Главная » Игры для детей

Дидактические игры про насекомых для детей

Дидактические игры по экологии для детей старшей группы

Авторские дидактические игры по экологическому развитию для старших дошкольников

Автор составитель: Масорина Евгения Андреевна
Место работы: МАДОУ ДС № 19 города Благовещенска», воспитатель.
Описание материала: Материал будет полезен экологам, педагогам и родителям. Также будет интересен для старших дошкольников и учеников начальных классов. Игра–перфокарта предназначена для индивидуальной работы. Развивает речевые процессы и мелкую моторику кистей и пальцев рук.
Цель: закрепление знаний у старших дошкольников о живой и не живой природе.
Задачи: развивать связную речь, развивать умение анализировать и обобщать, формировать сенсорное восприятие, воспитывать любовь к природе.
Ход работы:
1. Дидактические игры с помощью перфокарты.
Цель: систематизирование знаний находить существенные признаки насекомых, отличающие насекомых от других животных. Развивать умение анализировать и обобщать.
С правой стороны необходимо вырезать окошечко, чтоб были прорези во всех четырех окошках.
Ход игры:
Задание: Назовите насекомых, жизнь которых связана с землёй (необходимо красном цветом в окошке поставить галочку, которым относится). Ответ: медведка, муравей.
Задание: Назовите насекомых, жизнь которых связана с водой (необходимо синим цветом в окошке поставить галочку, которым относится). Ответ: Водомерка, жук-плавунец.


Задание: Поставьте галочки к тем насекомым, которые летают? Ответ: гусеница не летает.


Задание: Выберите насекомых, и обведите красным кружочком.Ответ: пчела, муха.


Задание: Выберите насекомых, и обведите синим кружком. Ответ: комар, тараканы и кузнечик.


Задание: В окошке отметить зеленым треугольником домашних животных, а диких в окошке отметить желтым квадратом. Ответ: корова и свинья - домашние животные, волк и лиса - дикие животные.


2. Дидактическая игра Наш дом
Задачи: учить запоминать все части природы в сочетании;
научить воспринимать природу как комплекс взаимосвязанных компонентов;
учить придумывать объекты-аналоги в двух домах.
Ход игры: Дети рассматривают рисунки с изображёнными на них домами человека и дома-природы и сравнивают их друг с другом.


Ответ: светильник - солнце; вентилятор - ветер; душ - дождь; плита - вулкан; холодильник - снежинки; кошка - тигр; ковёр - трава; крыша - облако.

ФОТО НАСЕКОМЫХ И ИГРА ОХОТА ЗА НИМИ

Сколько детей могут участвовать в игре фото насекомых: от двух до целой группы детского садика или весь класс младших школьников.

Чтобы превратить игру Охота за насекомыми в познавательный и увлекательный урок, рекомендуем следующие материалы для каждого ребенка:

- Лупа;
- Список насекомых;
- Сачок;
- Книга с научными названиями насекомых (одна на всех);
- Альбом (можно тетрадь), ручка и карандаш;
- Фотоаппарат для руководителя (опционально для детей).

Как нужно играть?
Учитель младших классов или воспитательница детского садика определяет заранее, каких насекомых нужно ловить. Очевидно, что тех насекомых, которые распространены в вашем регионе, легче всего найти. Охота за ними и фотографировать их будет одно удовольствие.

Можно взять в библиотеке или купить в книжном магазине книгу с научными названиями насекомых. Отметьте или выпишите те насекомые, которые часто встречаются в вашем регионе.

Школьники могут сами написать этот список в своих тетрадях и нарисовать напротив каждого наименования соответствующее насекомое. Тем дошкольникам, которые еще не могут писать, воспитательницы или другие взрослые могут помогать в создание списка насекомых, а нарисовать их, каждый ребенок должен самостоятельно.

Далее следует выход на ближайшую лужайку или, в крайнем случае, во двор школы или детского сада и начинать охоту за насекомыми. Дети, у которых есть фотоаппарат, могут сделать фото насекомых для личного и общего альбома.

После этого попросите их описать как можно лучше при помощи лупы пойманных насекомых и делайте пометки в ихние тетради. Также вы можете сфотографировать насекомых и сделать в конце общий фотоальбом насекомых для класса или группы.

Многие насекомые могут хорошо скрываться и стать менее заметными для хищников, поэтому дети должны проявить внимательность и наблюдательность, чтобы найти и фотографировать их.

Лето: Наблюдаем за насекомыми

Уланова Л. А. Иордан С. О. Методические рекомендации по организации и проведению прогулок для детей 3—7 лет.

Цель — познакомить с наиболее часто встречающимися насекомыми, их образом жизни, условиями для жизни.

Ход прогулки

Наблюдение: Рассмотреть, как ползают жуки, некоторые из них — летают. Обратить внимание на длинные усы жуков-усачей. Показать божью коровку, она ползает по руке, расправляет крылья, улетает искать себе пищу. Рассмотреть бабочку, как она порхает, как складывает крылышки, садится на цветок, ползает по нему. Рассмотреть муравейник. Из чего он состоит? Веточки, кора, комочки почвы — все это притащили маленькие труженики — муравьи. Маленькие дырочки — это ходы. Муравьи беспрестанно снуют, и каждый что-то несет. Муравьи дружные ребята. Они никогда не ссорятся, заботятся друг о друге. Муравьи никого не обижают. За это их все уважают — и в лесу, и в поле. Никто их не трогает. И мы не будем им мешать — пусть трудятся. Со старшими детьми понаблюдать, как пчелы обследуют цветок, забираются глубоко внутрь за нектаром. Рассказать о пользе, приносимой пчелами: в течение лета они опыляют огромное количество цветов. Спросить, чем питаются насекомые, кто питается ими. Какая польза от них и вред? Что необходимо насекомым для жизнедеятельности?

