Главная » Интересы ребенка

Защита прав и интересов детей

Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 167-ФЗ в пункт 1 статьи 121 настоящего Кодекса внесены изменения

1. Защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства.

Органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей в порядке. установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, обеспечивают защиту их прав и интересов до решения вопроса об их устройстве и исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей избирают формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей (статья 123 настоящего Кодекса), а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования.

Деятельность других, кроме органов опеки и попечительства, юридических и физических лиц по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, не допускается.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 167-ФЗ пункт 2 статьи 121 настоящего Кодекса изложен в новой редакции

2. Органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Органами опеки и попечительства являются также органы местного самоуправления в случае, если законом субъекта Российской Федерации они наделены полномочиями по опеке и попечительству в соответствии с федеральными законами .

Вопросы организации и деятельности органов опеки и попечительства по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, определяются настоящим Кодексом, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации , Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации , другими федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 167-ФЗ статья 122 настоящего Кодекса изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2015 г.

Статья 122. Выявление и учет детей, оставшихся без попечения родителей

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 122 СК РФ

1. Должностные лица организаций (дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций, медицинских организаций и других организаций) и иные граждане, располагающие сведениями о детях, указанных в пункте 1 статьи 121 настоящего Кодекса, обязаны сообщить об этом в органы опеки и попечительства по месту фактического нахождения детей.

Орган опеки и попечительства в течение трех рабочих дней со дня получения таких сведений обязан провести обследование условий жизни ребенка и при установлении факта отсутствия попечения его родителей или его родственников обеспечить защиту прав и интересов ребенка до решения вопроса о его устройстве, а также направить имеющуюся информацию об этом ребенке в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации для первичного учета в региональном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и одновременного направления в федеральный орган исполнительной власти, определяемый Правительством Российской Федерации, для первичного учета в федеральном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с Федеральным законом от 16 апреля 2001 года N 44-ФЗ О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей .

Орган опеки и попечительства в течение месяца со дня получения сведений, указанных в абзаце первом настоящего пункта, обязан направить документированную информацию о ребенке, оставшемся без попечения родителей, в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации для учета в региональном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, организации его устройства в семью граждан Российской Федерации на территории данного субъекта Российской Федерации и одновременного направления в соответствующий федеральный орган исполнительной власти для учета в федеральном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с Федеральным законом от 16 апреля 2001 года N 44-ФЗ О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей .

2. Руководители образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, в течение трех рабочих дней со дня, когда им стало известно, что ребенок может быть передан на воспитание в семью, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту нахождения соответствующей организации для организации его устройства на воспитание в семью.

3. Орган опеки и попечительства в течение месяца со дня поступления сведений, указанных в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, обеспечивает устройство ребенка.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации со дня поступления информации, указанной в абзаце третьем пункта 1 настоящей статьи, организует устройство ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в семью граждан Российской Федерации на территории данного субъекта Российской Федерации, а при отсутствии такой возможности по истечении месяца со дня поступления информации, указанной в абзаце третьем пункта 1 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, определяемый Правительством Российской Федерации, оказывает содействие в устройстве ребенка на воспитание в семью граждан Российской Федерации на территории Российской Федерации.

Региональные банки данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и федеральный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, составляют государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

Порядок формирования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и пользования им определяется Федеральным законом от 16 апреля 2001 года N 44-ФЗ О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей .

4. За неисполнение обязанностей, предусмотренных пунктами 2. 3 настоящей статьи, за предоставление заведомо недостоверных сведений, за иные действия, направленные на сокрытие ребенка от передачи на воспитание в семью, руководители организаций и должностные лица указанных в пунктах 2, 3 настоящей статьи органов привлекаются к ответственности в порядке, установленном законом.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 24 апреля 2008 г. N 49-ФЗ в статью 123 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 сентября 2008 г.

