Главная » Игры для детей

Значение игры воспитании детей дошкольного возраста

«Дошкольный возраст, Дети дошкольного возраста»

Никитина Миляуша Закиевна, воспитатель
д/с №54 «Искорка» г. Набережные Челны РТ

  • дать родителям знания о значении игры в развитии ребенка;
  • заинтересовать проблемой;
  • приобщить к игре ребенка в условиях семьи;
  • выслушать суждения родителей по проблеме, помочь выйти из спорных ситуаций, обосновывая их.

«Поиграй со мной!» - как часто слышим мы эту просьбу от своих детей. И сколько радости они получают, когда мы, преодолевая усталость и отодвигая домашние дела, соглашаемся хоть на несколько минут побыть больным или пассажиром, учеником или серым волком.

Однако игра - это не только удовольствие и радость для ребёнка, что само по себе очень важно. С её помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша, т. е. те качества, которые необходимы для дальнейшей жизни. Играя, ребёнок может приобретать новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не подозревая об этом. Родители порой сами предлагают ребёнку поиграть в школу, чтобы закрепить навыки чтения; в магазин, чтобы проверить умение считать, и т. д.

Все игры можно разделить на относительно самостоятельные группы. Это игры, развивающие восприятие, внимание, память, мышление и творческие способности. Особая группа игр поможет подготовить ребёнка к школе.

  1. Игры, направленные на развитие восприятия. формируют у ребёнка умение анализировать предметы по таким признакам, как цвет, форма, величина. К концу дошкольного возраста дети могут ориентироваться в 7 цветах спектра, различать их оттенки по насыщенности и цветовому тону. Они должны знать основные геометрические формы (круг, овал, квадрат, прямоугольник и треугольник). уметь подбирать по образцу или по названию предметы определённой формы.
  2. Следующая группа игр направлена на развитие внимания. Предлагаемые игры формируют у ребёнка умение сосредотачиваться на определённых сторонах и явлениях действительности. (Без сосредоточения невозможно выполнить любую, даже самую простую работу). Основные свойства внимания, которые формируются уже в дошкольном возрасте, - это его устойчивость, переключение и распределение. Устойчивость внимания означает способность длительно сосредотачиваться на чём-нибудь. К концу дошкольного возраста дети могут заниматься одним и тем же видом деятельности до 1 - 1, 5 часа. Переключение внимания представляет собой способность переходить от одной деятельности к другой, от одного занятия к другому. О распределении внимания мы говорим тогда, когда ребёнку приходится действовать сразу с двумя или несколькими предметами. В дошкольном возрасте происходит постепенный переход от непроизвольного внимания к произвольному. Непроизвольное внимание характерно тем, что оно вызывается новыми, привлекательными и интересными в данный момент для ребёнка предметами. Произвольное внимание предполагает умение сосредотачиваться на задании, даже если оно не очень интересное.
  3. Следующая группа игр направлена на развитие памяти. которая также, как и внимание, постепенно становится произвольной. Ребёнок старшего дошкольного возраста уже может ставить себе цель - запомнит что-либо и с большим или меньшим успехом подбирать средства, для выполнения этой цели, т. е. средства, облегчающие процесс запоминания. В этом помогут игры по развитию памяти.
  4. Развитие мышления происходит при условии овладения им тремя основными формами мышления: наглядно-действенным, наглядно-образным и логическим. Наглядно-действенное мышление - это мышление в действии. Оно развивается у младших дошкольников в процессе действий с различными предметами, игрушками. Основная форма мышления дошкольника - наглядно-образное мышление. т. е. такая организация образов, которая позволяет выделять самое существенное в предметах, а также видеть соотношение их друг с другом и соотношение их частей. Ребёнок должен научиться пользоваться различными планами, схемами. К концу дошкольного возраста у детей начинают складываться элементы логического мышления. т. е. формируются умения рассуждать, делать умозаключения в соответствии с законами логики.
  5. Развитие творческих способностей ребёнка подразумевает развитие воображения и гибкого, нестандартного мышления. Творчество во многом определяется умением выражать свои чувства, представления о мире различными способами. А для этого надо научиться видеть в каждом предмете разные его стороны, уметь, отталкиваясь от отдельного признака предмета, строить образ; не только свободно фантазировать, но и направлять свою фантазию, творческие возможности на решение разных задач.
  6. И наконец, игры, помогающие подготовить ребёнка к школе. Это игры, которые развивают у малыша элементарные математические представления, знакомят его со звуковым анализом слова, готовят руку к овладению письмом.

