Главная » Игры для детей

Игра развитии речи детей младшего возраста

Упражнения и игры для развития речи детей 2-3 лет

Автор-составитель: Пуляева Ольга Сергеевна. воспитатель 1 ясельной группы МБДОУ №128 г. Мурманска.

Материал предназначен для воспитателей групп раннего возраста.

Хочу поделиться из своего опыта работы некоторыми игровыми приемами и упражнениями по развитию речи. Данные упражнения можно вводить в минутки здоровья на занятиях или между ними.

Развитие речи детей раннего возраста.

Родное слово является основой всякого умственного

развития и сокровищницей всех знаний. Поэтому так важно

заботиться о своевременном развитии речи детей, уделять внимание её чистоте и правильности .

В возрасте от 2 до 3 лет происходит значительный скачок в развитии речи, внимании.

Дети, не получившие в раннем возрасте соответствующее речевое развитие, заметно отстают в общем развитии, так как речь является показателем достижений. С помощью речи ребёнок показывает своё знание или незнание, умение или неумение, согласие или отрицание происходящего, выражает свое отношение к происходящему.

Воспитателю группы раннего возраста необходимо вести систематическую и целенаправленную работу по развитию речи воспитанников. Именно ранний возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, для пробуждения интереса ко всему, что нас окружает. Поэтому задача обогащения словаря и активизации речи детей должна решаться ежеминутно, ежесекундно, постоянно звучать в беседах с родителями, пронизывать все режимные моменты.

Изучив методическую литературу, я поняла, чтобы развить речь ребенка многосторонне, нужен комплексный подход. Поэтому я использую весь арсенал игровых приемов, наглядности, действий с пальчиками, артикуляционную гимнастику и т.д.

Хочу поделиться с вами некоторыми приемами и упражнениями, которые я использую в своей работе по развитию речи.

1. Дыхательные упражнения и артикуляционная гимнастика.

Цель: формирование навыков правильного звукопроизношения; тренировка органов артикуляции.

Цель. развитие речевого дыхания, силы голоса, тренировка мышц губ.

1. Подуем на снежинку .

Вырезать из салфетки тонкую и легкую снежинку. Положить на ладонь ребенку. Ребенок дует, чтобы снежинка слетела с ладони.

2. Бабочка летает .

Сделать совместно с ребенком бабочку из тонкой бумаги (обертка от конфет, салфетка и т.д.). Привязать нитку. Ребенок держит за ниточку и дует на бабочку.

3. Плывет, плывет кораблик .

Налить в тазик или ванну воду положить кораблик и предложить ребенку подуть на кораблик.

Цель. развитие артикуляционного аппарата.

Зубы ровно мы смыкаем

И заборчик получаем,

А сейчас раздвинем губы –

Посчитаем наши зубы.

Упражнение Хобот слоненка .

Подражаю я слону

Губы хоботом тяну

Даже если я устану,

Их тянуть не перестану.

Буду долго так держать,

Свои губы укреплять.

2. Игры по развитию общей моторики.

Двигательные упражнения, игры в сочетании со стихотворным текстом являются мощным средством воспитания правильной речи. Чем выше двигательная активность, тем выше развивается его речь.

Мы идем по кругу, посмотри,

И шагаем дружно: раз, два, три.

Мы скачем по дорожке, меняя часто ножки.

Поскакали, поскакали: скок, скок, скок,

А потом, как аисты встали – и молчок.

3. Подвижные игры с речевым сопровождением.

Дети раннего возраста очень любят играть в короткие подвижные игры с забавными стихами, которые очень активно стимулируют развитие их речи. Чем веселее и интересней речевое сопровождение, тем больше игра нравится детям и тем больший эффект в развитии речи.

Например, подвижные игры Гуси-гуси , У медведя во бору , Лохматый пес , Кот Васька .

4. Логоритмические игры с самомассажем.

Во время игр с самомассажем воспитатель читает стихотворение, сопровождая слова движениями.

Лягушата встали, потянулись и друг другу улыбнулись.

Выгибают спинки, спинки – тростинки

Ножками затопали, ручками захлопали,

Постучим ладошкой по ручкам немножко,

А потом, а потом грудку мы чуть-чуть побьем.

Хлоп-хлоп тут и там и немного по бокам,

Хлопают ладошки нас уже по ножкам.