Защита прав и интересов детей в современном обществе

2 июня 2016 г. в Саратовской государственной юридический академии прошел круглый стол «Защита прав и интересов детей в современном обществе», посвященный Международному Дню защиты детей.

В научно-практическом мероприятии, организованном Юридической клиникой СГЮА, приняли участия представители науки и практики. Мероприятие было приурочено к 85-летию СГЮА.

Так, открывая работу круглого стола, руководитель Юридической клиники СГЮА, доцент кафедры гражданского процесса Алексей Балашов в своем докладе осветил работу юридических клиник академии в вопросе защиты прав и законных интересов несовершеннолетних лиц. Директор института второго высшего и дополнительного профессионального образования СГЮА Екатерина Ильгова рассказала об основных направлениях работы Всероссийского центра правового и методического обеспечения деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав (КДНиЗП), активно работающего в структуре СГЮА. Деятельности прокуратуры Саратовской области в области защиты прав несовершеннолетних был посвящен доклад старшего прокурора отдела по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи прокуратуры Саратовской области Натальи Сметанниковой. Старший помощник прокурора Октябрьского района г. Саратова Ольга Никонорова и руководитель общественного объединения правоохранительной направленности «Безопасный город» Олег Зеленов рассказали об эффективном сотрудничестве в области защиты прав и интересов несовершеннолетних при использовании сети Интернет.

В рамках работы круглого стола также были заслушаны доклады и выступления советника Уполномоченного по правам человека в Саратовской области Марины Янц. заместителя начальника управления по делам ЗАГС Правительства Саратовской области Ольги Фурашовой. доцента кафедры русского языка и культуры СГЮА Ольги Никитиной. доцента кафедры уголовного и уголовно-исполнительного права СГЮА Романа Севостьянова. доцента кафедры гражданского процесса СГЮА Виктории Борисовой. доцента кафедры гражданского и международного частного права СГЮА Марии Будановой. медиатора некоммерческого партнерства «Саратовская палата профессиональных медиаторов» Елены Кокаревой. преподавателя кафедры административного и муниципального права СГЮА Динары Воробьевой.

Активное участие в дискуссии приняли специалисты Сектора по обеспечению исполнения переданных государственных полномочий по опеке и попечительству администраций Октябрьского, Фрунзенского, Заводского, Волжского и Ленинского районов МО «Город Саратов» Юлия Левочкина. Валерия Назарова. Марина Никитина. Оксана Швыряева. Ангелина Базлова. доцент кафедры гражданского процесса СГЮА Наталья Батурина. доцент кафедры гражданского и семейного права СГЮА Сергей Макаров .

По результатам научно-практического мероприятия было принято решение о дальнейшем сотрудничестве представителей правоприменительных органов и профессорско-преподавательского состава академии в области защиты прав и интересов несовершеннолетних.

В конце мая текущего года в преддверии Международного дня защиты детей в администрации поселения Московский состоялось очередное заседание Совета общественности по профилактике правонарушений несовершеннолетними в поселении Московский. Совет создан при администрации поселения Московский и его основной целью является оказание помощи инспекторам по делам несовершеннолетних, социальным педагогам школы в их работе с детьми, состоящими на внутришкольном учете по причине неуспеваемости, низкой посещаемости и нарушений учебной дисциплины, а также предупреждение совершения правонарушений несовершеннолетними, проживающими в поселении.

В полномочия Совета входит проведение бесед с несовершеннолетними в присутствии родителей, принятие мер общественного воздействия к родителям, не осуществляющим должного воспитания детей, проведение разъяснительной работы среди населения по вопросам воспитания и образования подростков, а также повышения роли и ответственности семьи за воспитание и образование детей.

Совет имеет право подавать ходатайства по вопросу постановки на учет несовершеннолетних в окружную комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, а также органы внутренних дел о постановке на учет трудных подростков, а также родителей, отрицательно влияющих на детей, или не выполняющих обязанностей по их должному воспитанию.