Организуя игры с ребёнком, внимательно присмотритесь к нему, оцените его индивидуальные особенности. Если он быстро и легко справляется с заданиями, можно предлагать ему более сложные и, наоборот, в случае затруднений, лучше подольше задержаться на простых. Ни в коем случае нельзя форсировать выполнение заданий, упрекать малыша в том, что он что-либо не умеет, даже если это с лёгкостью делают его сверстники.

Важно не только научит ребёнка чему-либо, но и вселить в него уверенность в себе, сформировать умение отстаивать свою идею, своё решение. Особенно это касается выполнения творческих заданий, которые обычно имеют несколько решений и которые не предполагают жёсткой оценки: «верно - неверно». Нужно научить ребёнка принимать критику без обид и выдвигать новые идеи.

И опять-таки здесь важны индивидуальные черты ребёнка. Если он смел и уверен в себе, можно начинать учить его критически оценивать свои ответы. Если застенчив, нерешителен, лучше сначала подбодрить его и поддержать любую инициативу. Если малыш стремится быстро менять задания, отделываясь первым попавшимся ответом, то хорошо бы заинтересовать его заданием, научить находить в нем новые детали, насыщая знакомое новым содержанием. И наоборот, если, выполняя игровое задание, ребёнок «увязает» в бесконечных деталях, что мешает ему двигаться вперёд, лучше помочь ему выбрать один вариант, оставив всё лишнее в стороне, потренироваться в умении переходить от одной идеи к другой, что особенно важно при выполнении творческих заданий.

Каждая игра - это общение ребёнка со взрослым, с другими детьми; это школа сотрудничества, в которой он учится и радоваться успеху сверстника, и стойко переносит свои неудачи. Доброжелательность, поддержка, радостная обстановка выдумки и фантазии - только в этом случае наши игры будут полезны для развития ребёнка.

В каждую игру можно играть с одним малышом, а можно и с несколькими. А ещё лучше играть всей семьёй, хоть на несколько минут откладывая свои дела. Радость, которую вы доставите ребёнку, станет и вашей радостью, а проведённые вместе приятные минуты помогут вам сделать добрее и веселее совместную жизнь. Так давайтепоиграем!

Значение игры в развитии и воспитании детей дошкольного возраста

1. Значение игры в развитии и воспитании детей дошкольного возраста

Юхина Юлиана Алексеевна
3ИВТ-1ДБ

Цель работы: показать значение игры как
ведущей деятельности ребенка -дошкольника

Это такое счастье изо дня в
день наблюдать, как растёт
любимый ребёнок. И
несомненно, все родители
хотят, чтобы он был умным и
способным. Всё в ваших
руках. Только вы, дорогие
родители, можете помочь
ребёнку развивать свои
способности, знакомить его с
окружающим нас
прекрасным миром.

Развитие
Мы видим. что
ведущую роль в
дошкольном
развитие занимают
игры.Рассмотрим
подробнее какое
значение они имеют
Телепередачи
Самостоятельно
Игры

Значение игр для психологического развития ребенка
1) Развитие мотивационнопотребностной сферы
2) Развитие познавательных
процессов.
3) Развитие и совершенствование
движений ребенка.
4) Формирование произвольного
поведения
5) Формирование моральных
привычек и нравственной
регуляции поведения.

Таким образом, основными новообразованиями дошкольного возраста,
возникающими на основе ведущего вида деятельности – сюжетно-ролевой игры,
являются:
1. возникновение новых осознанных мотивов «быть как взрослый» и феномена
соподчиненности (иерархии) мотивов.
2. начало развития произвольности – способности приостанавливать
аффективную реакцию для оценки и прогнозирования ситуации;
3. развитие наглядно-действенного и появление наглядно-образного мышления.
4. нравственное развитие – переход от простого принятия нравственных норм к
их осознанию.
5. способность к обобщению переживаний – появление устойчивых
эмоциональных проявлений, т.е. чувств.
6. появление «внутреннего мира» - т.е. способность дифференцировать свои
состояния и переживания.
7. социализированная речь.

7. Виды развивающих игр

- сюжетно-ролевые:
- театрализованные;
- подвижные;
- дидактические.