Погладили ладошки и ручки и ножки.

Лягушата скажут: Ква! Прыгать весело, друзья .

5. Игры – подражания с речевым сопровождением.

Цель: упражнять детей в отчетливом произношении отдельных звуков, слов или фраз.

Наши уточки с утра – Кря-кря-кря! , Кря-кря-кря! ,

Наши гуси у пруда – Га-га-га! , Га-га-га! ,

Наши гуленьки вверху – Гу-гу-гу! , Гу-гу-гу!

Наши курочки в окно – Ко-ко-ко! , Ко-ко-ко! ,

А наш Петя-петушок рано-рано поутру

Нам споет Ку-ка-ре-ку!

Произношение гласных звуков

- А-а-а (плач ребенка, поет певица, уколол пальчик,

девочка укачивает куклу).

- О-о-о (разболелся зуб,удивление).

- У-у-у (гудит поезд).

-И-и-и (жеребенок ржет).

Звуки произносятся на выдохе.

6. Пальчиковые игры .

Это уникальное средство для развития речи: стимулируют речевое развитие, улучшают артикуляционную моторику, подготавливают кисть к письму и повышают работоспособность коры головного мозга.

На двери висит замок.

Кто его открыть бы смог?

Покрутили, постучали, потянули и открыли.

7. Игры с различными предметами и материалами.

Можно использовать различные круглые предметы, которые хорошо катаются между ладонями.

(катаем грецкий орех или любой шарик между ладошками).

Маленькая птичка принесла яичко,

Мы с яичком поиграем,

Мы яичко покатаем,

Покатаем, не съедим, его птичке отдадим.

(карандаш должен быть ребристым).

Катание карандаша по столу вперед- назад,

чтобы карандаш не укатился.

Сначала одной рукой, потом другой.

Следовательно, очень важно работать над развитием речи малышей, но так же необходимо большое внимание уделять умению детей раннего возраста контактировать с окружающими людьми, учиться общаться, договариваться.

В заключение хочу сказать следующее, наши воспитанники – самые маленькие в детском саду. Они еще мало что знают, далеко не все понимают и совсем немногое умеют.

Ранний возраст по признанию специалистов всего мира – это уникальный период в жизни человека. Психологи называют его возрастом нераскрытых резервов . Наша с вами задача – сделать так, чтобы ребенок прожил этот период жизни как можно более полноценно.

Главное, ребёнок не должен нуждаются в заботе, внимании и любви со стороны взрослых и нас, в том числе.

Я призываю Вас – любите своих воспитанников и тогда они вырастут добрыми и умными.

Самообразование. Тема: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности»

Развитие мелкой моторики пальцев рук является прекрасным стимулом для речевого и умственного развития.

Листья падают в саду,

Я их граблями смету.

- Ладони на себя, пальцы переплести между собой, выпрямить и направить на себя.

Дом стоит с трубой и крышей.

На балкон гулять я вышел.

- На первой строчке ладони прямые, касаются друг друга пальцами, изображая крышу дома. Указательный палец отогнуть вверх (труба). На второй строчке согнуть мизинцы, изображая балкон.

У собаки острый носик,

Есть и шейка, есть и хвостик.

- Правая ладонь на ребро, большой палец вверх, указательный, средний и безымянный – вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается. Повторить левой ладонью.

Пальчиковые игры побуждают малышей к творчеству, и в том случае, когда ребенок придумывает к текстам свои, пусть даже не очень удачные движения, его следует хвалить и, если возможно, показать свои творческие достижения, например, папе или бабушке.

Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически по 2-5 минут ежедневно.

Ребенок может успешно овладеть речью тогда, когда с ним занимаются не только в дошкольном учреждении, но и дома, в семье. Пропаганду знаний среди родителей по вопросу речевого развития детей осуществляла в беседах и консультациях. Были проведены консультации на темы: «Активизация речи детей младшего дошкольного возраста», «Правильно ли говорит ваш ребенок? », «Использование пальчиковых игр для развития словаря детей младшего дошкольного возраста».

Практика показала: успехов в работе по развитию речи можно добиться, лишь используя разные формы и методы.

