Главная » Личность ребенка

Являются ли дети маугли личностями

Дети-маугли : возможно ли восстановление? Мнение эксперта

Шансы стать нормальным человеком у маугли зависят как от генетически заложенных качеств, так и от периода и длительности пребывания вне социума.

Все чаще и чаще в СМИ появляются сообщения о пропавших без вести многие годы назад детях, которых случайно обнаруживают уже взрослыми. среди животных. Люди, лишенные человеческого общества, обращаются за помощью к братьям меньшим, которые, обучая их своим повадкам и навыкам выживания, фактически спасают им жизнь.

В Камбодже была обнаружена девушка. пропавшая 19 лет назад в возрасте 8 лет; в одной из африканских стран стая обезьян приютила десятилетнего мальчика; две сестры воспитывались стаей волков; девятилетний мальчик стал предводителем стаи дворовых собак - это все реальные истории. Несмотря на различные ситуации, у них есть один общий факт: все дети, воспитанные животными, страдают редчайшим в мире заболеванием, носящим название синдром Маугли .

Несмотря на романтичную историю, описанную в книге Киплинга, в жизни все, как всегда, гораздо сложнее. Точно определение синдрома дать невозможно, это слишком широкое понятие. Однако, как пояснила в своем комментарии для РИА Новости, психолог, кандидат психологических наук, преподаватель кафедры Специальной и клинической психологии Галина Алексеевна Панина, в общем, синдромом маугли называют совокупность синдромов, которые демонстрирует ребенок, выросший вне социальной среды.

Природой, генами в человека заложены некоторые признаки, которые должны быть выражены в развитии, а вне социума личность развиться не может. Понятие синдрома маугли очень широкое: вплоть до того, что медик, социолог, клинический психолог или социальный психолог сформулируют его по-своему, добавив свой аспект.

Среди общих признаков синдрома маугли выделяют нарушения речи или неумение говорить, неспособность к прямохождению, десоциализацию, отсутствие навыков пользования столовыми приборами, боязнь людей. При этом, у них часто отменное здоровье и гораздо более устойчивый иммунитет, чем у людей, живущих в обществе. Часто психологи отмечали и то, что человек, который провел среди животных достаточно долгое время, начинает себя идентифицировать с собратьями ; так восемнадцатилетняя девочка, которую воспитывали собаки, научившись говорить, по-прежнему настаивала, что она - собака. Впрочем, в данном случае имеют место уже психические отклонения, которые также неизбежны.

На вопрос, возможен ли процесс восстановления человека после долговременного пребывания вне человеческой среды в социум, специалисты, опять же не дают однозначного ответа: все слишком индивидуально. Шансы стать нормальным человеком у маугли зависят как от генетически заложенных качеств, так и от периода и длительности пребывания вне социума.

В процессе развития человека есть некая возрастная граница, порог, в который закладывается та или иная функция: например, умение говорить, навыки прямохождения. Кроме того, существует и переходный период, в среднем, 12-13 лет: до этого возраста мозг ребенка достаточно пластичен, а к 12-13 годам мозг человека набирает интеллектуальный потенциал. Несмотря на то, что и в течение дальнейшей жизни происходит развитие, основное закладывается именно к подростковому возрасту. В том случае, если у человека не сформированы какие-либо из функций, то позже восполнить их практически невозможно.

Как отмечает специалист, после 12-13 летнего порога неразвитого человека возможно только надрессировать или, в некоторых случаях, минимально адаптировать в социальную среду, но можно ли его социализировать как личность - большой вопрос.

Говоря о синдроме маугли , возможность дальнейшего выживания человека в обществе, после возращения его в социум, зависит еще и от возраста. Например, если ребенок попадает в звериное сообщество до того, как у него сформируется навык прямохождения, то передвижение на четвереньках станет единственно возможным способом на всю жизнь - переучить будет уже невозможно.

Известны разные случаи: иногда детям-маугли удавалось выжить среди людей, иногда - нет. Так, две сестры, отобранные у стаи волков, обе умерли; младшая - практически сразу, а старшая - спустя несколько лет, так и не научившись говорить.

В другом случае - когда десятилетний мальчик жил с обезьянами в течение трех лет, он смог вернуться: врачи объяснили это тем, что он попал к животным уже в том возрасте, когда уже успел осознать себя человеком.

