Главная » Интересы ребенка

Познавательные интересы ребенка дошкольника

Особенности интересов дошкольника

Воспитывая ребенка, родителям полезно знать, как и в каких условиях происходит формирование интересов на различных возрастных ступенях. Зная это, легче избрать правильные пути воспитания и уберечься от неверных. В этой статье мы и расскажем о некоторых особенностяхразвития и воспитания интересов детей в дошкольном возрасте .

Нелегко было бы перечислить все интересы дошкольника (ребенка в возрасте от 3 до 7 лет)—так они разрослись и умножились. Дошкольник рисует, лепит, строит, конструирует, обслуживает себя (одевается, убирает за собой игрушки), выполняет элементарные трудовые поручения взрослых. Отсюда и многообразие интересов дошкольника. При правильном воспитании эти интересы могут оказать серьезное влияние на развитие его способностей и склонностей.

Игровые интересы дошкольников

Игра продолжает оставаться на первом плане в жизни дошкольника. но в самих игровых интересах происходят существенные изменения. Если двухлетнего малыша длительное время занимал сам процесс манипулирования с игрушками (перекладывание игрушки с места на место, сооружение бесчисленных песочных хлебцев, куличей и тому подобное), то пяти-шестилетний дошкольник предпочитает играть в такие игры, где ему самому принадлежит определенная роль.

Ваша дочь уже не просто «кормит» свои игрушки или «укладывает их спать», а выполняет роль мамы, которая должна (это девочка уже подметила!) заботиться о своих детях. Обычно такие игры носят коллективный характер. В них участвуют и другие дети, а также взрослые, помогающие детям организовать общую игру.

Разыгрывать роль в одиночестве гораздо труднее. Вот почему ребенок, предоставленный самому себе, не всегда может найти для себя занятия. Игрушки ему быстро надоедают, и он начинает скучать.

В старой литературе описан один поучительный эпизод семейной жизни. Молодая мать, встревоженная грустным видом шестилетней дочери, спрашивает ее, что с нею такое. «Я хочу умереть, — с наивной непосредственностью заявляет девочка.—Мне надоели мои игрушки, мне все надоело, каждый день одно и то же!»

Порой отец и мать не знают, чем занять сына или дочь: покупают все новые и новые игрушки, а ребенок отворачивается от них. Чаще всего это может случиться в семьях, где один ребенок. Такой ребенок очень нуждается в детском коллективе.

Некоторые родители, опасаясь (быть может, иногда справедливо) дурного влияния «улицы», идут по такому пути — они запрещают ребенку выходить из дому, играть с другими детьми. Путь этот легкий, но, конечно же, совершенно неправильный. Надо не изолировать ребенка от сверстников, а приложить все силы к тому, чтобы у него было больше товарищей. А вот какие это будут товарищи, как ведут себя дети во дворе, чем занимаются, чем интересуются — все это стоит знать. И когда надо — вежливо, тактично, но решительно, вторгаться в «детскую жизнь».

Особенности познавательных интересов, или Возраст почемучек

Со временем значительно расширяются и углубляются познавательные интересы дошкольника. Первое осознанное проявление интереса к тому или иному предмету и явлению можно наблюдать у ребенка к концу преддошкольного возраста (около 3 лет), когда он начинает спрашивать: «Что это такое?» Ребенка больше интересует внешняя сторона явления, а не причина, вызвавшая его, название предмета, а не его употребление. Поэтому хорошо, когда родители могут разговаривать с ребенком точным и выразительным языком, пополняя запас его слов новыми названиями предметов.

Постепенно вопросы усложняются, в них все больше и больше обнаруживается стремление к познанию окружающих явлений. Ребенок задает вопросы в тех случаях, когда он сталкивается с чем-либо незнакомым, что вызывает у него удивление, или в тех случаях, когда новое его представление о предмете или явлении противоречит прежним представлениям. Ребенок все чаще спрашивает: «Почему?». («Почему снег белый?», «Почему луна не падает?», «Почему птицы поют?»). Особенно много вопросов задают пяти-шестилетние дети (их даже называют в шутку «почемучками», а этот период детства — «периодом вопросов»).

