социальной психологии в психологию развития и возрастную психологию пришла группа методов, посредством которых изучаются межличностные отношения в различных детских группах, а также взаимоотношения между детьми и взрослыми людьми. Это – наблюдение, опрос, интервью, социометрические методы, социально-психологический эксперимент.

Рассмотрим особенности применения таких различных методов исследования, как наблюдение, опрос, эксперимент и тестирование в психологии развития и возрастной психологии.

Метод наблюдения – преднамеренное, систематическое и целенаправленное восприятие внешнего поведения человека с целью его последующего анализа и объяснения. В возрастной психологии это один из первых и доступнейших методов, особенно необходимый при исследовании детей на ранних этапах развития, когда у испытуемых невозможно взять словесный отчет и проведение любой экспериментальной процедуры затруднено. Наблюдение имеет много различных вариантов, которые

в совокупности позволяют получить достаточно разнообразную и достоверную информацию. Всякое

наблюдение необходимо вести целенаправленно, по определенной программе и плану. Прежде чем начать наблюдать за тем, что и как делают дети, необходимо установить цель наблюдения, ответить на вопросы о том, ради чего оно осуществляется и какие результаты в конечном счете должно будет дать. Затем необходимо составить программу наблюдения, разработать план, рассчитанный на то, чтобы привести исследователя к желаемой цели.

Разновидностью наблюдения является самонаблюдение в форме словесного отчета о том, что видит, чувствует, переживает, проделывает человек – его лучше применять только к испытуемым, уже способным анализировать свой внутренний мир, понимать свои переживания, оценивать свои действия. Другим вариантом наблюдения является психологический анализ продуктов деятельности, успешно применяемый на всех возрастных ступенях. В этом случае изучается не процесс деятельности, а ее результат (детские рисунки и поделки, дневники и стихи подростков, рукописи, конструкции, художественные произведения взрослых и пр.)

Чаще всего наблюдение входит составной частью в экспериментальные методы, предполагающие активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется искомый психологический факт.

В научно- исследовательской работе с детьми эксперимент часто является одним из самых надежных методов получения достоверной информации о психологии и поведении ребенка, в особенности тогда, когда наблюдение затруднено, а результаты опроса могут оказаться сомнительными. Включение ребенка в экспериментальную игровую ситуацию позволяет получить непосредственные реакции ребенка на воздействующие стимулы и на основе этих реакций судить о том, что ребенок скрывает от

наблюдения или не в состоянии вербализовать при опросе. Непосредственность детского поведения в игре, неспособность детей длительное время сознательно играть определенную социальную роль, их эмоциональная откликаемость и увлекаемость дают возможность исследователю увидеть то, что он не в состоянии получить при помощи других методов.

В качестве разновидностей объективных экспериментальных методов выступают анкетирование и тестирование с целью диагностики или прогноза. Значительные трудности могут возникать тогда, когда в работе с детьми применяется метод опроса в его различных формах: устной и письменной. Эти трудности могут быть вызваны тем, что ребенок не всегда правильно понимает адресованные ему вопросы. Используя в беседе с детьми или в содержании адресованных им письменных вопросов свои понятия, взрослый может столкнуться с иллюзией полного понимания, которая заключается в том, что ребенок разумно отвечает на поставленные перед ним вопросы, но в действительности вкладывает в них несколько иной смысл, чем взрослый человек, задающий ему вопросы. По этой причине в психологических исследованиях, связанных с применением опроса детей, рекомендуется прежде всего убедиться в правильности понимания ребенком адресованных ему вопросов и только после этого интерпретировать и обсуждать даваемые им ответы.

То, что было сказано об эксперименте, имеет отношение и к психологическому тестированию детей. Свои интеллектуальные способности и личностные качества дети демонстрируют во время тестирования лишь тогда, когда их участие в тестировании непосредственно стимулируется привлекательными для ребенка способами, например получением поощрения или какой-нибудь награды. Для психодиагностики детей обычно используют тесты, аналогичные взрослым, но более простые и адаптированные.

Помимо лабораторного и естественного экспериментов большое распространение в психологии развития получили лонгитюдные и срезовые исследования. Лонгитюдный эксперимент применяется в том случае, когда есть возможность изучить определенную группу в течение длительного периода времени, например, исследовать развитие памяти, или самооценки, или какого- то другого параметра у детей с пятилетнего возраста до 10 или 15 лет. Срезовый эксперимент используется для той же цели, но позволяет сэкономить время, так как можно одновременно изучать динамику становления определенной функции у детей разного возраста.

Применяется в психологии развития и возрастной психологии и формирующий эксперимент, который позволяет понять, какой параметр оказывает наибольшее воздействие на становление того или иного психического процесса или психического качества. При этом испытуемых разделяют на контрольную и экспериментальную. Группы, а работа проводится только с экспериментальной группой. Уровень развития изучаемого параметра замеряется в обеих группах до начала эксперимента и в конце, а потом анализируется разница между ними. На основе этого анализа и

делается вывод об эффективности формирующего воздействия.

ЛЕКЦИЯ 2. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ В ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Методы исследования возрастного развития ребенка включают несколько блоков методик. Одна часть методик в возрастной психологии заимствована из общей психологии, другая из дифференциальной психологии, третья из социальной психологии.

Из общей психологии в возрастную пришли все методы, которые используются для изучения когнитивных процессов и личности ребенка. Данные методы позволяют получить информацию о возрастных особенностях познавательных процессов детей. Эти методы адаптированы к возрасту ребенка и направлены на изучение восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления и речи.