Девочка восемнадцати лет, считающая себя собакой - деградирует в развитии уже после возвращения. Но есть и исключительные случаи:

В подмосковном городе Подольск был обнаружен семилетний ребенок, который жил в квартире со своей матерью, тем не менее, страдавший синдромом маугли . Фактически, воспитывала его собака: Витя Козловцев в совершенстве владел всеми собачьими повадками. Он прекрасно бегал на четвереньках, лаял, лакал из миски и уютно сворачивался калачиком на коврике.

После того как мальчика нашли - совершенно случайно - его мать лишили родительских прав. Самого Витю передали в Дом милосердия Лилит и Александра Гореловых. Несмотря на то, что врачи давали весьма скептические прогнозы, за год мальчик научился ходить, говорить, пользоваться ложкой и вилкой, играть и смеяться. Возможно, мальчик мог бы восстановиться, но закон в данном случае оказался против ребенка: проблемы с документами поставили под угрозу существование Дома Милосердия . Как сообщала газета Московский Комсомолец . сейчас идет процесс оформления опекунства над мальчиком, чтобы супруги Гореловы могли забрать ребенка на законных основаниях.

Материал подготовлен интернет-редакцией www.rian.ru на основе информации Агентства РИА Новости и других источников

Лекция 4. Психология личности

Лекция 12. Представления о личности в психологии

Понятие личности, индивида, индивидуальности

Один из основных разделов общей психологии - психология личности. Почему психологи столь активно изучают личность? Зачем был введен новый термин - личность ? Не проще ли говорить - человек ? Действительно, многие западные психологи используют понятия человек и личность как синонимы. Однако нельзя с этим полностью согласиться. Личностью человек становится в процессе активного взаимодействия с другими людьми. Новорожденный - это человек, но является ли он личностью? Проведем эксперимент: поднесем малыша к зеркалу - он потянется к своему изображению как к новому, незнакомому человеку.

Даже когда малыш начинает говорить, он говорит о себе в третьем лице, как о постороннем: Дима хочет кушать. Дима пошел гулять . В начале жизни ребенок слабо осознает себя, лишен своего Я , его сознание формируется благодаря активному взаимодействию с другими людьми, в первую очередь с окружающими близкими, с семьей. Не будет такого взаимодействия - не будет и личности, будет лишь особь, похожая внешне на человека, с сознанием младенца.

Истории известны более 40 случаев, когда по каким-либо причинам дети были выращены вне общества, например в стае волков, среди овец, собак и т.д. Дети-маугли были лишены человеческого общества и впоследствии, будучи уже взрослыми, оказываясь среди людей, не могли приспособиться к обществу, стать личностью.

В 1799 г. в лесах на юге Франции охотники нашли мальчика, который жил там один. Мальчик не был похож на человеческое существо ни в психическом плане, ни даже в физическом. Он был сильно истощен, передвигался на всех четырех конечностях, ел как животное и кусал тех, кто к нему приближался. Обоняние и слух были у него чрезвычайно развиты, но очень своеобразны; при малейшем -феске ветки или звуке разгрызаемого орешка он подскакивал, тогда как хлопанье дверью не вызывало у него ни малейшей реакции. Он был способен ходить голышом в мороз или вытаскивать пищу из очень горячей воды, не испытывая при этом, по-видимому, никакой боли. Он издавал лишь нечленораздельные звуки, не пытаясь вступать в общение со своим новым окружением, которое он рассматривал скорее как препятствие к удовлетворению своих потребностей.

Молодой врач Итар, считавший, что состояние ребенка - результат длительной изоляции от людей, сделал попытку активно социализировать Виктора (так назвали мальчика). После пятилетнего интенсивного обучения Итар был вынужден признать, что ему никогда не удастся достичь поставленной цели.

К юношескому возрасту Виктор научился узнавать различные предметы, понимал несколько слов и умел их произносить, мог прочитать и написать некоторые их них, не очень представляя себе их значение; но вскоре мальчик перестал делать успехи.

Попытка приучить Виктора к обучению потерпели полную неудачу: он так никогда и не смог научиться играть или вступать в какие-либо другие отношения с людьми, а его поведение в сексуальном плане было еще менее адекватным. Вплоть до смерти в возрасте 40 лет никаких заметных улучшений в его поведении не произошло.

Эта и ряд подобных историй свидетельствуют о том, что, рождаясь людьми, мы лишь по анотомо-физиологическим показателям соответствуем этому понятию, и лишь в ходе активного взаимодействия с окружающей средой человек становится личностью.

