Главная » Игры для детей

Игры дыхание детей дошкольного возраста

Игры для развития речевого дыхания у детей дошкольного возраста.

Дыхание — одна из важнейших функций жизнеобеспечения человека. Развивать дыхание помогают различные игры и упражнения. Для чего это нужно? Правильное (физиологическое) дыхание поможет ребенку научиться говорить спокойно, плавно, не торопясь. Некоторые упражнения для развития дыхания помогают также научить ребенка правильно произносить те или иные звуки. Если ребенок во время речи надувает щеки, то и речь его невнятна именно по этой причине. И прежде, чем начинать постановку, например, свистящих звуков, необходимо научить ребенка правильной выработке воздушной струи.

Приступая к развитию у ребенка физиологического дыхания, необходимо, прежде всего, сформировать сильный плавный ротовой выдох. Во время проведения игр необходим постоянный контроль за правильностью дыхания.

Параметры правильного ротового выдоха: (из книги Е. Янушко. Помогите малышу заговорить).

  • выдоху предшествует сильный вдох через нос или рот — «набираем полную грудь воздуха»;
  • выдох происходит плавно, а не толчками;
  • во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы, надувать щеки;
  • во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос (если ребенок выдыхает через нос, можно зажать ему ноздри, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух);
  • выдыхать следует, пока не закончится воздух.

При проведении игр, направленных на развитие у ребенка дыхания, необходимо иметь в виду, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка, даже могут вызвать головокружение, поэтому такие игры необходимо ограничивать по времени и обязательно чередовать с другими упражнениями.

«Горячий чай»

Цель: Развитие речевого дыхания, формирование умения делать плавный и длительный выдох (не добирая воздуха).

Оборудование: Чашка с блюдцем наклеивается на картон, «пар» вырезается из голубого полиэтиленового мешочка и прикрепляется к чашке с помощью скотча.

Взрослый предлагает ребенку подуть на горячий чай, чтобы он быстрее остыл. Ребенок дует, а “пар”. Если правильно дует то “пар” отклоняется от чашки. Показ действия сопровождается словами: “Наберу воздуха и подую на чай”.

«Бабочка, лети! »

Цель: Выработка длительного непрерывного ротового выдоха.

Взрослый показывает правильное выполнение упражнения: носом вдохнули, сложили губы трубочкой и долго дуем на бабочку, как ветерок. Следить за тем, чтобы при вдохе рот был закрыт.

«Божья коровка полети на небо»

Цель: Выработка длительного непрерывного ротового выдоха.

Взрослый показывает правильное выполнение упражнения: носом вдохнули, сложили губы трубочкой и долго дуем на листочки, как ветерок. Следить за тем, чтобы при вдохе рот был закрыт.

Полети на облачко,

Принеси нам с неба,

Чтобы было летом:

В огороде – бобы,

В лесу – ягоды, грибы,

В роднике – водица,

Во поле – пшеница.

Дидактические игры для развития речевого дыхания

Галина Поломошнова
Дидактические игры для развития речевого дыхания

Правильное дыхание – залог успеха в освоении труднопроизносимых звуков. Вопросы воспитания и формирования правильного речевого дыхания актуальны. важны в дошкольном возрасте. Дети, имеющие различные отклонения в развитии (задержку речевого развития. общее недоразвитие речи. задержку психического развития и др. часто находятся в психологическом зажиме, в стрессовых ситуациях, связанных с неуспешностью в освоении программы.

Используя на любом занятии с ребёнком дыхательную гимнастику можно обеспечить предупреждение нервного перенапряжения, восстановить правильное речевое дыхание. создать положительный эмоциональный настрой на освоение программного материала, а также преодолеть речевые расстройства ребёнка.

Я предлагаю воспитателям, логопедам, психологам, дефектологам, используя дидактические пособия. в игровой форме поработать над выработкой воздушной струи.

В своей практике я использую эти игры еженедельно. В зависимости от изучаемой лексической темы предлагаю детям игру на дыхание. Занимает времени немного, но очень хорошо настраивает детей на рабочий лад, раскрепощает, способствует развитию интереса и улучшению запоминания лексического материала, а главным образом такие упражнения направлены на коррекцию речевых расстройств и выработку воздушной струи.

При изучении темы «Овощи» предлагаю подуть на пёрышки лука и ботву моркови.

Сначала дети вдыхают носиками и с силой выдыхают через рот так. чтобы зашевелились листики. Затем учатся контролировать длину воздушной струи при чтении стихотворений.

Например. Дети шли, шли, шли

Лук, морковку посадили

И огурчики полили.

Хоть немножко и устали,

Дружно маме помогали!

Сначала на каждую строчку стихотворения ребёнок набирает воздух. Затем пробует на одном выдохе сказать две строки, после три и т. д. пока не получится сказать всё стихотворение на одном выдохе!

