Главная » Личность ребенка

Движущая сила целостного развития личности ребенка

3.5. Движущие силы воспитания как педагогического процесса

Движущей силой любого процесса выступают заключенные в нем диалектические противоречия. Это положение в полной мере относится и к процессу воспитания как общественному явлению.

Педагогика считает противоречия источником активности личности, процесса воспитания ее качеств.

Процесс воспитания обуславливается целым рядом разнообразных противоречий: внешних (объективных) и внутренних (субъективных).

К внешним (объективным) противоречиям процесса воспитания относятся следующие:

* противоречие, возникающее в результате сдерживания развития производительных устаревшими производственными отношениями и проявляющееся в упрочении консервативных подходов к подготовке подрастающих поколений;

* противоречие между требованиями общественной жизни и уровнем готовности ребенка к участию в ней;

* противоречие между неограниченными возможностями развития человеческой природы и ограничивающими это развитие условиями социальной жизни общества;

* противоречие между активно-деятельностной природой ребенка, его стремлением к участию в общественной жизни и недостатком индивидуального опыта, знаний, умений и навыков для реализации этого стремления;

* противоречие между изменяющимися потребностями личности и реальными возможностями их удовлетворения;

* противоречие между объективной общественной позицией личности в ведущей деятельности и ее субъективными отношениями.

Повышение эффективности воспитания, совершенствование педагогического руководства им, во многом зависят от своевременного выявления и разрешения данных противоречий путем изменения обстоятельств общественных отношений, условий жизни и деятельности учащихся.

Противоречия как движущие силы воспитания не только порождаются условиями жизни и деятельности человека, но и должны специально создаваться педагогом. Их возникновение связано с моделированием таких воспитательных ситуаций и педагогических условий, которые побуждают растущего человека осознать и внутренне пережить своеобразное состояние «внутренней раздвоенности», «разлада личности», «ситуации затруднения или разрыва».

Внутренние (субъективные) противоречия. порождая чувство беспокойства между тем, какими качествами ребенок обладает, и тем, каких качеств у него недостает, служат внутренним стимулом его активности в личностном формировании и развитии и основой возникновения потребности в совершенствовании.

Главное меню

Главная → Инклюзивное дошкольное отделение

Инклюзивное дошкольное отделение

Дошкольное отделение является структурным подразделением ГБУ СО ЦППМСП Ресурс .
Деятельность отделения направлена на создание условий, обеспечивающих всестороннее развитие детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей. В отделении функционирует три дошкольные группы комбинированной направленности.


Цели и задачи дошкольного отделения

Всестороннее и гармоничное развитие личности ребёнка – дошкольника, полноценное проживание детьми периода дошкольного детства.
Пребывание в детском саду способствует тому, что каждый ребёнок осознаёт свой общественный статус, у него формируется умение разрешать конфликты, находить гуманистические способы достижения цели. Учитывая, что источником и движущей силы развития личности является реальная самостоятельность ребёнка, в отделении создаются условия для того, чтобы каждый ребёнок осознавал себя в качестве субъекта своей самостоятельной деятельности, творчески осваивающего свой собственный опыт.
Создаются в каждой возрастной группе условия для экспериментирования. Данная деятельность развивает интеллект, познавательную сферу ребенка, даёт реальную возможность для анализа, сравнения, развития логического мышления, моделирования, оценки результатов своего труда.
Образовательная программа реализуется в организованных и самостоятельных формах обучения.
Непосредственная образовательная деятельность в течение дня органически сочетается с самостоятельной деятельностью детей.
Знания и опыт, приобретённые на занятиях, становятся содержанием самостоятельных игр, рисования, конструирования и моделирования.

Педагоги дошкольного отделения творчески подходят к выбору вариативных программ и технологий, направляя усилия на построение целостного педагогического процесса, обеспечивающего развитие ребёнка: физическое, социальное, нравственное, художественно – эстетическое и интеллектуальное во взаимосвязи, решают следующие задачи:

  • Обеспечение стандарта дошкольного образования, как системы требований к содержанию и уровню развития детей на каждой возрастной ступени развития.
  • Создание благоприятных условий формирования системы отношений к миру, к людям, к себе, включение детей в различные формы сотрудничества с взрослыми и детьми разного возраста.
  • Создание атмосферы эмоционального комфорта, развития любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению;
  • Повышение профессионального мастерства педагогов.

Особое внимание в отделении уделяется охране жизни и здоровья детей:

  • использование здоровьесберегающих технологий
  • обеспечение детей сбалансированным питанием
  • гибкий режим дня
  • создание условий для физической активности детей (3 физкультурных занятия, занятия ЛФК, прогулки на свежем воздухе)

Содержанием НОД является:

  • Ознакомление с явлениями природы и общественной жизни;
  • Развитие речи, формирование культуры общения и нахождение способов разрешения проблем;
  • Физическое развитие;
  • Ознакомление с ценностями мировой и отечественной музыкальной, изобразительной, театральной культуры. Овладение элементами вокальной, ритмической, изобразительной деятельности.

Организация питания воспитанников:

Воспитаники обеспечены 4-х разовым сбалансированным питанием, в соответствии с СаНПин 2.4.1.3049-13 ( с изменениями от 27.08 г. #8470; 41)

В соответствии с лицензией содержание образования определяется рекомендованными Министерством образования РФ программами Воспитания и обучения в детском саду М.А. Васильевой и В.В. Гербовой, 2009г.

Программой специальных ( коррекционных) образовательных учреждений IV ( для детей с нарушением зрения). Программа детского сада. Коррекционная работа в детском саду. В.А. Бельмер, Л.П. Григорьевой, В.З. Денискиной, 2003г.