8. Сюжетно-ролевые

К ним относятся те самые игры «во
врача», «дочки-матери» и тому подобные.
Такие игры отражают действительность и
позволяют детям копировать
взаимоотношения между людьми во
взрослом мире. Ребенок же берет на себя
какую-то роль какого-то взрослого,
начинает действовать, отчасти копируя
увиденное поведение, отчасти добавляя
что-то свое. Такие игры развивают
самостоятельность, являются первым
опытом «взрослой жизни» малыша, они
помогают познавать окружающий мир и,
отталкиваясь от увиденного в реальности,
под воздействием собственной фантазии,
создавать новые модели поведения.

9. Театрализованные

Разыгрывание в особах
определенного
литературного
произведения и
отображение с
помощью
выразительных
способов (интонации,
мимики, жестов)
конкретных образов.

10. Подвижные

Сознательная, активная,
эмоционально окрашенная
деятельность ребенка,
характеризующаяся точным и
своевременным выполнением
заданий, связанных с
обязательными для всех
играющих правилами.

11. Дидактические

Игры, специально
создаваемые или
приспособленные для
целей обучения.

В заключении хочется отметить, что
игра, как всякая творческая
деятельность, эмоционально насыщена
и доставляет каждому ребенку радость
и удовольствие уже самим своим
процессом.

13. Благодарю за внимание

Роль сюжетно- ролевой игры в воспитании детей дошкольного возраста.

Воспитатель первой квалификационной категории:

Туравинина Татьяна Николаевна.

Из года в год повышается роль общественного дошкольного воспитания. Наши воспитанники к моменту поступления в школу достигают высокого уровня физического, умственного, нравственного, трудового, эстетического развития.

Личностные качества ребёнка формируются в активной деятельности .В дошкольном возрасте ведущей деятельностью детей является игра. Именно в игре дети имеют наибольшую возможность быть самостоятельным. по своему желанию общаться со сверстниками. Реализовывать и углублять свои знания и умения .Чем старше становятся дети, тем выше уровень их общего развития и воспитанности, тем более значимой является педагогическая направленность игры на формирование поведения. взаимоотношений детей, на воспитание активной позиции.

Через игру ребёнок входит в мир взрослых, овладевает духовными ценностями, усваивает предшествующий социальный опыт. В игре ребёнок получает впервые урок коллективного мышления. Сюжетно- ролевая игра- это свободный вид совместной деятельности детей. Дети объединяются между собой по собственной инициативе, сами определяют сюжет игры, берут на себя соответствующие роли, распределяют игровой материал, намечают и развивают содержание игры, выполняют те или иные игровые действия. Важно, что сюжет и содержание игры они берут из окружающей жизни. отражают те её моменты, которые привлекли их внимание, вызвали интерес, произвели особое впечатление. Развивающее значение игры многообразно. В игре ребёнок познаёт окружающий мир, развивается его мышление, чувства, воля, формируются его отношения со сверстниками, происходит становление самооценки и самосознания. В игре дети знакомятся с такими сторонами действительности как действия и взаимоотношения взрослых. Свидетельство тому- сюжеты и содержание игр. Однако главное в игре не количество сведений, полученных ребёнком, а качество их усвоения. То, что пропущено через игру. Дети воспринимают не так, как то, о чём они только слышали от взрослых или даже наблюдали сами. И происходит это потому, что игра не просто отображает, а моделирует социальные ситуации.

В процессе игры дети берут на себя различные роли, как бы замещают людей, находящихся между собой в определённых социальных взаимоотношениях и их действия. Они постигают суть отношений между людьми. Поскольку формирование игры идёт постепенно, сюжет используется по- разному, в зависимости от этапов игры и возрастных особенностей детей. В формировании игры можно выделить три основных этапа.

1.Усвоение условных действий с игрушками и предметами- заместителями.

12. Усвоение ролевого поведения.

3. Усвоение способов построения сюжета.

На первом этапе взрослые делают особый акцент на игровом действии, выделяет его и через него включает ребёнка в совместную деятельность.

На втором этапе у ребёнка формируется умение соотносить название роли с определённым набором действий и атрибутов, разные типы отношений между различными ролевыми позициями.

На третьем этапе в качестве основной стоит задача формирования у детей умения строить сюжет игры.