Очень нравится моим ребятам тема «Осень». Они знают, что их ждёт встреча с вот таким деревом.

Аналогичным образом проводится упражнение.

Сначала дети дуют на листики берёзы, затем учатся вырабатывать воздушную струю при чтении стихотворения.

Дует ветер нам в лицо,

Ветер тихо затихает,

Дворник листья подметает.

Я тучка, тучка, тучка,

Большим дождём и ливнем

Я землю промочу!

Так же придумываю маленькие незамысловатые стишки и для других персонажей.

У нашего ёжика маленькие ножки,

Они весело бегут прямо по дорожке.

Птичка по небу летела

И весну встречать велела :

Пригревай ты, солнышко!

Пусть зреет в поле зёрнышко!

При изучении темы «Посуда» использую игру «Чаепитие» .

Сначала нужно подобрать чайные пары по цвету, а после уже подуть на горячий чай вот так, чтобы пошёл пар!

На индивидуальных занятиях ребята любят играть в «Футбол». Но только в нашей игре ногами играть нельзя! Только воздушной струёй можно забить гол!

Любят дети и мыльные пузыри,

и устраивать бурю в стакане или вьюгу в бутылке,

но особый интерес у детей вызывают компьютерные упражнения на дыхание !

Желаю всем приятного просмотра и успехов вработе!

Публикации по теме:

Развитие речевого дыхания Качество речи,ее громкость во многом зависят от речевого дыхания малыша. Источником образования звуков речи является воздушная струя,выходящая.

«Формирование диафрагмального и речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста с использованием компьютерной технологии»

Итак, что такое диафрагмальное дыхание…

Различают три типа дыхания:

  • Верхнереберный;
  • Грудной;
  • Грудобрюшной (он же диафрагмальный).

При любом типе дыхания диафрагма обязательно задействована, однако доля ее участия разная. У здоровых детей по мере физического развития постепенно формируется наиболее оптимальный тип дыхания – диафрагмальный.

Диафрагмальное дыхание (диафрагмально-реберное) – это такое дыхание, при котором вдох и выдох совершаются при участии диафрагмы и межреберных мышц. Активна нижняя, самая емкая часть легких. Верхние отделы грудной клетки, а так же плечи практически остаются неподвижными.

Детям с нарушениями речи, а так же с соматически ослабленным детям (а их большинство) для развития диафрагмального дыхания требуется обучение через специальные упражнения.

  • Неэкономное и неравномерное распределение выдыхаемого воздуха. В результате этого дошкольник иногда выдыхает весь запас воздуха на первом слоге и затем договаривает фразу или слово шепотом. Нередко из-за этого он не договаривает, “заглатывает” конец слова или фразы.
  • Очень слабый вдох и выдох, что ведет к тихой, едва слышимой речи. что затрудняет общение с окружающими. Это часто наблюдается у физически слабых детей, а также у робких, стеснительных.
  • Неумелое распределение дыхания по словам. Ребенок вдыхает в середине слова (мы с мамой пой – (вдох) – дем гулять).
  • Торопливое произнесение фраз без перерыва и на вдохе, с “захлебыванием”.
  • Слабый выдох или не правильно направленная выдыхаемая воздушная струя в свою очередь приводит к искажению звуков.
  • Неравномерный толчкообразный выдох: речь звучит то громко, то тихо, едва слышно.

Рассмотрим систему работы по постановке диафрагмального и речевого дыхания.

Первый этап – это формирование диафрагмального дыхания. На данном этапе развиваем ощущения движения органов дыхания, главным образом диафрагмы и передней стенки живота. Длительность постановки – индивидуальна (примерно месяц). В течение этого времени ребенок последовательно выполняет упражнения вначале в положении лежа, затем сидя и стоя.

Второй этап – развитие речевого дыхания. Это базовый этап по планированию речевого высказывания. Дети обучаются в процессе выдоха произносить сначала:

  • Звуки,слоги;
  • Отдельные слова;
  • Фразы из двух – пяти слов;
  • Короткие стихотворения.

Рассмотрим последовательную работу по формированию диафрагмального дыхания через игры, упражнения, например:

1)Из положения лежа:

«Рыбка» - Положить ребенка на спину, поставить ему на живот легкую мягкую игрушку-рыбку. Делая вдох носом живот выпячивается, а значит игрушка стоящая на нем поднимается. При выдохе через рот живот втягивается, и игрушка опускается.

Качаю рыбку на волне,

Упражнения «Бегемотик» - работа диафрагмы воспринимается ребенком не только зрительно, но и тактильно. Говорим ребенку: «Положи ладонь на живот и почувствуй, как живот поднимается, когда ты делаешь вдох и опускается, когда делаешь выдох. Можно сопровождать рифмой:

То животик поднимается (вдох),

То животик опускается (выдох).