Педагоги дошкольного отделения имеют профессиональное среднее специальное и высшее образование.
В отделении трудятся специалисты-профессионалы: воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию, логопед, психолог.
Всех специалистов объединяет понимание важности выбранной профессии, гуманное отношение к детям.

Материально – техническое обеспечение.

Дошкольное отделение располагает игровыми комнатами, площадью 55, 60.5, 57 кв. метров,
Спальни – 73, 60, 59 м
Спортивный зал — 112м
Музыкальный зал 54 м

Комплектование комбинированных дошкольных групп осуществляется на основании Положения о порядке комплектования структурных подразделений, реализующих основную общеразвивающую программу дошкольного образования, утвержденного приказом Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 19 февраля 2009 г. #8470; 10-д.

Набор детей с ОВЗ ведется на основании рекомендаций ПМПК .

В группы комбинированного типа принимаются следующие категории детей:

  • с нарушением зрения,
  • с нарушением опорно-двигательного аппарата,
  • с нарушением речи.

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ ВОСПИТАНИЯ
ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ
ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ
В ГРУППАХ, РЕАЛИЗУЮЩИХ ПРОГРАММУ «ДЕТСТВО»

Современный детский сад — это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Возможности организации и обогащения такого опыта расширяются при условии создания в группе детского сада предметно-пространственной развивающей среды. Определяющим моментом в создании развивающей среды является педагогическая идея, цель, которой руководствуется коллектив педагогов детского сада. Достижение цели осуществляется через реализацию образовательной программы. В этой статье обратим внимание на особенности организации развивающей среды в дошкольных группах, реализующих программу «Детство».

Цель программы «Детство» — познавательно-творческое развитие ребенка через присвоение им культурно-исторического опыта, что будет способствовать наиболее полному раскрытию и реализации возрастного потенциала дошкольника, поможет вхождению в современный быстроизменяющийся мир. На каждом возрастном этапе выделены приоритетные образовательные задачи, которые необходимо учитывать при организации предметно-пространственной среды.

Под развивающей предметно-пространственной средой следует понимать естественную комфортабельную обстановку, рационально организованную, насыщенную разнообразными предметами и игровыми материалами. В такой среде возможно одновременное включение в активную познавательно-творческую деятельность всех детей группы. Развивающая среда способствует установлению, утверждению чувства уверенности в себе, дает возможность дошкольнику испытывать и использовать свои способности, стимулирует проявление им самостоятельности, инициативности, творчества.

Активность ребенка в условиях обогащенной развивающей среды стимулируется свободой выбора деятельности. Ребенок играет, исходя из своих интересов и возможностей, стремления к самоутверждению, занимается не по воле взрослого, а по собственному желанию, под воздействием привлекших его внимание игровых материалов. В таком подходе к организации детской деятельности уже заложен механизм развития ответственности за содеянное, за результат. В ребенке пробуждаются силы, способствующие как можно лучшему осуществлению задуманного.
Развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка, она обогащает личностное развитие, способствует раннему проявлению разносторонних способностей.

Обогащенное развитие личности ребенка характеризуется проявлением непосредственной детской пытливости, любознательности, индивидуальных возможностей (без принуждения и натаскивания); способностью ребенка познавать увиденное, услышанное (материальный и социальный мир) и эмоционально откликаться на различные явления, события в жизни; стремлением личности к творческому отображению накопленного опыта восприятия, познания в играх, общении, рисунках, поделках. В общем, обогащенное развитие — это развитие всех потенциальных индивидуальных возможностей каждого ребенка. Безусловно, наиболее высоким уровнем познавательного и личностного развития обладает индивид, находящийся под воздействием развивающей среды.

Предметно-игровая среда организуется таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования по принципу нежесткого центрирования позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам. Центр конструирования, искусства (в нем находятся материалы для изобразитель­ной деятельности и ручного труда), центр игры (сюжетно-ролевой, режиссерской, театрализованной), центр природы и экспериментирования, математическая игротека, центр грамотности (включающий книжный уголок, игры и обору­дование для развития речи), - вот основной перечень таких центров. По всей площади группы следует разместить оборудование, стимулирующее двигательную активность ребенка.

Далее представлена характеристика предметно-развивающей среды для каждой возрастной группы.

Печатается с сокращением. На данный материал распространяется авторское право. Перепечатывание без согласия автора запрещено.
Полный текст представлен в сборнике «Педагогика детства: Петербургская научная школа / Ред. доктор пед. наук, профессор М.В. Крулехт, канд. пед. наук, профессор Т.И. Бабаева, канд. пед. наук, профессор З.А. Михайлова, доктор пед. наук, профессор А.Г. Гогоберидзе.- СПб. 2005.

Источники: http://ebooks.grsu.by/chepikov/3-5-dvizhushchie-sily-vospitaniya-kak-pedagogicheskogo-protsessa.htm, http://www.xn----itbb4apbbhbdq1a.xn--p1ai/otdelenie-soprovozhdenija-doshkolnogo-detstva-osdd/, http://www.kdp-spb.ru/pedagogika/tekhnologii-vospitaniya-1.html

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

Избранные статьи

Чем обрабатывать складочки у новорожденного после купания

Форум родителей: ДЕЙСТВИЯ ПОСЛЕ КУПАНИЯ Под мышки вынимаем далее...

Лающий кашель месячного ребенка

Чем быстро вылечить лающий кашель у ребенка Когда родители обнаружили далее...

Аллергия ребенка 10 лет

1 год - 3 далее...

Запеканка творогом детей рецепты

Рецепт творожной запеканки с изюмом и манкой 200 гр. творога далее...

Популярные статьи

Интересно