На всех этапах становления игры перед взрослыми стоит задача использовать самостоятельную игру с целью всестороннего развития детей. Одним из педагогических средств. стимулирующих самостоятельную игру детей. являются игрушки. Особенно большое значение имеют игрушки на этапах раннего дошкольного детства, где предметно- игровая обстановка выступает в качестве пускового момента самостоятельной игры детей. Значение игрушки для развёртывания самостоятельной игры детьми старшего дошкольного возраста также специфично. Если в игре малышей предметная обстановка определяет сюжет,то старшие дошкольники сами конструируют предметно- игровую ситуацию.

Игра младших дошкольников требует в значительной степени опоры на игрушки и предметы. их заменяющие. Очень важно, чтобы такая игрушка напоминала изображаемый предмет общими контурами. При правильном руководстве игрой дети трёхлетнего возраста не только с увлечением используют предложенные взрослым предметы - заместители, но и сами выбирают заранее и договариваются. что они будут обозначать. Например: кубик это телефон и т.п. Иногда дети наделяют игрушку - заместитель ролью.

Дети 4-5 лет осуществляют игровые действия тоже, чаще всего, с помощью игрушки. Но они начинают уже пользоваться и жестом, и словом, и определённым положением предмета или самого ребёнка. В этом возрасте особое значение приобретают предметы - атрибуты. всевозможные шапочки, фартуки, халаты, сумочки. В этот период необходимы игрушки, отражающие специфику действий в той или иной профессии.

Для ребёнка 6-7 лет главное уже не в выполнении ролевых действий с помощью игрушек и предметов, а в общении с теми, кто взял на себя другие роли, связанные с его ролью, со смыслом сюжета игры. Это существенно меняет требование к игрушке и заставляет искать ответ на вопрос, какой она должна быть не столько в самой игре, сколько в самой реальной, сегодняшней жизни. Это уже не только игра в школу, семью. Больницу, но и покорение космоса, сбор урожая. Строительство газопровода и т. д.

Жизнь раскрывается перед ребёнком через разнообразный труд взрослых ,начинает трудиться и он сам. Его трудовые операции.Так же как и деятельность взрослых людей. Совершенствуются с помощью специальных предметов труда. Опираясь на собственный трудовой опыт в быту, на опыт, подчёркнутый из наблюдений, книг и телепередач, ребёнок начинает практически понимать глубокий смысл труда. Таким образом игра и игрушки неотделимы друг от друга. Через игрушку ребёнок входит в мир взрослых, овладевает духовными ценностями, усваивает предшествующий социальный опыт. В игре ребёнок впервые получает урок коллективного мышления. В ходе сюжетно - ролевых игр происходит развитие интеллекта ребёнка, воображения и творчества, речи.

Мы все когда - то были детьми и с удовольствием играли в различные игры. Слово игра ассоциируется с чем-то неповторимым и радостным. Но игра это не только развлечение и времяпровождение, а это ещё и умение весело и непринуждённо учиться. Учиться видеть и понимать мир вокруг, учиться общаться со взрослыми и детьми. Учиться говорить и что -то делать,учиться мыслить и творить.

Дети нашей группы тоже любят играть во всевозможные игры. в том числе и сюжетно - ролевые .В группе оформлены такие игры: Больница , Парикмахерская , Дом , Магазин , Пароход , Школа , Почта .

Дети сами распределяют между собой роли и действуют в соответствии с полученной ролью.

Пусть же наши дети играют как можно больше. Лишение ребёнка игровой практики - это лишение его главного источника развития. импульсов, творчества, богатства и микроклимата коллективных отношений, активизации процесса познания мира.

Сюжетно - ролевая игра помогает решать многие воспитательные задачи, готовит почву для успешной деятельности ребёнка в реальной жизни.

Источники: http://doshvozrast.ru/rabrod/rodsodranie23.htm, http://ppt-online.org/25004, http://berezka-21.ru/dlya-vas-roditeli/news707.html

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

Избранные статьи

Бронхорус цена сироп для детей

БРОНХОРУС (BRONCHORUS) Внутрь, после еды, запивая большим количеством жидкости. Взрослым далее...

Программа социально личностное развитие детей дошкольного возраста

Программа социально-личностного развития детей дошкольного возраста Екатерина Смородская Программа социально-личностного далее...

Пятна на ладонях и ступнях у ребенка

Причины и лечение сыпи на ладонях далее...

Гелисал инструкция по применению сироп для детей

Гелисал- сироп от далее...

Популярные статьи

Интересно