2)Из положения сидя.

Ребенок сидит перед большим зеркалом, кладет ладонь на область диафрагмы и контролирует себя зрительно и тактильно.

То животик поднимается,

То животик опускается.

3) Из положения стоя.

Наблюдение за детьми показывает, что некоторые из них при изменеии положения переходят к привычному верхнереберному типу дыхания, их рука, положенная на область диафрагмы, не совершает движений. В таком случае кладу ладонь ребенка себе на область диафрагмы и предлагаю ему «почувствовать рукой», а также посмотреть, как движется «живот» в процессе дыхания. Вдох спокойный, плечи не поднимаются. Используется компьютерная технология Л. Р. Лизуновой, например:

Перед ребенком ставится игровая задача: помочь тигренку сдуть все «парашютики» с одуванчиков. Для этого необходимо произвести ротовой выдох. Работа с этим упражнением возможна в двух режимах: с множественными объектами и с отдельными объектами. В работе с множественными объектами отрабатывается длительный и плавный ротовой выдох – «парашютики» сдуваются со всех одуванчиков сразу. В режиме работы с отдельными объектами отрабатывается резкий и короткий выдох – «парашютики» сдуваются с каждого одуванчика отдельно. Если задание выполнено верно, то тигренок дает положительную оценку деятельности ребенка, если нет – ободряющую.

2.Упражнение «Воздушный змей»

Перед ребенком ставится игровая задача: помочь тигренку запустить воздушного змея. Для этого необходимо произвести длительный и плавный ротовой выдох. При правильном и полном выполнении задания воздушный змей взлетает в небо, улыбается и меняет цвет, а тигренок хвалит ребенка. При неполном выполнении задания змей возвращается на исходную позицию и цвет не меняет, а тигренок советует повторить попытку.

Рассмотрим последовательную работу по формированию речевого дыхания через игры, упражнения:

Делаем вдох носом и на выдохе произносим:

Гласные звуки. «Девочка плачет». а-а-а-а-а-а; «Паровоз гудит». у-у-у-у-у

Согласные, хорошо произносимые ребенком звуки:

Согласные, которые научились произносить, звуки:

«Тигр рычит». р-р-р-р-р-р-р

Используем компьютерные игры:

При произнесении в микрофон отдельных звуков, на экране возникают детали пирамидки. В процессе выполнения задания перед ребенком ставится игровая задача: помочь тигренку собрать пирамидку из колец. В случае правильного выполнения упражнения возникает поощрительный сюрпризный момент: тигренок хвалит ребенка, и на экране появляется результат деятельности – собранная пирамидка. Программой предусмотрена возможность смены игровой картинки: можно собрать две различные пирамидки.

  • На уровне слога; слова; предложения используем следующие игры

Способствует развитию силы и длительности речевого выдоха и голоса.

При слитном и плавном произнесении слов и фраз тигренок выдувает из соломинки мыльные пузыри. При прекращении речевой активности новые пузыри не появляются, а оставшиеся – лопаются.

Способствуют развитию силы и длительности речевого выдоха и голоса.

При наличии речевой активности стрелки на циферблате часов начинают двигаться. При прохождении полного круга циферблата из окошка выглядывает кукушка и кукует. Следовательно, можно построить упражнение так, чтобы ребенок произнес фразу или несколько фраз (четверостишье) за определенный промежуток времени, соответствующий полному обороту стрелок на циферблате на одном выдохе.

Формирование речевого дыхания обеспечивает ритм, темп, дикцию, голосообразование, правильность речи и звукопроизношение.

Формирование правильного дыхания у детей старшего дошкольного возраста позволяет:

1. Сократить время для постановки и автоматизации речевых звуков

2. Увеличить количество произнесенных слов на выдохе

3. Выработать четкую и внятную речь

4. Достичь координации дыхания, речи и движений

5. Повысить эффективность коррекции звукопроизношения

Источники: http://www.gorodok-tlt.ru/articles/shkola-umnykh-roditeley/5075/, http://www.maam.ru/detskijsad/didakticheskie-igry-dlja-razvitija-rechevogo-dyhanija.html, http://dohcolonoc.ru/cons/1356-formirovanie-diafragmalnogo-i-rechevogo-dykhaniya-u-detej-starshego-doshkolnogo-vozrasta-s-ispolzovaniem-kompyuternoj-tekhnologii.html

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

Избранные статьи

Ребенка белые два пятна

Белые десна у грудничка Когда мама далее...

Ребенок 1 год 7 месяцев развивающие игры

Ребенок в 1 далее...

Температура тела 35 ребенка

Пониженная температура тела у ребенка Каждый родитель далее...

Ребенок 5 лет кашель сухой температура

Сильный кашель температура у ребенка лечение Многие мамочки сталкивались с далее...

Популярные статьи

Интересно