Из дифференциальной психологии заимствованы методы, которые используются для изучения индивидуальных и возрастных различий детей. Особое место среди этой группы методов занимает метод близнецов. При помощи данного метода исследуются сходство и различия между гомозиготными и гетерозиготными близнецами. Эти исследования позволяют приблизиться к решению одной из важнейших проблем возрастной психологии — об органической (генотипической) и средовой обусловленности психики и поведения ребенка.

Из социальной психологии заимствована группа методов, посредством которых изучаются межличностные отношения в детских группах, взаимоотношения между детьми и взрослыми людьми. Это — наблюдение, опрос, интервью, социометрические методы, социально-психологический эксперимент.

Организационные методы. Организация психологического исследования может быть различной. Часто используется метод срезов: в достаточно больших детских группах с помощью конкретных методик изучается определенный аспект развития, например уровень развития интеллекта. В результате получают данные, характерные для этой группы детей — детей одного возраста или школьников, обучающихся по одной учебной программе.

Когда делается несколько срезов, подключается сравнительный метод: данные по каждой группе сравниваются между собой и делаются выводы о том, какие тенденции развития здесь наблюдаются и чем они обусловлены. В примере с изучением интеллекта мы можем выявить возрастные тенденции — сравнивая особенности мышления дошкольников из группы детского сада (5 лет), младших школьников из начальной школы (9 лет) и подростков из средних классов (13 лет). Если же задача состоит в том, чтобы определить зависимость развития интеллекта от типа обучения, мы подбираем и сравниваем другие группы — детей одного возраста, но обучающихся по разным учебным программам. В этом случае мы делаем другой вывод: там, где получены лучшие данные, обучение более эффективно; дети, обучающиеся по определенной программе, быстрее развиваются интеллектуально, и можно говорить о развивающем эффекте этого типа обучения.

Формирование личностной идентичности у детей при переходе от старшего дошкольного к младшему школьному возрасту

Полнотекст

Тема исследования является актуальной, поскольку внимание психологов образования к личности ребёнка, процессу социализации и становлению уникального жизненного стиля, в формировании которых идентичность играет решающую роль, всё возрастает.

В настоящее время в связи с изменяющейся социальной ситуацией развития детей, новым содержанием социальной идентичности, возникающей как у детей, так и у взрослых, крайне важно выявить основные тенденции формирования личностной и социальной идентичности у современных детей, содержания их образа Я , представлений о будущем и своём месте в нём.

Целью исследования было изучение возрастной динамики содержания личностной идентичности детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
Для исследования личностной идентичности детей мы использовали модифицированный тест М. Куна и Т. МакПартленда

«Кто Я?» и разработанный нами проективный вариант данной методики «Кто Я?». Проективный тест «Я был», «Я при помощи рисуночного теста «Несуществующее животное», детского апперцептивного теста CAT и методики «Лесенка» для определения уровня самооценки.

«Тест Когана» и методика «Исключение четвертого» применялись для изучения интеллектуального развития детей.
Испытуемыми исследования стали старшие дошкольники и младшие школьники ГОУ детского сада-прогимназии № 1633 г. Москвы.

Полученные в исследовании материалы показывают, что существует определенная взаимосвязь между взрослением и увеличением адекватности и реалистичности личностной идентичности детей. При этом по мере роста уровня интеллектуального развития с возрастом структура идентичности становится всё более дифференцированной, т.е. отражающей различные качества личности и социальные позиции ребёнка, в том числе и во временном контексте.

Необходимо отметить, что с возрастом происходит развитие временной перспективы: расширение отрезка времени, в котором представляет себя ребенок, увеличение реалистичности своего «образа Я» в будущем.

На основании полученных в нашем исследовании данных можно сделать выводы:

Существует определённая взаимосвязь между ростом интеллекта, расширением социального опыта детей и дифференцированностью идентичности, что даёт основания говорить о развитии дифференцированности идентичности с возрастом.

Целостность личностной идентичности не имеет такой прямой взаимосвязи с возрастом, а зависит от эмоционального состояния, адекватности самооценки, отсутствия тревожности у детей.

В старшем дошкольном возрасте у детей имеется больше субъективных критериев идентичности, связанных с оценкой своих индивидуальных особенностей, а в младшем школьном возрасте у детей появляется больше объективных критериев идентичности, социально-связанных, надоенных социальным статусом или ролью. Содержание идентичности с возрастом становится более реалистичным и адекватным тем формам, которые задаются средой.

У младших школьников происходит развитие временной перспективы личностной идентичности в будущем, т.е. увеличивается протяжённость временного интервала «образа Я» в будущем, и реалистичность представлений о себе.

Источники: http://xn--80ahc0abogjs.com/vozrastnaya-psihologiya_783/metodyi-issledovaniya-psihologii-razvitiya-39284.html, http://pedlib.ru/Books/2/0466/2_0466-19.shtml, http://www.childpsy.ru/lib/articles/id/10278.php

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

Избранные статьи

Упражнения на массажном коврике для детей

Упражнения на детском массажном коврике Массажный коврик - идеальная профилактика далее...

Эффективное лечение атопического дерматита детей

Как лечить атопический дерматит Атопический дерматит – хроническое воспалительное заболевание далее...

Атопический дерматит детей характеризуется

Атопический дерматит у детей и взрослых Что такое далее...

Осинка вязание крючком для детей

Группа Описание: Здесь предлагаю Вашему внимаю вязанные мною далее...

Популярные статьи

Интересно