Главная » Игры для детей

Развитие речи посредством пальчиковых игр

Проект Влияние пальчиковых игр на развитие детей младшего возраста

Самой актуальной проблемой на сегодняшний день является сохранение и укрепление здоровья детей. Здоровье рассматривается как полное физическое, психическое и социальное благополучие, как гармоничное состояние организма, которое позволяет человеку быть активным в своей жизни, добиваться успехов в различной деятельности. Для достижения гармонии с природой, самим собой необходимо учиться заботиться о своем здоровье с детства.

О том, что движения пальцев тесно связаны с речью, было известно давно. Талантливые люди из народа бессознательно понимали это. Играя с маленькими, еще не говорящими детьми, сопровождали слова песни, игры движениями пальцев ребенка, отсюда появились известные всем “Ладушки”, “Сорока-ворона” и др.

Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Все ученые, изучавшие психику детей, подтверждают факт, что тренировка пальцев рук является стимулирующей для развития речи детей и оказывает большое влияние на развитие головного мозга.

Гармонизация движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать ее темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психические напряжения. При этом будет развиваться не только речь, но и восприятие, внимание, мышление, воображение, память.

Известно, что в последние 5-10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился. Почему? Родители меньше говорят со своими детьми, потому что очень заняты на работе. Дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают (теле-аудио-видео…).

Эта проблема и подтолкнула нас к разработке проекта “Влияние пальчиковых игр на развитие детей младшего возраста”, т. к. пальчиковая гимнастика способствует развитию речевых центров головного мозга. На всех этапах жизни ребенка, движения пальцев рук играют важнейшую роль. Самый благоприятный период – до 7 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать все психические процессы, в том числе и речь ребенка.

Пальчиковые игры помогают налаживать коммуникативные отношения на уровне соприкосновения, эмоционального переживания, контакта “глаза в глаза”. Игры дают возможность “прочувствовать” свои пальцы, ладони, сформировать схему собственного тела.

Воспитать здорового ребенка возможно лишь при условии тесного взаимодействия образовательного учреждения и семьи. Понимание педагогами и родителями значимости и сущности мелкой моторики рук помогут развить речь ребенка, оградят его от дополнительных трудностей обучения.

Цель проекта: укрепление психического и физического здоровья детей младшего дошкольного возраста посредством ознакомления с пальчиковыми играми.

Цель достигается в процессе решения поставленных задач:

1. Развивать мелкую моторику пальцев рук детей, учитывая, индивидуальные особенности ребенка.
2. Развивать коммуникативные способности детей.
3. Развивать психические процессы детей (внимание, память, воображение).
4. Научить родителей использовать пальчиковые игры в домашней обстановке.

Продолжительность проекта: 3 месяца.

Технологичность: данный проект может быть использован в любом дошкольном учреждении.

Образовательная область: коммуникация.

Области интеграции: познание, здоровье, коммуникация, социализация, безопасность, чтение художественной литературы, музыка.

Участники проекта: дети младшего дошкольного возраста, педагоги, родители.

Этапы осуществления проекта “Влияние пальчиковых игр на развитие детей младшего возраста”.

Возникла ошибка при обработке запроса

Навигация по статьям

Пальчиковые игры как средство развития речи детей дошкольного возраста — курсовой проект

Глава 1. Теоретические аспекты проблемы развития речи детей старшего дошкольного возраста посредством использования пальчиковых игр. 6

1.1. Особенности развития речи в старшем дошкольном возрасте. 6

1.2. Игра как ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте и средство развития речи. 12

1.3. Влияние пальчиковых игр на развитие речи детей дошкольного возраста 18

Глава 2. Экспериментальная работа по развитию речи детей дошкольного возраста посредством пальчиковых игр. 24

2.1. Исследование уровня развития речи детей старшего дошкольного возраста 24

2.2. Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством использования пальчиковых игр (на примере пальчикового театра) 35

Список литературы. 40

Актуальность исследования определяется той уникальной ролью, которую играет родной язык в становлении личности ребенка-дошкольника. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как узел , в котором сходятся различные линии психического развития -мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения. Развитие устной монологической речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обучения в школе.

Дошкольный возраст -это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи -фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.

Исследования психологов, педагогов, лингвистов создали предпосылки для комплексного подхода к решению задач речевого развития дошкольников (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин, А. В. Запорожец, А. А. Леонтьев, Л. В. Щерба, А. А. Пешковский, А. Н. Гвоздев, В. В. Виноградов, К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева, Е. А. Флерина, Ф. А. Сохин).

Скачать Пальчиковые игры как средство развития речи детей дошкольного возраста

Развитие речи ребенка через пальчиковые игры и мелкую моторику

Конференция: Современные педагогические технологии

Автор: Садыкова Галина Прокопьевна

Организация: МБДОУ «Детский сад № 12»

Населенный пункт: Пермский край, г. Чернушка

В период дошкольного детства важное значение для психического развития приобретает становление речи. Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. А между тем, овладение речью в возрасте от 3 до 7 лет имеет ключевое значение, ведь этот период наиболее сенситивен к ее усвоению.

В процессе своей работы я заметила, что все чаще в детский сад поступают дети с недостаточно развитой речью. В чём причина задержки речи? У большинства современных детей отмечается общее моторное отставание. Еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать. Сейчас же на каждое занятие есть по машине. К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш. Понимание значимости и сущности своевременной диагностики кистевой моторики и педагогической коррекции сохранят не только физическое и психическое здоровье ребенка, но и оградят ребёнка от дополнительных трудностей обучения, помогут сформировать навык письма.

Развитие движений пальцев рук тесно связаны с речевой функцией. Так на основе проведённых опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие мелкой моторики отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть в норме, поэтому развитие, тренировка мелкой моторики рук является стимулирующей для развития речи, психических процессов, познавательной деятельности.

