Главная » Игры для детей

Игра развитии речи детей младшего возраста

Упражнения и игры для развития речи детей 2-3 лет

Автор-составитель: Пуляева Ольга Сергеевна. воспитатель 1 ясельной группы МБДОУ №128 г. Мурманска.

Материал предназначен для воспитателей групп раннего возраста.

Хочу поделиться из своего опыта работы некоторыми игровыми приемами и упражнениями по развитию речи. Данные упражнения можно вводить в минутки здоровья на занятиях или между ними.

Развитие речи детей раннего возраста.

Родное слово является основой всякого умственного

развития и сокровищницей всех знаний. Поэтому так важно

заботиться о своевременном развитии речи детей, уделять внимание её чистоте и правильности .

В возрасте от 2 до 3 лет происходит значительный скачок в развитии речи, внимании.

Дети, не получившие в раннем возрасте соответствующее речевое развитие, заметно отстают в общем развитии, так как речь является показателем достижений. С помощью речи ребёнок показывает своё знание или незнание, умение или неумение, согласие или отрицание происходящего, выражает свое отношение к происходящему.

Воспитателю группы раннего возраста необходимо вести систематическую и целенаправленную работу по развитию речи воспитанников. Именно ранний возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, для пробуждения интереса ко всему, что нас окружает. Поэтому задача обогащения словаря и активизации речи детей должна решаться ежеминутно, ежесекундно, постоянно звучать в беседах с родителями, пронизывать все режимные моменты.

Изучив методическую литературу, я поняла, чтобы развить речь ребенка многосторонне, нужен комплексный подход. Поэтому я использую весь арсенал игровых приемов, наглядности, действий с пальчиками, артикуляционную гимнастику и т.д.

Хочу поделиться с вами некоторыми приемами и упражнениями, которые я использую в своей работе по развитию речи.

1. Дыхательные упражнения и артикуляционная гимнастика.

Цель: формирование навыков правильного звукопроизношения; тренировка органов артикуляции.

Цель. развитие речевого дыхания, силы голоса, тренировка мышц губ.

1. Подуем на снежинку .

Вырезать из салфетки тонкую и легкую снежинку. Положить на ладонь ребенку. Ребенок дует, чтобы снежинка слетела с ладони.

2. Бабочка летает .

Сделать совместно с ребенком бабочку из тонкой бумаги (обертка от конфет, салфетка и т.д.). Привязать нитку. Ребенок держит за ниточку и дует на бабочку.

3. Плывет, плывет кораблик .

Налить в тазик или ванну воду положить кораблик и предложить ребенку подуть на кораблик.

Цель. развитие артикуляционного аппарата.

Зубы ровно мы смыкаем

И заборчик получаем,

А сейчас раздвинем губы –

Посчитаем наши зубы.

Упражнение Хобот слоненка .

Подражаю я слону

Губы хоботом тяну

Даже если я устану,

Их тянуть не перестану.

Буду долго так держать,

Свои губы укреплять.

2. Игры по развитию общей моторики.

Двигательные упражнения, игры в сочетании со стихотворным текстом являются мощным средством воспитания правильной речи. Чем выше двигательная активность, тем выше развивается его речь.

Мы идем по кругу, посмотри,

И шагаем дружно: раз, два, три.

Мы скачем по дорожке, меняя часто ножки.

Поскакали, поскакали: скок, скок, скок,

А потом, как аисты встали – и молчок.

3. Подвижные игры с речевым сопровождением.

Дети раннего возраста очень любят играть в короткие подвижные игры с забавными стихами, которые очень активно стимулируют развитие их речи. Чем веселее и интересней речевое сопровождение, тем больше игра нравится детям и тем больший эффект в развитии речи.

Например, подвижные игры Гуси-гуси , У медведя во бору , Лохматый пес , Кот Васька .

4. Логоритмические игры с самомассажем.

Во время игр с самомассажем воспитатель читает стихотворение, сопровождая слова движениями.

Лягушата встали, потянулись и друг другу улыбнулись.

Выгибают спинки, спинки – тростинки

Ножками затопали, ручками захлопали,

Постучим ладошкой по ручкам немножко,

А потом, а потом грудку мы чуть-чуть побьем.

Хлоп-хлоп тут и там и немного по бокам,

Хлопают ладошки нас уже по ножкам.