Человек - животное общественное и вне общества, в изоляции он не научится отражать окружающий мир так, как делают это люди. Сознание нормального человека формируется только в обществе. В этом смысле одним из самых суровых наказаний - является наказание одиночеством. Робинзон Крузо - добрая фантазия Д. Дефо, которая не соответствует реальности. Жестокий обычай во времена великих географических открытий высаживать провинившегося матроса на необитаемый остров, заканчивался обычно весьма плачевно для последнего. Человек не умирал с голода в райском уголке, он сходил с ума, терял рассудок от одиночества, от тоски по людям.

Наряду с понятиями человек и личность в науке нередко употребляются термины индивид и индивидуальность .

В понятии индивид воплощена родовая принадлежность человека. Индивидом можно считать и новорожденного, и взрослого на стадии дикости, и высокообразованного жителя цивилизованной страны. Следовательно, говоря о конкретном человеке, что он индивид, мы, по существу, утверждаем, что он потенциально человек.

Личность каждого человека наделена только ей присущим сочетанием характерных черт и особенностей, образующих ее индивидуальность, составляющих своеобразие человека, его отличие от других людей. Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, привычках, преобладающих интересах, целях, жизненных ориентирах, в качествах познавательных процессов, в способностях, индивидуальном стиле деятельности и т.д. Нет двух людей с одинаковым сочетанием психологических особенностей - личность человека неповторима, т.е. каждый из нас индивидуален.

Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter

В кхмерской деревне на северо-востоке Камбоджи найдена 27-летняя девушка, пропавшая в джунглях 19 лет назад. За эти годы она разучилась говорить, но родной отец смог узнать ее по шраму на руке.

В 1920 году в джунглях Индии нашли двух девочек в семействе волков. Назвали девочек Амала и Камала. Они вели себя как волчата: бегали на четвереньках, днем забивались в самый темный угол, по ночам выли, срывали с себя всякую одежду, какую на них пытались надеть. Прожили среди людей не более 10 лет. Камала к 12 годам научилась ходить, но очень осторожно и неуверенно, предпочитая четвереньки. С превеликим трудом освоила около 45 слов. Развитие интеллекта остановилось на самом низшем уровне - тяжелой идиотии.

about Kamala

В конце XVIII века…

в лесах юга Франции был обнаружен мальчик приблизительно 12-ти лет, названный Виктором из Авейрона. Мальчика специально исследовали ученые в рамках дискуссии эпохи Просвещения о разнице между человеком и животным.


В 1954 г. в Индии был найден 6-летний мальчик по имени Раму, прозванный впоследствии мальчиком-волком . По словам его родителей, ребенка во младенчестве похитил волк. После возвращения домой мальчик лакал молоко, как животное, любил погрызть кости и больше всего интересовался волками в зоопарке. Он умер в 1968 году.

В 1962 г. в Туркмении нашли мальчика, назвали Дюма. Он передвигался, как волк, и даже покусал одного из геологов, которые искали нефть и нашли ребенка. В 1991 году ему было 37, он не умел ходить по-человечески, ел сырое мясо и кусался, когда был напуган. Однако при этом, он чистил зубы, умел причесываться и пользовался туалетом, как человек

В 1970 г. в США, штат Калифорния, была обнаружена 13-летняя девочка, привязанная к стулу. Как выяснилось, ее привязывали на весь день в течение десяти лет. Девочка не умела говорить и не могла толком ходить. В настоящее время она живет в приюте.


Случаи настоящих маугли - редки. А вот детей с так называемым «синдромом маугли» очень много. Они растут не среди животных, а в человеческом обществе, но лишенными должного внимания и воспитания. Нехватка информации и душевного тепла (депривация) делает их полу-животными, которые порой даже не могут ходить. Где-нибудь в трущобах, заброшенных деревнях, жалких приютах, вдалеке от жилья. Бывает, когда за ребенком ухаживает глухонемая бабка-психопат, потому что мать умерла при родах. Или ребенок годами живет в зоне войны, прячась в руинах, получая случайную помощь от обезумевших людей. Случается, что единственным другом становится животное (собака, кошка). Много других ситуаций. О них знают психиатры, социальные работники, полиция. Дети-маугли обычно тяжелые психопаты, почти не способны адаптироваться и обучаться, живут очень недолго.

Феномен детей-маугли – это иллюстрация того, что человек вовсе не рождается Homo sapiens. Что уникальные качества, отличающие «венец творения» от животных, это во многом - продукт воспитания. И что детям необходимо много внимания, знаний и тепла. А не позиция «нечего вас баловать», «вырастешь – узнаешь» или «выйди, погуляй».
Надо вкладывать ресурсы, действовать! Мы, к примеру, сегодня вот так действовали.