Чем больше малыш работает своими пальчиками, тем лучше происходит развитие мелкой моторики рук и тем раньше и лучше развивается его речь.

Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, активизируются и соседние зоны, отвечающие за речь. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Однако даже если речь ребенка в норме - это вовсе не значит, что ребенок хорошо управляется со своими руками. Если в возрасте 4-5 лет завязывание шнурков вызывает у ребенка затруднения, а из пластилина кроме шариков и колбасок ничего не лепится, если в 6 лет пришивание настоящей пуговицы - невыполнимая и опасная задача – значит у ребёнка существуют проблемы с моторикой. Вот и получается, что уровень и темп развития речи малыша напрямую зависит от того, насколько развиты тонкие движения детских пальчиков.

В своей работе по данному направлению я применяю накопленный опыт современных педагогов и использую основные принципы:

  • Систематичность проведения игр и упражнений.
  • Последовательность – (от простого к сложному).
  • Индивидуальный и дифференцируемый подход. Подборка игр и упражнений, их интенсивность, количественный и качественный состав варьируются в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей детей.

Собрано много материала на использование пальчиковых игр:

  • большое количество природного материала: шишки, жёлуди, грецкие орехи, бобы, горох и многое другое;
  • игры с песком, водой;
  • пальчиковый театр;
  • раскраски, трафареты;
  • виды игр (мозаика, пирамидки, шнуровка, пазлы, бусины, крышки и пуговицы)

Работа по развитию движений пальцев и всей кисти проводится в свободное время утром и после сна. Упражнения стараюсь подбирать так, чтобы в них содержалось больше разнообразных движений пальцами.

В своей практике я использую игры, которые являются синтезом поэтического слова и движения. Так как движения конкретизируют образ, а слово помогает чётко выполнять движения. Тексты упражнений – это рифмованные подсказки к заданным движениям. Они легко ложатся на слух ребенка, и настраивают на игру. С помощью стихотворного ритма совершенствуется произношение, происходит постановка правильного дыхания, отрабатывается определённый темп речи, развивается речевой слух.

Во время игр моя задача состоит в том, чтобы организовать общение ребенка с кем-либо в процессе игровой деятельности, обогащая словарь детей.

Существует много игр и упражнений по развитию мелкой моторики пальцев рук. Например:

Пальчиковый театр -это увлекательная дидактическая игра, которая:

  1. стимулирует развитие мелкой моторики;
  2. знакомит ребенка с такими понятиями как форма, цвет, размер;
  3. помогает развивать пространственное восприятие (понятия: справа, слева, рядом, друг за другом и т. д.) ;
  4. развивает воображение, память, мышление и внимание;
  5. помогает развивать словарный запас и активизирует речевые функции;
  6. формирует творческие способности и артистические умения знакомит с элементарными математическими понятиями.
  1. развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук;
  2. развивают пространственное ориентирование, способствуют усвоению понятий вверху , внизу , справа , слева ;
  3. формируют навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант) ;
  4. способствуют развитию речи;
  5. развивают творческие способности;
  6. развивают усидчивость;

Игры с крупой и семенами.

Крупа – универсальный материал. С ней можно просто повозиться или создать настоящий шедевр.

Работа со штампами: упражняет щепоть руки ребенка (положение захвата тремя пальцами – щепотью). Все упражнения нацелены на быструю смену тонуса мускулатуры рук: напряжение, расслабление, силовое напряжение

Игры на развитие тактильного восприятия, игры с песком и водой, фольклорные пальчиковые игры, физкультминутки.

Раскраски для детей – прекрасное средство для развития мелкой моторики ребёнка.

Игры с конструктором, мозаикой - в это время, развивается не только образное мышление, но и фантазия, мелкая моторика рук.

Достичь хороших результатов в работе по данной теме мне помогает использование разнообразных форм работы с родителями, это:

  • Индивидуальные беседы;
  • Консультации: «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников»; «Игры на развитие мелкой моторики рук»;
  • Сообщение на родительском собрании «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста»;
  • Рекомендации родителям определяю в виде памяток «С пальчиками играем, речь развиваем»,

Таким образом, целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста при тесном взаимодействии с родителями, а также слаженная и умелая работа пальчиков малыша помогает развиваться речи и интеллекту, оказывает положительное воздействие на весь организм в целом, готовит непослушную ручку к письму, осознавая всю важность пальчиковых игр и упражнений. Считаю, что работа в данном направлении будет продолжена, ведь она является частью моего педагогического мастерства.

  1. Аверина И.Е. Физкультурные минутки в детском саду. Практическое пособие. - М. Айрис-пресс, 2011.
  2. Борисова Е.А. Пальчиковые игры для детей 4 - 5 лет // Логопед. 2006. № 1.
  3. Быкова Н.М. Игры и упражнения для развития речи. - СПб. ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2010.
  4. Пименова Е.П. Пальчиковые игры. - Ростов н/Д: Феникс, 2007
Опубликовано: 19.01

Источники: http://festival.1september.ru/articles/643687/, http://edutext.net/kursovye-proekty/palchikovye-igry-kak-sredstvo-razvitiya-rechi-detej-doshkolnogo-vozrasta/, http://www.pedm.ru/conference_notes/277

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

Избранные статьи

Поставить ребенка в детский сад

Как поставить ребенка на очередь в детский далее...

Сухая кожа тела ребенка

Сухая кожа у ребенка Кожа малыша должна быть далее...

Почему новорожденный плачет перед

С чем связан далее...

Ребенок давится при кормлении

Ребенок давится при кормлении Нередко молодым мама не удается далее...

Популярные статьи

Интересно