Погладили ладошки и ручки и ножки.

Лягушата скажут: Ква! Прыгать весело, друзья .

5. Игры – подражания с речевым сопровождением.

Цель: упражнять детей в отчетливом произношении отдельных звуков, слов или фраз.

Наши уточки с утра – Кря-кря-кря! , Кря-кря-кря! ,

Наши гуси у пруда – Га-га-га! , Га-га-га! ,

Наши гуленьки вверху – Гу-гу-гу! , Гу-гу-гу!

Наши курочки в окно – Ко-ко-ко! , Ко-ко-ко! ,

А наш Петя-петушок рано-рано поутру

Нам споет Ку-ка-ре-ку!

Произношение гласных звуков

- А-а-а (плач ребенка, поет певица, уколол пальчик,

девочка укачивает куклу).

- О-о-о (разболелся зуб,удивление).

- У-у-у (гудит поезд).

-И-и-и (жеребенок ржет).

Звуки произносятся на выдохе.

6. Пальчиковые игры .

Это уникальное средство для развития речи: стимулируют речевое развитие, улучшают артикуляционную моторику, подготавливают кисть к письму и повышают работоспособность коры головного мозга.

На двери висит замок.

Кто его открыть бы смог?

Покрутили, постучали, потянули и открыли.

7. Игры с различными предметами и материалами.

Можно использовать различные круглые предметы, которые хорошо катаются между ладонями.

(катаем грецкий орех или любой шарик между ладошками).

Маленькая птичка принесла яичко,

Мы с яичком поиграем,

Мы яичко покатаем,

Покатаем, не съедим, его птичке отдадим.

(карандаш должен быть ребристым).

Катание карандаша по столу вперед- назад,

чтобы карандаш не укатился.

Сначала одной рукой, потом другой.

Следовательно, очень важно работать над развитием речи малышей, но так же необходимо большое внимание уделять умению детей раннего возраста контактировать с окружающими людьми, учиться общаться, договариваться.

В заключение хочу сказать следующее, наши воспитанники – самые маленькие в детском саду. Они еще мало что знают, далеко не все понимают и совсем немногое умеют.

Ранний возраст по признанию специалистов всего мира – это уникальный период в жизни человека. Психологи называют его возрастом нераскрытых резервов . Наша с вами задача – сделать так, чтобы ребенок прожил этот период жизни как можно более полноценно.

Главное, ребёнок не должен нуждаются в заботе, внимании и любви со стороны взрослых и нас, в том числе.

Я призываю Вас – любите своих воспитанников и тогда они вырастут добрыми и умными.

Самообразование. Тема: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности»

Развитие мелкой моторики пальцев рук является прекрасным стимулом для речевого и умственного развития.

Листья падают в саду,

Я их граблями смету.

- Ладони на себя, пальцы переплести между собой, выпрямить и направить на себя.

Дом стоит с трубой и крышей.

На балкон гулять я вышел.

- На первой строчке ладони прямые, касаются друг друга пальцами, изображая крышу дома. Указательный палец отогнуть вверх (труба). На второй строчке согнуть мизинцы, изображая балкон.

У собаки острый носик,

Есть и шейка, есть и хвостик.

- Правая ладонь на ребро, большой палец вверх, указательный, средний и безымянный – вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается. Повторить левой ладонью.

Пальчиковые игры побуждают малышей к творчеству, и в том случае, когда ребенок придумывает к текстам свои, пусть даже не очень удачные движения, его следует хвалить и, если возможно, показать свои творческие достижения, например, папе или бабушке.

Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически по 2-5 минут ежедневно.

Ребенок может успешно овладеть речью тогда, когда с ним занимаются не только в дошкольном учреждении, но и дома, в семье. Пропаганду знаний среди родителей по вопросу речевого развития детей осуществляла в беседах и консультациях. Были проведены консультации на темы: «Активизация речи детей младшего дошкольного возраста», «Правильно ли говорит ваш ребенок? », «Использование пальчиковых игр для развития словаря детей младшего дошкольного возраста».

Практика показала: успехов в работе по развитию речи можно добиться, лишь используя разные формы и методы.