  1. Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М. «Карапуз», 2007.
  2. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М. ТЦ Сфера, 2006.
  3. Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.
  4. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.
  5. Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.
  6. Тимофеева Е. Ю. Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007.
  7. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь – СПб: ИЧП «Хардфорд», 1996.
  8. Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М. Эксмо, 2006.
  9. Кольцова М. М «Развитие моторики».
  10. Елена Данилова «Пальчиковые игры».
  11. Строгонова И. А. «Дошкольное образование, развитие мелкой моторики руки ребёнка».

Игры по развитию речи

Игры по развитию речи - раздел, где можно найти игры, разработанные и апробированные педагогами ДОУ (детских садов) по развитию лексико-грамматического строя, формированию фонетико-фонематической стороны, по развитию связной речи, формированию правильного звукопроизношения, по развитию мелкой моторики.

Речь - является основной формой взаимодействия человека с окружающим миром. Поэтому в дошкольном учреждении ей уделяется основное внимание. Специальные занятия в игровой форме способны своевременно предотвратить неправильное формирование речи и её функций.

Игровые пособия, игры

Показаны публикации 1-10 из 1671 .
Все разделы | Игры по развитию речи

Конспект НОД по речевому развитию «Развитие речи посредством театральной деятельности» Театрализованная игра «Курочка Ряба»

Конспект открытого занятия в первой младшей группе. Театрализованная игра «Курочка Ряба» Цель: развитие творческих.

1. Дыхательные упражнения и артикуляционная гимнастика. Цель: формирование навыков правильного звукопроизношения;.

Жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых одной из актуальных на сегодняшний день является.

1. игра «Какой, какая, какое» - снег ( белый, пушистый, сыпучий, холодный, мокрый, скрипучий и т. д, -.

Настольная дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи «Умный светофор»

Настольная дидактическая игра «Умный светофор». Правила игры. Играют 2-5 детей. Ведущий – взрослый (.

В трудах отечественных и зарубежных ученых отмечается, что игра, направленная на всестороннее развитие ребенка, -.

Согласно ФГОС ДО на этапе завершения дошкольного образования ребенок должен хорошо владеть устной речью, выражать свои.

Актуальность Речь ребенка развивается в общении со взрослыми и сверстниками в совместной деятельности. Игра.

Ранний возраст является наиболее значимым этапом для развития речи детей, где ведущая роль в этом принадлежит.

Уважаемые родители! Мы поговорим о речи детей. Для того, чтобы добиться правильного произношения звуков родного.

Формирование правильных коммуникативных способностей включает в себя:
  • Развитие связной речи
  • развитие навыков общения
  • формирование правильного звукопроизношения
  • развитие фонетико-фонематической стороны речи
  • развитие мелкой моторики.

Образовательный процесс в ДОУ, построен так, чтобы создать необходимые условия для формирования потребности в общение и её реализации. Для этого педагоги ДОУ используют разнообразные игровые приемы, игры и методические пособия, творческие подборки на основании программы собственного изготовления, вызывающие интерес дошкольников.

Игровые пособия разнообразны, красочны, многофункциональны. К примеру, подвижные игры (драматизация-постановка сказки с участием детей и использованием изготовленными педагогами атрибутов)- побуждают детей в игре получать, закреплять навыки правильного общения или звукопроизношения. Настольные игры изготавливаются из различного материала и направлены на формирование основных функций речи и мыслительных способностей. К тому же такие игры способны разнообразить подачу материала, снять напряжение, сконцентрировать внимание, во время освоение нового материала.

Источники: http://ped-kopilka.ru/vospitateljam/metodicheskie-rekomendaci/uprazhnenija-i-igry-dlja-razvitija-rechi-detei-2-3-let.html, http://dohcolonoc.ru/cons/9433-razvitie-rechi-detej-mladshego-doshkolnogo-vozrasta.html, http://www.maam.ru/obrazovanie/igry-po-razvitiyu-rechi

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

Избранные статьи

Фенистил капли для детей цена спб

Фенистил, гель Аллергический дерматит; Атопический дерматит; Различные аллергические реакции далее...

Методы экономического воспитания дошкольников

Экономическое воспитание дошкольников Чтобы вырастить человека деятельного, гармонично развитого, далее...

Простуда лечение быстро детей

Семь народных средств от простуды Насморк, кашель, температуру далее...

Дидактическая игра дошкольном возрасте

Дидактические игры-тренинги для детей (5-6 лет) Главные проблемы общения детей далее...

Популярные статьи

Интересно