Правильно поступают те, кто ко всем детским вопросам относится серьезно, видя в них не праздное любопытство, а проявление любознательности. Чего же удивительного — опыт ребенка расширяется, развивается его мышление и воображение. Он с нетерпением ждет от вас объяснений. Но удовлетворят его только такие, которые будут ему понятны, будут связаны с его прежними представлениями. Конечно, эти объяснения не могут быть совершенно точными, научными. Главное, чтобы ребенок получил удовлетворение от такого объяснения и у него возникли бы новые вопросы.

Ребенок не всегда может правильно поставить вопрос о заинтересовавшем его явлении, сформулировать свою мысль. Поэтому, объясняя ребенку, полезно одновременно обращать его внимание на другие предметы и явления, устанавливать между ними связи. Хорошо, если вы стремитесь воспитывать у ребенка умение различать и замечать всевозможные свойства и особенности предметов и явлений, — тем самым вы развиваете его наблюдательность, помогаете ему ориентироваться в окружающем мире.

Смотрите также: Трудовой интерес ребенка дошкольника

Похожие статьи:

  • Чем заняться с ребенком 1, 2, 3 лет: игры и занятия
  • Простые мягкие игрушки для малышей
  • Что можно собирать в лесу?
  • Режим дня дошкольника, подготовка к школе
  • Как содержать аквариум в домашних условиях?
  • Плавание для детей: польза, правила, упражнения

Консультация для родителей на тему «Познавательные интересы вашего ребёнка».

Скоро наши дети станут школьниками. Что принесёт им школьная жизнь? Будет ли она успешной, радостной или омрачится неудачами, огорчениями? Во многом это зависит от того, как мы подготовим ребёнка к школе, насколько сумеем сформировать у него те качества, которые определяют эффективность обучения.

Необходимо формировать у дошкольников познавательные интересы. Стремление узнавать новое, выяснять непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, желание вникнуть в их сущность, найти имеющиеся между ними связи и отношения характеризуют развивающийся познавательный интерес. Основа познавательного интереса – активная мыслительная деятельность. Под её влиянием ребёнок оказывается способен к более длительной и устойчивой сосредоточенности внимания, проявляет самостоятельность при решении умственной или практической задачи. Интеллектуально пассивные дети составляют категорию неуспевающих и недисциплинированных учеников.

Познавательный интерес связан с деятельностью памяти. Вы, конечно, замечали, что дошкольник легче и прочнее запоминает интересный материал, быстрее его воспроизводит. Условием возникновения познавательного интереса является установление связи между имеющимся опытом и вновь приобретаемыми знаниями, нахождение в привычном, хорошо знакомом предмете новых сторон, свойств, отношений.

Прочные знания – основа активности ребёнка. Они способствуют проявлению живого интереса к действительности. Недаром народная мудрость гласит: Любить – значит знать .

Советуем родителям использовать каждую возможность для обогащения ребёнка яркими впечатлениями об окружающей жизни. Очень полезно проводить с детьми прогулки и экскурсии.

Не стремитесь объяснять и рассказывать ребёнку обо всём, что он видит на прогулках, по телевизору. Для развития интереса ребёнка целесообразнее возбуждать его познавательную активность, стимулировать появление у него вопросов, стремление находить на них ответы посредством наблюдений, размышлений. Например, вы с ребёнком прогуливаетесь по лесу. Предложите сыну или дочери определить, что изменилось в лесу со времени последнего посещения; задать вопросы и придумать загадки о том, что он видит; вспомнить и прочитать строки из выученных ранее стихотворений о природе.

