Главная » Личность ребенка

К н вентцель защита прав личности ребенка

ВЕНТЦЕЛЬ Константин Николаевич

24 ноября (6 декабря) 1857, Санкт-Петербург — 10 марта 1947, Москва

Российский и советский педагог, теоретик и пропагандист свободного воспитания

Родился в семье Николая Адольфовича Вентцеля, столоначальника канцелярии Петербургского генерал-губернаторства. Из-за служебных обязанностей отца семья часто переезжала. В 1866 поступил в петербургскую прогимназию, однако в 1872 отца перевели в Варшаву, где Вентцель поступил в 4 класс гимназии. В 1875 окончил реальное училище в Вильно. Учился в петербургском Технологическом институте (1875—1876), Институте инженеров путей сообщения (1877—1878), был вольнослушателем на юридическом факультете Петербургского университета (1876—1877). Увлекался народническими идеями П. Л. Лаврова и Н. К. Михайловского, с 1881 участник народнического движения. В 1885 по политическим мотивам арестован, затем выслан под гласный надзор в Воронежскую и Владимирскую губернии (1887—1891).

В 1891—1919 жил в Москве, работал в статистическом отделении Московской городской управы (до 1912), откуда вынужден был уволиться по требованию городского головы Н. И. Гучкова. Со второй половины 1890-х увлекался вопросами педагогики, стал видным представителем теории свободного воспитания; тогда же опубликовал первые статьи по педагогике. Принимал участие в работе Педагогического общества при Московском университете; в 1902—1905 — член комиссий по нравственному воспитанию и вопросам организации семейных школ при Отделении по вопросам семейного воспитания. Отстаивал неприкосновенность личности учеников, защиту от нравственного и физического насилия, право обучения на дому. В это же время работал над проблемами теории свободного воспитания.

В 1903—1906 пытался организовать детские сообщества в духе свободного семейного детского сада, в 1905 создал «Союз самообразования». Опубликовал ряд статей с критикой «старой» школы, в которой господствует догматизм и отсутствуют условия для развития творческой личности; акцентировал внимание на необходимости формирования у детей активного отношения к жизни, добровольной и сознательной потребности образования. В октябре 1906 вместе с коллегами и единомышленниками создал в Москве «Дом свободного ребёнка» — школу экспериментального типа для детей от 5 до 10 лет, построенную на принципах свободного воспитания (существовала до 1909).

В 1907 избран почётным председателем «Кружка совместного воспитания и образования», в работе которого принимали участие П. П. Блонский, М. М. Рубинштейн, Н. В. Чехов. Итоги развития педагогических идей изложил в двухтомнике «Этика и педагогика творческой личности». В 1917 написал одну из первых в мире «Декларацию прав ребёнка».

С 1917 выступал против всех форм милитаризации и подавления личности. В 1919 переехал в Воронеж, где создал Институт народного образования (позднее преобразованный в факультет Воронежского университета). Преподавал в педагогическом техникуме и университете, на учительских курсах, работал в губернском отделе народного образования, разрабатывал принципы построения единой трудовой школы РСФСР. В 1922 после выступления с докладом «Революция и нравственность» педагогическая концепция Вентцеля была подвергнута резкой критике и объявлена вредной и реакционной утопией, содействующей контрреволюции и буржуазии; с начала 1930-х публикация работ Вентцеля была запрещена.

В последние годы жил в Москве, развивал гуманистические традиций отечественной философии, занимался созданием религии творческой личности, основанной на культе ребёнка и понимаемой им как творческое и сознательное устремление духовно освобождённого человека к высшим нравственным идеалам. Под влиянием идей В. И. Вернадского разрабатывал новое направление в воспитании — космическую педагогику, высшей целью которой называл полное освобождение и раскрепощение личности, обладающей собственной нравственной религией и осознающей себя Гражданином Вселенной. В 1936 направил предложения к проекту новой Конституции СССР, в которых критиковал советское школьное образование и социально-политическую систему.

Педагогическая концепция Вентцеля основана на идеях педоцентризма. В «Декларации прав ребёнка» провозгласил для детей равные со взрослыми свободы и права, в том числе на развитие своих способностей и дарований, воспитание и образование, свободное выражение мыслей, создание детских организаций и объединений, право выбирать себе воспитателей, уходить от родителей в случае дурного обращения, не посещать школу в принудительном порядке. Наказания предлагал заменять мерами просветительского характера.

Обосновал принцип автономии школы от государства, позволяющий организовать независимое, самоуправляющееся, доступное и бесплатное учебно-воспитательное учреждение, которое будет находиться в ведении общин или свободных союзов граждан. Ставя общечеловеческие ценности выше классовых, считал, что школа не должна служить орудием решения политических задач. Критиковал элементы милитаризма в дореволюционном и советском школьном воспитании.

Основные труды

• Как создать свободную школу (Дом свободного ребенка). М. 1906. (3-е издание: М. 1923. )

• Цепи невидимого рабства. М. 1906.

• Новые пути воспитания и образования детей. М. 1910. (2-е издание: М. 1923. )

Гуманистические ценности в теории свободного воспитания К.Н.Вентцеля

Проблема религиозной толерантности является актуальной, так как современное общество представлено различными религиозными системами и мировоззрениями. Но для того чтобы принципы толерантности стали не просто актуальными, а реальными, необходимо обсудить проблемы воспитания религиозной терпимости и свободы. Об этом много рассуждал известный русский педагог К.Н. Вентцель.
[406]

К.Н. Вентцель отстаивал крайние позиции свободного воспитания, то есть полную свободу самостоятельного развития детей в общении с окружающим миром. Он и его соратники (И.И. Горбурнов-Посадов, М.М. Клечковский и др.) утверждали: «Воспитатель должен быть другом, старшим товарищем, к которому дети обращаются по мере надобности за помощью». Чтобы претворить в жизнь эти идеи, К.Н. Вентцель на базе небольшого семейного детского сада, организованного Комиссией по организации семейных школ Педагогического общества, создал Дом свободного ребенка, который начал функционировать с 1906 г. Свое представление о нем он изложил в книге «Как создать свободную школу (Дом свободного ребенка)» (1906).