Стихотворения по теме: У тропинки под рябиной
Сеть раскинул паучок,
Нить прозрачной паутины
Намотал на кулачок.
Если муха прилетит —
Паутина задрожит,
И охотник из засады
За добычей прибежит.

Божья коровка, улети на небо,
Там твои детки кушают конфетки,
Всем по одной, а тебе ни одной.

(Русская народная потешка)

На вид, конечно, мелковаты,
Но все, что можно, тащат в дом.
Ребята наши — муравьята,
Вся жизнь их связана с трудом.

Пчела — не кит,
Она — мала,
Но велики
Ее дела.

Залетела к нам оса
И гудела два часа.
Извелась совсем без дела,
Даже вроде похудела.

Все поле у околицы —
Большой кузнечный цех.
Здесь так работа спорится —
В ушах звенит у всех!

Загадки

Два рога, да не бык,
Шесть ног без копыт,
Летит — так воет,
Сядет — землю роет.
(Жук)

Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел —
Он вспорхнул и улетел.
(Бабочка)

Дом стоит под старой елкой,
В нем живет моя семья.
Я несу туда иголки.
Угадайте, кто же я?
(Муравей)

Над нами —
Вверх ногами.
Ходят —
Не страшатся,
Никого не боятся.
(Мухи)

Не по рыбам,
А сети расставляет.
(Паук)

Осенью в щель заберется,
А весной проснется.
(Муха)

Где сладко, там она кружит,
Как пчела.
Она и жалит, и жужжит,
Как пчела.
И попадается в компот,
Как пчела.
Вот только меду не дает,
Как пчела.
(Оса)
В. Викторов

Мы в работе поминутно
От зари и до зари,
Нас в лесу найти нетрудно —
Лишь под ногами посмотри.
Назови меня скорей —
Я рабочий. (муравей).
Н. Шевляков

Прыгает пружинка —
Зеленая спинка.
(Кузнечик)

Я на спинке лежу,
Лапки ножницами
Скрещу.
(Жук)

Жу! Жу! Жу!
Я на ветке сижу,
Я на ветке сижу,
Букву ж все твержу.
Зная твердо букву эту,
Я жужжу весной и летом.
(Жук)

Спал цветок и вдруг проснулся —
Больше спать не захотел,
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился вверх и улетел
(Бабочка)

Кто одежды не шьет,
А ткань ткет?
(Паук)

Голубой аэропланчик
Сел на белый одуванчик.
(Стрекоза)

Не зверь, не птица,
А нос как спица,
Летит — кричит,
Сядет — молчит.
Кто его убьет,
Свою кровь прольет.
(Комар)

В лесу у пня
Суетня, беготня —
Народ рабочий
Весь день хлопочет,
Себе город строит.
(Муравейник)

На ромашку у ворот
Опустился вертолет —
Золотистые глаза.
Кто же это?
(Стрекоза)

На большой цветной ковер
Села эскадрилья.
То раскроет, то закроет
Расписные крылья.
(Бабочки)
В. Орлов

Без рук, без ног,
На брюхе ползает.
(Червяк)

Шли плотники без топоров,
Срубили избу без углов.
(Муравьи)

В уголке живет,
Пряжу прядет.
Тоньше его пряжи
Не найдешь в продаже.
(Паук и паутина)

Вокруг носа вьется,
А в руки не дается.
(Муха)

Дидактическая игра (А) и упражнение (Б)

А. Звукоподражание — воспитатель называет насекомое, дети произносят звукоподражание. Цель — закрепить произношение отдельных звуков.
Б. Угадай по описанию — воспитатель описывает насекомое, дети угадывают. Цель — научить составлять описательный рассказ, развить внимание, связную речь, находить сходства и различия.

Упражнения на развитие мелкой моторики рук

  • Построй муравейник — построить из травинок муравейник.
  • Пальчиковая гимнастика Улей .
Вот маленький улей, где пчелы (Дети сжимают пальчики в кулак.)
Спрятались, никто их не увидит.
Вот они показались из улья, (Отгибают по одному пальчику.)
Раз, два, три, четыре, пять,
З-з-з-з-з-з!
В. Волина

Труд (А) и индивидуальные физические упражнения (Б)

А. Построить муравейник.
Б. Ползание по бревну.

Подвижные игры

1. Жуки . Цель — научить бегать врассыпную, по сигналу менять направление. Ход игры. По сигналу Жуки полетели! дети бегут врассыпную. По сигналу Жуки сели на землю! дети приседают и шевелят пальцами, жужжат.
2. Змейка . Цель — научить бегать, держа друг друга за руки, точно повторять движения водящего, делать повороты, перешагивать через препятствия.

Источники: http://ped-kopilka.ru/blogs/evgenija-andrevna-masorina/didakticheskie-igry-po-yekologi.html, http://vseigritut.ru/doskol/detskiisad3.php, http://www.razumniki.ru/leto_nabludaem_za_nasekomymi.html

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

Избранные статьи

Рост развития мышц детей

Организм ребенка все время находится далее...

Роль педагога в воспитании личности ребенка

Проблема роли учителя в формировании далее...

Ребенка сухой кашель какой сироп лучше

Сироп от сухого кашля Чтобы быстро и эффективно далее...

Основные принципы физического воспитания дошкольников

Лекция 5 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ Систематическое воздействие физических далее...

Популярные статьи

Интересно