Знакомя детей с окружающим миром, чаще прибегайте к приёму сравнения. Благодаря сравнению предметов, явлений действительности, ребёнок глубже познаёт их, выделяет в них новые качества, свойства, что даёт возможность по-иному взглянуть на то, что казалось ему хорошо знакомым. Так, на улице предложите ребёнку сравнить виды транспорта, дома, деревья и т.д. Побуждая ребёнка к сравнению, мы повышаем его наблюдательность, обеспечиваем более активное и сознательное усвоение знаний.

Познавательный интерес дошкольника отражается в его играх, рисунках, рассказах и других видах творческой деятельности. Поэтому в семье следует создать условия для развития такой деятельности. Если деятельность протекает успешно, то у ребёнка усиливается желание заниматься ею, что благотворно сказывается на развитии у него познавательного интереса. Поощряйте занятия и игры детей, относитесь к ним одобрительно, помогайте довести начатое дело до конца. Играйте вместе с ребёнком.

Пытливость мысли и интересы ребёнка проявляются в его вопросах. Они порождаются новым и неизвестным, всем тем, что вызывает у ребёнка сомнение, удивление, недоумение.

К детским вопросам необходимо относиться внимательно и бережно. Отвечать на них рекомендуется таким образом, чтобы поддержать и углубить любознательность и познавательный интерес ребёнка. Краткость, ясность ответа, доступность его пониманию дошкольника – этим должен руководствоваться взрослый, отвечая на детские вопросы.

Практикум для родителей:

  1. Проанализируйте характер вопросов, которые задаёт ваш ребёнок?
  2. Устойчивы ли интересы вашего ребёнка?
  3. Стремиться ли ребёнок пополнить свои знания об интересующем его предмете, используя различные средства информации (просит почитать, рассказать; рассматривает иллюстрации; самостоятельно наблюдает; осуществляет несложные опыты; обращается к телепередачам)?
  4. Как вы отвечаете на детские вопросы?

Памятка для родителей Как отвечать на детские вопросы?

Относитесь к вопросам ребёнка с уважением, не отмахиваясь от них. Внимательно вслушайтесь в детский вопрос, постарайтесь, понять, что заинтересовало ребёнка в том предмете, явлении, о котором он спрашивает.

Давайте краткие и доступные пониманию дошкольника ответы, избегайте при этом сложных слов, книжных оборотов речи.

Ответ должен не просто обогатить ребёнка новыми знаниями, но и побудить его к дальнейшим размышлениям, наблюдениям.

Поощряйте самостоятельную мыслительную деятельность ребёнка, отвечая на его вопрос встречным: А как ты думаешь?

В ответ на вопрос ребёнка постарайтесь вовлечь его в наблюдения за окружающей жизнью, почитать ему книгу, рассмотреть вместе иллюстрации.

Отвечая на вопрос ребёнка, воздействуйте на его чувства, воспитывайте чуткость, гуманность, тактичность к окружающим людям.

Если ответы на вопросы ребёнка требуют сообщения сложных, недоступных пониманию дошкольника знаний, не бойтесь ему сказать: Пока ты мал и не сможешь многое понять. Будешь учиться в школе, многое узнаешь, сможешь сам ответить на свой вопрос .

Уровень развития познавательных интересов во многом определяет подготовку ребенка к обучению в школе. Поэтому родителям важно знать показатели познавательных интересов у старших дошкольников. Понаблюдайте за своим ребенком в разных видах деятельности, в общении со взрослыми и сверстниками, чтобы выяснить, сформированы ли у него познавательные интересы. При этом обратите внимание на следующее:

-задает ли ваш ребенок вопросы, каково их содержание и количество;

-стремится ли ребенок пополнить свои знания об интересующем предмете, используя различные средства информации (просит почитать, рассказать, рассматривает иллюстративный материал, самостоятельно наблюдает, осуществляет несложные опыты, обращается к теле- и радиопередачам и т. д.);

-рассказывает ли взрослым и сверстникам о своих интересах;

-участвует ли в беседе о том, что его интересует (проявляет ли при этом активность, инициативу, охотно ли делится своими знаниями);

-отражает ли свои впечатления в разных видах деятельности, проявляя при этом инициативу, творчество (игры, рассказы, рисунки, лепка, конструирование, поделки из природного материала и пр.);

-способен ли к длительному сосредоточению внимания, есть ли отвлечения, умеет ли элементарно планировать деятельность, пытается ли преодолеть возникшие трудности;

-свойственна ли ребенку увлеченность, эмоциональность и выразительность речи, мимики, движений при проявлении интереса?