  1. Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М. «Карапуз», 2007.
  2. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М. ТЦ Сфера, 2006.
  3. Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.
  4. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.
  5. Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.
  6. Тимофеева Е. Ю. Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007.
  7. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь – СПб: ИЧП «Хардфорд», 1996.
  8. Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М. Эксмо, 2006.
  9. Кольцова М. М «Развитие моторики».
  10. Елена Данилова «Пальчиковые игры».
  11. Строгонова И. А. «Дошкольное образование, развитие мелкой моторики руки ребёнка».

Игры по развитию речи

Игры по развитию речи - раздел, где можно найти игры, разработанные и апробированные педагогами ДОУ (детских садов) по развитию лексико-грамматического строя, формированию фонетико-фонематической стороны, по развитию связной речи, формированию правильного звукопроизношения, по развитию мелкой моторики.

Речь - является основной формой взаимодействия человека с окружающим миром. Поэтому в дошкольном учреждении ей уделяется основное внимание. Специальные занятия в игровой форме способны своевременно предотвратить неправильное формирование речи и её функций.

Игровые пособия, игры

Показаны публикации 1-10 из 1671 .
Все разделы | Игры по развитию речи

Конспект НОД по речевому развитию «Развитие речи посредством театральной деятельности» Театрализованная игра «Курочка Ряба»

Конспект открытого занятия в первой младшей группе. Театрализованная игра «Курочка Ряба» Цель: развитие творческих.

1. Дыхательные упражнения и артикуляционная гимнастика. Цель: формирование навыков правильного звукопроизношения;.

Жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых одной из актуальных на сегодняшний день является.

1. игра «Какой, какая, какое» - снег ( белый, пушистый, сыпучий, холодный, мокрый, скрипучий и т. д, -.

Настольная дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи «Умный светофор»

Настольная дидактическая игра «Умный светофор». Правила игры. Играют 2-5 детей. Ведущий – взрослый (.

В трудах отечественных и зарубежных ученых отмечается, что игра, направленная на всестороннее развитие ребенка, -.

Согласно ФГОС ДО на этапе завершения дошкольного образования ребенок должен хорошо владеть устной речью, выражать свои.

Актуальность Речь ребенка развивается в общении со взрослыми и сверстниками в совместной деятельности. Игра.

Ранний возраст является наиболее значимым этапом для развития речи детей, где ведущая роль в этом принадлежит.

Уважаемые родители! Мы поговорим о речи детей. Для того, чтобы добиться правильного произношения звуков родного.

Формирование правильных коммуникативных способностей включает в себя:
  • Развитие связной речи
  • развитие навыков общения
  • формирование правильного звукопроизношения
  • развитие фонетико-фонематической стороны речи
  • развитие мелкой моторики.

Образовательный процесс в ДОУ, построен так, чтобы создать необходимые условия для формирования потребности в общение и её реализации. Для этого педагоги ДОУ используют разнообразные игровые приемы, игры и методические пособия, творческие подборки на основании программы собственного изготовления, вызывающие интерес дошкольников.

Игровые пособия разнообразны, красочны, многофункциональны. К примеру, подвижные игры (драматизация-постановка сказки с участием детей и использованием изготовленными педагогами атрибутов)- побуждают детей в игре получать, закреплять навыки правильного общения или звукопроизношения. Настольные игры изготавливаются из различного материала и направлены на формирование основных функций речи и мыслительных способностей. К тому же такие игры способны разнообразить подачу материала, снять напряжение, сконцентрировать внимание, во время освоение нового материала.

Источники: http://ped-kopilka.ru/vospitateljam/metodicheskie-rekomendaci/uprazhnenija-i-igry-dlja-razvitija-rechi-detei-2-3-let.html, http://dohcolonoc.ru/cons/9433-razvitie-rechi-detej-mladshego-doshkolnogo-vozrasta.html, http://www.maam.ru/obrazovanie/igry-po-razvitiyu-rechi

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

Избранные статьи

Сыпь области живота ребенка

Сыпь на животе у ребенка Причиной сыпи на животе у далее...

Нурофен сироп для детей инструкция отзывы

Глядя на страдания своего малыша, который далее...

Диета грудного ребенка при атопическом дерматите

Диета при атопическом далее...

Развивающие игры для детей 9 10 лет

Развивающие игры для детей 9-10 лет У современных школьников далее...

Популярные статьи

Интересно