Jan. 21st, 2007 03:54 pm (UTC)

Хочу поспорить со следующим тезисом: Феномен детей-маугли – это иллюстрация того, что человек вовсе не рождается Homo sapiens .
С психологической точки зрения надо дифференцировать понятия индивида, личности и индивидуальности (см. А.Н. Леонтьев Проблемы развития психики . М. 1970 или его же Деятельность. Сознание. Личность ). Человек рождается индивидом, т.е. Homo sapiens (доказательство тому строение его тела и мозга в частности, которые есть условия того, что он сможет овладеть речью, языком и др. атрибутами Человека), но для того, чтобы сталь личностью (а тем более индивидуальностью) нужно действительно войти в общественные отношение, нужно человеческое общение. Таким образом, дети с синдромом Маугли остановились на фазе человеческого индивида, однако Человек в полном смысле не являются, поскольку уже не смогут овладеть речью (давно пройдены сензитивные периоды к усвоению речи), общаться, трудиться и т.д.

Jan. 21st, 2007 06:35 pm (UTC)

Я бы поостерегся делаеть такие резкие выводы, лысенковщиной попахивает ;) Феномен-то редкий, в силу своей специфики регулярно не изученный. Возможно, эти дети выжили в звериной среде как раз потому, что сами изначально не были людьми. А вовсе не потому, что людьми не являются все дети.

Feb. 16th, 2007 01:36 am (UTC)

у нас во дворе была девочка с синдромом маугли.
общалась только с дворнягой, которая у них в доме жила
семья - алкаши
ела девочка то, что собака приносила, потому что боялась подойти к столу
её несколько раз пытались то ли избить, то ли изнасиловать, и она забивалась в обнимку с собакой под кровать, и собака оттуда рычала и кусалась
выяснилось только когда ей в школу было пора идти. ходили по квартирам будущих первоклассников, спрашивали, пойдут ли они в местную школу или другие планы
мы о девочке не знали ничего, она же на улицу выходила только ночью с собакой гулять, никто её и не видел
когда девочку увезли в детдом, собака околела с тоски
самое интересное, по слухам, говорить она научилась, правда она и прежде говорила - матом с семьёй и несколько простых слов с собакой, ну так стала нормально говорить и вроде даже умная оказалась
но кто знает. во-первых, правда ли, во-вторых, если правда, то возможно, это из-за того, что она имела возможность исследовать всё, что было в пределах её досягаемости, или же в первые годы жизни у неё был человек, который о ней заботился. кто знает

Jul. 15th, 2007 02:17 pm (UTC)

Дети-маугли обычно тяжелые психопаты, почти не способны адаптироваться и обучаться, живут очень недолго.

А в чем причина их такой короткой жизни? От чего они умирают? Я знаю, что имбецилы и дебилы, больные синдромом Дауна тоже живут не очень долго, но там явные признаки врожденных дефектов. А здесь все подется так, что это были вполне нормальные дети, но воспитание сделало из них дебилов . Как же воспитание столь фатально сказалось на здоровье маугли ?

Jul. 19th, 2007 04:10 pm (UTC)

Да, меня это тоже интересует. Дауны и дебилы все-таки обычно доживают до 40-50 лет, а дети, воспитанные хищниками - нет. Один автор, не помню кто, сделал фантастический вывод, что срок жизни таких детей фактически равен сроку жизни их усыновителей - волков, собак и т.д.

Jul. 19th, 2007 05:23 pm (UTC)

Я видел передачу про собакоголовых обезьян (павианы, вроде). Так они усыновляют щенков собак. А в норме - похищают детенышей у своих же соседей. Похоже, это следствие биологической программы общего репродуктивного поведения, в которой замешан не только инстинкт материнства, но механизм поведения самца-доминанта по защите своего стада (стаи). В таких сообществах всегда есть вероятность наличия детенышей, оставшихся без матерей.

Источники: http://m.ria.ru/society/20070120/59423658.html, http://studme.org/10720423/psihologiya/psihologiya_lichnosti, http://anthropology-ru.livejournal.com/142901.html

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

Избранные статьи

Сколько стоит элькар для детей в каплях

Нужен ли ребенку карнитин? Для существования далее...

Ребенка поднялась температура 39

Резко поднялась температура далее...

Аналог энтерофурила для детей суспензия

Дешевые аналоги Энтерофурил далее...

У ребенка понос с пеной без температуры

Понос с пеной Диареей, или поносом, называется учащенный стул, имеющий далее...

Популярные статьи

Интересно