Пытливость мыслей и интересы ребенка проявляются в его вопросах. Они порождаются новым и неизвестным, всем тем, что вызывает у ребенка сомнение, удивление, недоумение. Вопросы старших школьников помогают им ориентироваться в окружающем мире, уточняют и систематизируют представления о нем. Особое значение для развития мышления детей имеют вопросы: почему солнце светит и греет, а луна только светит? Отчего над рекой поднимается пар? Зачем люди изучают далекие планеты? Они направлены на установление причины явлений, уяснение связей и отношений между ними.

К детским вопросам необходимо относиться внимательно и бережно. Отвечать на них рекомендуется таким образом, чтобы поддержать и углубить любознательность и познавательные интересы ребенка. Встречный вопрос взрослого: «А как ты думаешь сам?» -побуждает к самостоятельным размышлениям, укрепляет веру в свои силы. Краткость, ясность ответа, доступность его пониманию дошкольника – этим должен руководствоваться взрослый, отвечая на детские вопросы. При этом следует помнить мудрый совет В. А. Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то дно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал». По возможности надо побуждать ребенка к дальнейшим наблюдениям и рассуждениям, к самостоятельному поиску ответа на возникший вопрос.

Памятка для родителей на тему:

«Как отвечать на детские вопросы?»

  • Относитесь к вопросам ребенка с уважением, не отмахиваясь от них. Внимательно вслушиваясь в детский вопрос, постарайтесь понять, что заинтересовало ребенка в том предмете, явлении, о котором он спрашивает.
  • Давайте краткие и доступные пониманию дошкольника ответы, избегайте при этом сложных слов, книжных оборотов речи.
  • Ответ должен не просто обогатить ребенка новыми знаниями, но и побудить его к дальнейшим размышлениям, наблюдениям.
  • Поощряйте самостоятельную мыслительную деятельность ребенка, отвечая на вопрос встречным: «А как ты думаешь?»
  • В ответ на вопрос ребенка постарайтесь вовлечь его в наблюдения за окружающей жизнью, почитать книгу, рассмотреть вместе иллюстрации.
  • Отвечая на вопрос ребенка, воздействуйте на его чувства. Воспитывайте чуткость, гуманность, тактичность к окружающим людям.
  • Если ответы на вопросы ребенка требуют сообщения сложных, недоступных пониманию знаний, не бойтесь ему сказать: «Пока ты мал и не сможешь многое понять. Будешь учиться в школе, многое узнаешь, сможешь сам ответить на свой вопрос».

Учитель – дефектолог ГОУ ППЦ

Комсомольского района г.о. Тольятти

Источники: http://mamotvet.ru/osobennosti-interesov-doshkolnika/, http://dou76.zlatoust.me/subdmn/dou76/articles/27/28/, http://pcenter-tlt.ru/poznavatelnyie-interesyi-vashego-rebenka

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

Избранные статьи

Мастер класс по вязанию спицами для детей

Наши мастер-классы своими руками помогут вам стать настоящими рукодельницами далее...

Понос у ребенка с сукровицей

Главная » Заболевания » Гастроэнтерология » Диарея далее...

Закапывание капель в глаза ребенку

Как делать закапывание капель в глаза Медицинские далее...

Вязание без крючка детей

Вязание руками без спиц и крючка: популярная японская техника В далее...

Популярные статьи

Интересно