Первым вопросом повестки дня рассмотрены материалы в отношении несовершеннолетних, которые не осваивают образовательную программу в полном объеме, систематически пропускают учебные занятия, грубо нарушают дисциплину. На заседание несовершеннолетние приглашены вместе с родителями.

В ходе обсуждения членами Совета отмечено, что зачастую подростки, не соблюдающие устав школы, попадают в зону риска, некоторые начинают курить, употреблять алкоголь и психотропные вещества, нарушать общественный порядок. Необходима эффективная и планомерная совместная работа всех заинтересованных органов системы профилактики. Органам образования, культуры, здравоохранения, администрации поселения рекомендовано усилить разъяснительную работу среди подростков и населения по данному направлению.

Также члены Совета обменялись мнениями по проблемам, связанным с ответственностью родителей за получение их детьми общего образования, механизмами воздействия школы на родителей, которые не занимаются должным воспитанием своих детей, не контролируют их обучение и посещаемость, не откликаются на вызовы в школу.

Родителям предоставляется целый ряд возможностей принимать основные решения в сфере образования детей (выбрать форму получения образования, образовательную программу, например, адаптированную). Если родители не выполняют своих обязанностей по обеспечению получения общего образования детьми, то начинают работать общие механизмы контроля за выполнением обязанностей родителями, закрепленные в семейном и административном законодательстве.

На заседании отмечено, что механизмы эти требуют участия органов опеки и попечительства, поскольку в соответствии с Семейным кодексом защита прав и законных интересов ребенка осуществляется родителями, а в случаях, предусмотренных Кодексом, органом опеки и попечительства, прокуратурой и судом. Если, например, родители не водят ребенка в школу, либо отказываются выбрать для него посильную (адаптированную) образовательную программу и пройти медицинское обследование, эти действия совершаются в нарушение интересов детей. И защищать эти интересы в таком случае должны органы опеки и попечительства. Именно эта система должна активно воздействовать на родителей, вплоть до решений об ограничении и лишении родительских прав.

Проблема прав и ответственности несовершеннолетних поднята при обсуждении второго вопроса повестки заседания Совета. В Московском предлагается создать электронную Детскую общественную приемную, которая будет оказывать помощь детям, проживающим в поселении, в решении возникающих вопросов. Планируется, что Детская общественная приемная будет функционировать при данном Совете и станет информационным центром содействия в защите прав и интересов детей, оказывающим консультационную и, при необходимости, правовую помощь подросткам и родителям. Членами Совета единогласно поддержана эта идея и выражена готовность активно участвовать в реализации данного социально значимого проекта на территории поселения во благо его жителей.

поселения Московский ТиНАО города Москвы

Источники: http://base.garant.ru/10105807/18/, http://xn--80af5bzc.xn--p1ai/info/news/item/6132-zashchita-prav-i-interesov-detej-v-sovremennom-obshchestve, http://www.mgsopop.ru/%25D1%2581%25D1%2582%25D0%25B0%25D1%2582%25D1%258C%25D0%25B8/%25D0%25B4%25D0%25BB%25D1%258F-%25D0%25B7%25D0%25B0%25D1%2589%25D0%25B8%25D1%2582%25D1%258B-%25D0%25BF%25D1%2580%25D0%25B0%25D0%25B2-%25D0%25B8-%25D0%25B8%25D0%25BD%25D1%2582%25D0%25B5%25D1%2580%25D0%25B5%25D1%2581%25D0%25BE%25D0%25B2-%25D0%25B4%25D0%25B5%25D1%2582%25D0%25B5%25D0%25B9

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

Избранные статьи

Сильный отек укуса насекомого ребенка

Лето – это далее...

Антибиотик ребенку года кашле

Антибиотики при кашле у детей Кашель это далее...

Спорт упражнения для детей

Привет всем читателям моего блога далее...

Лямблии у детей симптомы и лечение отзывы

Лямблии у детей Лямблии у детей далее...

Популярные статьи

Интересно