Пропаганде идей Дома свободного ребенка Вентцель посвятил также несколько статей и книгу «Новые пути воспитания и образования детей» (1909). В ней он утверждал, что в противовес школе с ее попыткой стандартизировать получение знаний и ригоризмом моральных предписаний, в новом учебном заведении за исходное начало будет взято «развитие воли самостоятельного творчества, потому что воля является центральным фактом душевной жизни, благодаря которому вся эта жизнь получает единство и гармоническое развитие» ( Вентцель К.Н. Новые пути воспитания и образования детей. 2-е изд. М. 1923. С. 8). Исходя из этого, задачами Дома свободного ребенка он определил:


  1. формировать у детей активное отношение к жизни, окружающей природе, к получению знаний;
  2. процесс образования сделать самообразованием;
  3. процесс воспитания превратить в самовоспитание;
  4. оказывать педагогическую помощь на основе собственной работы и личного опыта в формировании у ребенка нравственного идеала;
  5. создавать свободные сообщества людей на основе самоуправления.

Эти достаточно общие и абстрактные задачи Вентцель конкретизировал в практических рекомендациях для повседневной жизни Дома. В них он упоминал: общественно необходимый труд (самообслуживание, изготовление школьного оборудования, уход за растениями и животными и т. п.); удовлетворение детской любознательности, научных запросов детей; систематические свободные занятия производительным трудом; свободные занятия искусством; отдых, еда, игры.

Идеи свободного воспитания К.Н. Вентцель пропагандировал не только в статьях и книгах, но и в лекциях, если ему представлялась такая возможность. К примеру, в 1915 г. в университете имени Шанявского он прочитал курс лекций «Новые пути воспитания».

Вентцель давно хотел создать Великую Хартию Свободы для детей, но реализовать эту идею он смог лишь в 1917 г. когда для Учредительного собрания написал Декларацию прав ребенка и опубликовал [407] ее в книге «Отделение школы от государства и декларация прав ребенка» (М. 1918). Каждый из 18 пунктов Декларации утверждал право детей на свободу, «право не подвергаться никакому насилию, с чьей бы стороны оно ни исходило и под какими бы формами ни практиковалось» ( Вентцель К.Н. Теория свободного воспитания и идеальный детский сад. М. 1923. С. 26).

Почти все пункты «Декларации» многозначительны и актуальны: «1. Каждый ребенок, рождающийся на свет, каково бы ни было социальное положение его родителей, имеет право на существование, то есть ему должна быть обеспечена определенная совокупность жизненных условий, как она устанавливается гигиеною детского возраста, необходимых для сохранения и развития его организма и для успешной борьбы последнего с враждебными жизни влияниями… 3. Каждый ребенок имеет право на свободное развитие заложенных в нем сил, способностей и дарований, то есть право на воспитание и образование, сообразное с его индивидуальностью. 4. Каждый ребенок какого бы возраста он ни был, есть определенная личность, и ни в каком случае не может быть считаем ни собственностью своих родителей, ни общества, ни собственностью государства. 5. Каждый ребенок имеет право выбирать себе ближайших воспитателей и отказываться и уходить от своих родителей, если они оказываются плохими воспитателями… 10. Воспитание и образование на всех его ступенях является свободным даром ребенка. Каждый ребенок имеет право уклониться от того воспитания и образования, которое идет вразрез с его индивидуальностью… 12. Ни один ребенок не должен терпеть стеснения из-за своих убеждений, лишь бы их проявления не нарушали равные права других членов общества» ( Вентцель К.Н. Отделение школы от государства и декларация прав ребенка. М. 1918. С. 13).

Декларация оказалась невостребованной. Учредительное собрание, как известно, было разогнано, а Октябрьская революция, установив диктатуру пролетариата, политизировала все стороны жизни общества, в том числе и деятельность школьных учреждений. Декларация прав ребенка в России так и не принята до сих пор.

Основа учения К.Н. Вентцеля — свобода и уважение к личности ребенка — должны пронизывать все стороны педагогической деятельности.

На примере теории свободного воспитания К.Н. Вентцеля мы можем отметить, что путь к современному обществу, построенному на принципах согласия, дружелюбия и уважения, на принципах толерантности, лежит через свободное воспитание детей — юных представителей этого самого общества.

Комментарии

Источники: http://elib.gnpbu.ru/sections/0100/ventczel/, http://anthropology.ru/ru/text/naumov-nd/gumanisticheskie-cennosti-v-teorii-svobodnogo-vospitaniya-knventcelya

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

Избранные статьи

К н вентцель защита прав личности ребенка

ВЕНТЦЕЛЬ Константин Николаевич 24 ноября (6 декабря) 1857, Санкт-Петербург далее...

Фенистил после укусов комаров детей

Аллергия после укуса комара Неужели стоит беспокоиться по поводу укуса далее...

У ребенка охрип голос и кашель

Осип голос у ребенка. далее...

Роль семьи в развитии личности ребенка

Роль семьи в развитии ребенка Важное далее...

Популярные статьи

Интересно